Семинарское занятие № 8,9,10. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие № 8,9,10.



Семинарское занятие № 8,9,10.

Тема: Дети в отклонениями в развитии. Особенности детей с нарушениями зрения, слуха и речи.

 

1. Каковы современные технические средства, используемые в образовании и повседневной жизни лиц с нарушением слуха?

 

Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования процесс специального образования неслышащих оснащается разнообразными техническими средствами, обеспечивающими передачу информации на зрительной основе. Это разнообразные средства статической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы.

Все большее место в процессе коммуникации неслышащих занимают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой связью; повседневным средством связи глухих стал телефакс. Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, выступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ.

Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции.

 

Каковы специальные технические средства при обучении слепых и слабовидящих?

При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения.

Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.

Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.

Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой тиражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания.

Подготовить доклад по теме: «Заболевания органов зрения».

Заболевания глаз — органические и функциональные поражения зрительного анализатора человека, ограничивающие его способность видеть, а также поражения придаточного аппарата глаза.

Заболевания зрительного анализатора разнообразны и согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют следующие 11 групп болезней глаз:

1. Заболевания век

2. Заболевания слезных органов

3. Заболевания конъюнктивы

4. Заболевания склеры

5. Заболевания роговицы

6. Заболевания хрусталика

7.  Заболевания стекловидного тела

8.  Заболевание радужной оболочки

9.  Заболевания сетчатки

10.  Заболевания зрительного нерва

11.  Нарушения циркуляции водянистой влаги

12.  Заболевания глазодвигательного аппарата

13.  Заболевания глазницы

14.  Нарушения рефракции (аметропии)

Амблиопия

Понижение остроты зрения без видимых органических изменений зрительного анализатора. Различают дисбинокулярную амблиопию — при содружественном, чаще монолатеральном, косоглазии вследствие торможения импульсов в кору от косящего глаза; рефракционную амблиопию — при аномалиях рефракции и астигматизме; обскурационную амблиопию — при врожденных или рано приобретенных помутнениях преломляющих сред глаза.

Симптомы. Низкая острота зрения после коррекции аномалий рефракции, устранения помутнений. Лечение. Постоянное и длительное выключение лучше видящего глаза (окклюзия) в сочетании с дополнительной зрительной нагрузкой, световой и нейростимуляцией с использованием специальных приборов. Лечение проводится под наблюдением окулиста в специализированных детских учреждениях или кабинетах охраны зрения детей.

Астигматизм

Неодинаковое преломление световых лучей в разных меридианах в одном глазу. В большинстве случаев астигматизм зависит от врожденной неправильной кривизны роговицы. Приобретенный астигматизм может появиться после заболеваний и травм глаза.

Симптомы. Низкая острота зрения, утомляемость при зрительной нагрузке. Сферические выпуклые и вогнутые стекла не улучшают зрение. Специальными методами исследования рефракции выявляется различная преломляющая способность вертикального и горизонтального меридианов роговицы.

Лечение. Назначаются очки с цилиндрическими или сфероцилиндрическими стеклами.

Паралич аккомодации

Причины: закапывания в глаз холинолитических средств (атропин, гоматропин, скополамин), заболевания центральной и периферической нервной системы, отравление колбасным и рыбным ядом; возникает также при дифтерии в период выздоровления.

Симптомы. Нарушение зрения на близком расстоянии, а у дальнозорких — и на дальнем расстоянии. Зрачки могут быть расширены, не реагируют на свет.

Лечение. После установления причины — лечение основного заболевания. Детям школьного возраста временно могут быть назначены очки +3 дптр для работы на близком расстоянии.

Атрофия зрительного нерва

Развивается как следствие многих заболеваний, при которых имеются воспаление, отек, сдавление, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или питающих его сосудов.

Симптомы. Снижение зрительных функций. При осмотре глазного дна выявляются побледнение диска зрительного нерва и резкое сужение сосудов. На высоте развития атрофии диск становится белым, иногда с сероватым или голубоватым оттенком.

Лечение. Сосудорасширяющие средства, ангио-протекторы, осмотерапия, витаминотерапия, нейростимуляция.

Афакия

Отсутствие в глазу хрусталика после извлечения его при катаракте, реже — при ранении; возможна врожденная афакия.

  Симптомы. Глубокая передняя камера, дрожание радужки, низкая острота зрения вдаль и вблизи. Зрение улучшается при использовании положительных очковых линз от +10 до +13 дптр.

Лечение. Коррекция очковыми линзами +10… + 13 дптр, контактные линзы (на роговицу), интраокулярные линзы (ИОЛ), кератофакия — операция по вставлению биологической линзы в слои роговицы.

Близорукость (Миопия)

Несоразмерно сильная оптическая система глаза по отношению к размерам оси глаза. Параллельные лучи фокусируются перед сетчаткой, а на сетчатке изображение нечеткое. Плохое зрение вдаль, зрение вблизи хорошее. Развивается в период роста организма в школьные годы. Прогрессирование близорукости обычно заканчивается с завершением роста организма. Встречается злокачественная близорукость, которая увеличивается в течение всей жизни, при этом развиваются необратимые изменения в оболочках и средах глаза. Коррекцию миопии осуществляют с помощью рассеивающих стекол. При назначении очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое слабое минусовое стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во избежание применения минусовых стекол при ложной миопии рефракцию в детском и юношеском возрасте определяют в состоянии медикаментозной циклоплегии. При прогрессировании близорукости более чем на 1 дптр в год рекомендуются склероукрепляющие операции. Профилактика. Устраняют ложную близорукость и предупреждают истинную. Рекомендуются общие меры по укреплению организма ребенка, ограничение зрительной нагрузки и правильное чередование труда и отдыха, своевременное применение склеро-пластических операций, систематические профилактические проверки остроты зрения.

Катаракта

Помутнение хрусталика. Различают врожденные катаракты и приобретенные. Диагноз ставится на основании осмотра области зрачка, предварительно расширенного с помощью лекарственных средств. Серый цвет области зрачка различной интенсивности и отсутствие красного свечения зрачка при исследовании в проходящем свете указывают на помутнение хрусталика. Субъективным симптомом является понижение зрения, степень снижения зависит от места расположения помутнения и интенсивности его. Катаракты врожденные часто бывают двусторонними, иногда в комбинации с другими пороками развития глаза; осложняются косоглазием, нистагмом, амблиопией. Могут быть наследственными или возникать в результате внутриутробной патологии. Катаракты последовательные развиваются в результате заболевания всего организма (диабет, тетания и др.) или местных процессов (увеит, травмы и др.). Воздействие на хрусталик вредных агентов, рентгеновского, инфракрасного излучения, электрического тока также может привести к развитию катаракты.

Лечение. Хирургическое лечение показано при значительном снижении остроты зрения. Полное помутнение хрусталика при врожденной катаракте является показанием к хирургическому лечению в возрасте до 6 мес с последующей коррекцией.

Кератит

Воспаление роговицы. Проявляется светобоязнью, слезотечением, блефароспазмом. Сопровождается инъекцией сосудов вокруг роговицы, нарушается прозрачность роговицы — помутнения серого или желтовато-серого цвета, различные по форме, величине и глубине расположения. В зависимости от этиологии выделяют кератиты бактериальные, вирусные, токсико-аллергические, грибковые и дистрофические. Особенностью кератитов бактериальных является желтовато-серый инфильтрат, который быстро изъязвляется, осложняется гнойным иридоциклитом, возможно гнойное расплавление роговицы.

Лечение. Частые закапывания 30 % раствора сульфацил-натрия и антибиотиков широкого спектра действия (0,25 % раствор левомицетина), закладывание мазей, эмульсий с антибиотиками (1 % синтомициновая эмульсия), софрадекс. Кератит герпетический является характерным представителем вирусных кератитов. Особенностями его клинической картины являются серовато-белые очажки округлой, древовидной или ландкартообразной формы; чувствительность роговицы снижена. Герпетические кератиты протекают длительно, с рецидивами. Особенно тяжелое течение наблюдается у детей до 5 лет при нарушениях гуморального и клеточного иммунитета. Течение длительное — от 3—4 нед до 2 мес.

Комплексное. Противовирусные средства: офтан-ИДУ, керецид, виролекс, зовиракс, мазь бонафтон, частые закапывания в глаз интерферона. Целесообразно сочетать воздействие на вирус с применением иммуномодуляторов (левамизол, дибазол и др.).

 

Конъюнктивит

Воспаление слизистой оболочки глаза. Чаще вызывается бактериальной и вирусной флорой и протекает обычно как острое заболевание. Клиническая картина. Жалобы на остро развившееся чувство засоренности глаза, жжения, зуда. Резкое покраснение глаза, усиливающееся к периферии. В области нижнего свода — слизистогнойное отделяемое; конъюнктива век и глазного яблока отечна. Возможны мелкие кровоизлияния под конъюнктиву.

Лечение. Промывание глаз 2 % раствором борной кислоты или слабо-розовым раствором (1: 5000) перманганата калия с последующим закапыванием 30 % раствора сульфацил-натрия, 0,25 % раствора ле-вомицетина. На ночь за нижнее веко закладывать 1 % синтомициновую эмульсию. Конъюнктивит фликтенулезный (скрофулезный). Относится к туберкулезно-аллергическим заболеваниям глаз. Чаще наблюдается у детей, страдающих туберкулезом шейных и бронхиальных лимфатических желез. На конъюнктиве или на лимбе появляются отдельные или множественные воспалительные узелки желтовато-розового цвета. Появление их на лимбе сопровождается сильной светобоязнью, слезотечением и блефароспазмом. Конъюнктива вокруг узелка гиперемирована, с расширенной локальной сетью сосудов.

Конъюнктивит весенний наблюдается преимущественно у мальчиков, продолжается несколько лет, проявляется весной и летом и связан с повышением чувствительности организма к ультрафиолетовым лучам. На конъюнктиве хряща, преимущественно верхнего века, появляются крупные плотные сосочки бледно-розового цвета.

Косоглазие

Отклонение одной из зрительных осей от совместной точки фиксации с нарушением бинокулярного зрения. Косоглазие бывает двух видов — содружественное и паралитическое. Отличительными признаками паралитического косоглазия являются отсутствие подвижности глазного яблока в сторону парализованной мышцы, двоение.

Лечение проводит невропатолог. Возможно, в дальнейшем оперативное вмешательство на мышцах. Косоглазие содружественное развивается чаще в случае, если острота зрения одного глаза значительно ниже остроты зрения другого глаза вследствие аномалии рефракции или нарушения прозрачности преломляющих сред глаза, а также вследствие заболевания сетчатки и зрительного нерва. При дальнозоркости и близорукости отмечается несоответствие акта аккомодации и конвергенции, что приводит к отклонению одного из глаз в ту или другую сторону. Различают сходящееся косоглазие, которое развивается у детей 3—4 лет, как правило, с гиперметропической рефракцией и астигматизмом; расходящееся косоглазие появляется в школьном возрасте, когда начинает развиваться близорукость. Реже наблюдается косоглазие с вертикальным отклонением. Может косить постоянно один глаз — монолатеральное косоглазие или косят оба глаза — альтернирующее косоглазие. Монолатеральное косоглазие часто осложняется амблиопией

Лечение. Направлено на восстановление бинокулярного зрения. Иногда оно восстанавливается при постоянном ношении очков, исправляющих аметропию — аккомодационное косоглазие. При низком зрении одного из глаз проводится лечение амблиопии. При отсутствии амблиопии показаны ортоптические упражнения на соответствующих приборах, направленные на развитие бинокулярных связей. Если эти методы лечения не устраняют косоглазия, показано хирургическое лечение, которое целесообразно проводить в возрасте 4—5 лет. После операции продолжают ортоптические упражнения в специальных кабинетах охраны зрения детей или специализированных детских учреждениях:

Профилактика. У детей раннего возраста, до 1,5 лет, выявляют аномалии рефракции, назначают очки для постоянного ношения, диспансерное наблюдение. Строгое соблюдение гигиены зрения.

Халазион

Хроническое пролиферативное воспаление хряща века вокруг мейбомиевых желез. Представляет собой плотное образование различной величины, не спаянное с неизмененной кожей. Конъюнктива в области халазиона гиперемирована, утолщена.

Лечение: инъекции 1 % суспензии гидрокортизона в толщу века; 1 % желтая ртутная мазь в течение 2 нед. При неэффективности — иссечение со стороны конъюнктивы.

Ячмень

Острое гнойное воспаление волосяного мешочка и сальной железы у корня ресницы. Клиническая картина. На ограниченном участке края века — болезненная припухлость, гиперемия с отеком кожи и конъюнктивы век. Нередко отмечаются припухание и болезненность регионарных лимфатических узлов, повышение температуры тела. На 2—3-й день инфильтрат гнойно расплавляется, верхушка припухлости приобретает желтоватый цвет. На 3—4-й день головка ячменя прорывается, наружу выделяется гной, после чего воспалительные явления стихают. Ячмени могут рецидивировать.

В начальной стадии иногда достаточно смазывать кожу в месте инфильтрации 2—3 раза 70 % спиртом. Показаны инсталляции 30 % раствора сульфацилнатрия или растворов антибиотиков; сухое тепло, УВЧ-терапия, 1 % желтая ртутная мазь. Внутрь назначают сульфаниламиды, салицилаты. При абсцедировании тепловые процедуры противопоказаны. Выдавливание недопустимо ввиду возможности распространения инфекции в орбиту и полость черепа. При рецидивирующих ячменях необходимо общее обследование больного; проводят общеукрепляющее лечение.

Где могут помочь:

Рекомендуемые клиники: госпиталь Самсунг, больница университета Кёнхи, клиника Квимс, клиника при университете Чунг-Анг, госпиталь Северанс при университете Ёнсе, госпиталь при университете Аджу, ММЦ Чхонсим, клиника Ханянг, больница Янгсан при Пусанском Национальном университете

 

Упражнение «Штанга»

Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали! Нам становится понятно: расслабление -приятно!

 

Упражнение «Лягушки»

Тянем губы прямо к ушкам! Потяну - перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны...

 

Упражнение «Сердитый язык»

С языком случилось что-то: он толкает зубы! Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы! Он на место возвращается и чудесно расслабляется.

 

Упражнение «Горка»

Спинка языка сейчас станет горочкой у нас! Я растаять ей велю -напряженья не люблю. Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий.

 

Упражнение «Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

 

Упражнение «Снегопад»

Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее. Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.

 

Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:
Бабочка - коробочка, полети на облачко. Там твои детки -— на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

 

Упражнение «Задуй свечу»

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

 

Упражнение «Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев». Выполнять 10-15 секунд.

 

Упражнение «Рыбка»

Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо - влево, вперед -назад, вверх - вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15-20 секунд.

 

Упражнение «Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15-20 секунд.

 

Упражнение «Считалочка»

Указательным пальцем правой руки, затем левой дотрагиваться до каждого пальчика.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные.
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Игры на развитие свойств внимания и памяти также важны для детей с нарушениями речи.

Игра «Запомни картинку»

Цель игры: развитие произвольной памяти.

Для игры заранее заготавливается 10-15 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другим.

 

Упражнение «Филин»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.

 

Упражнение «Метелки»

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.

Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите.
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)

 

7. Разрешите ситуацию:

Урок немецкого языка в 5 классе. Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше.

 

Решение. Повышенный тон учителя всегда недопустим, а в этой ситуации особенно, тем более что о заикании этого ученика известно всем. Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше.

Учитель не должен срываться на детей. В данном случае такое поведение максимально не рационально и глупо, ведь все участники данной проблемной ситуации знали, что в классе присутствует ученик с заиканием. Правильным действием со стороны учителя, как мне кажется, было бы при возникновении сложности у ребенка с заиканием нужно было самому прочитать слово, не заостряя на этом внимание, либо попросить прочитать текст другим ученикам.

Семинарское занятие № 8,9,10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.051 с.)