Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, значение, порядок проведения и методика криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Криминологическая экспертиза проводится на предмет выявления в направленном на экспертизу проекте НПА норм, реализация которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в финансово-экон. сфере, в сферах правоохран-й деятельности, гос. службы, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и других сферах общественных отношений, а также в целях разработки и внесения научно обоснованных предложений об устранении выявленных в проекте закона недостатков, способствующих возникновению таких рисков. В зависимости от вида экспертного учреждения, проводящего крим. экспертизу НПА, выделяются: гос-я, общественная и научная крим. экспертиза. Общественная крим. экспертиза проводится общественными объед-ми в рамках их деятельности. Научная крим. экспертиза проводится учреждениями образования и научно-исследовательскими учреждениями. Общественная и научная крим. экспертиза проводятся по поручению субъекта законодательной инициативы или по собственной инициативе общественными либо научными учреждениями. Проведение общественной и научной крим. экспертизы проектов законов в РБ нормативно не урегулировано. Основанием для проведения гос. крим. экспертизы является направление проекта НПА соответствующим субъектом права законодательной инициативы. Порядок проведения гос. крим. экспертизы определен Указом № 244 29.05.2007 «О криминологической экспертизе». Осуществление крим. экспертизы данным Указом возложено на гос. учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Ген. прокуратуры». Основными задачами криминологической экспертизы являются: • объективное и всестороннее прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения правовых актов, соответствующее современному развитию криминологической науки; • подготовка обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах НПА недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера; • формирование предусмотренного в правовых актах системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение рисков криминогенного характера
Крим. экспертиза проводится в течение 10 раб. дней со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта, если иной срок не установлен Президентом, Администрацией Президента. Срок проведения может быть продлен руководителем Научно-практического центра по согласованию с субъектом, направившим проект на крим. экспертизу, но не более чем на 5 рабочих дней. Крим. экспертиза проекта закона, рассмотрение которого в Палате представителей и Совете Республики предполагается объявить срочным (объявлено срочным), проводится в течение 3 рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта закона с необходимыми сопроводительными материалами к нему. Крим. экспертиза проекта правового акта, в отношении которого не предусмотрено проведение его обязательной крим. экспертизы, проводится в месячный срок со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта. Процедура проведения крим. экспертизы НПА включает в себя три этапа: 1) Подготовительный этап состоит из следующих элементов: предварительное исследование объекта экспертизы; определение вида крим.экспертизы; назначение эксперта. 2) Исследовательский этап криминологической экспертизы включает в себя: 1. системный криминолого-правовой анализ проекта НПА; 2. криминально-детерминационный анализ правовых дефектов в проекте НПА; 3. антикриминальный анализ проекта НПА; 4. криминолого-правовое прогнозирование. 3) Формализация результатов анализа проектов нормативных правовых актов осуществляется в виде экспертного заключения, которое составляется экспертом-криминологом и подписывается руководителем Научно-практического центра. Методология и методика проведения криминологической экспертизы НПА. В Методических рекомендациях по проведению крим. экспертизы проектов законов, разработанных Научно-практическим центром Ген. прокуратуры, и утвержденных приказом Ген. прокурора от 17.09.2007 г. № 35, а также в Методических рекомендациях Российской Федерации используется методология факторного анализа, закономерностей этиологии и генезиса преступности.
В методических рекомендациях по проведению криминологической эксперти-зы проектов нормативных правовых актов, разработанных белорусским криминологом, профессором Н.И. Барановским, используется не факторный методологический анализ по причине его чрезмерной широты и неопределенности, а социально-правовая детерминационная методология, основанная на интеграции факторного и причинного подходов. До начала аналитической работы целесообразно составить таблицу правовых дефектов: 1) дефекты социально-правового характера – отсутствие соц., эк., полит., организац. и иных условий, необходимых для реализации НПА; соц. неэффективность НПА; наличие фиктивных норм; нарушение иерархии НПА. 2) дефекты предметно-содержательного характера – принятие НПА сверх компетенции; пробельность правовых норм; определение компетенции по принципу «вправе». 3) правоприменительного характера – избыточность процедур; отсутствие ответственности за нарушение и др. 4) формально-юридического характера – необоснованное использование бланкетных норм; чрезмерное наличие оценочных понятий; научно-терминологические ошибки и др. Варианты устранения недостатков: полное изменение нормы, 42 Понятие и значение криминологического прогнозирования. Этапы криминологического прогнозирования. Криминологическое прогнозирование представляет собой важнейший научный инструмент, позволяющий определить общие и частные тенденции развития преступности в будущем с целью выработки наиболее эффективной системы мер по профилактике преступности в будущем. Криминологическое прогнозирование – это процесс научного познания будущего состояния преступности, а также факторов, влияющих на ее изменение и разработки криминологического прогноза. Криминологическое прогнозирование ориентировано на оценку вероятного состояния преступности в будущем с учетом ее наблюдаемых тенденций и допустимых в будущем изменений с целью оптимизации управленческих решений, направленных на противодействие преступности. Криминологический прогноз, как результат прогнозирования, представляет собой вероятностное научно-обоснованное суждение о будущем состоянии, тенденциях развития преступности, ее детерминантах и последствиях, личности преступника, а также о необходимых мерах предупреждения преступления, включающих качественную и количественную оценки преступления. В криминологическом прогнозе важно учитывать не только характеристики преступности, как основного объекта прогнозирования, но и изменение субъектов предупредительного воздействия на преступность. Криминологическое прогнозирование исходит из современного состояния изучаемых явлений, характеристики которых претерпят изменения в будущем. Она основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знании тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных процессов влияющих на нее, на использование научно обоснованных методов исследования (статистические метода, социологические методы, метод экспертных оценок и др.).
Как и любая сознательная деятельность, криминологическое прогнозирование, имеет следующие специфические цели и задачи: 1. установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие и изменение преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей и отыскание способов их изменения в нужном направлении 2. выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов 3. выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития правоохранительных органов. 4. установление возможных изменений в состоянии, уровне и динамике преступности в будущем 5. выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям Этапы криминологического прогнозирования: 1) предпрогнозная ориентация -определение целей, задач, гипотез и т. д.; 2) сбор данных о процессах и явлениях, определяющих направления развития преступности, и способах борьбы с нею; 3) поисковый прогноз - отбор возможных вариантов развития, определение перспективных проблем; 4) нормативный прогноз - определение способов решения выявленных проблем; 5) оценка обоснованности прогнозов; 6) выработка рекомендаций по оптимизации методов и условий борьбы с преступностью.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.008 с.) |