Перевозка и временное хранение живой рыбы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозка и временное хранение живой рыбы



На период реализации

 

Для перевозки водных организмов используется множество транспортных емкостей. Выбор того или иного вида емкости зависит от особенностей перевозимого объекта и от экономических показателей перевозки. На выживаемость организмов во время транспортировки оказывает влияние ряд факторов, основными из которых являются содержание кислорода в воде, накопление продуктов жизнедеятельности, лавинообразный процесс гибели перевозимых объектов в результате накопления продуктов жизнедеятельности, фактор свободного пространства. Единых принципов расчета норм посадки объектов аквакультуры во все транспортировочные емкости в настоящее время не существует, поэтому норму посадки рассчитывают исходя из специфических особенностей той или иной емкости. Характеристика основных транспортировочных емкостей приведена в табл. 8.1.

 

Таблица 8.1. Основные виды транспортировочных емкостей

 

Наименование емкости Объем воды Система аэрации
Суда 185 т Смена воды. Продувание воды кислородом
Прорези 30 т Смена воды
Вагоны 30 т Распыление воды через форсунки
Машины 3 т Продувание воды воздухом или кислородом
Чаны 2 т Механическое перемешивание во время дви­жения
Канны металлические 25–30 л
Канны из оргстекла 40 л Продувание воды кислородом
Пакеты 20–300 л Определенный запас кислорода
Пакеты с аэрационным устройством 20–300 л Определенный запас кислорода и продувание воды кислородом
Бидоны 35 л Определенный запас кислорода

 

Различают внутрихозяйственные и межхозяйственные перевозки рыбы. Внутрихозяйственная перевозка – это перемещение рыбы из одного пруда в другой, например, из зимовальных прудов в нагульные, из нагульных – в пруды-садки и т. д. Межхозяйственные перевозки осуществляют при транспортировке посадочного материала из рыбопитомников в товарные хозяйства, племенного и ремонтного поголовья в полносистемные хозяйства и рыбопитомники и в других случаях. При перевозке рыбы следует строго соблюдать специальные ветеринарно-санитарные правила. На перевозимую рыбу при межхозяйственных перевозках обязательно иметь специальное ветеринарное свидетельство, а при областных перевозках – разрешение ветеринарных служб областных организаций.

Живую рыбу перевозят в воде и очень редко без воды. Для перевозки рыбы применяют различные виды транспорта: гужевой, автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный. Для этих целей можно использовать любые емкости: брезентовые чаны, молочные фляги, полиэтиленовые пакеты, металлические контейнеры, водовозы, молоковозы, а также специализированный живорыбный транспорт: машины, вагоны.

При перевозке рыбы необходимо соблюдать определенные требования к воде и к транспортной емкости. Вода для перевозки рыбы должна быть насыщена достаточным количеством кислорода для дыхания рыб, но и быть чистой, не иметь различного рода взвесей, рН должен быть нейтральным, содержание диоксида углерода минимальное. Для теплолюбивых рыб в теплое время года наиболее желательна температура 10–12 оС, а для холоднолюбивых – 6–8 оС. В зимнее время температура воды должна быть около 1 оС. Для перевозки рыб в транспортную емкость наливают воду из того водоема, в котором они находились.

Перед погрузкой рыбы в емкости следует соблюдать следующие правила:

1. Перед транспортировкой в другое хозяйство рыбу выдерживают в чистой проточной воде в течение 2– 4 ч. За это время промываются жабры, частично освобождается кишечник;

2. Емкость для перевозки должна быть чистой и продезинфицирована 20–40 %-ным раствором извести;

3. Температуру воды в емкости следует понижать постепенно, в течение нескольких часов, в зависимости от разницы температур во избежание температурного шока у рыб. Можно рекомендовать совместить транспортировку и антипаразитарные ванны. Для этого можно добавить 1–2 кг поваренной соли на 1 м3 воды. Такое количество соли способствует как очищению от эктопаразитов, находящихся в слизи и на коже рыб, так и, как показала практика, улучшению физиологического состояния рыбы и уменьшению отхода. Указанное количество соли рекомендуется применять при дальних перевозках. При транспортировке рыбы внутри хозяйства и при продолжительности до 2 ч концентрацию можно увеличить в 2–3 раза;

4. Во время перевозки не рекомендуется при частичной или полной смене воды в емкости пользоваться водой из колодцев или городских водопроводов, так как вода в них отличается по своему химическому составу. В этом случае воду берут из какого-нибудь открытого водоема, благополучного по заболеваниям.

Для перевозки рыб используют различные емкости, которые готовят к перевозке. Транспортные емкости должны иметь гладкие стенки без острых углов и выступов. При необходимости их оборудуют системой жизнеобеспечения: баллонами с кислородом, компрессорами и др.

Личинок внутри хозяйства чаще всего перевозят в стандартных молочных бидонах емкостью около 40 л. В одном таком бидоне в течение 2 ч можно транспортировать до 200 тыс. неподрощенных личинок карпа и до 100 тыс. – растительноядных рыб. В одном бидоне подрощенных личинок карпа – соответственно до 16 тыс. экземпляров и подрощенных личинок растительноядных рыб до 8 тыс. экземпляров. После того как в бидон поместят указанное количество личинок, его доливают доверху водой и закрывают крышкой. Это уменьшает механическую тряску. После доставки к пруду, где будут выпущены личинки, бидоны открывают и устанавливают их в воду так, чтобы вода немного не доходила доверху. В таком положении они должны находиться до тех пор, пока температура воды в бидонах и в пруду не сравняется. После этого их наклоняют, и личинки свободно уходят в пруд.

Рыбу внутри хозяйства очень часто перевозят в брезентовых чанах. Перед транспортировкой рыбы и после нее чаны дезинфицируют раствором извести.

Живорыбные вагоны предназначены для перевозки рыбы различного возраста на дальние расстояния. Вода аэрируется с помощью форсунок и в виде капель падает в резервуары. Для снижения температуры воды используют лед. Предварительно воду в резервуарах аэрируют в течение 1 ч. Система аэрации должна быть включена и в период погрузки рыбы. При перевозке молоди (1–20 г) всасывающие клапаны насосов и резервуаров обтягивают делью или сеткой для предотвращения попадания молоди в магистральные трубы аэрационной системы.

Автомашины для перевозки живой рыбы имеют автоцистерну емкостью 2400 л. Производительность воздушного компрессора цистерны 10 м3/ч. В ее передней части находится емкость для льда для осуществления возможности охлаждения воды и хранения снулой рыбы. В задней стенке цистерны имеется люк с воздушным рукавом, через который выпускают рыбу.

Перед погрузкой рыбы на живорыбную машину воду доводят до определенной температуры. Для насыщения воды кислородом перед погрузкой на 10–15 мин включают аэрационную систему при открытых крышках загрузочных люков. Во время погрузки аэратор должен работать постоянно. Загрузка рыбы осуществляется через верхние люки. После полной загрузки уровень воды должен быть не ниже 30– 40 мм от верхнего конца горловины. В случае вынужденной остановки автомобиля аэрационная система должна работать непрерывно.

Для перевозки рыбы применяют автоцистерны АЦПТ-2,8/53А, АЦЖР-3, живорыбный автопоезд ИКА-4.

Автоцистерна АЦПТ-2,8/53А представляет собой изотермическую емкость, установленную на автомашине ГАЗ-53А. Она предназначена для перевозки до 1200 кг рыбы. В передней части автоцистерны имеется емкость для 100 кг льда. Цистерна имеет два люка, закрывающихся крышками герметично. Заполняют емкость вакуумным насосом. Выгружают рыбу через отверстие в задней части цистерны, к которой крепится сливной переносный рукав. Цистерна оборудована системой жизнеобеспечения, представляющей собой компрессор, работающий от коробки отбора мощности двигателя автомашины. Воздух подают в цистерну по шлангам с отверстиями, расположенными на дне цистерны. В зимнее время вода в цистерне может подогреваться за счет выхлопных газов автомобиля.

Автоцистерну АЦЖР-3 монтируют на автомашину ЗИЛ-164. Вместимость цистерны 3 м3. В ней можно перевозить до 1400 кг рыбы. Заполнение цистерны водой осуществляется вакуумным насосом. Загружают рыбу с помощью пневмоподъемника, разгрузка осуществляется через отверстие в нижней части задней стенки цистерны, снабженное рукавом диаметром 250 мм. Аэрацию воды в цистерне проводят при помощи компрессора.

Для перевозки рыбы используют также съемные контейнеры, изготовленные из различных материалов.

Контейнеры «TRANSPORT» (LINN) выполнены из стеклопластика двух базовых размеров 120×95 и 160×25 см. Высота в двух вариантах 75 и 95 см. Стенки контейнеров в верхней части закруглены. Такая конфигурация уменьшает волнение воды внутри контейнера при транспортировке рыбы. Контейнеры оборудованы стандартным верхним люком (93×63 см), который позволяет погружать рыбу в контейнер с помощью сачка. Механизм замка, встроенный в крышку, полностью исключает повреждение рыбы. В контейнере установлены решетка на сливе и шаровой кран (рис. 8.16).

Живорыбный контейнер предназначен для перевозки рыбы (2500 л) и устанавливается на транспортное средство в специальном каркасе. Контейнер выполняется двухслойным, внутренний слой которого имеет толщину 15–20 мм из вспененного полиэтилена. Стенка контейнера обеспечивает изменение температуры со скоростью не выше 1 град/ч. Контейнер оборудован двумя люками для загрузки и выгрузки рыбы. Верхний люк размером 720×580 мм крепится к емкости петлями и фиксируется двумя резиновыми запорами и снабжен устройством для выхода воздуха. Нижний люк имеет размеры 360×90 мм. В нижней части контейнера имеется сливной кран с воронкогасителем на 2 дюйма, который снабжен быстросъемным соединением и защитой от попадания рыбы в сливное отверстие (рис. 8.17).

 

 

Рис. 8.16. Контейнеры «TRANSPORT» (LINN)

  Крышка с газовым амортизатором  
  Защитная задвижка перед шлюзом  
  Стандартный шлюз  

 

 

Рис. 8.17. Контейнер для перевозки живой рыбы

 

Сеголетков, годовиков, а также товарную рыбу, производителей и ремонт перевозят в специальных съемных контейнерах, изготавливаемых из листового пищевого алюминия объемом 1,8 м3. Контейнеры устанавливают в кузове автомобиля или трактора. Вода в них может аэрироваться с помощью бензокомпрессорной установки, смонтированной в платформе автомобиля. В них не предусмотрена теплоизоляция, поэтому зимой перевозить в них живую рыбу не рекомендуется.

Для перевозки рыбы на небольшие расстояния используют малогабаритные ручные тележки (ТУ-250А, УТР-0,3), а также грузовые мотороллеры МГ-150. Ручные тележки применяют для перевозки личинок карпа и других рыб из инкубационного цеха, нерестовых прудов в другие категории прудов, используя небольшие контейнеры, бидоны или полиэтиленовые пакеты.

Живую рыбу можно перевозить и без воды. Чаще всего так поступают с товарной рыбой. Чем ниже температура воздуха, тем длительнее может быть перевозка, но она не должна превышать 2–4 ч для рыб различных возрастных категорий. Температура воздуха при этом не должна быть ниже 0 оС, чтобы у рыб не произошло обмораживание жабр. Рыбу помещают в лотки или ящики в 1–2 слоя. На дно укладывают влажную марлю или траву. Ящики укладывают один на другой в стопку по 7–8 шт., орошают обильно водой и закрывают брезентом. Дно ящиков должно иметь отверстие для стока воды.

В настоящее время распространена доставка товарной рыбы, переложенной мелким льдом, в сетчатых пластиковых лотках. Практически каждое современное рыбоводное хозяйство имеет ледогенератор, с помощью которого получают кусочки льда различной величины. Лотки укладывают друг на друга. Получившийся пакет лотков (около 1 т рыбы, можно меньше, в зависимости от объема поставки) обматывают широким скотчем, и рыба готова к перевозке. Такой прямоугольный пакет лотков легко грузить, перемещать с помощью погрузчиков. Такой способ перевозки товарной рыбы в летнее время сохраняет рыбу свежей в течение двух суток при температуре около 0 °С, при этом она не замораживается и не теряет своих вкусовых качеств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.015 с.)