Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Матвеева, новелла николаевна
(р. 1934), поэтесса, автор и исполнитель песен
Вы объяснили музыку словами. / Но, видно, ей не надобны слова.
«Вы объяснили музыку словами…» («Музыка») (опубл. 1961) Матвеева Н. Лирика. – М., 1961, с. 51
Поэзия должна быть глуповата, Но сам поэт – не должен быть дурак.
«Поэзия должна быть глуповата…» (опубл. 1973) Матвеева Н. Ласточкина школа. – М., 1973, с. 108 Первая строка – цитата из А. Пушкина (п П-954).
МАЧТЕТ, Григорий Александрович
(1852—1901), писатель
И один в поле воин.
Загл. романа (1887); в журнальной публ. (1886) – «Из невозвратного прошлого» В 1867—1868 гг. под загл. «Один в поле не воин» в России был опубликован роман немецкого писателя Ф. Шпильгагена «В строю» («In Reich und Glied», 1866). «И один в поле воин» – роман украинского писателя Ю. П. Дольд-Михайлика (1956; рус. пер.: 1957).
Замученный тяжкой неволей, / Ты славною смертью почил… В борьбе за народное дело / Ты буйные кости сложил… Служил ты немного, но честно / Для блага родимой земли…
«Последнее прости…» (1876) Поэты-демократы 1870—1880-х, с. 257 Песенный вариант: «…Ты голову честно сложил. / Служил ты недолго, но честно…». Ё Песни рус. поэтов, 2:467.
…Что скоро из наших костей Подымется мститель суровый И будет он нас посильней!..
«Последнее прости…» Поэты-демократы 1870—1880-х, с. 258
МАЯКОВСКИЙ, Владимир Владимирович
(1893—1930), поэт Маяковский В. Полн. собр. соч. в 13 т. – М., 1955—1961. СТИХОТВОРЕНИЯ
И бог заплачет над моею книжкой! / <…> и побежит по небу с моими стихами подмышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
«А все-таки» (1914) Маяковский, 1:62
Я сразу смазал карту будня.
«А вы могли бы?» (1913) Маяковский, 1:40
А вы / ноктюрн сыграть / могли бы / на флейте водосточных труб?
«А вы могли бы?» Маяковский, 1:40
Американцы удивляются.
Загл. стихотворения (1929)
Вашу / быстроногую / знаменитую Америку мы / и догоним / и перегоним.
«Американцы удивляются» Маяковский, 10:90
Белый / ест / ананас спелый, / черный – / гнилью моченый. Белую работу / делает белый, / черную работу – / черный.
«Блек энд уайт» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:21—22
Налево посмотришь – / мамочка мать! Направо – / мать моя мамочка!
«Бродвей» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:57
У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока.
«Бродвей» Маяковский, 7:57
Вам ли, любящим баб да блюда, / жизнь отдавать в угоду?!Я лучше в баре блядям буду / подавать ананасную воду!
«Вам!» (1915) Маяковский, 1:75
Поэты, / покайтесь, / пока не поздно, во всех / отглагольных рифмах.
«Верлен и Сезан» (1925) Маяковский, 6:208
Бывало – / сезон, / наш бог – Ван Гог, / другой сезон – / Сезан.
«Верлен и Сезан» Маяковский, 6:209
Поэтом не быть мне бы, / если б / не это пел — в звездах пятиконечных небо / безмерного свода РКП.
«Владимир Ильич!» (1920) Маяковский, 2:34
Капитал – / его препохабие.
«Вызов» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:75
И по камням острым, как глаза ораторов, красавцы-отцы здоровых томов, потащим мордами умных психиатров и бросим за решетки сумасшедших домов!
«Гимн здоровью» (1915) Маяковский, 1:81
Но кому я, к черту, попутчик! / Ни души / не шагает / рядом.
«Город» (1925) Маяковский, 6:200 п «Литературные попутчики революции» (Т-186).
И песня, / и стих / – это бомба и знамя. / <…> И тот, / кто сегодня / поет не с нами, / тот – / против нас.
«Господин “народный артист”» (1927) (о Федоре Шаляпине) Маяковский, 8:122
«Даешь изячную жизнь!»
Загл. стихотворения (1927)
Тот, кто постоянно ясен, – / тот, / по-моему, / просто глуп.
«Домой!» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:92
…Я ж / с небес поэзии / бросаюсь в коммунизм, потому что / нет мне / без него любви.
«Домой!» Маяковский, 7:93
Я себя / советским чувствую / заводом, / вырабатывающим счастье.
«Домой!» Маяковский, 7:94
Я хочу, / чтоб к штыку / приравняли перо.
«Домой!» Маяковский, 7:94
Я хочу / быть понят моей страной, А не буду понят, – / что ж. По родной стране / пройду стороной, Как проходит / косой дождь.
«Домой!», заключительные строки, позже исключенные автором Маяковский, 7:429
Ешь ананасы, рябчиков жуй. День твой последний приходит, буржуй!
«Ешь ананасы, рябчиков жуй…» (опубл. 24 дек. 1917) Маяковский, 1:148 Двустишие вошло в поэму «Владимир Ильич Ленин» (1924)
Лысый фонарь / сладострастно снимает / с улицы / черный чулок.
«Из улицы в улицу» (1913) Маяковский, 1:39
Кем быть?
Загл. стихотворения (1928; опубл. 1929)
У меня растут года, / будет и семнадцать. Где работать мне тогда, / чем заниматься?
«Кем быть?» Маяковский, 10:267
Нужные работники – / столяры и плотники!
«Кем быть?» Маяковский, 10:267
Как живете, / как животик?
«Кем быть?» Маяковский, 10:269
Я бы в летчики пошел, / пусть меня научат.
«Кем быть?» Маяковский, 10:273
Все работы хороши, / выбирай / на вкус!
«Кем быть?» Маяковский, 10:274
Смерть – / не сметь!
«Комсомольская» (1924), эпиграф к стихотворению Маяковский, 6:34
Ленин – / жил, / Ленин – / жив, / Ленин – / будет жить.
«Комсомольская» Маяковский, 6:34
Я сошью себе черные штаны / из бархата голоса моего.
«Кофта фата» (1914) Маяковский, 1:59
Разворачивайтесь в марше! / Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! / Ваше / слово, / товарищ маузер. Довольно жить законом, / данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним. / Левой! / Левой! / Левой!
«Левый марш» (дек. 1918; опубл. 12 янв. 1919) Маяковский, 2:23 Строка «Клячу историю загоним» чаще цитируется в форме: «Клячу истории загоним».
Кто там шагает правой? / Левой! / Левой! / Левой!
«Левый марш» Маяковский, 2:23
На мне ж / с ума сошла анатомия. Сплошное сердце – / гудит повсеместно.
«Люблю». «Взрослое» (1922) Маяковский, 4:89
Стрекозел.
«Любовь» (1926) Маяковский, 7:147 «Долой мещанство / и предрассудок! / С цветка на цветок / молодым стрекозлом / порхает, летает / и мечется. / Одно ему / в мире кажется злом – / это / алиментщица».
Ах, закройте, / закройте глаза газет!
«Мама и убитый немцами вечер» (1914) Маяковский, 1:66
От ударных бригад / к ударным цехам, / от цехов / к ударным заводам.
«Марш ударных бригад» (1930) Маяковский, 10:162
Мелкая философия на глубоких местах.
Загл. стихотворения (1925) Маяковский, 7:17
Кто над морем не философствовал? / Вода.
«Мелкая философия на глубоких местах» Маяковский, 7:17
Вот и жизнь пройдет, / как прошли Азорские / острова.
«Мелкая философия на глубоких местах» Маяковский, 7:19
Вечно будет ленинское сердце / клокотать / у революции в груди.
«Мы не верим!» (1923) Маяковский, 5:18
…Я – бесценных слов мот и транжир.
«Нате!» (1913; опубл. 1914) Маяковский, 1:56
Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
«Нате!» Маяковский, 1:56
Дней бык пег. / Медленна лет арба. Наш бог бег. / Сердце наш барабан.
«Наш марш» (1917; опубл. 1918) Маяковский, 2:7
Наше оружие – наши песни. / Наше золото – звенящие голоса.
«Наш марш» Маяковский, 2:7
Да будь я / и негром преклонных годов, / и то, / без унынья и лени, я русский бы выучил / только за то, / что им / разговаривал Ленин.
«Нашему юношеству» (1927) Маяковский, 8:17
Если тебе – / комсомолец имя, / имя крепи / делами своими.
«Не увлекайтесь нами» (1929; опубл. 1933) Маяковский, 10:156
Я стремился / за 7000 верст вперед, / а приехал / на 7 лет назад.
«Небоскреб в разрезе» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:69 О Соединенных Штатах Америки.
В сто сорок солнц закат пылал.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920; опубл. 1921) Маяковский, 2:35
Светить всегда, / светить везде, / до дней последних донца, светить – / и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой – / и солнца!
«Необычайное приключение…» Маяковский, 2:38
Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.
«Ночь» (1912) Маяковский, 1:33
И вылезло / из-за спины РСФСР / мурло мещанина.
«О дряни» (1921) Маяковский, 2:73
Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее / головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм / канарейками не был побит!
«О дряни» Маяковский, 2:75
Своего «апогея» никому не отдадим, а чужих «апогеев» / нам не надо.
«О “фиасках”, “апогеях” и других неведомых вещах» (1923) Маяковский, 4:66
Тебе обывательское – о, будь ты проклята трижды! – /и мое, / поэтово – о, четырежды славься, благословенная!
«Ода революции» (1918) Маяковский, 2:13
Работаешь – / сидя, отдыхая – / стой. / <…> Работаешь – / стоя, / отдыхай – / сидя.
«Отдыхай» (1928) Маяковский, Это – правило физиолога И. М. Сеченова (1829—1905).
В Париже это давно и лучше.
«Париж (Записки Людогуся)» (1922) Маяковский, 4:210
Очень / трудно / в Париже / женщине, если / женщина / не продается, / а служит.
«Парижанка» (1929) Маяковский, 10:65
Шел я верхом, / шел я низом, / строил / мост в социализм, не достроил / и устал / и уселся / у моста.
«Письмо к любимой Молчанова, брошенной им…» (1927) Маяковский, 8:197
Любить – / это с простынь, / бессонницей рваных, срываться, / ревнуя к Копернику, его, / а не мужа Марьи Иванны, считая / своим / соперником.
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928; опубл. 1929) Маяковский, 9:383
Чтоб больше поэтов / хороших / и разных.
«Послание пролетарским поэтам» (1926) Маяковский, 7:152
Все, что я сделал, / все это ваше – / рифмы, / темы, / дикция, / бас!
«Послание пролетарским поэтам» Маяковский, 7:155
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит – это кому-нибудь нужно?
«Послушайте!» (1914) Маяковский, 1:60
Я тоже фабрика. А если без труб, / то, может, / мне / без труб труднее.
«Поэт рабочий» (1918) Маяковский, 2:18
Товарищи, / дайте новое искусство, — такое, чтобы выволочь республику из грязи.
«Приказ № 2 армии искусств» (1921; опубл. 1922) Маяковский, 2:88
Есть еще хорошие буквы: / Эр, / Ша, / Ща.
«Приказ по армии искусства» (1918) Маяковский, 2:14
Улицы – наши кисти. / Площади – наши палитры.
«Приказ по армии искусства» Маяковский, 2:15
Прозаседавшиеся.
Загл. стихотворения (1922)
О, хотя бы / еще / одно заседание относительно искоренения всех заседаний!
«Прозаседавшиеся» Маяковский, 4:9
Простое как мычание.
Загл. книги стихов (1916) Также в трагедии «Владимир Маяковский» (1913): «Я вам открою / словами / простыми, как мычанье, / наши новые души». Ё Маяковский, 1:154.
Начинается земля, / как известно, от Кремля.
«Прочти и катай в Париж и в Китай», 1 (1927; опубл. 1928) Маяковский, 10:257
Я хотел бы / жить / и умереть в Париже, если б не было / такой земли – / Москва.
«Прощанье» (1925) Маяковский, 6:209 Фраза: «Хотели бы вы жить и умереть в Париже?» – содержалась в «Новейшем самоучителе французского языка» для русских эмигрантов (1920). Ё Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. – М., 1994, с. 415.
Время / пулям / по стенке музеев тенькать.
«Радоваться рано» (1918) Маяковский, 2:16
А почему / не атакован Пушкин?
«Радоваться рано» Маяковский, 2:16
Грудой дел, / суматохой явлений / день отошел, / постепенно стемнев. Двое в комнате. / Я / и Ленин – / фотографией / на белой стене.
«Разговор с товарищем Лениным» (1929) Маяковский, 10:17
Товарищ Ленин, / работа адовая / будет / сделана / и делается уже.
«Разговор с товарищем Лениным» Маяковский, 10:18
Очень / много / разных мерзавцев / ходят / по нашей земле / и вокруг.
«Разговор с товарищем Лениным» Маяковский, 10:18
Вашим, / товарищ, / сердцем / и именем думаем, / дышим, / боремся / и живем!..
«Разговор с товарищем Лениным» Маяковский, 10:19
О месте / поэта / в рабочем строю.
«Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) Маяковский, 7:119
Говоря по-вашему, / рифма – / вексель. Учесть через строчку! – / вот распоряжение. И ищешь / мелочишку склонений и флексий в пустующей кассе / склонений / и спряжений.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:120
Поэту / в копеечку влетают слова.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:120
Говоря по-нашему, / рифма – / бочка. Бочка с динамитом. / Строка – фитиль. Строка додымит, / взрывается строчка, — и город / на воздух / строфой летит.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:120—121
Может, / пяток / небывалых рифм только и остался / что в Венецуэле.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:121
Поэзия / – вся! – / езда в незнаемое. Поэзия – / та же добыча радия. В грамм добыча, / в год труды. Изводишь / единого слова ради тысячи тонн / словесной руды.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:121
Тянет, / как фокусник, / строчку изо рта / и у себя / и у других.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:122
Приходит / страшнейшая из амортизаций — амортизация / сердца и души.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:124
Через столетья / в бумажной раме / возьми строку / и время верни!
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:125
…Рифма поэта – / ласка / и лозунг, / и штык, / и кнут.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:126
Через четыре / года / здесь / будет / город-сад!
«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (1929) Маяковский, 10:128 Термин «город-сад» появился в книге английского архитектора Э. Хауарда «Завтра» (1898).
Я знаю – / город / будет, / я знаю – / саду / цвесть, когда / такие люди / в стране / в советской / есть!
«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое…» Маяковский, 10:130—131
Днесь / небывалой сбывается былью / социалистов великая ересь!
«Революция. Поэтохроника» (апр. 1917; опубл. в мае 1917) Маяковский, 1:140
Нигде кроме / как в Моссельпроме.
Реклама Моссельпрома (1923) Маяковский, 5:285
Лучших сосок / не было и нет – / готов сосать до старости лет.
Реклама Резинотреста (1923) Маяковский, 5:278
Себе, любимому.
Загл. стихотворения: «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» (1916; опубл. 1918) Маяковский, 1:126
Вы ушли, / как говорится, / в мир иной. Пустота… / Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, / Ни пивной. / Трезвость.
«Сергею Есенину» (1926) Маяковский, 7:100
Вы ж / такое / загибать умели, / что другой / на свете не умел.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:101
Ну, а класс-то / жажду заливает квасом? Класс – он тоже / выпить не дурак.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:101
У народа, / у языкотворца, / умер / звонкий / забулдыга подмастерье.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:102—103
Посвящений / и воспоминаний дрянь.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:103
Где, / когда, / какой великий выбирал путь, / чтобы протоптанней / и легше?
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:104
Для веселия / планета наша / мало оборудована. Надо / вырвать / радость / у грядущих дней. В этой жизни / помереть / не трудно. Сделать жизнь / значительно трудней.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:105 п «В этой жизни умирать не ново…» (Е-43).
Ясно даже и ежу – / Этот Петя был буржуй.
«Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», 1 (1925) Маяковский, 9:218 Вероятно, отсюда: «Это и ежу ясно».
Скрипка и немножко нервно.
Загл. стихотворения (1914)
Быть коммунистом – / значит дерзать, / думать, / хотеть, / сметь.
«Служака» (1928) Маяковский, 9:125
Время / зажечь / над республикой мира / Труд, / Мир, / Май!
«Солнечный флаг» (1928) Маяковский, 9:79 С 1953 г. «Труд, Мир, Май!» – плакатный первомайский лозунг; с 1961 г. – в форме «Мир, труд, май!»
Товарищи, / и в быту / необходимо взяться за перековку / человеческого материала.
«Стих как бы шофера» (1929) «Даешь», 1929, № 14 (дек.); Маяковский, 10:146 Выражение «перековка человеческого материала», вероятно, появилось несколько раньше. «Социалистическое соревнование и переделка человеческого материала» – назв. III ч. доклада С. И. Сырцова на нижегородской краевой партконференции 5 авг. 1929 г. Ё «Правда», 13 авг. 1929, с. 3. Также: «Пропаганда ковки нового человека по существу является единственным содержанием произведений футуристов» (С. Третьяков, «Откуда и куда?»). Ё «ЛЕФ», 1923, № 1, с. 195.
Я волком бы / выгрыз / бюрократизм.
«Стихи о советском паспорте» (1929; опубл. 1930) Маяковский, 10:68
…Глядят, / как в афишу коза.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:69
…Что это за / географические новости?
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:69
И не повернув / головы кочан <…>.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:69 Часто цитируется: «Не поворотив головы кочан…»
И разных / прочих / шведов.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:69
Краснокожая паспортина.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:70
Молоткастый, / серпастый / советский паспорт.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:70
Я / достаю / из широких штанин / дубликатом / бесценного груза. Читайте, / завидуйте, / я – / гражданин / Советского Союза.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:70
Мы всех зовем, / чтобы в лоб, / а не пятясь, / критика / дрянь / косила. И это / лучшее из доказательств / нашей / чистоты и силы.
«Столп» (1928) Маяковский, 9:345
Товарищу Нетте пароходу и человеку.
Загл. стихотворения (1926)
…Чтобы в мире / без Россий, / без Латвий, жить единым / человечьим общежитьем.
«Товарищу Нетте пароходу и человеку» Маяковский, 7:164
Мы идем / сквозь револьверный лай, чтобы, / умирая, / воплотиться в пароходы, / в строчки / и в другие долгие дела.
«Товарищу Нетте пароходу и человеку» Маяковский, 7:164
Хорошее отношение к лошадям.
Загл. стихотворения (1918)
Били копыта. / Пели будто: / – Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб.
«Хорошее отношение к лошадям» Маяковский, 2:10
Все мы немножко лошади, / каждый из нас по-своему лошадь.
«Хорошее отношение к лошадям» Маяковский, 2:11
И стоило жить, / и работать стоило.
«Хорошее отношение к лошадям» Маяковский, 2:11
Я б Америку закрыл, / слегка почистил, а потом / опять открыл – / вторично.
«Христофор Коломб», 6 (1925) Маяковский, 7:38
Крошка сын / к отцу пришел, / и спросила кроха: Что такое / хорошо / и что такое / плохо?
«Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925) Маяковский, 10:232
Вырастет / из сына / свин, / если сын – / свиненок.
«Что такое хорошо…» Маяковский, 10:235
У меня, / да и у вас, / в запасе вечность.
«Юбилейное» (1924) Маяковский, 6:47 Стихотворение обращено к Пушкину.
Но поэзия – / пресволочнейшая штуковина: существует – / и ни в зуб ногой.
«Юбилейное» Маяковский, 6:49
После смерти / нам / стоять почти что рядом: / вы на Пе, / а я / на эМ.
«Юбилейное» Маяковский, 6:51
Ну Есенин, / мужиковствующих свора.
«Юбилейное» Маяковский, 6:52 п «Мужиковствующие» (Т-187)
Я люблю вас, / но живого, / а не мумию. Навели / хрестоматийный глянец.
«Юбилейное» Маяковский, 6:54
Битвы революций / посерьезнее «Полтавы», и любовь / пограндиознее / онегинской любви.
«Юбилейное» Маяковский, 6:54
Мы б его спросили: /– А ваши кто родители? Чем вы занимались / до 17-го года? Только этого Дантеса бы и видели.
«Юбилейное» Маяковский, 6:55
Мне бы / памятник при жизни / полагается по чину. Заложил бы / динамиту / – ну-ка, / дрызнь! Ненавижу / всяческую мертвечину! Обожаю / всяческую жизнь!
«Юбилейное» Маяковский, 6:56
Я люблю смотреть, как умирают дети.
«Я», 4 («Несколько слов обо мне самом») (1913) Маяковский, 1:48
Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека!..
«Я», 4 Маяковский, 1:49
Я знаю силу слов, я знаю слов набат. Они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек.
«Я знаю силу слов…» (из неоконченного) (1929—1930; опубл. 1934) Маяковский, 10:287 В рукописи – без знаков препинания.
…И подползают поезда / лизать поэзии мозолистые руки.
«Я знаю силу слов…» Маяковский, 10:287 ПОЭМЫ
Ленин / и теперь / живее всех живых, наше знанье – / сила и / оружие.
«Владимир Ильич Ленин» (1924; опубл. 1924—1925) Маяковский, 6:233
Я / себя / под Лениным чищу, / чтобы плыть / в революцию дальше.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:234
Голосует сердце – / я писать обязан / по мандату долга.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:235
Землю / всю / охватывая разом, / видел / то, / что временем закрыто.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:239 Эта и три следующие цитаты – о Ленине.
Он, как вы / и я, / совсем такой же.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:239
Шахматы ему – / они вождям / полезней.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:240
Самый человечный человек.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:241
Я / всю свою / звонкую силу поэта / тебе отдаю, / атакующий класс.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:249
Слова / у нас / до важного самого в привычку входят, / ветшают, как платье. Хочу / сиять заставить заново величественнейшее слово / «ПАРТИЯ».
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:265
А если / в партию / сгрудились малые — сдайся, враг, / замри / и ляг! / Партия – / рука миллионнопалая, сжатая / в один / громящий кулак.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:266
Единица – вздор, / единица – ноль.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:266
Партия – / это / миллионов плечи, друг к другу / прижатые туго. / <…> Мозг класса, / дело класса, / сила класса, / слава класса — вот что такое партия. Партия и Ленин – / близнецы-братья — кто более / матери-истории ценен? Мы говорим Ленин, / подразумеваем – партия. Мы говорим / партия, / подразумеваем – / Ленин.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:266—267
Когда я / итожу / то, что прожил.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:281
Если бы / выставить в музее / плачущего большевика, весь день бы / в музее / торчали ротозеи. Еще бы – / такое / не увидишь и в века!
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:295
Здесь / каждый камень / Ленина знает.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:299
Я счастлив, / что я / этой силы частица, что общие / даже слезы из глаз. Сильнее / и чище / нельзя причаститься великому чувству / по имени – / класс!
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:304
Это – / единственная / великая война / из всех, / какие знала история.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:308 Перефразировка цитаты из Ленина: «Революция есть война. Это – единственная <…> действительно великая война из всех войн, какие знает история» («План петербургского сражения», янв. 1905). Ё Ленин, 9:212.
Кроя эрудицией / вопросов рой.
«Во весь голос» (1929—1930; опубл. 1930) Маяковский, 10:279
Певец кипяченой / и ярый враг воды сырой.
«Во весь голос» Маяковский, 10:279
Профессор, / снимите очки-велосипед! Я сам расскажу / о времени / и о себе. Я, ассенизатор / и водовоз, революцией / мобилизованный и призванный.
«Во весь голос» Маяковский, 10:279—280
Кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки — кто их к черту разберет!
«Во весь голос» Маяковский, 10:280
Неважная честь, / чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам, / где харкает туберкулез, где блядь с хулиганом / да сифилис.
«Во весь голос» Маяковский, 10:280
Но я / себя / смирял, / становясь / на горло / собственной песне. Слушайте, / товарищи потомки, / агитатора, / горлана-главаря.
«Во весь голос» Маяковский, 10:280—281
Как живой / с живыми говоря.
«Во весь голос» Маяковский, 10:281
Я к вам приду / в коммунистическое далеко.
«Во весь голос» Маяковский, 10:281
Мой стих дойдет, / но он дойдет не так, – / <…> не как доходит / к нумизмату стершийся пятак и не как свет умерших звезд доходит. Мой стих / трудом / громаду лет прорвет и явится / весомо, / грубо, / зримо, как в наши дни / вошел водопровод, сработанный / еще рабами Рима.
«Во весь голос» Маяковский, 10:281
Железки строк случайно обнаруживая, вы / с уважением / ощупывайте их, как старое, / но грозное оружие.
«Во весь голос» Маяковский, 10:281
Оружия / любимейшего / род.
«Во весь голос» Маяковский, 10:282 О «кавалерии острот».
Мы открывали / Маркса / каждый том, как в доме / собственном мы открываем ставни.
«Во весь голос» Маяковский, 10:283
Мы / диалектику / учили не по Гегелю.
«Во весь голос» Маяковский, 10:283
Умри, мой стих, / умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши!
«Во весь голос» Маяковский, 10:283
Мне наплевать / на бронзы многопудье, мне наплевать / на мраморную слизь. Сочтемся славою – / ведь мы свои же люди, — пускай нам / общим памятником будетпостроенный / в боях / социализм.
«Во весь голос» Маяковский, 10:284
Поэт / вылизывал / чахоткины плевки / шершавым языком плаката.
«Во весь голос» Маяковский, 10:284
Мне / и рубля / не накопили строчки.
«Во весь голос» Маяковский, 10:284
Я подыму, / как большевистский партбилет, все сто томов / моих / партийных книжек.
«Во весь голос» Маяковский, 10:285
Из меня / слепым Вием / время орет: «Подымите, / подымите мне / веки веков!»
«Война и мир», IV (1915—1916; опубл. 1917—1918) Маяковский, 1:230 У Н. Гоголя: «Подымите мне веки: не вижу!» (п Г-314). Загл. поэмы по старой орфографии: «Война и мiръ». п Т-127.
Облако в штанах.
Загл. поэмы (1914—1915; опубл. 1915, 1917) Из вступления к поэме: «Хотите – / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а – облако в штанах!» Ё Маяковский, 1:175.
«Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».
«Облако в штанах». «Второму изданию» (предисл. к полному изд. 1918 г.) Маяковский, 12:7 Четыре лозунга «катехизиса сегодняшнего искусства».
У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, иду – красивый, / двадцатидвухлетний.
«Облако в штанах», вступление Маяковский, 1:175
Мама! / Ваш сын прекрасно болен!
«Облако в штанах», 1 Маяковский, 1:179—180
Прежде чем начнет петься, / долго ходят, размозолев от брожения, и тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:181
Улица корчится безъязыкая – / ей нечем кричать и разговаривать.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:181
Гвоздь у меня в сапоге / кошмарней, чем фантазия у Гете!
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:183
Наших душ золотые россыпи.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:184
Где глаз людей обрывается куцый, / <…> в терновом венце революций / грядет шестнадцатый год.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:185 Строка: «Грядет шестнадцатый год» – появилась при публикации отрывков из поэмы в марте 1917 г. («Новый сатирикон», № 11). В первоначальной редакции: «Грядет который-то год».
Вам я / душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! — и окровавленную дам, как знамя.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:185
Хорошо, когда в желтую кофту / душа от осмотров укутана!
«Облако в штанах», 3 Маяковский, 1:186 Также в более раннем стихотворении «Кофта фата» (1914): «Я сошью себе <…> / желтую кофту из трех аршин заката». Ё Маяковский, 1:59. Еще раньше, в 1913 г., «Свободный театр» А. Я. Таирова поставил пьесу-сказку Г. Бернимо и Дж. К. Хазлтона «Желтая кофта».
Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!
«Облако в штанах», 3 Маяковский, 1:187
Любовница, / которую вылюбил Ротшильд.
«Облако в штанах», 3 Маяковский, 1:189
Тринадцатый апостол.
«Облако в штанах», 3 Маяковский, 1:190 «Я, воспевающий машину и Англию, / может быть, просто, / в самом обыкновенном евангелии / тринадцатый апостол». «Тринадцатый апостол» – первоначальное загл. поэмы «Облако в штанах», запрещенное цензурой. Выражение встречалось уже у Иоанна Златоуста в 403 г.: «Вчера вечером она [византийская императрица Евдоксия] называла меня тринадцатым апостолом, а сегодня назвала меня Иудою» («Беседа при отправлении в ссылку», II, 437). Ё Иоанн Златоуст. Полн. собр. творений. – М., 1994, т. 3, кн. 2, с. 454.
Эй, вы! / Небо! / Снимите шляпу! / Я иду! / Глухо. Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звезд огромное ухо.
«Облако в штанах», 4 (заключительные строки поэмы) Маяковский, 1:196
Про это.
Загл. поэмы (1923) Ср. также у Ф. Достоевского: «Он не мог слышать известных слов и известных разговоров про женщин. <…> Видя, что “Алешка Карамазов”, когда заговорят “про это”, быстро затыкает уши пальцами, они становились иногда подле него нарочно толпой и <…> кричали ему в оба уха скверности <…>» («Братья Карамазовы», I, 1, 4). Ё Достоевский, 14:19, 20.
* Имя этой теме: / любовь!
«Про это», пролог («Про что – про это?») Маяковский, 4:139 В авторском тексте вместо слова «любовь» – шеститочие.
Немолод очень лад баллад, / но если слова болят и слова говорят про то, что болят, / молодеет и лад баллад.
«Про это», I («Баллада Редингской тюрьмы») Маяковский, 4:140
Мастерская человечьих воскрешений.
«Про это». «Прошение на имя……» Маяковский, 4:181
Из себя / и то готов достать печенку. / Мне не жалко, дорогая, / ешь!
«Про это». «Прошение на имя……» Маяковский, 4:183
Воскреси – / свое дожить хочу!
«Про это». «Прошение на имя……» Маяковский, 4:184
Чтоб не было любви – служанки замужеств, / похоти, / хлебов. Постели прокляв, / встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь.
«Про это». «Прошение на имя……» Маяковский, 4:184
Стар – убивать. / На пепельницы черепа!
«150 000 000» (1919—1920) Маяковский, 2:125
Не поставить ли лучше / точку пули в своем конце.
«Флейта-позвоночник». Пролог (1915) Маяковский, 1:199
Воспаленной губой / припади / и попей / из реки / по имени – «Факт».
«Хорошо!», 1 (1927; опубл. 1927—1928) Маяковский, 8:235
Это было / с бойцами, / или страной, / или / в сердце / было / в моем.
«Хорошо!», 1 Маяковский, 8:235
Которые тут временные? / Слазь! / Кончилось ваше время.
«Хорошо!», 6 Маяковский, 8:261
Мы не уйдем, / хотя / уйти / имеем / все права. В наши вагоны, / на нашем пути, / наши / грузим / дрова.
«Хорошо!», 8 Маяковский, 8:271
Социализм: / свободный труд / свободно / собравшихся людей.
«Хорошо!», 8 Маяковский, 8:272
Мы – / голодные, / мы – нищие, с Лениным в башке / и с наганом в руке.
«Хорошо!», 10 Маяковский, 8:282
Нельзя / на людей жалеть / ни одеяло, / ни ласку.
«Хорошо!», 13 Маяковский, 8:292
Но землю, / с которой / вдвоем голодал, — нельзя / никогда / забыть!
«Хорошо!», 14 Маяковский, 8:298
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.78 (0.914 с.) |