Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации



 

Энергоэффективность - способность рационально использовать энергетические ресурсы с применением экономически оправданных технологий и с постоянным контролем за состоянием окружающей среды. Определений термина энергоэффективность, равно как и термина энергосбережение существует множество.

Технологии энергоэффективности по праву называют технологиями, производящими пятый вид топлива. Действительно, смысл слова энергоэффективность в полной мере ощущают страны, не богатые запасами природного топлива. Благодаря развитым технологиям энергоэффективности и энергосбережения, Япония, после аварии на АЭС Фукусима и отключения почти 8ГВт установленной мощности, смогла преодолеть энергетический кризис так, что население Токио и прилегающих городов практически не ощутило на себе последствий. Энергоэффективность - инструмент, позволяющий в значительной мере хеджировать риски централизованной энергосистемы. Часто меры по повышению энергоэффективности зданий и промышленных комплексов заменяют собой строительство генерирующих станций или линий электропередач.

В России задача повышения энергоэффективности и энергосбережения стоит достаточно остро. В России самый эноргоемкий ВВП в мире - на единицу произведенной продукции Россия затрачивает больше всего энергии в мире. Ключ к сокращению расходов на производство - повышение энергоэффективности промышленных объектов и жилых зданий.

Потенциал России по повышению энергоэффективности. Энергоэффективный потенциал России составляет примерно 45% от суммарного энергопотребления России. В численном эквиваленте потенциал энергоэффективности России составляет 285 миллионов тонн нефтяного эквивалента. С учетом объемов сжигания попутного газа потенциал энергоэффективности России составляет около 300 миллионов тонн нефтяного эквивалента.

Энергопотребление в России. Потенциально энергопотребление в России может стать инструментом для экономии 155 миллионов тонн нефтяного эквивалента. Это один из аспекто программы по повышению энергоэффективности. Улучшив энергопотребление, сделав его более экономичным и энергоэффективным, можно сократить общий объем потребляемой энергии на 37%, или на 345 миллиардов КВт*ч.

Другой путь повышения энергоэффективности - экономия тепла. Это вторая по величине мера по повышению энергоэффективности после экономии электроэнергии. Потребление тепла в России также является экономически неэффективным из-за высокой амортизации тепломагистралей и плохой, неэффективной теплоизоляции. В рамках улучшения энергоэффективности должна быть произведена модернизация теплопередающего оборудования. Такие меры повышения энергоэффективности позволят сэкономить более 50% от суммарной выработки тепла, или более 840 гигакалорий.

Третья мера по повышению энергоэффективности - экономия потребления природного газа. Потенциал по повышению энергоэффективности путем снижения потребления природного газа до обоснованного уровня составляет 25 - миллиардо кубических метров в год. Это больше половины внутреннего потребления России и значительно превосходит объемы российского экспорта газа.

Цель энергосбережения как деятельности по повышению энергоэффективности понятна из самого определения - повышение энергоэффективности всех отраслей, во всех поселениях, а также в стране в целом. В то же время не оправдано введение мер, обеспечивающих повышение энергоэффективности при увеличении совокупных затрат общества на энергоснабжение. В отличие от высокоразвитых в экономическом отношении стран, в значительной степени реализовавших потенциал быстроокупаемых мероприятий и вынужденных идти по экологическим соображениям на значительные прямые методы бюджетной поддержки, в России имеется огромный резерв энергоэффективности, реализуемый за счет быстроокупаемых мероприятий по "наведению элементарного порядка".

Должны быть разработаны и введены в практику экономические модели, позволяющие использовать для компенсации затрат на осуществление энергосберегающих мероприятий не только средства высвобождаемые при уменьшении объемов энергопотребления, но и системные экономические эффекты включая:

фактическую стоимость высвобождаемой мощности в системах электро-, тепло-, водтопливоснабжения;

снижение платы за объем вредных выбросов и стоков;

эффекты от снижения темпов роста тарифов, включая затраты на содержание объектов бюджетной сферы, а также льготы и субсидии населению;

эффекты от комплексной оптимизации систем энерго - и топливоснабжения, включая уменьшение общесистемных энергетических потерь и снижение затрат на увеличение мощности энергосистем;

уменьшение дотаций регионам на "северный завоз" топлива, подготовку к отопительному сезону;

снижение стоимости подключения новых зданий и сооружений к инженерным коммуникациям.

Продвижение экономических, поведенческих и административных механизмов в области энергосбережения может осуществляться органами управления государственной власти через систему мер, в общем виде сводящихся к следующим:

правового регулирования через установление правовых, в первую очередь законодательных, норм и правил. Регулирование должно осуществляться как через создание отдельного законодательства непосредственно регулирующего вопросы энергосбережения, так и внесением изменений в другие нормативные акты, включая гражданское, жилищное, административное, тарифное, налоговое, бюджетное и иное законодательство;

административного регулирования совместно с субъектами Российской Федерации через введение административной ответственности за нарушение действующих нормативно-правовых актов в сфере энергосбережения;

контрольно-надзорного регулирования через осуществление контроля и надзора за исполнением обязательных требований в сфере энергосбережения; утверждение нормативов потерь, а также через систему допусков и разрешений;

экономического регулирования через создание механизмов ведения экономически оправданной предпринимательской деятельности в сфере энергосбережения. Создание условий для доступности этой деятельности, в том числе для малого и среднего бизнеса;

налогового регулирования через систему льгот, акцизов на энергорасточительные товары, отсрочку выплат налогов, льготы на строительство особо важных объектов и т.д., а также могут вводиться неналоговые льготы и надбавки, включая таможенные, экологические платежи;

тарифного регулирования через установление взаимоувязанной системы тарифов и плат стимулирующей повышение энергоэффективности процессов как у энергоснабжающих организаций, так и у потребителей;

создания системы общественного регулирования через объединения потребителей и саморегулируемые организации поставщиков;

использования полномочий по управлению государственными предприятиями, акционерными обществами с участием государства для продвижения решений о разработке программ энергосбережения предприятий, экспертизе этих программ, организации выпуска энергоэффективной продукции, исследованиях в области энергосбережения. А также через создание системы управления процессами энергосбережения в государственных учреждениях, включая армию, МЧС, МВД, ФСБ, Министерство юстиции, а также объекты федеральной собственности, переданные в управление или аренду;

антимонопольного регулирования через устранение и предотвращение действий со стороны естественных монополий, препятствующих процессам повышения энергоэффективности, таких как взимание платы за недоиспользование энергии или топлива, препятствия по допуску к сетям общего пользования энергоэффективных энергоисточников, ограничения на использование не аккредитованных у организаций монополистов технологий и типов оборудования, отсутствие прозрачной системы распределения природного газа;

разработки топливно-энергетических балансов страны и регионов, включая оценку уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения, определения минимального уровня заданий регионам по повышению энергоэффективности. Определения принципов и внедрения государственной статистической отчетности по уровню энергоэффективности процессов, товаров, организаций и муниципалитетов;

организации технологических и экономических научных исследований путем создания федеральных исследовательских центров и внедрения методов экономического поощрения организаций, ведущих такие исследования. Финансирования проведения контрольных долговременных испытаний на подтверждение энергосберегающего эффекта и обеспечение доступности информации об испытаниях;

создания системы пропаганды энергосбережения;

создания системы информации и подготовки кадров.

Невозможно управлять процессом энергосбережения не разделив его на множество направлений и сгруппировав по технологиям и субъектам отношений.

Ключевыми параметрами, определяющими результативность мер по повышению энергоэффективности в промышленности, являются: оценки объемов выпуска продукции; объемы выбытия устаревшего оборудования; масштабы модернизации оборудования; объемы ввода нового оборудования; технологические параметры модернизации оставшегося оборудования (доведение до параметров среднего зарубежного оборудования); технологические параметры нового оборудования. Рассматривались два варианта: доведение удельных расходов до параметров среднего зарубежного оборудования и доведение до параметров лучшего зарубежного оборудования для нового оборудования (практический минимум).

В отношении перспектив развития экономики были рассмотрены два сценария: инерционный (технологическая модернизация будет происходить, но ее темпы будут близки к тем, что имели место в 2000-2011 гг., в ряде отраслей промышленности будут реализованы начатые в последние годы масштабные проекты по введению новых энергоэффективных мощностей и эти эффекты "автономного" технического прогресса учтены в расчетах по инерционному сценарию), а также инновационный (за счет дополнительных мер политики повышения энергоэффективности в промышленности процессы ее модернизации будут существенно ускорены, что позволит обеспечить более динамичное снижение удельных расходов энергии). Разница в потреблении энергии для этих двух сценариев - экономия за счет дополнительных мер политики по повышению энергоэффективности.

Потенциал повышения энергоэффективности жилого сектора в Российской Федерации составляет более 35%, однако на данный момент в России 64 энергоэффетивных здания. Также предлагается снизить процент минимального участия при софинансировании из бюджетов субъектов России до 50% для мероприятий по капитальному ремонту жилого сектора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.012 с.)