Чем дальше в будущее входим, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем дальше в будущее входим,



Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Вадим Шефнер

Ход урока

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

- Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуйте, мои друзья!

- Всех вас видеть рада Я!

Актуализация и пробное учебное действие. Слайд №2

Учитель. - Сегодня у нас не обычный урок, а посиделки в школьном музее «Русская изба». Много лет назад на Руси в длинные зимние вечера молодые девушки и парни собирались у кого-нибудь в избе на посиделки. Посиделки, согласно В. Далю (знатоку русского языка), это «сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Слайд №3

 -Как вы думаете, почему я пригласила вас в русскую избу?

Выявление места и причины затруднения. Слайд №4

    -Посмотрите на слайд.Что на нем изображено? (Изба,  печь и много хозяйственной утвари)

    Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

-Почему не получается? (слов не знаем)

-Хотите узнать историю слова?  Есть среди вас любопытные?

-Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)

- Какая тема нашего урока? (Ответы детей)

После ответов учеников на слайде №5 появляется тема - ««История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

Учитель: Запишите тему урока

- На уроке вы будете себя оценивать сами (листы оценивания лежат на столах)

Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора? (Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Учитель:   Прочитайте слова, взятые эпиграфом к уроку.

                                                     Чем дальше в будущее входим,

                                                       Тем больше прошлым дорожим.

                                                       И в старом красоту находим,

                                                       Хоть новому принадлежим…

- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «прошлым дорожить»? Свой устный ответ аргументируйте.

(Ответы детей)

Учитель: В наше компьютеризированное время меньше внимания стало уделяться русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой.

Как жили русские люди?

Чем украшали свой быт?

Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Работа с текстом

Учитель: Прочитайте текст.(Текст на слайде №6).

-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль?

-Спишите один абзац на выбор, вставляя пропущенные буквы. ● С какими видами орфограммы вы работали? (Текст распечатан для каждого)

Крестьянская изба

 Изба – ж…лище простого ру(с//сс)кого крест(?)янина и его сем(?)и. Здесь, в крест(?)янском доме каждый предмет д…машней утвари есть символ народного быта, то чем жили крест(?)яне и как работали, занимаясь х…зяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны ру(с//сс)ким духом и передают тот образ непростой крест(?)янской жизни на (Р//р)уси.

Ж…лище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или б…резы. Правильнее говорить не "построить избу", а "(з//с)рубить дом". Делалось это с помощью топора, а п…з(?)нее и пилы. Избы чаще всего делались кв…дратными или прямоугольными. Внутри ж…лища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни.

-Оценивание своей работы.

 2) Работа с текстом учебника. Стр. 36-37. Изба.

Откройте учебник. Прочитайте ещё один фрагмент «Толкового словаря живого великорусского языка». Что нового вы узнали об этом слове?

-  Какие значения слова изба отмечены в словаре? Слайд №8

-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась? Слайд №9

3) Учитель: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово? Слайд №10

По словам В.И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

 Дома вы провели небольшое исследование «История в слове». Послушаем небольшой рассказ о вещах, указанных под номерами: 1 – прялка; 2 – светец; 3 – ухват; 4 – лапти; 5 – кадушка; 6 – сундук; 7 – решето. О них расскажут наши «экскурсоводы». (Экскурсоводами являются члены краеведческого кружка или подготовленные учащиеся). Слайд №11-18

 

1. Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

2. Светец. В старину светцом называлось осветительное устройство, состоящее из подставки и укрепленной в ней лучины. В «Словаре устаревших слов русского языка» Р. П. Рогожниковой и Т. С. Карской находим толкование: «Светец – подставка для лучины, освещавшей жилье, и вместе с лучиной являвшаяся осветительным прибором». Если говорить об этимологии этого слова, то, нетрудно заметить, что оно происходит от существительного «свет», которое, в свою очередь, пришло к нам из старославянских и древнерусских языков. При образовании нового слова ударение сместилось на последний слог.

 

3.Рогач (ухват) - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина, чтобы поднять такой чугунок в печку на ухвате, должна обладать хорошей физической силой.

4. Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти, и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечности.

Лапти прочно вошли не только в повседневную жизнь крестьян, но и обогатили наш язык. Кроме упомянутых выше выражений, можно, к примеру, вспомнить «лаптем щи хлебать» (жить в нищете и невежестве) и «быть деревней лапотной» (прослыть некультурным или нищим человеком)

 5. Кадушка. Кадь или кадка - ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Основное отличие кадки от бочки: кадка может находиться только в стоячем положении, а бочки, закрыв крышками и затычками, можно положить и перемещать в лежачем положении. Это выявил ещё Владимир Иванович Даль и назвал кадку «стойковой посудиной».

Само слово происходит от древнегреческого «кадо», означающего «кружка» или «ведро». Обычно в кадях держали хлеб, крупу, зерно и муку.
6. Сундук - тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком.  В Россию сундук пришел с Востока и стал «главой» всей домашней мебели. В дневное время он использовался как лавка, ночью на нем спали. Но всегда он служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

7. Решето - предмет хозяйственной утвари в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая для просеивания муки и т. п. О происхождении слова решето спорят. Есть предположение, что оно связано исчезнувшим из языка словом рѣхъ — «дыра», «отверстие». О том, что такое слово когда-то в русском языке было, можно догадаться  по слову прореха («дыра»). Тогда решето – это что-то дырявое. Решетом воду носить – бессмысленное, пустое занятие.

Учитель: За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. У каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна.

 

Физкультминутка. Слайд №19

Учитель: Что – то засиделись вы. Пора и ноги размять. А какие же посиделки без игр. В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек».

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.016 с.)