Ремонт коллектора якоря генератора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ремонт коллектора якоря генератора



 

Содержание работы:

1 Определение дефектов генератора

2 Подготовка станков к работе

3 Проточка коллектора (контактных колец), фрезерование изоляции пластин коллектора, шлифование коллектора (контактных колец) и контроль качества ремонта

4 Обработка результатов и составление отсчета

 

Оборудование рабочего места:

1 Электрический сушильный шкаф модели ОП-2124

2 Микрометры МК (ГОСТ 6507-60) с пределами измерений –25 и 25-50 мм

3 Приспособление для проверки биения вала, железа и коллектора якоря

4 Индикатор часового типа ИЧ 577-68 с диаметром обода 58 мм. И пределами измерений 0-5 мм со стойкой

5 Плоскогубцы

6 Специальное зубило для забивки приводов в пазы пластин коллектора

7 Электропаяльник

8 Прибор для проверки якорей автомобильных генераторов и стартеров модели 533

9 Настольный станок Р-105 для проточки коллекторов (контактных колец) и фрезерования изоляции пластин коллекторов якорей генератора

При отсутствии специального станка коллектор прочитывают на токарном станке, а изоляцию прорезают вручную

10 Компонент резцов и фрез

11 Материал для покрытия обмотки якоря от засорения металлической пылью

12 Ножницы

13 Оправка для шлифования коллектора (контактных колец)

14 Ручной мех для обувки якоря или подготовки сжатого воздуха

15 Шаблон для проверки глубины фрезерования изоляции

 

Порядок выполнения работы:

1 Якорь генератора отчищают от грязи, масла и пыли, протирают тряпкой, смоченной в бензине, и обдувают сжатым воздухом. После этого якоря просушивают в электрическом сушильном шкафу при температуре 90-100C в течении 45-90 мин.

Осмотром определяют такие дефекты, как забоины, риски, раковины на шейках и резьбе вала и коллектора, следы задевания железа якоря за полюсные башмака, ослабление посадки железа и расшатанность коллектора на валу якоря. Измеряют диаметр шеек вала, коллектора (контактных колец) и сравнивают полученные результаты с данными характеристики.

 Осматривают центры вала якоря и при необходимости зачищают их.

2 Биение и погнутость вала якоря проверяют при помощи индикатора, установленного на специальной стойке.

На рис. 56 показана установка якоря при контроле изгиба и биения. Полученные результаты сравнивают с характеристикой и при необходимости погнутые валы правят под прессом.

3 Осматривают подмотки якоря, обращая внимание на повреждение изоляции лобовых проводников или обрывы и отпайку концов проводников от пластин коллектора. Забоины, риски, царапины на валу и железе якоря устраняют зачисткой, а резьбу восстанавливают прогонкой. В случае отсоединения концов обмотки их тщательно зачищают, плотно забивают и пазы пропаивают.

При замыкании между витками секций осматривают места припайки концов секций к пластинам коллектора, т.к. при небрежной пайке и при перегреве коллектора соседние пластины замыкаются через застывшие капли припоя. Эти капли следует удалить ножом или нагретым паяльником. Замыкание может быть вызвано и накоплением медно-графитовой пыли в пазах между пластинами коллектора; в этом случае пазы между пластинами коллектора прочищают ножом.

Межвитковое замыкание обмоток якоря, обрывы, замыкания на массу, неправильное присоединение секций, неправильное число витков в секции обнаруживают при помощи прибора модели 533 (рис. 57).

Составной частью прибора является индукционный аппарат, представляющий собой трансформатор с разомкнутой магнитной цепью, в котором роль вторичной обмотки выполняет проверяемая обмотка якоря.

При проверке якорь укладывают на призматичную часть электромагнита прибора, при этом якорь будет замыкать электрическую цепь аппарата.

После включения индукционного аппарата в сеть переменного тока в витках обмотки якоря будут индуктироваться ЭДС другой половины, направленной навстречу первой (секции обмоток расположены симметрично).

В случае если в одной из секции будет замыкание между витками, возникает ток, который будет намагничивать зубцы паза якоря.

Для того чтобы обнаружить секцию с замкнутыми витками, на пазы якоря поочередно накладывают тонкую стальную пластину (рис. 57, а) которая будет сильно вибрировать (дребезжать) над секцией с замкнутыми витками.

Замыкание обмотки на массу обнаруживают при помощи контрольной лампы прибора (рис. 57, б), прикасаясь одним щупом провода контрольной лампы к сердечнику или валу якоря, а другим к пластинам коллектора (контактным кольцам).

Загорание контрольной ламы укажет на нарушение изоляции и наличие замыкания на массу.

Место замыкания на массу можно обнаружить при помощи миллиамперметра. Один щуп прибора присоединяют к массе якоря (рис. 57, в), а в другой – к пластине коллектора и наблюдают за отклонением стрелки миллиамперметра. Рукояткой реостата регулируют миллиамперметр так, чтобы стрелка его отклонялась по шкале на количество делений, удобное для отсчета (примерно наполовину шкалы). Затем поочередно касаются щупом каждой пластины коллектора. По мере приближения к витку, замкнутому на массу, показания миллиамперметра уменьшаются, а у места замыкания будут равны нулю, если замыкание в коллекторе, или будут едва заметны при замыкании на массу какого-либо витка в середине секции.

Обрыв в секции определяют также при помощи миллиамперметра (рис. 57, г). Щупы для проверки присоединяют к соседним пластинам коллектора. При помощи реостата устанавливают определенное показание прибора. Поворотом якоря в магнитном поле трансформатора по часовой стрелке и обратно находят наибольшее показание миллиамперметра. Затем провертываем якорь так, чтобы рядом соседняя пластина коллектора находилась в том же положении, как и предыдущая. Т.о. проверяют весь коллектор. Обрыв и отключение секции характеризуются нулевыми показаниями миллиамперметра.

4 Коллектор якоря генератора, имеющий мелкие риски, царапины и равномерный износ, шлифуют, а при необходимости фрезеруют изоляцию. Коллектор, имеющий неравномерную выработку и значительные риски и царапины, протачивают с обязательным фрезерованием изоляции между пластинами на глубину 0,5-0,8 мм.

Контактные кольца, имеющие мелкие риски, царапины и равномерный износ, шлифуют.

Контактные кольца, имеющие неравномерную выработку, большой износ, риски и царапины, протачивают на стенке и шлифуют.

Перед проточкой измеряют диаметр коллектора и определяют, под какой размер следует проточить, чтобы вывести следы износа. Общее уменьшение допускают не более 4 мм против номинального диаметра.

Для проточки коллектора на станке необходимо установить заднюю бабку в положение, соответствующее длине вала якоря, и надежно ее закрепить гайкой.

Вал якоря устанавливается одним концом в патрон, второй конец поджимается вращающимся центром задней бабки. Лобовые части обмотки для предохранения их от засорения металлической пылью обрабатывают материей или бумагой. В таком положении фрезерной головки контакты микропереключателя, установленного на кронштейне головки, замкнуты таким образом, что при нажатии кнопок может быть включен или выключен только электродвигатель привода шпинделя.

Отпускается зажимный винт резцедержателя и настраивается резец на требуемый размер вращением гайки поперечной подачи суппорта. После настройки резца резцедержатель необходимо закрепить винтом. Нажимается кнопка и производится проточка коллектора. Продольная подача суппорта.

После проточки контактные кольца шлифуют при помощи специального приспособления деревянных жимков с наклеенной стеклянной бумагой №0 или №00.

5 Фрезерование фазов между пластинами коллектора производится с помощью фрезерной головки для чего последняя опускается в рабочее положение настраивается по средствам винта на соответствующую глубину резания, после чего фиксируется контргайкой. Перед фрезерованием вал якоря должен быть установлен в центрах, для чего необходимо развести кулачки трехкулачкового патрона.

При установке фрезерной головки в рабочее положение контакты микропереключателя, установленного на кронштейне фрезерной головки, переключает электросхему т.о., что при нажатии может быть включен или выключен только электродвигатель фрезы. Такая блокировка исключает возможность включения шпинделя.

Паз между пластинами устанавливают против фрезы и включают станок. Подача фрезы производится вращением того же штурвала продольной подачи, что и при проточке коллектора. Во время фрезерования изоляции необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить коллекторных пластин.

После проточки и фрезерования изоляции коллектор шлифует так же, как и контактные кольца.

Не рекомендуется шлифовать коллектор наждачной бумагой, т.к. частицы оставляют глубокий след на поверхности коллектора. Кроме того, наждак, может вызвать замыкание между ними. Для удаление пыли коллектор протирают тряпкой, слегка смоченной бензином, или обдувают якорь сжатым воздухом.

После ремонта проверяют биение, овальность и конусность коллектора, которые не должны превышать 0,05 мм. Диаметр коллектора должен быть в пределах, допустимых его характеристикой. Рабочая поверхность коллектора должна быть чистой и ровной, без забоин, царапин и рисок.

Проверку проточности изоляции коллектора производят так же, как указано выше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.163.91 (0.013 с.)