Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.



Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.

Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между государством и человеком, устройство государства, организацию государственной власти.

Предмет конституционного права – это совокупность общественных отношений, составляющих:

1. Основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, культурной и духовной жизни;

2. Отношения между личностью и государством (основы правового статуса), охрана прав и свобод человека и гражданина;

3. Отношения, складывающиеся между центральной властью и властью субъектов РФ;

4.Устройство государственной власти, отношения между различными видами органов государственной власти, а также между органами государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права. Это определяется несколькими моментами:1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;2) основной источник конституционного права - Конституция РФ -акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы. В целом, конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.

Виды Конституции.

1. По порядку установления:

•октроированные (дарованные монархом);

•не октроированные;

2. По порядку изменению:

•гибкие (Конституция СССР);

•жесткие (Конституция РФ);

3. По форме закрепления политической власти:

•монархические (закрепившие власть монарха);

•республиканские (закрепили власть парламента);

4. По форме государственного устройства:

•унитарные;

•федеративные;

5. По степени отражения реально складывающихся общественных отношений:

•юридические;

•фактические;

6. По месту в правовой системе государства (РФ, республик РФ).

Юридические свойства Конституции:

1. Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране того конституционного строя, который закреплен в конституции, идея подчинения всех законов государства Конституции.

2. Высшая юридическая сила (ст.15) означает, что все законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции. В случае такого противоречия, Конституция осуществляет прямое действие. Все органы государства обязаны соблюдать требования Конституции.

3. Конституция определяет процесс правотворчества (ст.76, 104, 105, 106, 107, 108, 109 и т.д.).

4. Стабильность Конституции означает, что она принимается на значительный срок для достижения определенности государства и она не должна часто меняться. Частая смена Конституции влечет за собой нестабильность режима.

5. Преемственность Конституции означает, что каждая последующая Конституция «впитывает» все передовое, что достигла конституционно-правовая наука на конкретный период.

6. Особая охрана государством заключается в том, что практически вся система органов государственной власти призвана охранять Конституцию. Для этого существуют особые институты (например, Конституционные Суды), которые осуществляют проверку законодательства государства на предмет соответствия Конституции.

7. Особый порядок принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.

Особенности Конституции:

1. Принимается народом (или от его имени).

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ

2. Целовек, его права и свободы - высшая ценность.

3. Идеологическое однообразие.

4. Свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.

5. Закрепляется федеральное государственное устройство.

6. Обеспечение прав граждан в области правосудия и организация судебной системы.

В зависимости от формы Конституции бывают:

Кодифицированная Конституция - единый писанный конституционный акт (Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.);

Не кодифицированная Конституция - совокупность нескольких писанных конституционных актов (Швеция - 3 акта: форма правления 1974г., о престолонаследии 1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии - аналогичная система актов, в Израиле - 8 основных законов);

Смешанная Конституция - имеет несистематизированный, комбинированный характер, состоит из писанной и неписаной частей (Великобритания: писанная - статусное право, т.е. акт о парламенте, с 1215г. - «Великая Хартия Вольностей», неписаная - судебные прецеденты, конституционный обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии);

Неписаная - полное отсутствие документов (Конституция Румынии в 1-е месяцы после декабрьского восстания 1989г.).

Функции Конституции.

1. Учредительная функция.

Выражается в том, что Конституция появляется в результате коренных изменений, которые происходят в жизни общества. Конституция – это всегда результат каких-либо «переворотов», изменений в государстве. Эта функция предполагает создание совершенно новых институтов, отношений в государстве и обществе.

2. Организаторская.

Конституция ставит перед государством, общественными организациями, государственными органами, должностными лицами, гражданами общие задачи.

3. Внешнеполитическая.

После принятия Конституции страна либо вступает в активные внешнеполитические связи, либо прерывает их.

4. Идеологическая.

Конституция «пишет» идеологию государства.

5. Юридическая.

Юридическая функция выражается в следующем:

а. становится основой новой правовой системы правопорядка в стране;

б. регулирует общественные отношения как документ прямого действия;

в. дает импульс к принятию огромного массива новых законодательных актов, воплощающих идеи Конституции.

(дописать принципы).

Изменение статьи 65

Статья 137

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд

Особую роль в охране конституции и обеспечении ее соблюдения играет конституционный суд. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции. Особенно важно то, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Такое право предоставляет Конституционному Суду широкие возможности способствовать поддержанию и укреплению конституционного строя в России.

Ст. 125:

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Структура

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем.

Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рамках этого заседания.

Демократическое.

Признаки демократического государства:

•свободные регулярные выборы;

•признание народа источником власти;

•гласность, свобода печати;

•плюрализм идеологии;

•информационное взаимодействие общества;

•реализация (наличие) местного самоуправления.

Федеративное.

Признаки федеративного государства отражены в ч.3 ст.5 Конституции РФ:

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Правовое.

Признаки правового государства:

•верховенство закона (ч.1, 2 ст.15);

•обязанность государева защищать права человека (ст.2);

•принцип разделения государственной власти (ст.10);

•конституционное закрепление независимости судей, подчинение их только закону (ст.120);

•приоритет международного права над нормами национального права (ч.4 ст.15);

•ответственность высших должностных лиц (Президента, Парламента) за исполнение своих обязанностей – «Конституционная ответственность».

Референдум в Российской Федерации как демократический и конституционно-правовой институт. История проведения референдумов в России. Понятие и виды референдумов. Правовое регулирование референдума в Российской Федерации.

Понятие референдума дано в Федеральном Конституционном законе РФ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» в статье № 2 «Основные термины и понятия». Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Признаки:

1. Референдум – это форма прямого волеизъявления.

2. Референдум – это форма волеизъявления граждан.

3. Предмет референдума: наиболее важные особенности государственного и местного значения.

4. Цель: принять определенные решения.

5. Обязателен механизм голосования.

6. Могут участвовать только граждане, обладающие активным правом на участие.

Первый референдум был проведен в республике Берн (Швейцария) в 1449 году.

Этапы развития института референдума:

1. До Первой Мировой войны.

1905 год – Норвегия: решался вопрос о пребывании в союзе со Швецией, обсуждение формы правления, государственного устройства и т.д.

2. Между двумя Мировыми войнами.

Этап демократизации избирательного законодательства и принятия конституций: Ирландия, Португалия, Румыния, Люксембург, Исландия и т.д. В Эстонии с 1923-1936 год было проведено 5 референдумов. На волне демократии данный политический инструмент смогли удачно использовать Германия и Италия: были проведен референдумы с вопросами о выходе Германии из лиги наций и о передаче президентских функций Гитлеру и другие.

3. После окончания Второй Моровой войны.

Во многих странах референдум стал основным механизмом принятия Конституции: Франция, Испания, Дания. Происходило освобождение от колониальной зависимости: Алжир, Конго и т.д. В некоторых государствах посредством референдума был возвращен монархический строй: Бельгия, Испания. В других государствах был положен конец монархии: Италия, Болгария, Греция. Президент Шарль де Голь провел всенародное голосование во Французской республике 8 раз. В 70е годы стали проводиться референдумы в парламентских странах. Референдум на данный момент является «традицией» в Швейцарии, Италии и Австралии.

Причины крайне редкого использование референдума в России как института непосредственной демократии:

1. Обширность территории государства.

2. Экономический уровень развития страны: постоянный дефицит средств.

3. Неподготовленность народа к оценке предлагаемого решения и неподготовленность власти принять это решение как должное.

История нормативного регулирования:

В 1936 году – в Конституции СССР года в качестве формы народного обсуждения референдум как консультативная форма.

В 1977 году в Конституции СССР впервые в истории страны референдум был зафиксирован как всенародное голосование.

В 1990 году был принят Закон СССР и Закон РСФСР «О всенародном голосовании».

Практика проведения референдумов в России:

На основе Закона СССР 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Был проведен в этот же день референдум об учреждении поста Президента РСФСР.

Второй всероссийский референдум проходил 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и социально-экономическому курсу и досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР.

12 декабря 1993 года – референдум о принятии Конституции РФ.

Виды референдумов:

I.По предмету референдума (вопросы, выносимые на референдум):

•Конституционный – то, что предусмотрено Конституцией как обязательный референдум;

•Законодательный референдум – вопросы, предусмотренные законом как обязательные для обсуждения на референдуме;

•Международно-правовой – вопросы заключения международных договоров, союзов и т.д.;

•Административно-правовые референдумы –административно-территориальное деление обязательно с учетом мнения населения.

II.По территориальному признаку:

•Общегосударственный референдум, проводимый на территории государства;

•Региональный референдумы проводятся на основе ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме» и Закона субъекта федерации о референдуме;

•Местный.

III.От времени их проведения:

•До принятия закона парламентом;

•После принятия закона парламентом.

IV.По юридическим последствиям:

•Консультативный;

•Императивный.

V.По способу проведения:

•Обязательные (по вопросам, указанным в законе);

•Факультативные.

VI.По субъектам инициативы (Глава государства, Парламент и т.д.).

Общие принципы проведения референдумов в Российской Федерации:

1. Всеобщее избирательное право (ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»).

2. Равное избирательное право (ст.5 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан») гарантируется равным количеством избирателей на территории избирательного округа.

3. Прямое волеизъявление.

4. Тайное голосование.

5. Свободное и добровольное голосование.

6. Участие в референдуме независимо от места пребывания.

7. Возможность привлечения иностранных граждан в случаях, предусмотренных законом (ст.3 п.6 и ст.4 п.10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»).

Стадии подготовки и проведения референдумов:

1. Выдвижение инициативы о проведении референдума.

2. Этап сбора подписей.

3. Принятие решения о назначении референдума.

4. Стадия подготовки к проведению референдума.

5. Стадия голосования и определения результатов.

Основания:

1. Федеральный Конституционный закон о референдуме предусматривает инициативу проведения референдума у двух миллионов граждан, имеющих право участия в референдуме, при обязательном условии: на территории одного субъекта проживают не более 10 % инициаторов референдума.

2. Инициатива проведения референдума принадлежит Конституционному собранию (ч.3 ст.135)

Алгоритм проведения первой стадии:

Ст.14 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

I. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит:

1. гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме (число граждан закрепляется в законе субъекта РФ).

2. общественным объединениям при условии:

•оно должно быть обязательно зарегистрировано в органах юстиции;

•в уставе должна быть предусмотрена возможность участия в выборах и референдумах;

•инициатива должна быть выдвинута не раньше года со дня регистрации объединения.

3. избирательным объединениям – это такое общественное объединение, которое может состоять из нескольких общественных объединений.

а. Подача заявления инициативной группы: в РФ в инициативной группе должно быть 100 человек для федерального референдума; например, для местного референдума в Воронежской области в инициативной группе должно быть 20 человек.

б. Обращение инициативной группы в избирательную комиссию субъекта РФ с ходатайством о регистрации этой группы.

Комиссия принимает решение о регистрации группы с извещением соответствующих должностных лиц (либо отказывает в регистрации). Группа считается созданной с момента выдачи Регистрационного свидетельства и выдает подписные листы установленного образца. Это свидетельство действует в течение определенного срока, в течение которого группа имеет право собирать подписи.

II.Сбор подписей.

Обязательна проверка Конституционным Судом достоверности документов и соблюдения их Конституции РФ (ст.12 ФКЗ «О референдуме»).

I.Назначение выборов.

Выборы объявляются (ст.10):

•Президентом РФ;

•Высшим должностным лицом субъекта федерации.

Если должностное лицо не объявило выборы, то объявление осуществляется Центральной избирательной комиссией либо избирательной комиссией субъекта РФ.

Если избирательная комиссия по каким-либо причинам также не объявила о начале выборов, то они назначаются судом.

II.Образование избирательных округов и участков.

Основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, система. Развитие института прав и свобод человека и гражданина в Конституциях СССР и России.

Право – это мера возможного поведения лица, установленная и охраняемая государством.

Свобода – это возможность лица поступить в соответствии со своей волей и интересами.

Содержание основ правового статуса личности включает в себя:

1.принципы взаимоотношений государства и личности;

2.гражданство РФ;

3.основные права и свободы человека и гражданина;

4.основные обязанности человека и гражданина;

5.гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Условия реализации основ правового положения личности:

1.материальные;

2.политические;

3.для граждан закреплен принцип «разрешено все, что не запрещено»;

4.социально-культурные условия: знания, информированность о наличии прав и свобод, возможность применять информацию, правосознание.

Основные права и свободы ч. и г. – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в некоторых случаях в силу гр-ва), защищаемые гос-вом и составляющие ядро правового статуса личности.

Основные права и свободы делятся на 3 группы:

1.Личные (гражданские) права ч. и г.:

♦ право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни),

♦ право на достоинство личности,

♦ право на свободу и личную неприкосновенность,

♦ право на неприкосновенность частной жизни,

♦ свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России,

♦ право беспрепятственного въезда в страну.

2. Политические права гр-на:

♦ право на свободу слова,

♦ право на объединение в союзы для защиты своих интересов,

♦ право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

3. Соц.-эконом. и культурные права ч. и г.:

Право частной собственности.

♦ Свобода труда.

♦Право на предпринимательскую деятельность.

♦Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

♦ Право на жилище.

♦ Право на социальное обеспечение. Оно также состоит из нескольких элементов:

-право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

-право на пособие по временной нетрудоспособности;

-право на пособие по безработице;

-право на пособие на детей;

-право на пособие по беременности и родам.

♦ Право на образование. Виды бесплатного образования:

-дошкольное;

-школьное основное;

-среднее профессиональное образование;

-высшее образование для тех, кто выдержал конкурс при поступлении в институт.

Соотношение понятий "права человека" и "права гр-на"

В большинстве случаев эти понятия совпадают, но имеются некоторые особенности

1. права человека являются естественными и принадлежащие ему от рождения, а права гр-на связаны с обладанием гр-ва РФ.

2. права человека охраняются не только гос-вом, но и всем мировым сообществом, а права гр-на гос-вом.

3. в отношении прав человека действуют общепризнанные международные нормы, которые имеют преимущества перед з-нами РФ и непосредственно влияют на права и обязанности ч. и г.

Система прав и свобод человека – это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, взаимодействующих между собой.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

41. Основные экономические, социальные и культурные права человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование. Конституционное право на образование.

Социально-экономические права в своей основе связаны с правом собственности. Они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг (ст. 34-36).

Особенности:

1. Отражают связь с собственностью, поскольку именно они решают вопросы производства, распределения и потребления благ, производимых в обществе и государстве.

2. Влияние идеологии государства перераспределяет правомочия ответственности среди всех собственников.

Экономические права:

•Право на труд.

•Право на частную собственность (ст.36).

Социальные права:

•Право на свободный труд.

•Право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

•Право на безопасный труд.

•Право на вознаграждение за труд.

•Право на защиту от безработицы.

•Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

•Право на забастовку.

•Право на отдых

•Право на материнство и детство (ст.38).

•Право на социальное обеспечение (ст.39).

•Право на жилище.

•Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Экологические права:

•Право на благоприятную окружающую среду.

•Право на постоянную информацию об этой среде.

•Право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Культурные права:

•Право на образование (ст.43).

•Свободы творчества (ст.44).

•Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44).

Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция.

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) инижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции он неоднократно менялся.

ФС – это парламент РФ, явл. представит. и законод. органом РФ.

ФС состоит из 2-х палат – Совет Федерации и Государственная Дума.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.

Порядок деятельности СФ определяется регламентом СФ от 6 февраля 1996 г. Основной формой работы СФ явл его заседания, проводимые открыто с 1 октября по 31 июля. В случаях, предусмотренных регламентом, палата вправе проводить закрытые. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов. Деятельность СФ обеспечивается его аппаратом, состоящим из секретариатов председ. СФ, и зам. председателя СФ, а также ряда подразделений.

В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.

ГД – это нижняя палата ФС, состоит из 450 депутатов, кот. избираются сроком на 4 года.

ГД собирается на сессии: весеннюю и осеннюю.

Понедельник, четверг – заседают комитеты и комиссии ГД. Вторник – парламентские слушания и работа депутатов в комитетах, комиссиях и фракциях.

Среда, пятница – заседание ГД. Каждую пятницу проводится правительственный час для ответов членов Пр-ва на вопросы депутатов (не более 2-х членов в 1 день заслуш.).

Каждая последняя неделя месяца предназн. для работы депутатов с избирателями.

Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ".

Депутаты рассматр. поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.

Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, основные гарантии их деятельности.

Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ".

Депутаты рассматр. поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.

Гарантии прав депутатов.

1. Депутаты обладают правом законодат. инициативы

2. Пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматр. палатой.

3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. пркурору, председ. Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней.

4. Вправе обращ. с вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. основанием для приглашения его на заседание.

5. Должны обеспечиваться справочно-информ. материалами ФС, администр. Пр-ва, Конст. Суда и т.д.

6. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

7. Депутаты пользуются преимущ. правом выступать по вопросам своей д-ти в СМИ.

8. Жизнь и здоровье депутата подлежит обязат. гос. страхованию за счет федерального бюджета.

9. В случае причинения депутату увечья ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячн. денежн. вознаграждением и пенсией.

10. Депутаты освобождаются на срок их полномочий от призыва на в/с.

11. по окончании срока полномочий депутату ГД предоставл. прежняя работа, а при отсутствии – равноценная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.176 с.)