Основные направления экономического развития городского округа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления экономического развития городского округа



Приоритетные направления экономического развития на территории городского округа определены следующие:

- создание эффективной институциональной инфраструктуры развития экономики и привлечения инвестиций;

- развитие переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции в целях обеспечения продуктовой безопасности не только муниципального образования, но и региона в целом;

- развитие новых отраслей в целях создания высокопроизводительных рабочих мест;

- стимулирование экспорта несырьевой и неэнергетической продукции.

Стратегической целью развития малого и среднего предпринимательства в городском округе является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, обеспечивающее диверсификацию экономики, внедрение инновационных технологий, создание комфортной среды проживания и разнообразия социально-бытовых услуг для населения.

Ключевой задачей также является создание и развитие кластеров, в рамках которых осуществляется развитие кооперации субъектов малого и среднего бизнеса с крупными компаниями и финансовыми институтами, с компаниями из смежных отраслей. Функции по оказанию поддержки для предпринимателей в значительной мере де-факто будут осуществлять участники кластеров и управляющие компании.

Данные кластеры могут выступать "точками роста", генераторами инноваций с последующим их диффузным распространением в другие секторы экономики и социальной сферы региона.

Экономические кластеры, выступая неотъемлемой частью высокоразвитых рыночных экономик, способствуют повышению продуктивности, инновативности, эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, отдельных сфер экономической деятельности региона. Значимость кластерных структур возрастает по мере развития рыночного механизма в русле общемировых тенденций: глобализации хозяйственных связей, усиления позиций крупных глобальных субъектов, дематериализации потребительских благ, информатизации, сетевизации.

Приоритетом кластерной политики городского округа является формирование и развитие следующих кластеров:

- инфраструктурный кластер;

- агропромышленный кластер;

- туристко-рекреационный кластер;

Инфраструктурный кластер

Несмотря на то, что городской округ является региональным центром Ненецкого автономного округа, территория округа в значительной степени изолирована от других субъектов Российской Федерации и фактически большинство социально-бытовых услуг население региона может получить именно в городе. Поэтому базой экономического развития г. Нарьян-Мара можно считать его роль административного центра.

Например, на территории Ненецкого автономного округа профессиональное образование возможно получить только в г. Нарьян-Мар, также здесь размещена центральная окружная больница, учреждения социального обслуживания для жителей не только города, но и Заполярного района.

Выделение данного кластера специфично именно для городов и городских поселений, находящихся в сложных природно-климатических условиях. Это объясняется тем, что основной комплекс предприятий, обслуживающих обширную территорию с находящимися на ней отдельными поселениями, зачастую базируется в административном центре. В ряде городов Крайнего Севера, с учетом свертывания других видов экономической деятельности, такая отрасль инфраструктуры, как жилищно-коммунальное хозяйство и социально-бытовое обслуживание, поддерживающие жизнедеятельность поселений, выполняет территориально-образующие или градообразующие функции.

Основой развития данного кластера с точки зрения муниципальной политики будет сценарий форсированного развития так называемой третичной сферы, а именно разностороннего образования, здравоохранения, "деловых услуг" (аудит, страхование, разного рода полиграфия, компьютерное обеспечение и т.п.), банковского и финансового дела, науки и культуры, сферы досуга и т.п.

Так же в рамках развития данного кластера важна роль городского округа как посредника в сообщении региона с внешним миром. Именно в Нарьян-Маре расположен аэропорт федерального значения, морской порт с развитой инфраструктурой. Для развития городского округа крайне важно преодоление транспортной изолированности, строительство дорог позволит нарастить инвестиционную привлекательность городского округа и региона в целом.

Мерами по развитию инфраструктурного кластера станут:

- стимулирование размещения в городском округе предприятий и организаций третичной сферы экономики, и в первую очередь – организаций по предоставлению деловых услуг; развитие бизнес-образования.

- проведение в городском округе различных мероприятий регионального и международного уровня (в рамках международных партнерств); подготовка соответствующей инфраструктуры.

- принятие мер по благоустройству городского округа, а также по инфраструктурному обеспечению (обновление транспортной и инженерной инфраструктур, создание благоприятной и комфортной городской среды).

- стимулирование развития округа как транспортно-логистического узла, поддержка международных и межрегиональных связей компаний, проактивная позиция в принятии и реализации проектов направленных нар развитие транспортной инфраструктуры.

Именно в рамках развития данного кластера следует особо подчеркнуть роль малого предпринимательства для развития экономики городского округа, потому что именно малое и среднее предпринимательство зачастую составляет основу третичной сферы экономики или сферы услуг. Без должного развития этого сектора будет невозможно создание разнообразного, эффективного и современного инфраструктурного кластера.

Будучи элементом муниципальной экономики, малый и средний бизнес позволяет успешно решать целый ряд экономических и социальных проблем – насыщение потребительского рынка необходимыми товарами и услугами, создание дополнительных рабочих мест.

Для муниципального образования, как и для региона в целом, характерна низкая предпринимательская активность.

Предпринимательство городского округа развивается в условиях комплексного воздействия трех групп ограничений так называемого "северного удорожания":

- климатические ограничения, обусловленные экстремальными природно-климатическими условиями;

- инфраструктурные ограничения, связанные с оторванностью территории от транспортных систем, дальностью расстояний;

- институциональные ограничения, связанные с необходимостью выполнения исключительных социальных обязательств работодателей.

Стратегической целью развития малого и среднего предпринимательства в городском округе является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, обеспечивающее диверсификацию экономики, внедрение инновационных технологий, создание комфортной среды проживания и разнообразия социально-бытовых услуг для населения.

Задачами развития малого и среднего предпринимательства являются:

1. Повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства на основе организации взаимодействия с банками, представленными на территории региона (для снижения ставок по кредитам, минимизации требований к заемщикам), субсидирования процентной ставки, повышения эффективности деятельности фондов финансирования малого и среднего бизнеса.

2. Расширение доступа малого и среднего бизнеса к муниципальному заказу путем увеличения регламентированного объема закупок у данной группы предпринимателей.

3. Развитие компетенций предпринимателей и повышение предпринимательской активности населения через повышение качества информационно-консультационной, образовательной поддержки на муниципальном уровне.

4. Снижение административных и институциональных барьеров, создание благоприятных условий для развития бизнеса, повышение качества конкурентной среды, главным образом на основе формирования и развития кластеров и систем кооперации субъектов малого и среднего бизнеса с иными участниками рынка, поддержку саморегулируемых организаций, проведение регулярных мониторингов уровня конкуренции на традиционных для малого и среднего бизнеса рынках.

Агропромышленный кластер

Ключевой проблемой развития агропромышленного комплекса в городском округе является низкая рентабельность сельскохозяйственного производства. Себестоимость выпуска сельскохозяйственной продукции в автономном округе значительно превышает среднероссийский показатель. Поэтому в этой сфере экономики субъектам требуется постоянная и значительная государственная поддержка.

Основными целями при формировании муниципальной политики развития кластера должны быть:

- повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- создание необходимых условий для реализации продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональном, национальном и мировом продовольственных рынках.

В городском округе в оленеводческой отрасли, а также в молочном и мясном животноводстве в масштабах промышленного производства на перспективу локомотивом роста должно стать АО "Ненецкая агропромышленная компания"

В овощеводстве существующие в городском округе технологии и ограниченность площадей позволяют выращивать овощи в период только с апреля по сентябрь. Учитывая это данное направление сельского хозяйства представляет собой стратегическое направление по обеспечению населения свежими продуктами питания и требует максимального развития путем применения программного метода.

Туристический кластер

Цель развития туристского сектора заключается в увеличении экономического вклада отрасли в экономику региона и создании новых рабочих мест за счет диверсификации туристского продукта, развития перспективных видов туризма и повышения качества и доступности инфраструктуры.

В развитии данного направления важно стимулирование ускоренного развития необходимой для отрасли специализированной туристской инфраструктуры. Задача главным образом, должна выполняться через применение инструментов муниципально-частного партнерства при создании объектов туристской инфраструктуры, а также через создание и поддержание благоприятных условий для развития конкуренции в сфере туристской деятельности, формирования туристско-рекреационного кластера.

Фокус развития должен быть направлен на повышение уровня туристской и транспортной инфраструктуры, а также доступности и качества туристских услуг, главным образом, в сфере любительской охоты и рыбалки как одного из наиболее популярных и перспективных направлений развития сферы туризма в городском округе.

В настоящее время северный туризм относится к категории одного из наиболее дорогостоящих и высокодоходных направлений мировой туристской деятельности, в том числе в силу своего преимущественно эксклюзивного характера.

Следует отметить, что устойчивое экономическое развитие городского округа возможно только в случае преодоления его существующей транспортной изоляции, в настоящее время существуют государственные программы и проекты прицельно направленные на совершенствование транспортной инфраструктуры российской арктической зоны, в частности эти проекты содержат положения по:

- модернизации арктических портов и созданию новых портово-производственных комплексов, осуществлению дноуглубительных работ на речных магистралях;

- поддержке осуществления "северного завоза" грузов и вывоза продукции в транспортных схемах "река-море", в том числе строительству транспортных судов, обеспечивающих "северный завоз";

- развитие железнодорожной сети в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечивающей расширение пропускной способности действующих и создание новых железнодорожных линий;

- формированию опорной сети автомобильных дорог в Арктической зоне Российской Федерации, входящих в состав международных транспортных коридоров, обеспечению их соответствия международным требованиям;

- развитию эффективной системы авиационного обслуживания арктических районов, включая реконструкцию и модернизацию аэропортовой сети вдоль трассы Северного морского пути;

- развитию малой авиации с целью удовлетворения потребностей в воздушных перевозках и обеспечение их доступности в Арктической зоне Российской Федерации;

- формированию современных транспортно-логистических узлов обеспечения магистральных и международных перевозок на базе аэропортов федерального значения и региональных аэропортов малой интенсивности полетов.

Таким образом, для городского округа крайне важно занимать проактивную позицию в поддержке всех государственных мероприятий, направленных на преодоление транспортной изоляции городского округа, в том числе содействовать в создании обеспечительной инфраструктуры портов и строительства магистралей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.014 с.)