Сущность и основные характеристики гимнастики для глаз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и основные характеристики гимнастики для глаз



Гимнастика для глаз в ДОО

РЕФЕРАТ

Направление 44.03.01 Педагогическое образование

 

Направленность программы бакалавриата

«Дошкольное образование»

Форма обучения очная

 

 

Выполнила: Студентка группы ОФ-402/096-4-1 Ибрагимова Шахноза Ибрагимовна
  Проверил: Кандидат биологических наук, доцент Заведующий кафедрой ТМиМДО Артёменко Борис Александрович

 

 

Челябинск

2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

Сущность и основные характеристики гимнастики для глаз…………………………5

Виды гимнастик для глаз………………………………………………………………..7

Разновидности зрительной гимнастики………………………………………………..8

Условия проведения зрительной гимнастики………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………………..…12

Список использованных источников……………………………...………………….13

Приложение 1…………………………………………………………………………..14

Приложение 2…………………………………………………………………………..14

Приложение 3…………………………………………………………………………..16

Приложение 4…………………………………………………………………………..17

Приложение 5…………………………………………………………………………..19

Приложение 6…………………………………………………………………………..22

 

Введение

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому в настоящее время это одна из наиболее важных и глобальных проблем. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам.

В век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что неотъемлемой частью жизни дошкольника стали телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры, которые ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Не будем говорить о вреде цифровой техники, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель зрительной гимнастики:

• Включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;

• Формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Главная цель зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста это профилактика снижения зрения. А будущим первоклассникам гимнастика рекомендуется в качестве подготовки глаз к серьезным нагрузкам в школе. Ранняя профилактика гарантирует отсутствие проблем с оптической системой глаз.

 

 

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Задачи зрительной гимнастики:

1. Предупреждение утомления

2. Укрепление глазных мышц

3. Снятие напряжения

4. Формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться

5. Общее оздоровление зрительного аппарата.

 Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию.

Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, педагогам стоит напомнить о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома.

Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Это заблуждение! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения.

 

Виды гимнастик для глаз

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

1. С предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На

них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

2. Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

3. С использованием специальных полей или изображаются какие-либо

цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие) (прил.3);

4. С использованием ИКТ. Существуют специализированные

программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

 

 

Заключение

Глаза являются наиболее ценным органом чувств, так как мы получаем через них примерно девяносто процентов информации. Хорошее зрение нужно для всех сфер деятельности – повседневной жизни, отдыха и учебы. Но каждый современный ребенок сталкивается ежедневно с огромнейшими нагрузками на глаза, при этом зрительный аппарат может отдохнуть лишь во время сна. Значительное количество проблем со зрением формируются еще в раннем детском возрасте, поэтому крайне важную роль играет предупреждение их появления.

Как утверждают специалисты, гимнастика для глаз помогает всем без исключения улучшить зрение и поддержать его на должном уровне.

Достоинство же гимнастика для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима. Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.

Гимнастика для глаз играет важную роль для здоровья глаз у ребёнка. Соблюдая несколько простых правил, можно получить максимум результата, улучшить и восстановить зрение, уделяя этому всего пару минут в день. Зарядка должна проводиться каждый день, утром и вечером. Малыш должен пребывать в хорошем настроении во время зарядки.

Помните, профилактика намного лучше, чем лечение!

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Существует определенный базовый набор движений:

-движения глаз вверх – вниз;

-движения глаз влево – вправо;

-круговые движения глазами;

-зажмуривание глаз;

-моргание и т.д.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4

 

Приложение 5

Примерные комплексы зрительной гимнастики с учетом тематического планирования

 

Сентябрь:

1.Детский сад и школа.

 

«Тренировка», «Мой веселый звонкий мяч» 2. Осень.

 

«Дождик», «Осень»

 

Октябрь:

1. Деревья и кустарники.

 

«Листочки», «Елка»

2. Овощи и фрукты.

 

«Овощи», «Морковка», «Что растет на нашей грядке» 3. Откуда хлеб пришел?

 

«Булки», «Колосок»

4. Какие мы (части тела).

 

«Части тела»

 

Ноябрь:

1. Если хочешь быть здоров.

 

«Зарядка»

2. Моя семья.

 

«Моя семья»

3. Дом, мебель.

 

«Мы купили в магазине»

4. Посуда.

 

«Вот большой стеклянный чайник»

 

Декабрь:

1. Домашние птицы и животные.

«Кошка»

2. Животные жарких стран.

 

«Жираф»

3. Зима.

 

«Зима», «Зимний лес»

4. Одежда.

«Одевальная песенка»

 

Январь:

 

1. Зимние забавы.

 

«Снеговик»

2. Дикие животные.

 

«Три медведя», «Зайцы», «Белка»

3. Зимующие птицы.

 

«Синички», «Снегири»

 

Февраль:

1. Профессии.

 

«Летчик», «Повар», «Часовщик», «Разные профессии»

2. Транспорт.

 

«Бегут машины в ряд»

3. Наша армия.

 

«Мы летаем высоко», «Разминка»

4.Путешествие в холодные края.

 

«Пингвины»

Март:

1.Подарок для мамы.

 

«Мамины помощники»

2.В окно повеяло весною.

 

«Весна»

3.Мои любимые сказки.

 

«Теремок», «Буратино»

4.Широка страна моя родная.

 

«Родина»

Апрель:

1.Перелетные птицы.

 

«Ласточка»

2.Насекомые.

 

«Муравьишка», «Бабочка», «Стрекоза», «Жук»

3.Рыбы. Водное царство.

 

«Лягушкина зарядка»

4.Цветы цветут.

 

«Цветы», «Кувшинки»

Май:

1.Лето

 

«Лето», «Лучик солнца»

2.Времена года.

 

«Времена года»

 

 

Приложение 6

Гимнастика для глаз

Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4 – 6 раз.

Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками пальцев.

Делай круговые движения глазами:

Налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори упражнение 10 раз.

Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори упражнение 5 раз.

Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

Гимнастика для глаз в ДОО

РЕФЕРАТ

Направление 44.03.01 Педагогическое образование

 

Направленность программы бакалавриата

«Дошкольное образование»

Форма обучения очная

 

 

Выполнила: Студентка группы ОФ-402/096-4-1 Ибрагимова Шахноза Ибрагимовна
  Проверил: Кандидат биологических наук, доцент Заведующий кафедрой ТМиМДО Артёменко Борис Александрович

 

 

Челябинск

2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

Сущность и основные характеристики гимнастики для глаз…………………………5

Виды гимнастик для глаз………………………………………………………………..7

Разновидности зрительной гимнастики………………………………………………..8

Условия проведения зрительной гимнастики………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………………..…12

Список использованных источников……………………………...………………….13

Приложение 1…………………………………………………………………………..14

Приложение 2…………………………………………………………………………..14

Приложение 3…………………………………………………………………………..16

Приложение 4…………………………………………………………………………..17

Приложение 5…………………………………………………………………………..19

Приложение 6…………………………………………………………………………..22

 

Введение

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому в настоящее время это одна из наиболее важных и глобальных проблем. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам.

В век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что неотъемлемой частью жизни дошкольника стали телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры, которые ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Не будем говорить о вреде цифровой техники, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель зрительной гимнастики:

• Включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;

• Формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Главная цель зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста это профилактика снижения зрения. А будущим первоклассникам гимнастика рекомендуется в качестве подготовки глаз к серьезным нагрузкам в школе. Ранняя профилактика гарантирует отсутствие проблем с оптической системой глаз.

 

 

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Задачи зрительной гимнастики:

1. Предупреждение утомления

2. Укрепление глазных мышц

3. Снятие напряжения

4. Формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться

5. Общее оздоровление зрительного аппарата.

 Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию.

Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, педагогам стоит напомнить о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома.

Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Это заблуждение! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения.

 

Сущность и основные характеристики гимнастики для глаз

Ещё в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами. Они тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. Поэтому хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Ребёнок видит, что находится перед ним. Остальные предметы ребёнок замечает с помощью поворота головы, в познавательной деятельности это приводит к быстрому утомлению. Сведение глаз к переносице, слежение за предметом в горизонтальной и вертикальной плоскости становится трудновыполнимо для детей.

Глаза, как и любой орган, нуждается в покое и расслаблении. Глазные мышцы упрощают глаз при рассматривании удаленных объектов и удлиняют его в оси при рассмотрении близкорасположенных объектов. Только напряжение мышц мешает глазу изменить свою форму. Этот недостаток стараются компенсировать очками, которые выполняют функции глазных мышц. В результате глазные мышцы ослабевают ещё больше, так как функция их утрачивается. Значит, глазные мышцы необходимо не только вовремя напрягать или расслаблять, но и тренировать специальными физическими упражнениями.

У детей зрительные функции податливы для воздействия и могут быть восстановлены специальными упражнениями для глаз. Такая гимнастика для глаз не имеет никаких противопоказаний, её выполнение не должно утомлять глаза. Самое главное - тренировать их регулярно, понемногу и постепенно, чтобы это вошло в привычку и носило чёткую организацию занятий. Гимнастику для глаз, можно использовать дома, на занятиях, в свободной деятельности. Мероприятия в режиме дня - подвижные перемены. В подготовительной и заключительной части урока, а также в секционной работе (в заключительной части). Эти упражнения можно выполнять во время физкультминутки, физкультурных паузах, на занятиях или в свободной деятельности, сидя или стоя. Также гимнастику глаз можно выполнять под музыку, что повысит не только настроение, но и интерес детей к этим упражнениям. Тогда и хорошее зрение будет у многих.

 

Самыми распространёнными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Основными причинами этих заболеваний являются не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависящая от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов.

 

 

Виды гимнастик для глаз

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

1. С предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На

них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

2. Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

3. С использованием специальных полей или изображаются какие-либо

цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие) (прил.3);

4. С использованием ИКТ. Существуют специализированные

программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.128 с.)