I.  Введение в тему. Работа с текстом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.  Введение в тему. Работа с текстом.



План-конспект урока

Тема: Словообразовательный разбор.

Цели: Систематизация знаний по разделам «Морфемика», «Словообразование», в первую очередь, знаний о структуре слова, закрепление знаний о способах образования слов. Совершенствование навыков морфемного и словообразовательного анализов с учетом его лексического значения и особенностей образования; отработка орфографической грамотности с учетом значения морфем при выборе их правильного написания (приставок пре-, при-; приставок на з,с; суффиксов -лив-, -чив-). Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной терминологии.

Ход урока.

I.  Введение в тему. Работа с текстом.

Беседа.

— Что такое морфема? (Значимая часть слова.)

— Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

— Что такое приставка? для чего она служит? (Приставка — это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)

— Что такое корень? Для чего он служит? (Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)

— Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого корня и служит для образования новых слов.)

— Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание — это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)

— Как отделить окончание от основы слова? (Для этого нужно просклонять слово по падежам; та часть слова, которая будет при склонении меняться — и есть окончание.)

— Что такое нулевое окончание? (Нулевое окончание — это такое окончание, которое проявляется в слове только при его изменении.)

— Что такое однокоренные слова? (Однокоренные слова — это слова, имеющие общий корень.)

— Что такое варианты морфем? (Варианты морфем — это случаи, когда при изменении слова меняется звук в какой-либо морфеме.)

а) Запись текста под диктовку.

Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…

Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.

С. Антонов

б) Выполнение морфемного анализа слова.

Преспокойно.

Цель морфемного анализа - установить, из каких значимых частей состоит слово.

Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его грамматическое значение.

Порядок морфемного разбора слова.

Определить, какой частью речи является слово.

Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.

Укажите основу слова.

Выделите приставки (если есть).

Выделите словообразующие суффиксы (если есть).

Выделите корень

Пример.

Холодноватый

Слово является прилагательным.

Окончание -ый

Основа холодноват.

Приставок нет.

Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка»

(холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н- ( холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).

Корень – холод.

II. Морфемный состав слова: систематизация знаний и отработка практических

Навыков.

Повторение правописания прилагательных с суффиксом - лив-, -чив-.

а) Запишите слова:

Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.

б) Определите значение прилагательных с суффиксами -лив-, -чив- (обладание каким-

Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения слов, хотя корень остается прежний.

г) Попутное повторение понятия о паронимах (однокоренных словах, близких по

Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.

Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.

Пример.

Бездонный

1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».

2.Образовано от слова дно. Производящая основа - дон- (-//о).

3.Образовано с помощью приставки без - и суффикса – н-.

4. Дно – бездонный.

5. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом (бездомный,

бессонный, бесхарактерный).

Словообразовательный анализ слова - это выяснение того, как образовано данное слово,

т. е. от чего и с помощью чего. Способы образования слов.

Задание 1. выполните словообразовательный анализ слов: изгибисто, насмешливый.

Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.

Внимание!

Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.

Работа с таблицей.

Задание 3. Заполнить пропуски, где это возможно (там, где слово образовать нельзя, ставится прочерк).

 

Исходное слово Приставочный способ Суффиксный способ Приставочно- суффиксный способ
лес      
  прогулять    
    березовый  
      подосиновик
зима   зимний  
  связать    
      подделка
       
  потрясти    
       
Лов (рыбы)      
    кованый  

 

Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.

Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

VI. Повторение понятия словообразовательная пара.

Задание 4.

а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список

Можете исправить?

VII.Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.

1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и

дополнительным компонентом значения.

2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

3. …

4. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.

5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

6. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.

7. Производное слово образуется от исходного.

VIII. Домашнее задание: выполнить подчеркнутые задания в конспекте!!

К каждому пункту подберите примеры.

1. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

2. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

 

План-конспект урока

Тема: Словообразовательный разбор.

Цели: Систематизация знаний по разделам «Морфемика», «Словообразование», в первую очередь, знаний о структуре слова, закрепление знаний о способах образования слов. Совершенствование навыков морфемного и словообразовательного анализов с учетом его лексического значения и особенностей образования; отработка орфографической грамотности с учетом значения морфем при выборе их правильного написания (приставок пре-, при-; приставок на з,с; суффиксов -лив-, -чив-). Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной терминологии.

Ход урока.

I.  Введение в тему. Работа с текстом.

Беседа.

— Что такое морфема? (Значимая часть слова.)

— Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

— Что такое приставка? для чего она служит? (Приставка — это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)

— Что такое корень? Для чего он служит? (Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)

— Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого корня и служит для образования новых слов.)

— Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание — это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)

— Как отделить окончание от основы слова? (Для этого нужно просклонять слово по падежам; та часть слова, которая будет при склонении меняться — и есть окончание.)

— Что такое нулевое окончание? (Нулевое окончание — это такое окончание, которое проявляется в слове только при его изменении.)

— Что такое однокоренные слова? (Однокоренные слова — это слова, имеющие общий корень.)

— Что такое варианты морфем? (Варианты морфем — это случаи, когда при изменении слова меняется звук в какой-либо морфеме.)

а) Запись текста под диктовку.

Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…

Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.

С. Антонов

б) Выполнение морфемного анализа слова.

Преспокойно.

Цель морфемного анализа - установить, из каких значимых частей состоит слово.

Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его грамматическое значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.026 с.)