Принципы рефлекторной теории И. М. Сеченова, И. П. Павлова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы рефлекторной теории И. М. Сеченова, И. П. Павлова



Кора больших полушарий и подкорковые центры являются высшими отделами центральной нервной системы за счет которых осуществляются сложнейшие взаимодействия организма с окружающей средой.

Впервые представление о рефлекторной деятельности головного мозга было опубликовано И. П. Сеченовым в 1863 году в его книге «Рефлексы головного мозга».

Иван Михайлович Сеченов:

Иван Михайлович Сеченов был выдающимся ученым, психологом, медиком, биологом, физиком и заслуженным профессором. Биография Сеченова неотъемлемо связана с постоянным учением, саморазвитием и наукой. Его не зря называют гением, создателем и отцом русской физиологии! Он прожил 76 лет, из которых около 60 посвятил образованию.

Как началась жизнь будущего профессора, и к чему привела его любовь к знаниям? Далее краткая биография Ивана Михайловича Сеченова. Детство и юность Биография Ивана Сеченова началась в деревне Теплый Стан Нижегородской области (сейчас это поселок Сеченов).

 В 1829 году, 13 августа в дворянской семье Сеченовых рождается девятый ребенок. Отца своего Иван почти не помнил, ему было всего 10 лет, когда тот умер. Однако именно отец внушал детям с детства, что образование - это самое главное (сам он был плохо образован, как и мать), и дети должны относиться к своим учителям, как к благодетелям. Ивана, по настоянию старшего брата, было решено отдать в инженерное училище. Именно поэтому он жил в деревне до 14 лет, обучаясь дома, и единственный из всех выучил иностранные языки.

Далее биография Сеченова будет связана с постоянным образованием. Из воспоминаний Ивана Сеченова:

Мальчик я был очень некрасивый, черный, вихрастый и сильно изуродованный оспой, но был, должно быть, не глуп, очень весел и обладал искусством подражать походкам и голосам, чем часто потешал домашних и знакомых. Сверстников по летам мальчиков не было ни в семьях знакомых, ни в дворне; рос я всю жизнь между женщинами; поэтому не было у меня ни мальчишеских замашек, ни презрения к женскому полу; притом же был обучен правилам вежливости. На всех этих основаниях я пользовался любовью в семье и благорасположением знакомых, не исключая барынь и барышень. –

Образование В 14 лет Иван Михайлович поступает в школу военных инженеров и уезжает в Петербург. В школе было 4 младших класса, где обучение длилось 4 года, и 2 офицерских класса, куда попадали после. Заведение поддерживало военный режим: подъем в 5 утра, учеба с 7 часов и строевая подготовка. Мальчики также давали присягу и считались уже госслужащими, что избавляло их от телесных наказаний.

В инженерной школе уклон был на математику, черчение, алгебру, геометрию и тригонометрию. В старших классах он изучал аналитическую механику, интегральное исчисление, французскую литературу. Но главным предметов, который был все 6 лет обучения, являлась фортификация (военно-инженерная наука об укреплении местности для ведения боя.) Однако инженерные науки Сеченова не увлекали, уже тогда он страстно полюбил один предмет - физику, где делал большие успехи. В старших классах мальчик проявил интерес к химии. Как признается сам Иван Михайлович в своих воспоминаниях: Математика мне давалась, и, попади я из инженерного училища прямо в университет на физико-математический факультет, из меня мог бы выйти порядочный физик, но судьба, как увидим, решила иначе. После окончания инженерной школы в 1848 году в звании унтер-офицера Сеченов был распределен в Киев, во 2-й резервный саперный батальон. Через два года новоявленный офицер подает в отставку, с твердым намерением идти учиться медицине.

На этот шаг его подтолкнуло знакомство с молодой вдовой Ольгой Александровной, девушкой очень образованной и увлеченной медициной. Как вспоминает сам Сеченов эпизод своей биографии: В дом ее я вошел юношей, плывшим до того инертно по руслу, в которое меня бросила судьба, без ясного сознания, куда оно может привести меня, а из ее дома я вышел с готовым жизненным планом, зная, куда идти и что делать. Кто, как не она, вывел меня из положения, которое могло сделаться для меня мертвой петлей, указав возможность выхода. Чему, как не ее внушениям, я обязан тем, что пошел в университет – и именно тот, который она считала передовым! – чтобы учиться медицине и помогать ближнему. Возможно, наконец, что некоторая доля ее влияния сказалась в моем позднейшем служении интересам женщин, пробивавшихся на самостоятельную дорогу. С этим намерением в 1850 году Сеченов поступает в Московский медицинский университет. Его ждет 6 лет интересного обучения, первых открытий и полного осознания целей своей жизни. Хоть скупая медицинская теория сначала разочаровала будущего ученого, он в совершенстве освоил биологию, анатомию, хирургию и физиологию. На третьем курсе университета Сеченов увлекается психологией. В это же время его влечет за собой философия. Учился Сеченов очень охотно, что в итоге позволило ему закончить университет в тройке лучших студентов. После медицинского университета в 1856 году Иван Михайлович уезжает учиться в Берлин.

 За границей Сеченов пробудет 4 года, где начнется расцвет его карьеры. Карьера В Берлине ученый трудится год, изучая физику и химию. Там он начинает работать в известных лабораториях. Далее - Париж, где было сделано открытие так называемого центрального торможения — особых механизмов в головном мозге лягушки. Далее идут публикации в медицинских журналах, работа "Рефлексы головного мозга" открыла для широкой аудитории термин "рефлекс". С этой публикации официально началась карьера будущего профессора физиологии. В 1860 году ученый возвращается в Петербург и защищает диссертацию, получив степень доктора медицинских наук. В академии он проработает 10 лет, сделав немало открытий в медицине и физике.

Дальше начинается хаотичная работа в разных лабораториях и институтах. Сеченов заведует кафедрой физиологии в Одессе, затем становится профессором отделения физиологии и анатомии. В 1869 года он уже член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук (после ряда открытий в теории физиологических растворов). В это время он является заведующим кафедры зоологии, организовывает свою физиологическую лабораторию.

 

В 1889 году профессор становиться президентом первого Международного психологического конгресса в Париже, в это же время получая звание доцента Московского университета.

В 1901 году И. М. Сеченов получает звание профессора физиологии и официально уходит в отставку. Умрет Сеченов Иван Михайлович через 4 года.

Личная жизнь Рассматривая дальше краткую биографию И. М. Сеченова, можно отметить, что по возвращению из Берлина в Петербурге он знакомится с Марией Александровной Боковой. Девушка мечтала стать медиком, что было невозможно в России. Женщинам тогда была закрыта дорога в науку. Сеченова всегда возмущала такая несправедливость, он с охотой берет девушку слушательницей на свои лекции. По окончанию курса он предлагает ей написать научную работу. Мария выполнит работу и удачно защитит докторскую диссертацию в Германии. Позже эта целеустремленная ученица станет его женой. Труды Профессор работал в нескольких основных направлениях: физиологии, биологии и психологии. За его долгую научную карьеру в журналах было опубликовано множество статей, написано несколько книг.

Биографию И. М. Сеченова и главные труды рассмотрим ниже: книга "Рефлексы головного мозга" (1866 г.) (сейчас эту книгу можно купить в любом книжном магазине, она была заново переиздана в 2015 году); "Физиология нервной системы" (1866 г.); книга "Элементы мысли" (1879 г.), переиздана в 2014 году; "О поглощении СО2 растворами солей и сильными кислотами" (1888 г.); "Физиология нервных центров" (1891 г.); "О щелочах крови и лимфы" (1893 г.); "Прибор для быстрого и точного анализа газов" (1896 г.); "Портативный дыхательный аппарат "(1900 г.); "Очерк рабочих движений человека" (1901 г.); "Предметная мысль и действительность" (1902 г.); книга "Записки русского профессора от медицины" - автобиографическое произведение, воспоминания ученого о детстве и годах учебы, переиздано в 2014 г.; "Автобиографические записки" (1904 г.).

Достижения Биография Сеченова и вклад в науку ученого до сих пор вызывает интерес людей всего мира. Иван Михайлович создал физиологическую школу, которая за время своего существования совершила ряд важнейших для человечества открытий. Одно из них - концепция о неспецифических системах мозга. –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.009 с.)