Писатель стремится преобразовать мир, воздействовать на него, улучшить жизнь общества, человека. Пересоздание мира присуще реализму в форме его нового созидания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Писатель стремится преобразовать мир, воздействовать на него, улучшить жизнь общества, человека. Пересоздание мира присуще реализму в форме его нового созидания.



Реализм как литературное направление

В 30-40-е годы 19 века сначала в русской, а затем и в западноевропейской литературе происходит становление самого плодотворного и популярного литературного направления в мировой литературе – критического реализма.

Могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью. Если проследить весь исторический путь реализма, он представится нам как процесс все более широкого охвата явлений действительности, процесс познания новых и новых пластов и сторон жизни человека, общества, природы.

Философским основанием реализма является признание объективное, вне нас существующей, развивающейся по своим законам действительности. Писатель-реалист признает возможность познания этой объективной действительности. Мир может и должен быть художественно познан, в этом писатель-реалист видел одну из важнейших задач своего искусства. В этом отношении субъективизм и всякого рода мистика враждебны реализму. Писатель-реалист проникает в реальные связи вещей реального мира, познание жизни всегда проявляется в объективности ее изображения. Художнику реалисту необходимо было отделиться от своего героя, взглянуть на него как на порождение объективной действительности. Свобода воли художника подчинилась законам развития самой действительности.

Объективность состоит в соответствии изображения изображаемому предмету. В единстве внутреннего и внешнего, явления и его сущности.

Реализм как литературное направление

В 30-40-е годы 19 века сначала в русской, а затем и в западноевропейской литературе происходит становление самого плодотворного и популярного литературного направления в мировой литературе – критического реализма.

Могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью. Если проследить весь исторический путь реализма, он представится нам как процесс все более широкого охвата явлений действительности, процесс познания новых и новых пластов и сторон жизни человека, общества, природы.

Философским основанием реализма является признание объективное, вне нас существующей, развивающейся по своим законам действительности. Писатель-реалист признает возможность познания этой объективной действительности. Мир может и должен быть художественно познан, в этом писатель-реалист видел одну из важнейших задач своего искусства. В этом отношении субъективизм и всякого рода мистика враждебны реализму. Писатель-реалист проникает в реальные связи вещей реального мира, познание жизни всегда проявляется в объективности ее изображения. Художнику реалисту необходимо было отделиться от своего героя, взглянуть на него как на порождение объективной действительности. Свобода воли художника подчинилась законам развития самой действительности.

Объективность состоит в соответствии изображения изображаемому предмету. В единстве внутреннего и внешнего, явления и его сущности.

Писатель стремится преобразовать мир, воздействовать на него, улучшить жизнь общества, человека. Пересоздание мира присуще реализму в форме его нового созидания.

Внутренняя потребность реалистического художественного познания состоит в стремлении взять то или иное событие в связи с другими, взять его как можно шире, многосторонне, во всех его проявлениях, на всех его уровнях, почувствовать развитие, переходы, воспринять весь мир как живое, во времени развивающееся бытие.

Народность как эстетическая категория теперь определялась, прежде всего, требованием воссоздания национального характера народа в историческом его развитии, в изображении судеб народных через образы типических его представителей. Необходимо понимание тех социально-исторических форм, в которые отливалась жизнь народа в данную эпоху.

Личность изображается всесторонне, характер человека, его внутреннего мира.

Характер выступает как типический. Поступки и поведение человека обусловлены характерологически, соответствуют особенностям внутреннего мира человека. Эта обусловленность не нарушается вмешательством потусторонних сил или воли самого автора. Социальный характер дается через всю совокупность черт личности и поведения героя в их социальной обусловленности.

Типические обстоятельства представляют собой известные жизненные коллизии и конфликты, которые развиваются и решаются без участия сверхчувственных, иррациональных сил.

Процесс жизни изображается как исторический процесс.

Внутренний мир человека подчинен законам истории. Чаще всего характер изображается в процессе развития.

 

Евгений Онегин” — это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений.
Он верно и глубоко показал человека в разносторонних связях с обществом, которое его окружало.
И теперь, спустя почти два столетия, можно с уверенностью сказать, что А.С. Пушкину это действительно удалось. Недаром его роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. В самом деле, прочитав этот роман, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели. Я узнала о том, как одевались люди, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое.
Читая это уникальное произведение и перелистывая страницу за страницей, я смогла познакомиться и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам, читателям, более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.
Красиво и поэтично поэту удалось изобразить прелести Петербурга и Москвы. Он любил Москву, сердце России, поэтому в некоторых строках его лирических отступлений об этом чудеснейшем городе можно было услышать следующие восклицания души поэта: “Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!”.
Более близкая поэту деревенская Россия. Вероятно, поэтому особое внимание в романе было уделено деревенской жизни, ее жителям и описаниям русской природы. Пушкин показывает картины весны, рисует прекрасные осенние и зимние пейзажи. При этом он, как и в показе людей и их характеров, не стремится к описанию идеального, необыкновенного. У поэта в романе все просто и обыденно, но в то же время и прекрасно. Так писал В.Г. Белинский в своих статьях о романе: “Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью”. Это, на мой взгляд, и делает роман А.С. Пушкина популярным и по сегодняшний день.
Казалось бы, сюжетная линия романа проста. Сперва Татьяна полюбила Онегина и откровенно призналась ему о своей глубокой и нежной любви, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что они любили друг друга, они не смогли соединить свою судьбу. И виноваты в этом их собственные ошибки. Но особую выразительность роману придает то, что на эту простую сюжетную линию реальной жизни как будто нанизано множество картин, описаний, лирических отступлений, показано множество реальных людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.
Прочитав роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, я поняла, как важно бывает порой знать правду жизни. Если бы ни реалистические творения многих писателей и поэтов тех времен, мы бы, сегодняшнее поколение, никогда бы, наверное, не узнали о реальной жизни прошлых столетий, со всеми ее изъянами и особенностями.

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас. В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа,. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - один из первых социальных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.
Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.
Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопоставлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние "света" с его бесплодной, пустой суетой.
Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой, Он признается в корысти:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
"Когда же черт возьмет тебя!"
Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин - образованный, светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись разговоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему. "Мод воспитанник примерный", он становится франтом, опасаясь "судей решительных и строгих"; привык
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре.
Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, ему необходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он "не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался". Я рад, что Пушкин тоже лестно отзывается о своем герое и показывает его недюжинность:
Мне нравились его черты.
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Онегин понимает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.
Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой.
Татьяна - "милый" и "верный" идеал нравственной чистоты - прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний.
Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которую очень любила и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура. Это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтическому восприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таинственно-прекрасная жизнь природы, романы - вот чем жила эта девочка.
Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значило чувствовать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенному человеку, которому она "вручает свою судьбу".
Итак, естественная потребность Татьяны любить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильной натуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет места эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.
Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же по достоинству оценил Татьяну, выделив ее из круга светских дам, но на письмо ответил отказом. Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испытании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он станет рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится "шепот, хохотня глупцов". Вызов принят.
Непоправимое должно свершиться:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство" из деревни, неприкаянное странствие по родной земле и растущее чувство собственной бесполезности:
...Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? - ах создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
В таком душевном состоянии наш герой вызывает сочувствие и тревогу за дальнейшую судьбу.
Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Татьяны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испытаний нравственно непобежденной.
Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство общества, уродующего человеческую душу.
Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Невозможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастливыми вместе - главный укор обществу.
В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усовершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то не станет ни эгоизма, ни желания устроить свои дела за чужой счет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся наконец делом, достойным человека.
И мысль эту Пушкин проводит, показывая любовь Онегина к Татьяне, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору - уважение к себе. И только встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что такое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую не мог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского, внезапно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить.
Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в "свете". В чистой нравственной атмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди становились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслугам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.
Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучшения общества через естественность и красоту отношений. В этом проявился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал "чувства добрые" в сердцах современников и потомков.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.007 с.)