Проблема экстрадиции как института международного уголовного права В международном сообществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема экстрадиции как института международного уголовного права В международном сообществе



                                                                                                      Серпик Алина Владимировна, студентка 4 курса бакалавриата,

группы 42-ЮРЗ-14,

направления подготовки «Юриспруденция»

Научный руководитель — Кашлякова В.А.,

преподаватель кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного института

(филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

                                                                                       г. Севастополь, Российская Федерация

На сегодняшний день в международном сотрудничестве проявляется повышенный интерес к такому международному и, в тоже время, уголовному институту, как экстрадиция. Прежде всего, это связано с его востребованностью в практике международных отношений. А именно, с выдачи преступников берёт своё начало международное уголовное право [5, с. 9-14].

Актуальность данной темы состоит в том, что существует большая нехватка разработки проблем института экстрадиции, а также потребностей в совершенствовании механизмов международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, а также комплексного подхода к вопросам выдачи преступников. Данная позиция приобретает всё большую актуальность в связи с увеличением числа совершения особо опасных преступлений, таких как террористические акты. Как свидетельствует мировая практика, террористы весьма умело используют пробелы в международном механизме выдачи, стремясь таким образом уклониться от экстрадиции и, следовательно, от уголовного преследования и ответственности [6, с. 4].

Преступники, совершившие некоторые преступления на территории того или иного государства покидают его, надеясь, таким образом, избежать наказания. Чтобы привлечь такого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его в страну, для совершения следственных действий, проведения суда, вынесения приговора и приведения его в исполнение.

Важно отметить, то Российская Федерация на данный момент заключила множество международных договоров по оказанию правовой помощи. Одной из разновидностей правовой помощи по уголовным делам является экстрадиция. Помимо выдачи преступников, правовая помощь другим государствам состоит из производства следственных, процессуальных и судебных действий, передачи осужденных для приведения приговора в действие, уголовное преследование. Общепризнанным фактом является то, что экстрадиция – это не обязанность государства, а его право, то есть, основываясь на каких-либо мотивах государство, имеет право отказать в экстрадиции [4, с. 689].

В соответствии со статьей 13 Уголовного Кодекса Российской Федерации лица, имеющие гражданство Российской Федерации, при совершении преступлений на территории другого государства этому государству не выдаются [1].

Согласно судебной практики России, хотелось бы привести пример порядка выдачи лиц, совершивших противоправное деяние. Так, 25 июля 2011 года Генеральная прокуратура Украины обратилась к Генеральной прокуратуре Российской Федерации с запросом о выдаче гражданина Украины В., находящегося на территории России, для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 246 и ч. 2 ст. 364 Уголовного Кодекса Украины (злоупотребление властью и служебным положением) [2]. Генеральной прокуратурой Российской Федерации было принято решение о выдаче этого лица. Гражданин В. обжаловал данное решение, сославшись на то, что ст. 364 Уголовного Кодекса Украины и ст. 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации (злоупотребление служебными полномочиями) не совпадают по своему содержанию, таким образом, не соблюдается правило двойной криминальности. Однако, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации не приняла во внимание данные доводы, указав, что «некоторые текстуальные несовпадения формулировок квалифицирующих признаков... не могут служить основанием для отказа в выдаче преступников» [3]. Данный пример говорит о том, что существует практика не выдачи преступников запрашиваемому государству, даже если заключен специальный международный договор и Россией, ратифицированы Международные хартии и конвенции, в части касающейся экстрадиции.

Общие правовые подходы, выработанные в рамках международного права, играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами в уголовной сфере. В то же время, в уголовно-правовом содержании института экстрадиции важное значение имеют механизмы реализации, которые либо отсутствуют, либо неполно отражены в международных соглашениях. Поскольку именно во внутригосударственных законодательных актах устанавливается порядок выдачи лиц и определяется компетенция соответствующих государственных органов по принятию решений об экстрадиции, важным условием которых является, понимание государствами своей ответственности за исполнение международных обязательств.

Нередко сталкивается Российская Федерация с недопустимо длительным рассмотрением российских запросов о содействии в выдаче лиц, совершивших преступление. Есть случаи, когда запросы рассматривают по 2-3 года. При этом истекает срок привлечения лица к уголовной ответственности, страдают интересы потерпевших, ставится под угрозу основополагающее право человека на справедливое разбирательство дела, закрепленное в Международном пакте о гражданских и политических правах и Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод. В этом и состоит проблема. Почему так происходит? Вероятнее всего это из-за политических мотивов. Абсолютно негативные отношения по вопросам экстрадиции у России с Великобританией. За последние 25 лет Англия не выдала ни одного преступника по уголовным делам. Стоит отметить, что есть и положительно складывающиеся отношения с Китаем и Белоруссией. Так, обвиняемые в контрабанде товаров из Китая на большую сумму, выходящую за миллиард, были экстрадированы в Россию из Китая.

Нельзя не учитывать моменты политических отношений между государствами. Но, государствам для хорошей международной обстановки в сфере выдачи преступников и масштабных уголовных преступлений следует взаимно содействовать друг другу.

Для решения таких ситуаций прекрасно подходит принцип взаимности. Стоит констатировать, что принцип взаимности уже долгое время представляет собой общепризнанный принцип межгосударственных отношений в вопросах международного права и дипломатии. По существу, это договорная обязанность запрашивающего государства предоставить запрашиваемому государству аналогичный вид помощи в будущем, если запрашиваемое государство когда-либо обратится с такой просьбой. Данный принцип обычно включают в договоры, меморандумы о взаимопонимании и внутригосударственное право.        Особенно широко принцип распространен в государствах, придерживающихся традиции гражданского права, где он рассматривается как обязательная статья договора. В странах общего права данный принцип не рассматривается как облигаторный. Некоторые страны используют национальное законодательство в качестве основания для экстрадиции и применяют принцип взаимности, как предварительное условие для рассмотрения вопроса об экстрадиции в другое государство [7].

На основании изложенного, можно сделать заключение, что, несмотря на весьма серьёзные достижения в сфере сотрудничества государств в борьбе с преступностью, выдачей преступников, приходиться констатировать отсутствие единообразного подхода в практической реализации, такого важнейшего института международной уголовной юстиции, как экстрадиция. Подобная ситуация, безусловна, детерминирована, в первую очередь, политическими причинами, требующим глубокого анализа и рассмотрения ведущими государствами мирового сообщества.

Список использованной литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // [Электронный ресурс] / URL:.

2. Уголовный кодекс Украины // [Электронный ресурс] / URL:.

3. Архив Верховного Суда Российской Федерации за 2011 год // [Электронный ресурс] / URL:.

4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2002. - С.689.

5. Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. – М., 1999. – С.9-14.

6. Сафаров Н.А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. – М., 2005. - С.4.

7. Сайт Министерства юстиции Японии // [Электронный ресурс].

 

 

                                                     ПРАВО НА ЗЕМЛЮ

Сёмина Ирина Владимировна,

студентка 2 курса магистратуры,

группы 211-ЮРЗ-15,

 направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель – Рябцева Е.Е.,

д.п.н., профессор, заведующий кафедрой правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

 

Конституция Российской Федерации является основным гарантом прав и свобод человека. Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Конституция РФ закрепляет земельные правоотношения в группе конституционных норм в ст.ст. 9, 36, 42, 58, 72[1].

Согласно ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. 

Согласно ст. 36 граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

 Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии со ст. 42 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 Согласно ст. 58 каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст.72 устанавливает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

Использование и охрана земли в Российской федерации является правом и обязанностью человека.

Обеспечение земельного правопорядка, земельного правоотношения, ответственность в области охраны и использование земель, управление земельными ресурсами закреплено положениями ч.1 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации [3].

Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

 Земельные правоотношения, являются земельным правом, которые представляют собой комплекс управленческих и имущественных отношений.

Согласно ч.3 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) владение, пользование, распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Гл. 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю».

      Право владение - даёт лицу возможность владеть землёй на основании закона, т.е. лицо имеет земельный участок в своей собственности.

      Право пользования - даёт собственнику возможность извлекать из земли прибыль, исключительно по своему желанию и усмотрению.

       Правом распоряжения - обладает лицо имеющее в собственности земельный участок. Правомочием распоряжаться наделяет лицо определенными правами, в соответствии с которыми собственник реализуется право на имущество. 

Собственник может продать, дарить, сдать в аренду, отдать в залог, т.к. земля на основании закона находится в недвижимом имуществе. При этом закон чётко ограничивает права и устанавливает требования к собственниками. Ст.260 ГК РФ, 262 ГК РФ. [2].

По законодательству Российской Федерации предусмотрена следующая классификация права на землю:

- право собственности на землю;

- право бессрочного пользования;

- право наследуемого владения;

- право безвозмездного пользования;

- право аренды земельного участка;

- право ограниченного пользования земельным участком (сервитут).

Исходя из видов права, согласно п.3 ст.5 Земельного Кодекса Российской Федерации имеют право на земельные участки лица: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.

Право собственности на землю бывает частной, государственной и муниципальной собственностью.

 В частной собственности находятся земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами на основании закона. Субъектами права частной собственности на землю являются: граждане, юридические лица, иностранные граждане, иностранные юридические лица. Для того чтоб земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли п.2 ст.27 ЗК РФ.

Государственная собственность на землю предусмотрена ч.2 ст.214 ГК РФ. Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени государства и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица согласно ст.125 ГК РФ. Имущество, земля находится в государственной собственности, закреплена за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Муниципальная собственность на землю закреплена ст.215 ГК РФ. Имущество принадлежит им на праве собственности городским и сельским поселениям, а также к другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Право собственности от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ч1. ст.19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земли, которые признаны таковыми и приняты в соответствии с федеральными законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.262 ГК РФ граждане имеют право свободно без каких-либо разрешений находится на незакрытых для общего доступа земель, участков находящихся в государственной и муниципальной собственности допускаемым законом. [6].

Право бессрочного пользования предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа согласно ст.39.9 ЗК РФ. Лицо, которому земельный участок предоставлен в пользование, осуществляет владение и пользование участком в пределах установленным законом. Иным правовым актом и актом предоставления участка в пользование. В соответствии со ст.269 ГК РФ лицо в праве самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение на участке здания сооружение недвижимого имущества, для себя являющейся собственностью. ФЗ «О ведении в действие ЗК РФ» передача в собственность гражданам земельные участки, ранее предоставленные им в постоянное (бессрочное) пользование в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничено.

Пожизненное наследуемое владение на земельный участок осуществляется в результате наследования в соответствии с нормами процессуального права. В соответствии со ст.1181 ГК РФ принадлежащее наследодателю право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях согласно ГК РФ.

Безвозмездное срочное пользование – это вид права на землю, которое осуществляется бесплатно, регулируется ст.689-701 ГК РФ. Данный вид права носит временный характер отношений. При безвозмездном срочном пользовании земельный участок предоставляется на срок, установленный законом, договором или на период трудовых отношений. [4].

Право аренды земельного участка. ЗК РФ установил, аренда земли- это форма, землевладения и землепользования. Одна сторона через гражданско- правовой договор предоставляет за плату другой стороне земельный участок во временное пользование для ведения хозяйства. Согласно ст.22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены собственниками в аренду. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев предусмотренными Федеральными законами субъектов РФ.

Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) в гражданском праве предусматривает право лица пользоваться в установленном порядке и объёме недвижимом имуществом другого лица (собственника). В ст.274 ГК РФ рассматривается права сервитута недвижимого имущества. т.к. земельный участок является недвижимым имуществом, то право ограниченного пользования участком регулируется данной нормой [5].

ЗК РФ в ст.ст. 39.23, 39.24, 39.25, 39.26 рассматривает публичный сервитут, который устанавливается в интересах государства, для обеспечения интересов местного самоуправления, населения, когда не требуется изъятия земельного участка [3].

 Реализуя право на землю, следует отметить что, закон распространяется на земельные участки, в соответствии с разрешённым использованием которых предусматривает регулирование Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

Важно отметить, что Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеет противоречивость в судебной практике и правоприменении, что требует использование с тщательным изучением [6]. 

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // [Электронный ресурс] Консультант-Плюс / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. (ред. от 03.07.2016г.) // [Электронный ресурс] Консультант - Плюс / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_33773/

3. Боголюбов С.А., Галиновская Е.А. и др. Земельное право в вопросах и ответах: учебное пособие под ред. С.А. Боголюбова.– 2-е изд., перераб и доп.- Москва: Проспект, 2017.- 208 с.

4. Жмурко С.Е. Садовые, огородные и дачные земельные участки: особенности владения, пользования и распоряжения,- М.: Редакция «Российская газета», 2015 г. Вып.6. - 144 с.   

5. Савенко Г.В., Ялбулганов А.А. Оборот земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения: современные проблемы.- М.: Редакция «Российская газета», 2015 г. Вып.8.- 192 с.   

6. Оглоблина_О.М. Купля продажи земельных участков: практическое пособие. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007г. - 79с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.049 с.)