Урок русского родного языка в 5 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок русского родного языка в 5 классе



Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

Ф.И.О. Зазоркина Наталья Павловна
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский родной язык
Класс 5
Тема урока История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.
Тип урока Комбинированный
Образовательные ресурсы https://videouroki.net/razrabotki/v-russkoi-izbie-iz-istorii-russkogho-byta.html http://sotok.net/russkij-mir/6823-russkaya-izba-i-tradiczionnyj-byt-.html
Оборудование Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку в программе PowerPoint. Задания для обучающихся  Листы самооценки
Базовый учебник  О.М. Александрова «Русский родной язык»
Цель урока 1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет; 2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов. 4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.
Задачи урока направленные на достижение предметных результатов: - создать условия для активизации использования изученных ранее тем. - расширять понятийную базу; - обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта» направленные на достижение личностных результатов: - актуализировать жизненный опыт учащихся; - формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам; - развивать представление о жизни и быте крестьян; направленные на достижение метапредметных результатов: - создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач; - развивать коммуникативные навыки при работе в группах; - развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.
Планируемые результаты Освоение предметных знаний (базовые понятия) Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека. Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок) Личностные: - развитие мотивации учебной деятельности; - развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; - осознание степени своего освоения материала; - формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.
Методы и формы обучения Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оформление доски

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Вадим Шефнер

Ход урока

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

- Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуйте, мои друзья!

- Всех вас видеть рада Я!

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Работа с текстом

Учитель: Прочитайте текст.(Текст на слайде №6).

-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль?

-Спишите один абзац на выбор, вставляя пропущенные буквы. ● С какими видами орфограммы вы работали? (Текст распечатан для каждого)

Крестьянская изба

 Изба – ж…лище простого ру(с//сс)кого крест(?)янина и его сем(?)и. Здесь, в крест(?)янском доме каждый предмет д…машней утвари есть символ народного быта, то чем жили крест(?)яне и как работали, занимаясь х…зяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны ру(с//сс)ким духом и передают тот образ непростой крест(?)янской жизни на (Р//р)уси.

Ж…лище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или б…резы. Правильнее говорить не "построить избу", а "(з//с)рубить дом". Делалось это с помощью топора, а п…з(?)нее и пилы. Избы чаще всего делались кв…дратными или прямоугольными. Внутри ж…лища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни.

-Оценивание своей работы.

 2) Работа с текстом учебника. Стр. 36-37. Изба.

Откройте учебник. Прочитайте ещё один фрагмент «Толкового словаря живого великорусского языка». Что нового вы узнали об этом слове?

-  Какие значения слова изба отмечены в словаре? Слайд №8

-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась? Слайд №9

3) Учитель: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово? Слайд №10

По словам В.И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

 Дома вы провели небольшое исследование «История в слове». Послушаем небольшой рассказ о вещах, указанных под номерами: 1 – прялка; 2 – светец; 3 – ухват; 4 – лапти; 5 – кадушка; 6 – сундук; 7 – решето. О них расскажут наши «экскурсоводы». (Экскурсоводами являются члены краеведческого кружка или подготовленные учащиеся). Слайд №11-18

 

1. Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

2. Светец. В старину светцом называлось осветительное устройство, состоящее из подставки и укрепленной в ней лучины. В «Словаре устаревших слов русского языка» Р. П. Рогожниковой и Т. С. Карской находим толкование: «Светец – подставка для лучины, освещавшей жилье, и вместе с лучиной являвшаяся осветительным прибором». Если говорить об этимологии этого слова, то, нетрудно заметить, что оно происходит от существительного «свет», которое, в свою очередь, пришло к нам из старославянских и древнерусских языков. При образовании нового слова ударение сместилось на последний слог.

 

3.Рогач (ухват) - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина, чтобы поднять такой чугунок в печку на ухвате, должна обладать хорошей физической силой.

4. Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти, и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечности.

Лапти прочно вошли не только в повседневную жизнь крестьян, но и обогатили наш язык. Кроме упомянутых выше выражений, можно, к примеру, вспомнить «лаптем щи хлебать» (жить в нищете и невежестве) и «быть деревней лапотной» (прослыть некультурным или нищим человеком)

 5. Кадушка. Кадь или кадка - ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Основное отличие кадки от бочки: кадка может находиться только в стоячем положении, а бочки, закрыв крышками и затычками, можно положить и перемещать в лежачем положении. Это выявил ещё Владимир Иванович Даль и назвал кадку «стойковой посудиной».

Само слово происходит от древнегреческого «кадо», означающего «кружка» или «ведро». Обычно в кадях держали хлеб, крупу, зерно и муку.
6. Сундук - тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком.  В Россию сундук пришел с Востока и стал «главой» всей домашней мебели. В дневное время он использовался как лавка, ночью на нем спали. Но всегда он служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

7. Решето - предмет хозяйственной утвари в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая для просеивания муки и т. п. О происхождении слова решето спорят. Есть предположение, что оно связано исчезнувшим из языка словом рѣхъ — «дыра», «отверстие». О том, что такое слово когда-то в русском языке было, можно догадаться  по слову прореха («дыра»). Тогда решето – это что-то дырявое. Решетом воду носить – бессмысленное, пустое занятие.

Учитель: За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. У каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна.

 

Физкультминутка. Слайд №19

Учитель: Что – то засиделись вы. Пора и ноги размять. А какие же посиделки без игр. В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек».

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд №21-22

Кроссворд «Утварь русской избы» (Приложение 3)

Ответы. По горизонтали. 4. Лукошко. 6. Сковорода. 8. Горшок. 10. Самовар. 11. Ухват. По вертикали. 1. Сито. 2. Чугунок. 3. Корыто. 5. Кадка. 7. Короб. 9. Кочерга.

Оценивание своей работы

Работа в парах.

- Обсудите с соседом предложенные вам русские народные пословицы и поговорки. На какие две группы их можно разделить? Свой ответ аргументируйте. Какие пословицы не вошли в эти две группы? Объясните, почему?

Изба красна углами, обед – пирогами; без веретена пряжи не спрядешь; кто пахать не ленится, у того и хлеб родится; у ленивой пряхи и про себя нет рубахи; не бравшись за топор, избы не срубишь; от хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки — дымом; огород — бабий доход; вскипело б железо, а молотки сыщутся; глину не мять — горшков не видать; всякой вещи — свое место.

-Аргументированный ответ учащихся.

- Не забывайте оценивать свою работу.

Рефлексия.

Подведем итоги.

Подумайте и ответьте себе на вопросы:

 - Что нового вы узнали?

 - Какие сведения из уроков русского языка вам пригодились при выполнении заданий?

 - Что было трудно для вас?

-Что было самым интересным?

Учитель: Наши посиделки подошли к концу. Мы с вами говорили о русской культуре, быте русского народа. Нам нужно помнить и беречь традиции наших предков, не забывать своих корней.

Одолевая жизни зло,

Мы чуем с предками родство.

Их золотое мастерство        

Чтоб к нашим детям перешло.

А для того чтобы узнать больше, я призываю вас обращаться к дополнительным источникам, которые откроют вам много тайн, связанных с культурой и бытом русского народа.

Слайд №24

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                 Уверен в своих силах

                       Хорошо

              Плохо

Крайне скверно

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание (По выбору) Слайд №25

1) Подготовьте небольшой проект. Выберите одну из предложенных вашему вниманию тем: «Наименования предметов русского быта. Посуда», «Из истории слова…».

2)Попробуйте сочинить свою историю происхождения какого-нибудь слова, затем сравните свою версию с объяснением в этимологическом словаре.

3)Нарисуйте иллюстрации к нескольким фразеологизмам по упр. 35.

 

 

Литература:

 

1. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа, 2006 г, 252

2. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.

3. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

Интернет-источники:

 

http://sotok.net/russkij-mir/6823-russkaya-izba-i-tradiczionnyj-byt-.html

https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-derevnyu-derevenskuyu-utvar-dlja-detei-6-8-let-s-otvetami.html 

https://dslov.ru/txt/81/t81_31.htm

 

Фамилия__________________________________________________

Лист самооценки.

Тема: «______________________________________________________».

 

 

№ задания Работа с текстом Исследовательская работа Работа в группе Кроссворд Работа в паре   итоговая
оценка              

 

Приложение 1

1-ая группа: “Изба, как образ мира”

1. задание. Из какого материала строили избу? ­­­­­­­­­­­­­________________________

 

Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

Ф.И.О. Зазоркина Наталья Павловна
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский родной язык
Класс 5
Тема урока История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.
Тип урока Комбинированный
Образовательные ресурсы https://videouroki.net/razrabotki/v-russkoi-izbie-iz-istorii-russkogho-byta.html http://sotok.net/russkij-mir/6823-russkaya-izba-i-tradiczionnyj-byt-.html
Оборудование Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку в программе PowerPoint. Задания для обучающихся  Листы самооценки
Базовый учебник  О.М. Александрова «Русский родной язык»
Цель урока 1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет; 2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов. 4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.
Задачи урока направленные на достижение предметных результатов: - создать условия для активизации использования изученных ранее тем. - расширять понятийную базу; - обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта» направленные на достижение личностных результатов: - актуализировать жизненный опыт учащихся; - формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам; - развивать представление о жизни и быте крестьян; направленные на достижение метапредметных результатов: - создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач; - развивать коммуникативные навыки при работе в группах; - развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.
Планируемые результаты Освоение предметных знаний (базовые понятия) Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека. Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок) Личностные: - развитие мотивации учебной деятельности; - развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; - осознание степени своего освоения материала; - формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.
Методы и формы обучения Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оформление доски



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 1536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.062 с.)