Энергетическая политика в России в настоящее время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энергетическая политика в России в настоящее время



Содержание

Введение

1. Энергетическая политика в России в настоящее время

1.1 Государственные проекты в области энергосбережения

1.2 Барьеры повышения энергоэффективности

2. Энергосберегающая политика за рубежом

2.1 Энергосбережение в странах Евросоюза

2.2 Энергосбережение в США

2.3 Энергосбережение в Китае

3. Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации

4. Мои предложения по повышению энергоэффективности в России

Список литературы


Введение

 

Россия обладает мощной энергетической системой и богатыми энергоресурсами. К ним относятся: топливные ресурсы энергия рек атомная энергия <http://yamnnov.ru/articles/3226-atomnaya-energiya.html> солнечная энергия энергия ветра энергия геотермальных вод энергия приливов и отливов.

Наиболее активно в нашей стране используются топливныеэнергоресурсы. К ним относятся - нефть, газ, уголь. Все они являются исчерпаемыми и невозобновимыми полезными ископаемыми.

Энергоресурсы - все доступные для промышленного и бытового использования источники разнообразных видов энергии: механической, тепловой, химической, электрической, ядерной.

Темпы научно-технического прогресса, интенсификация общественного производства, улучшение условий труда и решение многих социальных проблем в значительной мере определяются уровнем использования энергетических ресурсов. Развитие топливно-энергетического комплекса и энергетики является одной из важнейших основ развития всего современного материального производства.

Среди первичных энергоресурсов различают невозобновляемые (невоспроизводимые) и возобновляемые (воспроизводимые) энергоресурсы. К числу невозобновляемых энергетических ресурсов относятся в первую очередь органические виды минерального топлива, добываемые из земных недр: нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, другие битуминозные горные породы, торф. Они используются в современном мировом хозяйстве в качестве топливно-энергетического сырья особенно широко и, поэтому, нередко называется традиционными энергетическими ресурсами.

К возобновляемым (воспроизводимым и практически неисчерпаемым) энергетическим ресурсам относятся гидроэнергия (гидравлическая энергия рек), а также так называемые нетрадиционные (или альтернативные <http://yamnnov.ru/articles/3222-alternativnaya-energetika.html>) источники энергии: солнечная, ветровая, энергия внутреннего тепла Земли (в том числе геотермальная), тепловая энергия океанов, энергия приливов и отливов. Особо должна быть выделена ядерная или атомная энергия, относимая к невозобновляемым энергетическими ресурсами, так как её источником являются радиоактивные (преимущественно урановые) руды. Однако со временем, с постепенной заменой атомных электростанций (АЭС), работающих на тепловых нейтронах, атомными электростанциями <http://yamnnov.ru/articles/3242-atomnye-elektrostanczii.html>, использующими реакторы-размножители на быстрых нейтронах, а в будущем термоядерную энергию, ресурсы ядерной энергетики станут практически неисчерпаемыми.

Значительно возрастает роль и такие возобновляемые энергоресурсы, как солнечная энергия (энергия солнечной радиации, поступающей на поверхность Земли), энергия внутреннего тепла самой Земли (в первую очередь геотермальная энергия), тепловая энергия Мирового океана (обусловленная большими перепадами температур между поверхностными и глубинными слоями воды), энергия морских и океанических приливов и энергия волн, ветровая энергия, энергия биомассы, основой которой является механизм фотосинтеза (биоотходы сельского хозяйства и животноводства, промышленные органические отходы, использование древесины и древесного угля). По имеющимся прогнозам, доля возобновляемых энергетических ресурсов (гидроэнергетических и перечисленных нетрадиционных) достигнет в 1-й четверти 21 века примерно 7-9% в мировом суммарном использовании всех видов первичных энергоресурсов (свыше 20-23% будет приходиться на атомную ядерную энергию и около 70% сохранится за органическим топливом - углём, газом и нефтью).

энергосбережение освещение здание энергоэффективность


Энергосбережение в США

Соединенные штаты Америки не производят впечатления энергоэффективной страны. Нет даже государственной программы энергосбережения. Озвученная еще при Д. Буше цель, известная под коротким названием 15/15 (снижение к 2015 г. темпов роста потребления энергоресурсов на 15%), удивляет своей незначительностью.

Даже в северных районах удивляют здания - обычно нет тамбуров, остекление одинарное, а стены выполняют только функцию перегородок.

Цены на энергоресурсы примерно соответствуют российским, но средние доходы граждан выше, и энергоэффективное поведение не стало массовым явлением.

В то же время большое количество проектов и решений очень интересны и полезны для нас. Достаточно сказать, что общая мощность ветряных электростанций за последние 10 лет увеличилась в 5 раз, достигнув 21 тыс. МВт. Только в 2008 г. в этот сектор инвестировано 5,5 млрд долл. и сейчас одновременно строится 86 ветропарков.

В промышленности потребляется около трети энергоресурсов. В основном это нефть и природный газ.

Всего в США более 200 тыс. промышленных предприятий, но из них 4 тыс. потребляет 58% энергоресурсов.

Государство финансирует проведение экспресс-аудитов крупнейших предприятий (2-3 дневные проверки стоимостью около 10 тыс. долл. США). Обычно предприятия выполняют более половины рекомендованных мероприятий.

Распространение получили добровольные соглашения с региональными и федеральными властями о снижении потребления энергоресурсов предприятиями (обычно на 25% за 10 лет).

На общедоступных сайтах имеется огромное количество информации по энергосберегающим технологиям, расчету экономической эффективности и особенностям внедрения. Действует 26 образовательных центров для малых и средних предприятий.

В некоторых штатах действуют программы софинансирования для предприятий, заключивших добровольное соглашение.

В настоящее время политика развитых стран по отношению к целям и задачам энергоэффективности и энергосбережения и расширения использования возобновляемых источников энергии базируется на сочетании поощрения инвестиций в энергосберегающие технологии и создания стимулов к их применению, в том числе налоговых режимов и субсидирования, особенно в странах Европы и США.

В развивающихся странах важную роль в распространении энергоэффективных технологий и расширения использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии играют программы кредитования и субсидирования международных финансовых организаций и экспортно-импортных агентств.

Современный этап развития мировой энергетики характеризуется ускоренным ростом энергетической эффективности. В большинстве промышленно развитых стран стремление повысить энергоэффективность приобрело характер национальной идеи. Внутренняя государственная политика там направлена на оптимизацию энергозатрат путем энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии, а внешняя - на диверсификацию источников поставок и снижения конкурентоспособности энергоизбыточных стран.

Важнейшими инструментами реализации государственной политики энергосбережения в странах с развитой экономикой являются:

нормативно-правовая база. К примеру, в США, Японии, Канаде и Нидерландах действуют специальные законы об энергосбережении. В остальных промышленно развитых странах законодательное регулирование в сфере энергосбережения осуществляется с помощью отдельных нормативных актов, правительственных директив, посвященных вопросам экономии топлива и энергии в различных областях.

ценовая и налоговая политика, направленная на экономическое стимулирование энергосбережения.

Примером создания эффективного нормативно-правового обеспечения энергосбережения может служить законодательство Соединенных Штатов Америки, где принят ряд принципиальных законов в указанной сфере, явившихся прототипом для разработки энергетического законодательства в других странах.

Один из основополагающих - закон США 2005 г. "Об энергетике" охватывает всю отрасль энергетики и включает в себя комплекс конкретных программ по внедрению энергосберегающих технологий и новых источников энергии. Среди этих программ следует отметить, к примеру, практику заключения контрактов на энергосбережение. Правительство заключает с организациями контракты на энергосбережение. Причем должно экономиться ежегодно примерно 2,5% топливно-энергетических ресурсов. И если достигается экономия в течение указанного срока (в законе говорится о 2007-2016 годах), тот, кто этого достиг, имеет право на получение соответствующих субсидий и поддержки на федеральном уровне.

Согласно закону, призванному ускорить разработку и реализацию энергосберегающих технологий, в 2012 г. из возобновляемых источников должно быть произведено 7,5 млрд. галлонов топлива. Поставлена задача обеспечить к 2017 г. производство из доступных в США возобновляемых и альтернативных источников 35 млрд. галлонов топлива. Это позволит сократить потребление нефти на 10%, что приведет к экономии 2 млн. баррелей нефти в день.тоит также упомянуть о программе "Энергетическая звезда", суть которой состояла в закупках государственными учреждениями и частными компаниями США энергоэффективных товаров. И власти обязывали муниципальные, местные органы закупать товары, только имеющие знак "Энергетическая звезда". Для обеспечения работы программы была разработана целая система по закупке энергоэффективных товаров, маркировке, созданию каталогов энергоэффективных товаров и т.д.

Энергетическая система современной Европы характеризуется значительной зависимостью от поставок энергоносителей из-за рубежа. Ее безопасность может обеспечить лишь существенный сдвиг в сторону использования источников возобновляемой энергии с одновременным повышением эффективности энергосбережения. Об этом свидетельствует активная политика ЕС в данном направлении. Ее первым шагом можно считать принятие в 1997 году так называемой "Белой книги" - документа, в котором ЕС установил цели в области использования возобновляемой энергии. Фактически было определено направление долгосрочной политики в области использования возобновляемых источников энергии и поставлена цель удвоить их использование с 6% (уровень 2000 года) до 12% к 2010 году.

В США поставлена задача сократить к 2017 году потребление бензина в стране на 20%. Три четверти этого сокращения предполагается обеспечить за счет увеличения использования местных альтернативных и возобновляемых источников энергии, в том числе: этилового спирта, производимого из кукурузы и целлюлозы, метанола, бутанола, биодизельного топлива, водородного топлива и некоторых других энергоносителей.

Соединенные Штаты считают, что лучший способ укрепить энергетическую безопасность и помочь странам развиваться наряду с охраной окружающей среды и улучшением здравоохранения - внедрять экологически чистые и недорогие технологии в энергетике. При этом необходим диверсифицированный подход, охватывающий обычные, перспективные и возобновляемые виды энергии, а также технологии эффективного использования энергии. Правительство США в партнерстве с частным сектором стремится развивать в стране и за рубежом комплекс технологий, которые должны быть постепенно внедрены ко второй половине текущего столетия. К ним относятся новые биологические виды топлива из непродовольственных культур, чистая угольная технология, коммерциализация гибридных автомобилей с подзаряжающимися аккумуляторами, технология водородных топливных элементов, более эффективные и более безопасные ядерные системы, технологии ядерного синтеза. И это лишь основные направления.

Стратегия сокращения зависимости Америки от нефти, изложенная в Президентской Программе "Передовая энергетическая инициатива", предполагает 22-процентное увеличение финансирования на исследования в области экологически чистой энергии в Министерстве энергетики США. Предусматривается, в частности, увеличить инвестиции в солнечные и ветровые технологии, угольные электростанции без выбросов, чистые ядерные технологии и этанол.

Программой предусматривается не только разрабатывать экологически чистые энергетические технологии, но и стремиться сделать их более дешевыми. Именно поэтому правительство США потратило с 2001 года более 15 млрд. долларов на разработку альтернативных источников энергии. Это финансирование способствовало резкому снижению стоимости возобновляемой энергии. Объем частных инвестиций реагирует на рост стоимости обычной энергии. В 2005 году новые капиталовложения в технологии производства возобновляемой энергии составили 44 млрд. долларов. Теперь на долю этих технологий приходится примерно 20-25 процентов мировых инвестиций в энергетику.

Свою энергетическую программу Б. Обама сформулировал еще во время предвыборной кампании и, не смотря на кризис, в нее не было внесено существенных изменений. На реализацию новой энергетической политики планируется выделить из стабилизационного фонда около 80 млрд долл. США (7% от 1,1 трлн долл. США, предназначенных для всех антикризисных программ).

Предусматривается достижение 6 главных целей:

сокращение выбросов углекислого газа,

субсидирование чистых энергетических технологий,

поддержка производства биотоплива,

достижение независимости от импорта топлива,

повышение энергоэффективности экономики,

восстановление лидерства в международных климатических программах.

Для обеспечения эффективности энергосберегающей политики США необходимо ускоренное проведение исследований, разработки и внедрения технологий, которые либо повышают эффективность энергосбережения, либо предусматривают использование возобновляемых источников энергии. При наличии разнообразных технологий и стимулов рынки смогут более эффективно и гибко осуществлять поиск наиболее экономичных путей решения проблемы глобального изменения климата планеты.

Возобновляемые источники энергии, такие как ветер, фотоэлектрические элементы солнечная, гидроэнергия - источники экологически чистой энергии и не требуют использования обычных видов топлива, таких как уголь или нефть, применение которых связано с выбросом в атмосферу огромного количества углекислого газа.

К 2010 г. объемы выбросов углеродсодержащих соединений в атмосферу в электроэнергетике США могут быть сокращены на 186 млн. тон в год. Обеспокоенность эмиссией углеродсодержащих соединений будет способствовать более активному использованию энергии ветра, сжиганию угля в сочетании с биомассой на электростанциях, повышению эффективности работы электростанций, продлению срока работы АЭС и более широкому использованию гидроэнергетики. Замена угля природным газом для производства электроэнергии на некоторых электростанциях, закрытие устаревших электростанций, работающих на угле, строительство новых турбин и электростанций с комбинированным циклом и более широкое применение газа для производства электроэнергии может оказаться вполне рентабельным делом. Однако, для достижения значительного сокращения эмиссии углеродсодержащих соединений при производстве и использовании электроэнергии правительство США, помимо прочих мер, должно будет расширить исследования в области возобновляемых источников энергии и передовых технологий использования ископаемых энергоресурсов.

Предполагаемая перестройка электроэнергетической отрасли США принесет ощутимые экологические результаты как через рыночные механизмы, так и шаги, направленные на привлечение дополнительных инвестиций для развития энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии.

Энергосбережение в Китае

С конца 70-х гг.20 века Китай остается наиболее быстро развивающимся государством, достигнувшим выдающихся результатов в экономике и сделавшим существенный вклад в мировое развитие и благосостояние. Стабильный рост энергетических поставок обеспечил серьезную

поддержку экономическому развитию и социальному прогрессу КНР, которая, являясь незаменимым звеном мирового энергетического рынка, играет важную роль в поддержании глобальной энергетической безопасности. Китайское правительство большое внимание уделяет развитию современной энергетической индустрии, выбрав энергосбережение и охрану окружающей среды в качестве приоритетов государственной политики.

В последние десятилетия повышение энергетической эффективности экономики КНР стало одной из стратегических задач китайского правительства. Решение данной задачи является необходимым для обеспечения долговременной энергетической и экологической безопасности Китая, сохранения прежних темпов экономического развития. Некогда относясь к группе ведущих нетто-экспортеров энергетических ресурсов и обеспечивая ими своих соседей Японию и Южную Корею, с 1993 года Китай, в условиях бурного экономического роста и истощения запасов природных ресурсов, переместился во вторую группу поставщиков, став нетто-импортером нефти, а с 2003 года удерживает второе место в мире по импорту нефти после США.

В энергетической стратегии Китая большое внимание уделяется развитию возобновляемых источников энергии, законодательные основы которого были заложены в 11-ом пятилетнем плане. С 1 января 2006 года в Китае начал действовать закон "О возобновляемой энергии" (Renewable Energy Law), призванный стимулировать использование возобновляемой энергии, увеличить производство электроэнергии, совершенствовать структуру потребления энергии в КНР, а также защиты окружающей среды. Однако задачи, первоначально поставленные в законе, иначе как грандиозными, назвать нельзя. Так, он предусматривал достижение 15% -ой доли возобновляемых источников в энергетике Китая к 2020 году, при том что по состоянию на 2006 г. она составляла менее 1%. Кроме того, Законом КНР "О возобновляемой энергии" был создан фонд, направленный на финансирование проведения научных исследований в области возобновляемой энергетики, финансирования экологически чистых энергетических проектов в сельской местности, создания независимых энергетических систем в отдаленных районах и на островах.

В 2007 году Государственным советом Китая была утверждена "Белая книга" по энергетике, не потерявшая своей актуальности и сегодня. В 2008 году Государственным Советом Китая был принят целый ряд документов, направленных на повышение энергоэффективности и стимулирование энергосбережения. Наиболее важными из них стали: Energy Conservation Law; Public Sector Energy Saving Regulation; In-depth Development of Energy Saving Action to All Chinese People; Civil Energy Bill и др.

В продолжение развития нормативно-правовой базы энергосбережения, был принят закон "О содействии регенеративной экономике", вступивший в силу с 1 января 2009 года и призванный содействовать поступательному развитию посредством экономного использования энергии и снижения объемов выбросов загрязняющих веществ. С января 2010 года Государственная энергетическая комиссия КНР, возглавляемая председателем Госсовета КНР Вэнь Цзябао, была назначена ответственной за разработку и реализацию энергетической стратегии КНР.

По мнению заместителя начальника Государственного энергетического управления У Иня, снижение энергопотребления является важнейшим условием развития в Китае низкоуглеродной экономики. В "Рекомендациях ЦК КПК по разработке 12-го пятилетнего плана народно-хозяйственного и социального развития" слова "снижение энергопотребления" употребляются более 10 раз.

Неслучайно, что в принятом Национальным народным конгрессом Китая 12-ом пятилетнем плане на (2011-2015 гг.) тема энергосбережения и сокращения выбросов вновь стала одной из ключевых. Целью 12-ого пятилетнего плана является фундаментальная реструктуризация экономики путем реализации четырех основных инициатив: снижение плановых показателей экономического роста, увеличение потребления, внедрение мер энергосбережения и охраны окружающей среды и развитие стратегических отраслей. 12-ый пятилетний план можно справедливо назвать самым "зеленым", поскольку он содержит мероприятия по снижению выбросов, повышению энергетической эффективности экономики и обеспечению стабильных, надежных и чистых поставок энергоресурсов. Новый целевой уровень снижения выбросов углекислого газа установлен на отметке в 17%. Постановка китайским правительством столь высокой планки, вероятно, связана не столько с серьезной озабоченностью проблемой глобального потепления, сколько с пониманием стратегической ценности построения низко-углеродной экономики в реалиях 21 века. Аналитики отмечают, что Китай догоняет и даже опережает США в ряде низко-углеродных отраслей, таких как машиностроение (электромобили), производство ветряных турбин и солнечных модулей, и 12-летний план содержит положения преференциальной политики для дальнейшего развития названных отраслей.

Правительство также обозначило предел совокупного энергопотребления на уровне 4 млрд. тонн угольного эквивалента к 2015 году. Кроме того план содержит "обязательные" целевые показатели по достижению возобновляемыми видами топлива 11% -ой доли в структуре энергопотребления Китая, снижению энергоемкости ВВП на 16% (что ниже заявленного в 11-ом пятилетнем плане 20% -ного уровня), 8% -ому снижению выбросов сернистого газа и CO2 (в 11-ом плане было 10%) и 10% -ому сокращению выбросов оксидов азота и аммиачного азота.

Новые целевые показатели по развитию возобновляемой энергетики не случайны. Во время "11-й пятилетки" под руководством Закона о возобновляемой энергетике КНР и государственной стратегической политики возобновляемая энергетика испытала динамичное развитие.

В 12-м пятилетнем плане акцент развития был направлен на дальнейшее повышение способности к техническим инновациям, владение ключевыми технологиями, повышение эффективности и снижение себестоимости, освоение новых рынков.

В настоящее время основная задача заключается в том, чтобы внимательно изучать и анализировать существующие проблемы в ходе развития возобновляемой энергетики, создавать благоприятный климат для обеспечения поступательного, здорового и динамичного развития возобновляемой энергетики в Китае, в частности, климат юридической политики, климат финансового инвестирования, климат индустриальной инновации и развития.12-ый пятилетний план включает инициативу по развитию нескольких так называемых "Стратегических перспективных отраслей" (Strategic Emerging Industries). Китайское правительство не хочет больше ассоциироваться с "мировой производственной площадкой", по крайней мере, в некоторых отраслях, для которых правительство

собирается ввести льготное налогообложение, а также предложить привлекательные условия финансирования и поставок.

Правительство рассчитывает, что эти отрасли станут основой китайской экономики в ближайшие десятилетия, и они были выбраны исходя из того, какие китайские корпорации должны занять весомое положение на мировых рынках. Эти 7 отраслей включают:

биотехнологии,

разработку перспективных источников энергии,

производство высокотехнологичного оборудования,

энергосбережение и охрану окружающей среды,

энергетически безопасные транспортные средства,

новые материалы,

информационные технологии нового поколения.

Правительство прогнозирует, что в 12-ом пятилетнем периоде на развитие названных отраслей будет направлено 14 триллионов юаней, как из государственного бюджета, так и из внебюджетных источников, при этом доля перспективных отраслей в ВВП должна возрасти с 5 до 8% к 2015 году и до 15% к 2020 году.


Список литературы

 

1. http://www.ecoteco.ru

2. Железко Ю.С. Потери электроэнергии. Реактивная мощь. Качество электроэнергии. Руководство для практических расчетов

3. http://www.esco-ecosys. narod.ru/

.   Арутюнян А.А. Основы энергосбережения

.   Сибикин Ю.Д. Технология энергосбережения

Содержание

Введение

1. Энергетическая политика в России в настоящее время

1.1 Государственные проекты в области энергосбережения

1.2 Барьеры повышения энергоэффективности

2. Энергосберегающая политика за рубежом

2.1 Энергосбережение в странах Евросоюза

2.2 Энергосбережение в США

2.3 Энергосбережение в Китае

3. Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации

4. Мои предложения по повышению энергоэффективности в России

Список литературы


Введение

 

Россия обладает мощной энергетической системой и богатыми энергоресурсами. К ним относятся: топливные ресурсы энергия рек атомная энергия <http://yamnnov.ru/articles/3226-atomnaya-energiya.html> солнечная энергия энергия ветра энергия геотермальных вод энергия приливов и отливов.

Наиболее активно в нашей стране используются топливныеэнергоресурсы. К ним относятся - нефть, газ, уголь. Все они являются исчерпаемыми и невозобновимыми полезными ископаемыми.

Энергоресурсы - все доступные для промышленного и бытового использования источники разнообразных видов энергии: механической, тепловой, химической, электрической, ядерной.

Темпы научно-технического прогресса, интенсификация общественного производства, улучшение условий труда и решение многих социальных проблем в значительной мере определяются уровнем использования энергетических ресурсов. Развитие топливно-энергетического комплекса и энергетики является одной из важнейших основ развития всего современного материального производства.

Среди первичных энергоресурсов различают невозобновляемые (невоспроизводимые) и возобновляемые (воспроизводимые) энергоресурсы. К числу невозобновляемых энергетических ресурсов относятся в первую очередь органические виды минерального топлива, добываемые из земных недр: нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, другие битуминозные горные породы, торф. Они используются в современном мировом хозяйстве в качестве топливно-энергетического сырья особенно широко и, поэтому, нередко называется традиционными энергетическими ресурсами.

К возобновляемым (воспроизводимым и практически неисчерпаемым) энергетическим ресурсам относятся гидроэнергия (гидравлическая энергия рек), а также так называемые нетрадиционные (или альтернативные <http://yamnnov.ru/articles/3222-alternativnaya-energetika.html>) источники энергии: солнечная, ветровая, энергия внутреннего тепла Земли (в том числе геотермальная), тепловая энергия океанов, энергия приливов и отливов. Особо должна быть выделена ядерная или атомная энергия, относимая к невозобновляемым энергетическими ресурсами, так как её источником являются радиоактивные (преимущественно урановые) руды. Однако со временем, с постепенной заменой атомных электростанций (АЭС), работающих на тепловых нейтронах, атомными электростанциями <http://yamnnov.ru/articles/3242-atomnye-elektrostanczii.html>, использующими реакторы-размножители на быстрых нейтронах, а в будущем термоядерную энергию, ресурсы ядерной энергетики станут практически неисчерпаемыми.

Значительно возрастает роль и такие возобновляемые энергоресурсы, как солнечная энергия (энергия солнечной радиации, поступающей на поверхность Земли), энергия внутреннего тепла самой Земли (в первую очередь геотермальная энергия), тепловая энергия Мирового океана (обусловленная большими перепадами температур между поверхностными и глубинными слоями воды), энергия морских и океанических приливов и энергия волн, ветровая энергия, энергия биомассы, основой которой является механизм фотосинтеза (биоотходы сельского хозяйства и животноводства, промышленные органические отходы, использование древесины и древесного угля). По имеющимся прогнозам, доля возобновляемых энергетических ресурсов (гидроэнергетических и перечисленных нетрадиционных) достигнет в 1-й четверти 21 века примерно 7-9% в мировом суммарном использовании всех видов первичных энергоресурсов (свыше 20-23% будет приходиться на атомную ядерную энергию и около 70% сохранится за органическим топливом - углём, газом и нефтью).

энергосбережение освещение здание энергоэффективность


Энергетическая политика в России в настоящее время

 

Главной целью энергетической политики России является определение путей и формирование условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для подъема благосостояния граждан и социально-экономического возрождения страны.

Энергетическая стратегия России фокусирует внимание не на определении параметров процесса развития ТЭК, а на формирование среды и условий, при которых этот процесс развивался бы в нужном направлении. В связи с этим количественные оценки имеют здесь прогнозный характер.

Новая региональная энергетическая политика сочетает естественное стремление регионов к самоуправлению и самообеспечению конечными энергоносителями с сохранением единства ТЭК России как важнейшего фактора хозяйственной и политической интеграции страны.

Интересы регионов будут удовлетворяться путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов федерального значения и прав в экономическом управлении этими объектами при сохранении единства технологического управления.

Региональная энергетическая политика учитывает принципиальные различия условий энергоснабжения и структуры топливно-энергетического баланса различных зон страны - северные, южные, центральные районы европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера.

Зам. председателя Правительства России И. Шувалов справедливо указал, что нам не следует спешить с кардинальным изменениями экономической политики в отношении Европы. В случае же если европейцы все таки решатся на самоубийственную политику - у нас возникнет необходимость адекватного ответа. Такой ответ есть и времени для его реализации достаточно, нужна в основном политическая воля.

Большинство российских экспертов говорит о развороте наших энергетических потоков с "запада" на "восток". Это возможно, но есть и ряд сложностей в этом, которые необходимо учитывать. Не все на "востоке" определяется экономической целесообразностью, немало и политических составляющих. Например. Китай длительное время торгуется с Россией по цене газа, которую мы хотим привязать к цене нефти, а Китай желает привязать цену газа к цене угля. Что не верно, так как Китаю газ нужен не столько как энергетическое сырье, а скорее как экологическое энергетическое сырье. В то же время они подписывают соглашение с Австралией на поставки СПГ с месторождения Горгона по цене $500 /тыс. м3. что значительно выше предлагаемой Россией. Они объясняют это тем, что Австралия является стратегическим партнером Китая, прежде всего в "урановой" сфере. Несмотря на то, что партнерство Китая с Россией также имеет и стратегический аспект в широком диапазоне взаимодействия. У нас есть и другой путь. У России с целью получения валюты есть надежный источник - продажа нефти, которую в реалиях современного мира трудно перекрыть. Китай готов покупать российскую нефть по мировым ценам, есть и ещё Индия, не мгновенно, но они смогут существенно изменить и переориентировать направление экспортных потоков нефти России. Для России в условиях санкций "запада" есть путь продления и увеличения экспортного потенциала по нефти за счет сокращения потребления жидких углеводородов внутри страны путем замены их на газ.

Топливно-энергетический комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ, в связи с более резким падением объемов

производства в других отраслях экономики, его роль еще более возросла. Этому в

значительной степени способствовали как богатые природные топливно-энергетические ресурсы страны - на территории России сосредоточено 1/3

мировых запасов природного газа, 1/10 нефти, 1/5 угля и 14% урана - так и созданный за многие годы уникальный производственный потенциал.

В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности существенно повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.062 с.)