Конституционное (государственное) право России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное (государственное) право России



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Конституционное (государственное) право России

Учебно-методический комплекс

Для специальности: 030501 Юриспруденция

 

Москва

2007
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра конституционного и муниципального права

 

Одобрено
учебно-методическим советом юридического факультета

Конституционное (государственное) право России

Учебно-методический комплекс

 

Для специальности: 030501 Юриспруденция

 

 

Москва

2007

Авторы-составители:

Ведерников Н. Т., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор,

Петренко Д. С., кандидат юридических наук, доцент.

 

Учебно-методический комплекс «Конституционное (государственное) право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине по специальности 030501 – Юриспруденция.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

 

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007

 


Содержание

 

 

1. Введение.......................................................................................................... 4

2. Цели, задачи и предмет дисциплины............................................................. 5

3. Требования к уровню освоения дисциплины................................................ 6

3.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании
дисциплины «Конституционное (государственное) право России». 8

4. Объем дисциплины........................................................................................ 10

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы................................... 10

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы............... 10

5. Содержание курса......................................................................................... 14

6. Темы практических и семинарских занятий................................................ 22

7. Задания для самостоятельной работы студентов........................................ 36

8. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению... 52

9. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету по курсу
«Конституционное право»........................................................................... 57

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины........................................ 63

10.1. Литература...................................................................................... 63

10.2. Методическое обеспечение дисциплины........................................ 72

10.3. Материально-техническое и
информационное обеспечение дисциплины.................................. 73

11. Приложения................................................................................................. 75

11.1. Образец титульного листа контрольной работы.......................... 75

11.2. Тестовые задания по разделам обучения...................................... 76

11.3. Глоссарий........................................................................................ 87


Введение

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное (государственное) право России» разработан на основе действующего законодательства, регулирующего основы конституционного строя Российской Федерации, правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления с учетом содержания признанных доктринальных источников, посвященных этим вопросам.

Использование данного комплекса будет способствовать системному освоению знаний по курсу конституционного права, их закреплению, а также выработке навыков анализа, оценки и разрешения конституционно-правовых коллизий в практике политико-конституционного процесса.

В современных условиях невозможно быть юристом высшей квалификации, не обладая знаниями о конституционном праве Российской Федерации, его базовых положениях и институтах. Конституционное (государственное) право России способствует подготовке квалифицированных специалистов для органов государственной власти, юстиции, судов, прокуратуры, внутренних дел, различных юридических служб.

Учебная дисциплина «Конституционное (государственное) право России» призвана дать студентам-юристам знания: какие принципы лежат в основании социально-экономического, политического и территориального устройства России, как формируются и функционируют отечественные институты государственной власти, как соотносятся государство и институты гражданского общества, как регулируется осуществление основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 

Полученные знания способствуют приобретению навыков правильного ориентирования в политике и решения вопросов юридической практики, могут быть использованы обучаемыми в решении конкретных проблем, возникающих в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, иных отношений между гражданами и органами государственной и муниципальной власти, избирательных отношений и др.

Изучение конституционного (государственного) права России позволяет ориентироваться в специальной литературе, развивает умение мыслить правовыми категориями, способствует установлению режима законности в деятельности органов государства, общественных организаций, должностных лиц и в поведении граждан. Сведения, полученные студентами при изучении конституционного (государственного) права Российской Федерации, являются фундаментальными основами и предпосылкой успешного усвоения обучаемыми других отраслей права, установленных ГОС ВПО по специальности «юриспруденция».

Учебно-методический комплекс курса «Конституционное (государственное) право России» учитывает квалификационные требования к выпускникам высших учебных заведений юридического профиля.

Курс «Конституционное (государственное) право России» изучается в РГТЭУ в течение двух семестров. Аудиторное обучение осуществляется, главным образом, лекционно-семинарским методом.

2. Цели, задачи и предмет дисциплины

Объектом изучения конституционного (государственного) права России являются общественные отношения в области основ конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений государства и личности, национально-государственного устройства страны, организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления, урегулированные нормами права.

Предметом изучения конституционного (государственного) права России являются правоотношения, складывающиеся в результате действия (применения) конституционно-правовых норм в названных основополагающих для государства и личности сферах взаимоотношений.

Целями курса являются формирование у студентов научных представлений о конституционно-правовых методах и средствах решения сложных общественно-политических проблем в области государствоведения, правового положения личности, формирующихся структур гражданского общества и органов государственной власти, а также привитие обучаемым навыков практической работы в сфере конституционно-правового нормотворчества и правоприменения.

Основными задачами преподавания учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право России» являются:

– введение в систему общих и конкретных понятий науки конституционного (государственного) права России;

– освоение действующего в этой области публично-правовых отношений институционального комплекса;

– культивирование взвешенных стандартов восприятия и оценки конституционно-правовой реальности переходных к системе политической демократии обществ.

Общие задачи реализуются посредством частных задач, среди которых:

– выявление сущности конституционных преобразований в Российской Федерации и роли конституционного (государственного) права России в осуществлении политико-правовых реформ в стране;

– получение адекватного представления о структуре конституционного (государственного) права России, формирование знаний по теории данной отрасли, ее предмета, метода, соотношения со смежными отраслями, усвоение основных категорий, понятий и терминов, применяемых в конституционном праве, специфике его норм;

– определение понятия источников конституционного (государственного) права России, детальное ознакомление с основными видами конституционных правовых норм и правовыми формами их выражения;

– освещение основополагающей роли Конституции Российской Федерации в регулировании политико-правовых и общественных процессов;

– углубленное изучение порядка возникновения, реализации и механизма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина;

– изучение основных правовых и политических институтов конституционного (государственного) права России;

– изучение конституционных основ порядка формирования, деятельности и взаимодействия органов государства и местного самоуправления;

–изучение понятия конституционных правонарушений, оснований и мер юридической ответственности за нарушения конституционного законодательства;

– овладение навыками практического решения конкретных задач по проблемам применения конституционного законодательства.

Задачей курса, кроме того, является изучение основных нормативных актов, регулирующих конституционно-правовые отношения, а также учебной и специальной литературы по теме курса, ознакомление студентов с материалами практики органов конституционного правосудия, освоение методик поиска необходимой информации, формирование дефинитивного аппарата в изучаемой области общественных отношений.

 

3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате успешного изучения дисциплины обучаемый должен иметь представление: о месте конституционного (государственного) права России в системе отечественного права; мировой и российской истории конституционного развития; содержании Конституции РФ 1993 г.; основах конституционного строя РФ; основах правового положения граждан в РФ; форме правления в РФ; государственном устройстве РФ; содержании основ российского федерализма; роли РФ в составе СНГ; избирательной системе и избирательном праве РФ; плебисцитарной демократии в РФ; конституционной системе органов российского государства; статусе Президента РФ; формировании и функционировании Федерального Собрания – парламента РФ и его палат; конституционных основах деятельности Правительства РФ; системе судебной власти в РФ; конституционных основах деятельности прокуратуры; конституционных основах системы государственной власти субъектов РФ; местном управлении и самоуправлении в РФ.

Знать: понятие и предмет конституционного (государственного) права России; конституционные основы общественного и государственного строя; конституционный статус человека и гражданина; принципы гражданства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения вопросов о гражданстве; конституционные права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации и защиты; административно-территориальное деление в РФ; порядок принятия и изменения Конституции; порядок формирования государственных органов в РФ, их систему и конституционно-правовой статус; порядок осуществления законодательного процесса в Федеральном Собрании региональных парламентах.

Студент должен знать не только материал учебника, но и Конституцию Российской Федерации, федеральное конституционное законодательство, конституцию (устав) и конституционно-правовые акты субъекта Федерации в котором он проживает (обучается), монографическую литературу, а также статьи в юридической, периодической печати.

Формой промежуточной проверки знаний студентов. а также важным учебно-педагогическим приемом привития студентам навыков системного мышления, публицистической деятельности, работы с информационными ресурсами, умения собирать и обобщать материал по конкретной теме или вопросу, письменно излагать ценные для профессиональной деятельности сведения, является написание студентами курсовой работы.

Изучение курса включает в себя также прохождение тестирования. С учетом предлагаемой учебной программы разработаны вопросы для тестирования.

Особенностью «Конституционного права Российской Федерации», подчеркивающей важный статус этой учебной дисциплины, является то, что в ходе ее изучении студенты очной и очно-заочной форм обучения сдают экзамен дважды – в конце каждого из двух семестров. Экзамены имеют целью проверку теоретических знаний и практических навыков, умений самостоятельно работать с учебной и нормативно-правовой литературой, применять полученные знания в профессиональной юридической деятельности.

 

3.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Конституционное (государственное) право России»

В процессе организации образовательного процесса по освоению дисциплины «Конституционное (государственное) право России» используются следующие инновационные технологии:

1. Для более глубокого усвоения темы №10 «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации» и закрепления полученных на лекциях и при проведении самостоятельной работы знаний в рамках «выездной школы» проводится посещение Государственной Думы. Эта интенсивная форма коллективного обучения позволяет осуществить более близкое ознакомление с практической деятельностью депутатов Государственной Думы, депутатских фракций, профильных комитетов данной палаты, общими направлениями и проблематикой функционирования Федерального Собрания Российской Федерации. Студенты получают возможность на основе наглядных примеров систематизировать сведения, полученные на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы, выработать утилитарные навыки коллективной деятельности, приобщиться к опыту современного российского парламентаризма, наладить личные контакты с практикующими юристами.

2. С целью обобщения знаний, полученных при изучении тем 9-12 «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации», «Конституционные основы организации судебной власти в Российской Федерации», проводится р олевая игра «Порядок разработки, принятия, вступления в силу и конституционного нормоконтроля федеральных законов в Российской Федерации». При проведении этого занятия моделируются основные этапы федерального законодательного процесса: деятельность субъектов законодательной инициативы, подготовительная работа профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, порядок рассмотрения законопроектов в Государственной Думе и принятия закона на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания, подписание и обнародование закона Президентом РФ; с обучаемыми проигрывается ситуация наложения президентского вето и процедуры его преодоления, а также процедура подачи конституционной жалобы в Конституционный Суд РФ об оспаривании конституционности закона, вступившего в силу.

Игра применяется в образовательном процессе как средство активного освоения студентами конституционных нормативных правовых актов и направлена на развитие у них правовых навыков и способностей по принятию правильных правовых решений. Студенты получают возможность упорядочить знания по ведущей отрасли российского права – Конституционного (государственного) права России, развить практические навыки групповой работы.

3. Изучение курса включает в себя также прохождение тестирования. Это – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и нескольких вариантов ответов по каждому из них, из которых студенту следует определить правильный. Данная форма проверки степени усвоения студентами содержания учебной дисциплины используется при проведении блиц-контроля по отдельным темам учебного курса, при проведении экзаменов, а также в самостоятельной работе студентов.

При этом может осуществляться пост – тестирование – тестирование на оценку, позволяющее проверить знания студентов по пройденным темам, а также пре-тестирование – тестирование, не преследующее задачи формально оценить студента, а определение того, насколько студент знаком с новой темой, какие вопросы предыдущей темы требуют пояснения преподавателя или дополнительной практики.

С учетом предлагаемой учебной программы разработаны вопросы для тестирования.

 


4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Форма обучения: очная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самосто-

Ятельная работа

Лекции

Практ.

Занятия,

Семинары

Темат.

Дискус.,

Делов. игры

250

54

44

4 148
                 

 


Форма обучения: заочная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

лекции Практ. занятия, семинары

Содержание курса

 

Семинар по теме 1

Семинар по теме 2

Учение о Конституции

1. История становления отечественного конституционализма в РФ.

2. Понятие, сущность и виды конституций. Юридические признаки конституции.

3. Характеристика Конституции РФ – России, принятой 12.12.93 г.

4. Принципы конституционного строя РФ.

Нормативные правовые акты [1-6, 10–12, 24, 25].

Литература: основная [1–4]; дополнительная [1–12]; рекомендуемая [14, 18, 19. 49. 52, 59, 65, 75, 76].

Семинар по теме 3

Семинар по теме № 4–5

Личность и государство. Правовой статус личности
в Российской Федерации. Конституционные права,
свободы и обязанности человека и гражданина

1. Понятие правового статуса человека и гражданина.

2. Принципы правового статуса личности в РФ.

3. Гражданство в РФ.

4. Правовое положение иностранцев в РФ.

5. Гражданские (личные права) и свободы человека и их гарантии.

6. Политические права и свободы гражданина и их гарантии.

7. Социальные, экономические, культурные права и свободы и их гарантии.

8. Конституционные обязанности граждан.

Нормативные правовые акты [1–5, 6, 8, 9, 16, 17, 19, 21, 32, 40–43, 54, 55].

Литература: основная [1–4]; дополнительная [5–12]; рекомендуемая [ 13, 15, 16, 26, 28, 30, 38, 42, 45, 83].


Семинар по теме 6

Семинар по теме 7

Избирательное право в избирательные системы
в Российской Федерации

1. Понятие избирательного права и избирательной системы.

2. Принципы избирательного права.

3. Порядок организации и проведения выборов в Государственную Думу.

4. Порядок формирования Совета Федерации.

5 Порядок избрания Президента РФ.

6. Правовой статус депутата.

Нормативные правовые акты [1–5, 18, 21, 24, 25, 33, 35–38, 54–56].

Литература: основная [1–4]; дополнительная [5–12]; рекомендуемая [13, 36, 38, 41].

На последнем семинарском занятии студентам предлагается на основе оценки нижеследующих фрагментов из текстов конституционных актов советской эпохи самостоятельно в письменной форме ответить на занятии[1] на следующие вопросы:

 

1. Составьте сравнительную таблицу избирательных цензов согласно конституциям РСФСР 1918 г., СССР 1936 и 1977 гг. Какую социально-политическую цель преследовал каждый из названных цензов?

2. Почему в советском государстве всеобщее, равное избирательное право не было установлено сразу, а было провозглашено только в 1936 г.?

3. Какие принципиальные новшества были привнесены в отечественную избирательную систему в 1988 году? Какие социально-политические последствия они имели?

4. Ст. 142 Конституции СССР 1936 г. и ст. 102 Конституции СССР 1977 г. предусматривают императивный мандат депутата. Поясните его сущность и целесообразность. Почему российский законодатель после 1993 года отказался от императивного мандата в пользу мандата свободного?

Глава тринадцатая

 

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты советской армии и флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

Примечание 1. Местные Советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму.

 

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

 

Семинар по теме 9, 11

Семинар по теме № 12

Ролевая игра по темам 9–12

Порядок разработки, принятия, вступления в силу
и конституционного нормоконтроля федеральных законов
в Российской Федерации

Занятие проводится в форме ролевой игры с целью закрепления знаний по темам 9–12 в контексте совместной деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и Конституционного Суда РФ при осуществлении законодательного процесса.

Предварительные вопросы для обсуждения

1. Понятие законодательства и виды законов в РФ.

2. Субъекты права законодательной инициативы РФ.

3. Стадии законодательного процесса на федеральном уровне (принятие федеральных законов – ФЗ).

4. Конституционный порядок принятия конституционных федеральных законов (ФКЗ).

5. Порядок опубликования и вступления в силу ФКЗ и ФЗ.

6. Конституционный нормоконтроль федеральных законов

Игровое моделирование

Правила и сюжет игры задаются преподавателем в рамках текущего периода времени на основании действующего законодательства с использованием основных параметров и условий законодательного процесса.

При этом моделируется конкретная деятельность основных участников законодательного процесса (палат и парламентариев Федерального Собрания РФ, Президента РФ), а также обстановка, условия, в которых происходит законотворческая деятельность. Участники периодически меняются ролями различных субъектов законодательного процесса и действуют соответственно этим ролям.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите ФКЗ, зафиксированные в Конституции РФ; какие из них приняты и действуют в настоящее время.

2. Что считается «принятым федеральным законом» по смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г.

3. В какой срок СФ по смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. должен рассмотреть ФЗ, перечень которых дан в ст. 106 Конституции РФ.

4. Должен ли в СФ рассматриваться повторно ФЗ, отклоненный им и квалифицированным большинством голосов депутатов ГД, принятый в прежней редакции, если это касается ФЗ, предусмотренных ст. 106 Конституции РФ.

5. Есть ли у Президента РФ право возвращать в палаты ФС принятые ими федеральные законы «без их рассмотрения» (то есть, без использования права отлагательного вето). Приведите соответствующие письма Президента РФ председателям палат ФС.

6. В каких случаях законопроекты, вносимые в ГД, должны иметь заключение Правительства РФ.

Нормативные правовые акты [1–5, 48, 49, 62, 63].

Литература: основная [1–4]; дополнительная [5–9, 11, 12]; рекомендуемая [ 13, 22, 23, 27, 62, 64, 80].

Семинар по темам 13, 14

Литература

 

Нормативные правовые акты и литература по курсу

«Конституционное право»

 

Нормативные правовые акты

 

Конституция Российской Федерации 1993 г.

Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 г.

Конституция (Основной закон) СССР 1924 г.

Конституция (Основной закон) СССР 1936 г.

Конституция (Основной закон) СССР 1977 г.

Конституция РСФСР 1978 года.

ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. – СЗ Российской Федерации, 1995, №18, ст. 1599.

ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. – СЗ Российской Федерации, 03.03.1997, № 9, ст. 1011.

ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. – СЗ Российской Федерации, 04.02.2002, №5, ст. 375.

ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. – СЗ Российской Федерации, 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5020.

ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. – СЗ Российской Федерации, 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5021.

ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. – СЗ Российской Федерации, 25.12.2000, № 52 (часть 1), ст. 5022.

ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. – СЗ Российской Федерации, 1994. № 13, ст. 1447.

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. – СЗ Российской Федерации, 1997, №1, ст. 1.

ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. – СЗ Российской Федерации, 24.12.2001, №52 (1 ч.), ст. 4916.

ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря
1997 г. – РГ от 23 декабря 1997 г.

ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. – СЗ Российской Федерации, 05.07.2004, № 42, ст. 2710.

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. / 16.10.1995, №42, ст.3921.

Закон Российской Федерации «Об Общественной палате» от 4 апреля 2005 г. – СЗ Российской Федерации, 11.04.2005, №15, ст.1277.

ФЗ «Об общественных Объединениях» от 14 апреля 1995 г. – Сб. ФКЗ и ФЗ. Вып. 10, 1995; СЗ Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930.

Закон Российской Федерации «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. – СЗ Российской Федерации, 16.07.2001, №29, ст.2950.

ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. – СЗ Российской Федерации, 1996,№3, ст. 145.

Закон РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. – СЗ Российской Федерации 03.06.2002, №22, ст. 2031.

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. – ВВС, 1991, №52, ст. 1865.

ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. – СЗ, 1997, №39, ст. 4465.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 27 июля 1993 г. – РГ, 21 сентября 1993 г.

Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. – ВВС, 1991, №16, ст. 503.

Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. – СЗ Российской Федерации, 06.06.2005, №23, ст. 2199.

Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. – ВВС, № 50, ст. 1740.

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерация на свободу передвижения, выбор места передвижения и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. – ВВС, № 32, ст. 1227.

Закон Российской Федерации «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. – СЗ Российской Федерации, 21.06.2004, №25, ст. 2485.

ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003. – СЗ Российской Федерации, 13.01.2003, № 2, ст. 171.

Закон Российской Федерации «О гарантиях Президенту Российской Федерация, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. – СЗ Российской Федерации, 12.02.2001, №7, ст. 617.

ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. – СЗ Российской Федерации, – 07.08.2000, № 32, ст. 3336.

Закон Российской Федерации «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. – СЗ Российской Федерации, 23.12.2002, № 51, ст. 4982.

Закон Российской Федерации «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. (вступает в силу с 7 декабря 2006 года) – СЗ Российской Федерации, 23.05.2005, № 21, ст. 1919.

Закон Российской Федерации «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. – Сб. ФКЗ и Закон Российской Федерации. Вып. 1, 1995.

Закон Российской Федерации «Об обороне» от 31 мая 1996. – Сб. ФКЗ и ФЗ. Вып. 8 (26).

Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. – ВВС, № 9, ст. 325.

Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. – ВВС, № 6, ст. 188.

Закон Российской Федерации «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. – СЗ Российской Федерации, 29.07.2002, № 30, ст. 3030.

Закон СССР «О Правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. – СЗ Российской Федерации, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. – ВВС, 1993, № 19, ст. 683.

Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. – ВВС, 1992, №15, ст. 769.

Закон Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. – СЗ Российской Федерации, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.

Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. – ВВС, 1992, №30, ст. 1792.

Закон Российской Федерации «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 г. – СЗ Российской Федерации, № 10, 09.03.1998, ст. 1146.

Закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. – СЗ Российской Федерации, 20.06.1994, № 8, ст. 801.

Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. – ВВС, 1993, № 17, ст. 594.

Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. – ВВС, 1992, №8, ст. 366.

Закон Российской Федерации «О Центральном банке (Банке России)» от 10 июля 2002 г. – СЗ Российской Федерации, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.

Закон Российской Федерации «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. – СЗ Российской Федерации, 16.01.1995, № 3, ст. 167.

Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. – СЗ Российской Федерации, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ. – Сб. ФКЗ и Закон Российской Федерации. Вып. 10, 1995.

Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. – СЗ Российской Федерации, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 г. – СЗ Российской Федерации, 24.05.2004, № 21, ст. 2023.

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации» от 21 апреля 2000 г. – СЗ Российской Федерации, 24.04.2000, № 17, ст. 1852.

Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. – САПП, №52, ст. 5071.

Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. – СЗ Российской Федерации, 27.05.1996, № 22, ст. 2663.

Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. – СЗ Российской Федерации, № 11, 15.03.2004, ст. 945.

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 января 2002 г. – СЗ Российской Федерации, 18.02.2002, № 7, ст. 635.

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 января 1998 г. – СЗ Российской Федерации, 16.02.1998, № 7, ст. 801.

 

Литература

I. Основная

Авакьян С.А. Конституционное право. Учебный курс. В 2 т. – М.: Юристъ, 2005.

Баглай М.В. Конституционное право. Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2005.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007.

Конституционное право России курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев и др.; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

 

II. Дополнительная

Бархатова Е.Ю. Комментарий к конституции Российской Федерации. – М., 2007.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002.

Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: Теория и практика. – М., 2006

Конституционное право России. Сборник нормативных актов / сост. С.А. Авакьян. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов. /Под ред. д.ю.н., проф. О.И. Тиунова. – М.: НОРМА, 2005.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.155 с.)