Социологическая школа права. Р. Паунд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая школа права. Р. Паунд.



 

Наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Её представитель Роско Паунд (1870-1964) – профессор Гарвардского университета. Труд – «Юриспруденция». Паунд видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Отсюда широкое использование им в теории права этики, истории, психологии. Социологию права Паунд определял как изучение юр. системы функционально, в свете преследуемых ею социальных целей. А право – это высший вид социального контроля для согласования компромисса интересов в обществе. Паунд выделил три стороны в понятии права: 1) Право как правопорядок, т.е. режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества; 2) Право как совокупность юридических предписаний, т.е. правил, норм в данном политически организованном обществе; 3) Право как судебный и административный процесс. В этих 3-х сторонах на 1-й план выступает право как правопорядок. Он не отрицает нормативного характера права, но считает, что право – не только государственное предписание, нормы, но и их реализация, т.е. их претворение в жизнь, это правовые отношения. Право как режим сводится к защите интересов дела, оно заслуживает защиту интересов, т.к. полезно всему обществу (интересам собственности). Основное звено социологической школы права – противопоставление права в законе праву в действии, динамическому правопорядку. Право призвано обеспечить полную безопасность человека. Основная структура, обеспечивающая реализацию права – суды.

 

Теория институтов. М. Ориу.

 

Морис Ориу (1856-1929). Труд – «Основы публичного права». Основное содержание теории: государство – это политический организм, который представляет всю нацию в целом. Государство – режим одновременно и экономический, и политический, и юридический, режим, который овладевает нацией, видоизменяет её, налагает на неё определённую форму, становится средой, в которой существуют индивиды. Согласно Ориу каждый гражданин занимается своими делами, и тем самым совершает общее дело на благо всего общества. Единственный стимул гражданина – стремление к наживе, институт приобретения. Для того чтобы в обществе не возникали конфликты, чтобы общество было стабильным, необходимо учреждение институтов. Институт – спокойное, длительное существование какого-либо положения вещей. Это известная организация, постоянство определённой социальной группы, образующее институты (семья, церковь, община, профсоюз и т.д.), в том числе и государство. Все институты делятся на 2 группы: 1) институты-корпорации; 2) институты-вещи. Корпорация – институт, обладающий внутренней свободой, позволяющий себе преследовать свои цели и делающийся индивидуальностью. Этот институт обладает определённой автономией. Эти институты возникали давно и совсем недавно. Наиболее устойчивый – государство. Институты-вещи лишены автономии. Государство осуществляет свою деятельность на основе права. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Нормы права создаются институтами. Процесс создания проходит 3 стадии: 1) возникает направляющая идея института, которая получает выражение в волевых актах правящих лиц. Идея превращается в право дисциплины; 2) становление права. Придание идее силы. Но право дисциплины ещё не право, оно не совершенно, не обладает подлинной юридической природой, т.к. представляет собой лишь субъективное выражение направляющей идеи института; 3) право дисциплина становится подлинным правом. Правовые предписания должны получить одобрение со стороны подданных, граждан в форме их присоединения к действующим нормам. Т.е. нормы санкционируются гражданами, что приводит к длительному, ни чем не нарушаемому существованию. Это уже статутное право, когда к нему присоединяются институты.

 

Теория элит.

 

Основателями теории были итальянские политологи Г. Моска, и В. Парето. Парето исходит из ценностного подхода к пониманию элиты. Элиту он определял как группу людей, занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния. Принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в незаурядной степени обладают некоторые лица и которые обеспечивают им власть. Элиты, считал Парето имеют тенденцию к упадку из-за внутренней замкнутости элиты. На смену новой элите приходит новая элита. Революции, перевороты – это и есть смена элит. В своём труде «Подъём и падение элит» Парето писал, что вся человеческая история – это история постоянной смены элит, одни возвышались, другие приходили в упадок. Г. Моска обращал внимание на роль меньшинства, которое управляет большинством. Ни аристократическая тенденция, ни демократическая, с точки зрения Моска не дают власть большинству. Власть от меньшинства всегда переходит к меньшинству. Отличие лишь в том, что аристократический правящий класс пополняется людьми из замкнутого социального круга. Выборы в условиях демократии Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями. Меньшинство отличается от масс присущими ему особыми качествами. Меньшинство управляет большинством только потому, что оно лучше организовано. Каждое государство, общество можно разделить на 2 страты, слоя: 1) высшая (правящая, элита). Делится на подгруппы: правящая элита и неправящая элита; 2) управляемые (нет подгрупп). Элита и массы, управляющие и управляемые, меньшинство и большинство. У меньшинства 2 разновидности приёмов управления: сила (элита львов) и хитрость (элита лис). История общества – большей частью история преемственности аристократий. Правление элиты львов – правление радикальных меньшинств в условиях сильной бюрократизации деятельности. Западная Европа управляется семейством лис. Проблематика организации общества должна решаться не демократиями, а научными исследованиями.

и их групп). В автономном праве отсутствует ссылка на внешние источники. Это право есть результат внутреннего интуитивного самоопределения человека. Отсюда следует, что существует столько систем автономного права, сколько самих людей. Таким образом, согласно психологической теории существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях и официальное право – совокупность гос. норм.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.007 с.)