Образ страдающего эгоиста в романе А . С. Пушкина Евгений Онегин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ страдающего эгоиста в романе А . С. Пушкина Евгений Онегин



Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Александр Сергеевич Пушкин. Он стал и основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. К таким произведениям относится и его роман в стихах “Евгений Онегин”. Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества.

Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показав разочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин. Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала “мадам”; потом “monsieur ее сменил”. Француз, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов Онегин научился говорить по-французски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни.

Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог “без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.

После Отечественной войны 1812 года, в год усиления реакции, Онегиным овладела хандра. Покинув светское общество, Евгений хотел заняться полезными делами: Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен: ничего Не вышло из пера его. Это произошло потому, что с раннего детства учителя-французы не привили ему любовь к труду, к народу. Он с утра до вечера занимался балами, ресторанами, прогулками по Невскому. Нет: рано чувства в нем остыли: Ему наскучил света шум, и Онегин решил уехать в деревню, где он получил имение от дяди. Приехав туда, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил. Этим самым он резко отделил себя от соседей-помещиков. Они сочли его “опасным чудаком”, фармазоном. Онегину присуще благородство души.

В деревне он познакомился с Татьяной Лариной. Она полюбила его и написала ему письмо. Получив его, Онегин пришел к месту встречи и искренне рассказал ей, что он не хочет ограничить себя домашним кругом, что он “не создан для блаженства”. Евгений отверг любовь Татьяны, но он честно поступил с девушкой, не посмеялся над ней, как это сделал бы другой.

В Онегине хочется отметить неумение возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Получив послание от Ленского, Евгений решил отказаться от дуэли, но испугался насмешек и сплетен Зарецкого. После смерти Ленского Онегин отправляется странствовать “по свету”. Возвратившись в Петербург, он попадает на бал к своему другу и родственнику. Здесь Евгений узнает, что Татьяна Ларина замужем. В нем вспыхивает горячая любовь к ней. Он пишет послание Татьяне. Ему удается поговорить с ней. Онегин признается в любви. Но в разговоре она сказала: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Татьяна уходит, Онегин остается один. На этом Пушкин заканчивает свой роман. О дальнейшей судьбе Онегина он ничего не говорит. Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, “Онегин должен был погибнуть на Кавказе или попасть в число декабристов”. Онегин — обобщающий образ.

Много критиков высказывали свое мнение о романе “Евгений Онегин”, в том числе Белинский, который отмечает в Евгении незаурядность и одаренность ума. Белинский говорил: “Обыденность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, что ему надо, но он очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая.посредственность”.

Герцен назвал Онегина “лишним человеком”, так как он не пошел по пути, проторенному отцом, и вместе с тем он не встал на сторону народа.

Сам Пушкин писал о нем:

Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий охлажденный ум.

Белинский предсказал историческое бессмертие романа: “Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...”

ОБРАЗ  ABTQPA  И ЕГО РОЛЬ В РОМАНЕ ПУШКИНА ч "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН".
В поэме Пушкина "Евгений Онегин" перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин - персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.
Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, "отделить" себя от Онегина, На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций - своего и Онегина. В произведении автор и его герой -друзья, но какая же пропасть разделяет их.Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими "болезнями" его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин - в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?... Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна - милый "верный идеал", то Онегин - ледяная душа - считает ее не более чем "наивной девочкой". В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: "Я люблю Татьяну милую мою". А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается" жизнь Ленского? Здесь Мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора. Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские "законы чести", порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью. Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора - боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.
Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ, автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин - это портрет всего "молодого поколения" того времени, это, можно сказать нарицательное имя. Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к современной ему молодежи: он считал, что рядом с человеком, который только начал жизнь свою, должен - зримо или незримо, присутствовать кто-то, с кем можно было бы сравнить себя, кого можно было бы брать пример. И пусть это будет поэт (не обязательно сам Пушкин) или кто-нибудь другой. Пусть этот кто-то будет совсем противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.
Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от него совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине - в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила Любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни. Автор уходит, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.
Да, Пушкин знал и любил молодых, любил в них живое, здоровое начало. Он верил, что младое поколение с его задором и решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и "болезней" праздности, оно желает и может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов. Поэзия великого Пушкина до сих пор волнует умы и сердца всех юных мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.006 с.)