Транспортная характеристика грузов и их классификация для нормирования и учета погрузочно-выгрузочных работ на местах общего пользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортная характеристика грузов и их классификация для нормирования и учета погрузочно-выгрузочных работ на местах общего пользования



Содержание

Введение …………..……………..…………………….……………………… 4
Тема № 1. Классификация грузов, их транспортные характеристики. Требования стандартов и технических условий на продукцию, тару и упаковку …………………………………………………………………….….         5
Тема № 2. Назначение грузовых станций, их классификация в зависимости от характера выполняемой работы …………………………………………   9
Тема № 3. Контейнерные пункты, контейнерные терминально-складские комплексы …………………………………………………………………….. Тема № 4. Технические средства для измерения массы грузов…………… Тема № 5. Транспортные средства, их характеристика и выбор под перевозку грузов……………………………………………………………… Тема № 6. Механизация погрузочно-выгрузочных работ…………………   12
   

 

 

Введение

Конспект лекций содержит 6 лекции по всем темам рабочей программы предмета «Технические средства для выполнения грузовых и коммерческих операций». Глубина изложения лекционного материала каждой темы соответствует количеству часов, отведенных на их изучение в рабочей программе подготовки по профессии «Приемосдатчик груза и багажа, приемщик поездов».

Каждая лекция включает содержание лекции, теоретический и иллюстрированный материал.

В результате изучения лекционного материала обучающиеся должны знать: качество и сортамент грузов, упаковку, хранение, маркировку товаров, штрихкоды, наносимые на товары. Сооружения и устройства грузового хозяйства, назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов. Назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов, типы складов. Требования к складам при хранении различных видов грузов. Технологию работы товарных контор, пунктов промывки вагонов, скотопогрузочных платформ, контейнерных площадок, грузосортировочных платформ операции, выполняемые ими. Виды, типы конструкций и принципы действия весов, правила пользования различными видами средств измерения массы. Порядок и технологию взвешивания грузов и подвижного состава. Виды перевозочных приспособлений, краткие сведения об их устройстве и назначении, порядок применения.

Каждая лекция завершается вопросами для закрепления изученного материала.

 

Конспект к уроку № 1. Классификация грузов, их транспортные характеристики. Требования стандартов и технических условий на продукцию, тару и упаковку

Содержание лекции

1.Транспортная характеристика грузов и их классификация для нормирования и учета погрузочно-выгрузочных работ на местах общего пользования.

2.Основные физические и химические свойства грузов. Естественная убыль; виды и порядок ее исчисления.

3.Стандарты и технические условия на продукцию, тару и упаковку. Назначение и классификация тары.

 

Транспортная характеристика грузов и их классификация для нормирования и учета погрузочно-выгрузочных работ на местах общего пользования

Груз – это объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах и контейнерах.

Транспортная характеристика груза - совокупность специфических свойств груза в комплексе с параметрами тары и упаковки.

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками, степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства груза составляют понятие транспортная характеристика груза. Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава, обустройстве складов, средств пакетирования грузов и механизации погрузочно-разгрузочных работ, разработке условий перевозки грузов и т.д.

Классификация грузов

На железнодорожном транспорте различают транспортную классификацию, применяемую для нормирования и учета погрузочно-разгрузочных работ.

Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции.

В транспортной классификации все грузы объединены в три группы: сухогрузы, наливные и живность. Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.

Насыпные грузы перевозят по железным дорогам насыпью. Они представляют собой однородную массу частиц, кусков, обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью). К ним относятся зерновые грузы (пшеница, рожь, семена), продукты их перемола (мука, отруби, комбикорма, крупа и др.), каменный уголь, минеральные удобрения, цемент, руда, песок, известь, щебень и т.п. (свыше 400 наименований).

К навалочным грузам относятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест (штук) и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным: лесоматериалы, древесина, камень, металлический лом, металлы, различные брикеты, слитки стальные и т.п. (свыше 200 наименований). Различают насыпные и навалочные грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков (лес, камень, уголь и др.) и грузы, подверженные распылению, порче и загрязнению от атмосферных осадков (цемент, известь, соль, минеральные удобрения, арбузы, тыква, капуста, кора и т.п.). Перевозка первой группы насыпных и навалочных грузов допускается в открытом подвижном составе, а грузов второй группы — в крытых вагонах, хопперах и в специализированных контейнерах.

Тарно-штучные грузы отличаются значительным разнообразием видов тары, упаковки, формы и объемно-массовых характеристик отдельных грузовых мест. В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-штучные грузы подразделяются на четыре группы. Первую группу составляют грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их, как правило, перевозят в крытых вагонах и универсальных контейнерах.

Тарно-штучные грузы второй группы (тяжеловесные с массой одного места более 500 кг), третьей группы (длинномерные и громоздкие длиной 3 м, шириной 2,6 м, высотой 2,1 м) и четвертой группы (негабаритные) перевозят в открытом подвижном составе. К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах. Они подразделяются на нефть и нефтепродукты (светлые, темные), сжиженные газы, химические продукты и пищевые продукты.

К живности относятся животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, дикие звери), птица всякая, живая рыба, рыбопосадочный материал и раки, пчелы. В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы подразделяются на 11 групп (скоропортящиеся, гигроскопичные, легко аккумулирующие различные запахи, обладающие специфическими запахами, смерзающиеся, опасные и др.). По условиям и способам хранения различают три группы грузов.

Первую группу составляют ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры. К ним относятся скоропортящиеся грузы, промышленные и продовольственные товары широкого потребления и т.д. Хранение этой группы грузов осуществляется в закрытых складах.

Вторую группу составляют грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче, это бумага, металл, хлопок, сено и т.д. Грузы этой группы хранят в крытых складах или на крытых площадках (под навесами). В третью группу входят грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и др. Грузы этой группы хранят на открытых площадках.

 

Требования к оснащению складов для обеспечения сохранности хранящихся грузов

Прирельсовые железнодорожные станционные склады предназначены для кратковременного хранения грузов в периоды между приемом их к перевозке и погрузкой в вагоны, а также выгрузкой из вагонов и вывозом на склады грузополучателей. Кроме того, в складах выполняются опера­ции по приему и выдаче грузов, сортировке по направлениям следования, подборке повагонных партий и др.

Железнодорожные склады должны обеспечивать выполнение заданного объема перевозок, сохранность грузов, своевременную обработку подвижного состава, применение механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, переработку грузов, перевозимых пакетами, удобное расположение по отношению к автомобильным и железнодорожным путям, возможность применения прямого варианта, наименьшие расходы, связанные с переработкой грузов.

Все склады, через которые проходит значительная часть грузов, можно подразделить на две группы:

¾ склады общего пользования, принадлежащие железным дорогам;

¾ склады необщего пользования, принадлежащие отдельным предприятиям или организациям, хранящим в них свои грузы. Эти склады чаще всего находятся вне территории станции — на подъездных путях. 

В зависимости от рода груза, подлежащего хранению, склады разделяются на специальные и универсальные.

В специальных скла­дах хранятся грузы только одного наименования, требующие особых условий хранения, например склады для хранения минерально-строи­тельных материалов.

Универсальные склады предназначены для грузов самых различных наименований, не оказывающих вредного воздействия друг на друга.

По условиям хранения груза и конструкции склады подразделяются на закры­тые, крытые и открытые грузовые платформы и площадки.

К закрытым относятся склады, предназначенные для наиболее ценных тарно-штучных грузов, требующих закрытого хранения, которые необходимо предохранить от действия атмосферных осадков или влияния температуры окружающей среды, а в некоторых случаях соблюдение влажности. Эти склады могут быть одноэтажными крытого или ангарного типа, оборудован­ные средствами механизации погрузочно-разгрузочных и складских операций — дизельными или электропогрузчиками, штабелерами и др., устройствами пожарной и охранной сигнализации, стеллажами, зарядными станциями. Их строят на станциях обычно в комплексе с крытой и открытой платформами, а также отдельно. Крытые склады бывают с вводом внутрь склада от одного до шести погрузочно-выгрузочных путей и склады с наружным расположением путей.

 

Крытые платформы используют для хранения малоценных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, но не боящихся воздействия ветра, влажного воздуха (профильная сортовая сталь, газовые трубы, огнеупоры, оборудование без упаковки, кирпич, автомобили, сельскохозяйственные машины, тяжеловесные грузы и др.). Обычно их строят как продолжение крытых складов на тех же площадках. Обязательным элементом крытого склада являются рампы, представляю­щие собой наружное продолжение пола в виде платформы, расположенной у боковых продольных стен, иногда по всему периметру склада. Служат рампы для быстрого и удобного перемещения груза и механизации погрузочно-разгрузочных работ. Ширина рампы у кры­тых складов должна обеспечивать рабо­ту погрузочно-разгрузочным машинам и быть не менее 3 м со стороны железнодорожного пути и не менее 1,5 м со стороны подъезда автомо­бильного транспорта. Высота рампы совпадает с уровнем пола склада и уровнем пола вагона. Она составляет со стороны железнодорожного тран­спорта 1100 мм от уровня верха головки рельсов при расстоянии от оси пути 1920 мм, а со стороны авто­мобильного транспорта не менее 1200 мм над уровнем проезжей части. На путях, где не производится погрузка и выгрузка негабаритных грузов, а так­же пропуск вагонов с такими грузами, высоту рампы можно проектировать до 1300 мм.

Открытые платформы применяются для погрузки, выгрузки и хранения грузов, не боящихся атмосферных осадков и температурных колебаний (техника, лес, ЖБИ, кирпич, металлопрокат и др.). Открытые платформы бывают боковые, идущие вдоль железнодорожного пути, и торцовые, расположенные перпендикулярно к нему. Торцовые платформы более удобны для погрузки и выгрузки колесных самоходных машин (автомобилей, тракторов и др.).

На открытых складах мест общего пользования допускается хранение только грузов, перечисленных в Правилах хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом.

Специализация станционных складов, устанавливается технологическим процессом работы станции.

С мест общего пользования грузы должны вывозиться в сроки, установленные правилами.

Места хранения и переработки грузов должны быть ограждены и оснащены устройствами пожарно-охранной сигнализации, средствами пожаротушения и, если есть необходимость, иметь пропускной режим.

 

Под несохранностью груза на транспорте понимают ухудшение или полную потерю качества (повреждение или порча), уменьшение количества (недостача грузовых мест или массы) и пересортицу грузов разного качества. Несохранность грузов при перевозке приводит к большим потерям финансовых средств. На сохранность грузов на транспорте влияет совокупность факторов, связанных со свойством груза, его тарой и упаковкой; условиями транспортирования на подвижном составе смежных видов транспорта; условиями перегрузки и складирования на складах.

При размещении грузов на открытых складах необходимо обеспечить выполнение следующих требований:

¾ размещать грузы на открытых складах в соответствии с манипуляционными знаками, указанными на таре, упаковке или грузе («Верх», «Низ», «Штабелировать запрещается», «Беречь от влаги» и др.).

¾ не допускать совместное хранение грузов, которое может привести к их порче или способствовать возникновению пожара;

¾ размещение груза, в том числе сыпучего, ближе 2 м от прожекторных мачт, опор контактной сети, воздушных линий проводов и их оттяжек и ближе 4 м от проводов воздушных линий не допускается;

¾ выгружаемые из вагонов грузы должны быть уложены высотой до 1200 мм (кроме балласта для путевых работ) на расстоянии от наружной грани крайнею рельса железнодорожного пути не ближе 2 м, при большой высоте - не ближе 2,5м.

¾ исключить возможность смешивания грузов, принадлежащих к разным отправкам, перевозимых навалом или насыпью;

¾ при выгрузке механизированным способом железобетонных изделий, укладывать их на подкладки с разделением прокладками в штабель высотой не более 2м фундаментные блоки и блоки стен подвалов; 2,5м - плиты перекрытий; 2.0м ригели и колонны; двух ярусов - стеновые блоки;

¾ при выгрузке механизированным способом круглый и пиленый лесоматериал должен размещаться перпендикулярно оси пути в ячейки, огражденные с каждой стороны двумя столбиками, или в специальные стеллажи. Ширина ячеек, стеллажей должна быть 3 м, высота штабеля - не более 3 м, проходы между ячейками, стеллажами - не менее 1 м. Лесоматериалы укладывают на подкладки с разделением каждой пачки прокладками;

¾ размещать контейнеры на площадках не ближе 700 мм к подкрановым путям и 3150 мм к оси пути, на котором находятся вагоны, через каждые 100 м устраивать пожарные разрывы шириной не менее 5 м, разрыв между спаренными рядами по торцам - не менее 500 мм и по бокам - 1900 мм, зазор между контейнерами - 100мм. При наличии автостропов крупнотоннажные контейнеры устанавливать в два-три яруса.

При размещении грузов на закрытых складах (пакгаузах) должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

¾ ширина прохода вдоль закрытого склада (пакгауза) и посередине должна быть не менее 1 м, вдоль стен - 0,5 м и у дверей - равна ширине дверей; укладывать груз вплотную к стенам закрытого склада (пакгауза) запрещается; не допускать совместное хранение грузов, которое может привести к порче их или способствовать возникновению пожара;

¾ хранить чай, кофе, какао, сахар и другие продовольственные грузы следует в сухих помещениях на настилах;

¾ размещать тарные и штучные грузы рядами в штабеля маркировкой наружу; разделять грузы, относящиеся к разным отправкам;

¾ контролировать укладку груза вручную на высоту не более 3 м. Высота укладки с помощью электропогрузчиков пакетами на поддонах - в два - четыре яруса в зависимости от прочности тары и компактности пакетов;

¾ штабелирование грузов в мешках и кулях производится в перевязку, после каждых шести рядов размещают прокладки из досок;

¾ штабелирование грузов в бочках и барабанах производится в два - три яруса с укладкой между рядами прокладок из досок. Крайние бочки или барабаны закрепляют от раскатывания клиньями с обеих сторон каждого ряда;

¾ хранение корзин с бутылями осуществляется в один ярус. При наличии специальных стеллажей бутыли могут устанавливаться в 2 яруса;

¾ хранение изделий из кожи должно производиться в сухих, защищенных от солнечного света закрытых складах (пакгаузах).

При размещении груза по площади пола закрытого склада (пакгауза) должны предусматриваться между штабелями грузов пожарные проходы и проходы для передвижения тележек, автопогрузчиков, для свободного доступа к первичным средствам пожаротушения. Ширина этих проходов устанавливается в зависимости от применяемых на закрытом складе погрузочно-разгрузочного инвентаря и средств механизации с таким расчетом, чтобы всегда была возможность подъехать к грузу и взять его с помощью тележки, автопогрузчика и других транспортных средств.

 

Требования к складам, предназначенным для хранения и переработки опасных грузов

Склады угля и торфа

Площадки для складирования угля и торфа должны быть очищены, ограждены, освещены и оборудованы пожарными гидрантами. С площадок открытого складирования должен устанавливаться сток за пределы территории склада. Площадки с естественным грунтом должны быть утрамбованы. Грунты, содержащие органические вещества (битумы, колчеданы), не могут быть использованы для подштабельных оснований.

Применение асфальта, асфальтобетона и деревянных настилов для покрытия площадок запрещается.

 

Запрещается располагать штабеля угля и торфа под различными коммуникациями (газопроводом, электролинией) и над местами прохождения подземных сооружений и коммуникаций (тоннели, трубопроводы, кабели).

Уголь и торф различных марок и видов должны укладываться в отдельные штабеля. Запрещается складирование вновь привезенного угля на старые отвалы угля, пролежавшие более одного месяца.

Расстояние между сложенными штабелями угля должно быть не менее 1м при высоте штабеля не более 3м и не менее 2м при большей высоте штабелей.

Для торфа высота штабелей не должна превышать 3м, длина основания - 80м, ширина - 15м. Штабеля располагают попарно, с разрывами между каждой парой в 4м и между смежными парами не менее 20м. Между торцами штабелей устраивают разрыв для кускового торфа в 10м, для фрезерного - 20м. Для угля высота штабеля не должна превышать 5 м, длина основания - 200 м, ширина - 30 м.

При укладке угля и торфа и их хранении не должны допускаться попадания в штабеля отходов древесины, ветоши, бумаги, сена.

Для предотвращения самовозгорания угля и торфа на складе необходимо производить систематический контроль за их температурой путем установки в откосах штабелей контрольных железных труб и термометров.

При повышении температуры выше 60С° следует производить уплотнение штабеля на участке образования очага возможного самонагревания или выемку разогревшегося угля (торфа) с немедленной засыпкой места выемки свежим углем (торфом) и тщательным его уплотнением.

Удаленный из штабеля разогревшийся уголь охлаждается путем разброски его на запасной площадке слоем до 0,5м. После охлаждения укладка такого угля обратно в штабель не допускается; он должен быть израсходован в первую очередь.

Запрещается приемка на склады угля и торфа с очагами самовозгорания.

Тушение или охлаждение угля водой непосредственно в штабелях не допускается. Загоревшийся уголь следует тушить водой только после выемки из штабеля.

При обнаружении загорания кускового торфа в штабелях необходимо очаги загорания залить водой с добавкой смачивателя или забросать сырой торфяной массой, после чего произвести разборку пораженной части штабеля. Загоревшийся фрезерный торф необходимо удалить, а место выемки заполнить сырым торфом и утрамбовать.

Склады горючих газов (ГГ)

Баллоны ГГ разрешается хранить в помещениях и на открытых площадках, защищенных от воздействия осадков и солнечных лучей, в строгом соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91.

 Допускается размещение групповых баллонных установок без разрывов от зданий только у глухих несгораемых стен зданий, не имеющих окон и дверей.

Хранение групповых баллонных установок допускается в шкафах или специальных будках из несгораемых материалов.

Склады необходимо разделять на отсеки. Количество отсеков устанавливается в зависимости от вида ГГ и возможности их совместного хранения согласно требованиям ГОСТ 12.1.004-91.

В каждом изолированном отсеке допускается размещать не более 500 баллонов с горючими или 1000 баллонов с негорючими газами. Общая емкость склада не должна превышать З000 баллонов (в пересчете на 40-литровые).

Баллоны, предназначенные для хранения ГГ в сжатом, сжиженном и растворенном состоянии, должны удовлетворять требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", а также "Правил безопасности в газовом хозяйстве". Наружная поверхность баллонов должна быть окрашена в установленный для данного газа цвет.

Запрещается проводить сливо-наливные операции сжиженных газов во время грозовых разрядов.

Не допускается превышение установленных норм заполнения баллонов сжатыми, сжиженными и растворенными газами.

Норма заполнения баллонов газами и методы ее контроля должны быть указаны в цеховой инструкции.

Баллоны с ГГ (водород, ацетилен, пропан, этилен и др.) должны храниться отдельно от баллонов с кислородом, сжатым воздухом, хлором, фтором и другими окислителями.

Во взрывоопасных помещениях станций сжиженных газов и в помещениях для хранения баллонов с ГГ должны быть установлены приборы, сигнализирующие о возникновении опасной концентрации газа в помещении. При отсутствии указанных приборов необходимо производить лабораторный анализ воздуха на содержание в нем газа не реже одного раза в смену.

При складировании нельзя допускать ударов баллонов друг с другом, падения баллонов на пол.

В складах баллонов ГГ не разрешается хранить другие вещества, материалы и предметы.

Покрытие полов склада и рампы должно быть из негорючих и неискрообразующих материалов. Эксплуатация закрытых складов, не оборудованных вентиляционной установкой, запрещается.

При перекантовке баллонов вручную запрещается браться за вентили. Касаться вентилей кислородных баллонов и баллонов со сжатым воздухом руками, рукавицами и обтирочным материалом, загрязненными маслом и жирами, не допускается.

В складах должны быть вывешены инструкции, правила, плакаты по обращению с баллонами. Размещать баллоны необходимо таким образом, чтобы имелся свободный доступ к ним для срочной эвакуации отдельных из них.

 

Вопросы для закрепления материала

1.Назначение контейнерных пунктов.

2.Порядок осмотра контейнеров в техническом и коммерческом отношении.

3.Определение несохранности грузов.

4.Виды и назначение складов для хранения грузов.

5.Требования к складам, предназначенным для хранения опасных грузов.

 

Содержание

Введение …………..……………..…………………….……………………… 4
Тема № 1. Классификация грузов, их транспортные характеристики. Требования стандартов и технических условий на продукцию, тару и упаковку …………………………………………………………………….….         5
Тема № 2. Назначение грузовых станций, их классификация в зависимости от характера выполняемой работы …………………………………………   9
Тема № 3. Контейнерные пункты, контейнерные терминально-складские комплексы …………………………………………………………………….. Тема № 4. Технические средства для измерения массы грузов…………… Тема № 5. Транспортные средства, их характеристика и выбор под перевозку грузов……………………………………………………………… Тема № 6. Механизация погрузочно-выгрузочных работ…………………   12
   

 

 

Введение

Конспект лекций содержит 6 лекции по всем темам рабочей программы предмета «Технические средства для выполнения грузовых и коммерческих операций». Глубина изложения лекционного материала каждой темы соответствует количеству часов, отведенных на их изучение в рабочей программе подготовки по профессии «Приемосдатчик груза и багажа, приемщик поездов».

Каждая лекция включает содержание лекции, теоретический и иллюстрированный материал.

В результате изучения лекционного материала обучающиеся должны знать: качество и сортамент грузов, упаковку, хранение, маркировку товаров, штрихкоды, наносимые на товары. Сооружения и устройства грузового хозяйства, назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов. Назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов, типы складов. Требования к складам при хранении различных видов грузов. Технологию работы товарных контор, пунктов промывки вагонов, скотопогрузочных платформ, контейнерных площадок, грузосортировочных платформ операции, выполняемые ими. Виды, типы конструкций и принципы действия весов, правила пользования различными видами средств измерения массы. Порядок и технологию взвешивания грузов и подвижного состава. Виды перевозочных приспособлений, краткие сведения об их устройстве и назначении, порядок применения.

Каждая лекция завершается вопросами для закрепления изученного материала.

 

Конспект к уроку № 1. Классификация грузов, их транспортные характеристики. Требования стандартов и технических условий на продукцию, тару и упаковку

Содержание лекции

1.Транспортная характеристика грузов и их классификация для нормирования и учета погрузочно-выгрузочных работ на местах общего пользования.

2.Основные физические и химические свойства грузов. Естественная убыль; виды и порядок ее исчисления.

3.Стандарты и технические условия на продукцию, тару и упаковку. Назначение и классификация тары.

 

Транспортная характеристика грузов и их классификация для нормирования и учета погрузочно-выгрузочных работ на местах общего пользования

Груз – это объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах и контейнерах.

Транспортная характеристика груза - совокупность специфических свойств груза в комплексе с параметрами тары и упаковки.

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками, степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства груза составляют понятие транспортная характеристика груза. Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава, обустройстве складов, средств пакетирования грузов и механизации погрузочно-разгрузочных работ, разработке условий перевозки грузов и т.д.

Классификация грузов

На железнодорожном транспорте различают транспортную классификацию, применяемую для нормирования и учета погрузочно-разгрузочных работ.

Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции.

В транспортной классификации все грузы объединены в три группы: сухогрузы, наливные и живность. Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.

Насыпные грузы перевозят по железным дорогам насыпью. Они представляют собой однородную массу частиц, кусков, обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью). К ним относятся зерновые грузы (пшеница, рожь, семена), продукты их перемола (мука, отруби, комбикорма, крупа и др.), каменный уголь, минеральные удобрения, цемент, руда, песок, известь, щебень и т.п. (свыше 400 наименований).

К навалочным грузам относятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест (штук) и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным: лесоматериалы, древесина, камень, металлический лом, металлы, различные брикеты, слитки стальные и т.п. (свыше 200 наименований). Различают насыпные и навалочные грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков (лес, камень, уголь и др.) и грузы, подверженные распылению, порче и загрязнению от атмосферных осадков (цемент, известь, соль, минеральные удобрения, арбузы, тыква, капуста, кора и т.п.). Перевозка первой группы насыпных и навалочных грузов допускается в открытом подвижном составе, а грузов второй группы — в крытых вагонах, хопперах и в специализированных контейнерах.

Тарно-штучные грузы отличаются значительным разнообразием видов тары, упаковки, формы и объемно-массовых характеристик отдельных грузовых мест. В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-штучные грузы подразделяются на четыре группы. Первую группу составляют грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их, как правило, перевозят в крытых вагонах и универсальных контейнерах.

Тарно-штучные грузы второй группы (тяжеловесные с массой одного места более 500 кг), третьей группы (длинномерные и громоздкие длиной 3 м, шириной 2,6 м, высотой 2,1 м) и четвертой группы (негабаритные) перевозят в открытом подвижном составе. К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах. Они подразделяются на нефть и нефтепродукты (светлые, темные), сжиженные газы, химические продукты и пищевые продукты.

К живности относятся животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, дикие звери), птица всякая, живая рыба, рыбопосадочный материал и раки, пчелы. В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы подразделяются на 11 групп (скоропортящиеся, гигроскопичные, легко аккумулирующие различные запахи, обладающие специфическими запахами, смерзающиеся, опасные и др.). По условиям и способам хранения различают три группы грузов.

Первую группу составляют ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры. К ним относятся скоропортящиеся грузы, промышленные и продовольственные товары широкого потребления и т.д. Хранение этой группы грузов осуществляется в закрытых складах.

Вторую группу составляют грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче, это бумага, металл, хлопок, сено и т.д. Грузы этой группы хранят в крытых складах или на крытых площадках (под навесами). В третью группу входят грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и др. Грузы этой группы хранят на открытых площадках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.07 с.)