Перечень вопросов к экзамену. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень вопросов к экзамену.



1. Фундаментальные свойства (основные критерии живого). Уровни организации живого.

2. Основные типы учёных и психологические качества, которые необходимы для исследований в области экологии.

3. Эмпирические методы научного познания. Наблюдение, измерение, эксперимент.

4. Абстрактное мышление его особенности и формы.

5. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

6. Реальное и номинальное определения. Основные логические ошибки при определении понятий

7. Проверка достоверности научной гипотезы. (по Карлу Попперу «Логика и рост научного знания»)

8. Метафизика. Границы между наукой и метафизикой.

9. Правомерность использования индукции для верификации научной теории. (по Карлу Попперу «Логика и рост научного знания»)

10. Важность простоты формулировки для создания научной гипотезы (теории). (по Карлу Попперу «Логика и рост научного знания»)

11. Критика К. Поппера индуктивного метода Юма. (по Карлу Попперу «Логика и рост научного знания»)

12. Возможность использования теории вероятности и статистических методов для проверки теории. (с использованием работы Карла Поппера «Логика и рост научного знания»)

13. Понятие парадигмы и нормальной науки по Томасу Куну.

14. Основные характеристики и роль научного сообщества в процессе развития науки. (по Т. Куну «Структура научных революций)

15. Понятие исследовательской программы, ее основные элементы. (по И. Локатосу «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

16. Понятие эвристики. Отличия между негативной и позитивной эвристикой.

17. Различия между утонченным фальсификационизмом И.Локатоса и наивным фальсификационизмом К.Поппера. (по И. Локатосу «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

18. Критика И.Локатоса представлений Томаса Куна о нормальной науке.

19. Основные элементы исследовательской программы в монографии Ю. Одума «Экологии».

20. Концепция личностного знания Майкла Полани.

21. Анархическая теория познания Пола Фейерабенда.

22. Научная рациональность и цель науки. Рациональность, как целессобразность.

23. Научный факт. Фактуализм и теоретизм. Примеры.

24. Структура научного факта.

25. Формирование теории в экологии на примере продукционной экологии. Основные элементы исследовательской программы в монографии Ю. Одума «Экология».

26. Формирование новой парадигмы в экологии с конца80-х по настоящее время.

 

 

Образцы тестов, заданий к зачету, билетов,  заданий к экзамену

Образец экзаменационного билета:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГМУ)

Экологический факультет

ЭКЗАМЕН ПО КУРСУ «История и методология экологии и

природопользования»

по направлению подготовки 05.04.06 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

 

БИЛЕТ № 1

 

1. Фундаментальные свойства (основные критерии живого). Уровни организации живого.

2. Понятие исследовательской программы, ее основные элементы. (по И. Локатосу «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

 

Заведующий кафедрой _________________ Д.К. Алексеев

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а) основная литература:

1. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. Учебное пособие. М., 2009, 224 с.

,

б) дополнительная литература:

 

 

1. Гальцова В.В. Дмитриев В.В. Практикум по водной экологии и мониторингу состояния водных систем. СПб, 2007, 364 с.

2. Гетманова А.Д. Логика. М., 2006. 416 с. (разделы 1-4)

3. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.

4. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г, 605 с.

5. Микешина Л. А. Философия науки. Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005, 464 с.

6. Никифоров А.Л. Природа философии. М., 2001, 168 с.

7. Никифоров А.Л. Философия и история науки. Учебное пособие. М., 2008, 175 с.

8. Одум Ю. Экология, в двух томах, 1986.

9. Полани М. Личностное знание. М., 1985

10. Поппер Карл Р. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983

11. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002, 384 с.

12. Пуанкаре А. О науке. М., 1990. 118 с.

13. Селье  Г. От мечты к открытию: как стать ученым / пер. с англ.; под общ. ред. М.Н.Кондрашевой, И.С.Хорола. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

14. Современная западная философия. Словарь. М., 1991

15. Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. М: Изд-во МГУ, 1980, 464 с.

16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986

17. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 2000, 220 с.

18. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Справочный портал BioDat (создан в рамках проекта «Сохранение биоразнообразия России») – http://www.biodat.ru

2. http://philosophy.ru/library/hacking/hak-b10.html [Ян Хакинг. Представление и вмешательство. М.:  Издательство «Логос», 1998]

3. www.nsu.ru/classics/pythagoras/Lacatos.pdf [Имре Лакатос. Наука и псевдонаука. Выступление в радиопрограмме Открытого университета, 1973]

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вид учебных занятий  Организация деятельности студента
Лекции В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на формулировки основных дефиниций, законов, процессов, явлений. Подробно записывать математические выводы формул. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. После лекций рекомендуется: 1) проверить термины и понятия, введенные в лекциях, с помощью энциклопедий, словарей, справочников; 2) выявить материалы, которые вызывают трудности в понимании, и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и задать их преподавателю на практическом занятии.
Практические занятия Практическое занятие − это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения. Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную литературу, обращая внимание на практическое применение теории. Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь. Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.
Внеаудиторная работа Представляет собой вид занятий, которые каждый студент организует и планирует самостоятельно. Самостоятельная работа студентов включает: − самостоятельное изучение разделов дисциплины; – подготовка к практическим занятиям, разработка и написание разноуровневых работ текущего контроля; − выполнение дополнительных индивидуальных творческих заданий; − подготовку рефератов, сообщений и докладов.
Подготовка к экзамену Экзамен  служит формой проверки усвоения материала практических занятий, выполнения студентами практических работ и других заданий текущего контроля. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий К экзамену допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.

 

8. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Тема (раздел) дисциплины Образовательные и информационные технологии Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Введение лекция-визуализация, семинар, самостоятельная работа студентов OpenOffice
Научная деятельность и человек лекция-визуализация, семинар, самостоятельная работа студентов Open Office  
Специфика научного познания и методов науки лекция, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office  
Структура и функции научного знания   лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office  
Методология экологии: основные подходы   лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Стандартно оборудованные лекционные аудитории. Компьютер для демонстрации презентаций с использованием проекционного оборудования. Читальные залы библиотеки для самостоятельной работы студентов, оборудованные вычислительной техникой, доступом к сети Интернет и электронно-библиотечным системам.

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются:

- лекции-визуализации;

- на занятиях дискуссиях выступления студентов с докладами сопровождаются соответствующими презентациями.

Организация взаимодействия преподавателя со студентами для осуществления консультационной работы по подготовке к практическим занятиям и подбору необходимой литературы, помимо консультаций в аудитории и на кафедре, осуществляется посредством электронной почты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.017 с.)