Охарактеризуйте этапы, которые можно выделить в методике изучения длины предмета в начальных классах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте этапы, которые можно выделить в методике изучения длины предмета в начальных классах.



Охарактеризуйте этапы, которые можно выделить в методике изучения длины предмета в начальных классах.

1 ЭТАП:

Начинается изучение этой величины по всем программам в 1 полугодии 1 класса. На этом этапе опираемся на жизненный опыт детей и вводим понятие «длина предмета». До этого урока с первых уроков в 1 классе дети сравнивали предметы по размеру или по величине. На этом уроке уточняем и вводим новое понятие «сравнение по длине». Для этого к доске прикрепляем различные картинки с предметами, которые будем сравнивать по размеру.

Примеры:

А)  (2 дерева по высоте)

Б)  (2 ленты по ширине)

В)  (2 карандаша по длине)

Г) 2 книги по толщине

Д)  2 дорожки, ведущие от дома к школе (ближе -дальше)

 

Обсуждаем ситуацию по каждой картинке, используя слова:

А) выше, ниже;

Б) шире, уже;

В) длиннее, короче;

Г) толще, тоньше;

Д) ближе, дальше.

Затем обобщаем и говорим, что каждый раз в этих ситуациях мы сравниваем объекты по длине. В отличие от дошкольного учреждения, в котором разводят понятия длина, ширина, высота для того, чтобы сформировать у детей представления о трехмерном пространстве, в начальной школе все эти понятия объединяют, говоря о том, что все эти характеристики одной величины – длина.

Просим детей высказать результат сравнения, используя этот термин (длина).

ЭТАП.

 Цель: научить сравнивать предметы по длине разными способами.

Этот этап начинается сразу на первым же уроке.

А) прежде всего детей знакомят со способом сравнения длин «на глаз». Предлагаем предметы контрастные по размеру и просим правильно сформулировать результаты, используя термин длина. (Длина карандаша меньше длины парты и т.д.)

Б) создаем проблемную ситуацию, в которой показываем, что первый способ не всегда удобен.

Например: две полоски цветной бумаги, приблизительно одинаковые по размеру, прикрепляем к доске так:
 

 


или так

 

Какая длиннее?

Дети сравнивают их на глаз и высказывают свою точку зрения. Получаем разные ответы: учитель снимает полоски с доски и прикладывает их друг к другу. Разбираем правила наложения (друг на друга, левые концы должны совпадать, смотрим на правые концы…).

Далее предлагаем серию упражнений на сравнение длин этим способом. Можно выдать на каждую парту конверт с дидактическим материалом: разной длины и разного цвета различные веревочки, палочки, полоски и т.д

В) При переходе к 3 способу – измерение с помощью мерок, также создаем проблемную ситуацию: чертим на доске 2 отрезка так, чтобы «на глаз» сравнить их было сложно. Предлагаем сравнить. Дети высказывают свое мнение. Они не могут снять их и наложить. На столе «случайно» лежит кусок ленточки,это предмет – посредник. Прикладываем к первому отрезку и ставим отметку, а затем прикладываем к 2-му и ставим вторую отметку и делаем вывод.

Еще одна проблемная ситуация. Учителю нужно переставить шкаф. Чтобы это сделать,нужно убедиться встанет ли он на свободное место у стены. Наложением проверять тяжело. Учитель предлагает использовать этот кусок ленты в качестве мерки. Учитель вместе с детьми выполняют процесс измерения: откладываем мерку и ставим отметку(мелом) и так несколько раз т.е измерить - это значит узнать сколько раз мерка помещается в длине предмета. М1И ч.1 стр. 70.

Далее предлагаем несколько заданий на измерение длин с помощью различных мерок. На каждую парту выдаем конверт с различными по длине и цвету мерками, а также несколько разноцветных полосок бумаги.

Учим детей использовать мерки, для этого:

1. Используем прием последовательного укладывания мерок по длине т.е чтобы ответить сколько мерок уместилось, закрываем всю полоску этими мерками. Затем подсчитываем количество мерок. Ответ: длина полоски 4 красных мерки.

2. Даем более длинную полоску, и мерок не хватает. Тогда берем одну мерку и ставим отметки карандашом. Учитель делает на доске.

М1И ч.1 стр. 71. Мерку можно не только вырезать из бумаги, но и откладывать циркулем.

М1М часть 1 стр.33 и 35 (1 и 2 этапы).

ЭТАП.

Цель: ввести единую единицу измерения длины и измерительный прибор.

Перед введением рассматриваем проблемную ситуацию, в которой подчеркиваем, что в жизни использовать разные мерки для измерения длины неудобно. Можно рассказать о различных мерах длины на Руси, например, использовали локоть. Неудобно, т.к. локоть у разных людей имеет разную длину. Следовательно, нужны единые меры длины и в середине 19 века появляется Международная система измерения (СИ).

 Первой единицей измерения, которую вводят в 1 классе, является сантиметр (см). Пишут это слово на доске и показывают наименование СМ (без точки). Выдаем мерки в 1 см и полоски, которые будет измерять ученик. Сравниваем мерку с длиной клеток и убеждается, что в 1 см 2 клетки. М1М ч.1 с.66.

 Далее выполняем упражнения по измерению длин в сантиметрах:

1.Закрываем всю полоску моделями см, нужно узнать сколько см укладывается в отрезке.

2. Предлагаем полоску, для измерения которой не хватает моделей мерок, тогда используем одну мерку и ставим отметки. Такой способ неудобен. Подводим к введению линейки.

3.Сначала используют «самодельную» линейку. Для ее изготовления детям выдают полоску из картона длиной 10 см, но дети этого не знают. Предлагаем детям определить длину полоски в см, для этого используем модель см – мерку. Дети ставят отметки, а затем просим пронумеровать эти отметки.

М1М часть 1 стр.66

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Теперь, чтобы узнать длину любой полоски, прикладываем первую расчерченную полоску к новой так, чтобы левые концы совпали, и смотрим напротив какого деления находится правый конец новой полоски. Сообщаем, что мы изготовили прибор для измерения длин отрезков - линейку.

Предлагаем упражнения, в которых ученики измеряют длины предметов с помощью этой линейки. Ей пользуются 1-2 урока, а затем предлагаем использовать фабричную. Но перед этим сравниваем ее с самодельной. Отличия: на фабричной есть более мелкие деления, эти единицы измерения мы пока не знаем. Деление 0 ставится не точно с левого края, но немного отступая от него. Это делают для точности измерения.

ЭТАП.

  Сложение и вычитание величин, выраженных в см. Задания типа: длина синей полоски 6 см, а красной на 3 см больше. Какова длина красной? решение: 6 см +3 см = 9 см

ЭТАП.

М4М часть 1 стр. 37

1км = 1000м

1м = 10дм

1дм = 10см

1см = 10мм

На этом этапе предлагают задания на перевод из одной единицы измерения в другую. М4М часть 1 стр. 3738. -

При переводе из более крупных мер в более мелкие выполняют умножение.

3 км=3000м

При переводе из мелких в крупные – деление.

3000м=3км

 6 ЭТАП.

Охарактеризуйте этапы, которые можно выделить в методике изучения длины предмета в начальных классах.

1 ЭТАП:

Начинается изучение этой величины по всем программам в 1 полугодии 1 класса. На этом этапе опираемся на жизненный опыт детей и вводим понятие «длина предмета». До этого урока с первых уроков в 1 классе дети сравнивали предметы по размеру или по величине. На этом уроке уточняем и вводим новое понятие «сравнение по длине». Для этого к доске прикрепляем различные картинки с предметами, которые будем сравнивать по размеру.

Примеры:

А)  (2 дерева по высоте)

Б)  (2 ленты по ширине)

В)  (2 карандаша по длине)

Г) 2 книги по толщине

Д)  2 дорожки, ведущие от дома к школе (ближе -дальше)

 

Обсуждаем ситуацию по каждой картинке, используя слова:

А) выше, ниже;

Б) шире, уже;

В) длиннее, короче;

Г) толще, тоньше;

Д) ближе, дальше.

Затем обобщаем и говорим, что каждый раз в этих ситуациях мы сравниваем объекты по длине. В отличие от дошкольного учреждения, в котором разводят понятия длина, ширина, высота для того, чтобы сформировать у детей представления о трехмерном пространстве, в начальной школе все эти понятия объединяют, говоря о том, что все эти характеристики одной величины – длина.

Просим детей высказать результат сравнения, используя этот термин (длина).

ЭТАП.

 Цель: научить сравнивать предметы по длине разными способами.

Этот этап начинается сразу на первым же уроке.

А) прежде всего детей знакомят со способом сравнения длин «на глаз». Предлагаем предметы контрастные по размеру и просим правильно сформулировать результаты, используя термин длина. (Длина карандаша меньше длины парты и т.д.)

Б) создаем проблемную ситуацию, в которой показываем, что первый способ не всегда удобен.

Например: две полоски цветной бумаги, приблизительно одинаковые по размеру, прикрепляем к доске так:
 

 


или так

 

Какая длиннее?

Дети сравнивают их на глаз и высказывают свою точку зрения. Получаем разные ответы: учитель снимает полоски с доски и прикладывает их друг к другу. Разбираем правила наложения (друг на друга, левые концы должны совпадать, смотрим на правые концы…).

Далее предлагаем серию упражнений на сравнение длин этим способом. Можно выдать на каждую парту конверт с дидактическим материалом: разной длины и разного цвета различные веревочки, палочки, полоски и т.д

В) При переходе к 3 способу – измерение с помощью мерок, также создаем проблемную ситуацию: чертим на доске 2 отрезка так, чтобы «на глаз» сравнить их было сложно. Предлагаем сравнить. Дети высказывают свое мнение. Они не могут снять их и наложить. На столе «случайно» лежит кусок ленточки,это предмет – посредник. Прикладываем к первому отрезку и ставим отметку, а затем прикладываем к 2-му и ставим вторую отметку и делаем вывод.

Еще одна проблемная ситуация. Учителю нужно переставить шкаф. Чтобы это сделать,нужно убедиться встанет ли он на свободное место у стены. Наложением проверять тяжело. Учитель предлагает использовать этот кусок ленты в качестве мерки. Учитель вместе с детьми выполняют процесс измерения: откладываем мерку и ставим отметку(мелом) и так несколько раз т.е измерить - это значит узнать сколько раз мерка помещается в длине предмета. М1И ч.1 стр. 70.

Далее предлагаем несколько заданий на измерение длин с помощью различных мерок. На каждую парту выдаем конверт с различными по длине и цвету мерками, а также несколько разноцветных полосок бумаги.

Учим детей использовать мерки, для этого:

1. Используем прием последовательного укладывания мерок по длине т.е чтобы ответить сколько мерок уместилось, закрываем всю полоску этими мерками. Затем подсчитываем количество мерок. Ответ: длина полоски 4 красных мерки.

2. Даем более длинную полоску, и мерок не хватает. Тогда берем одну мерку и ставим отметки карандашом. Учитель делает на доске.

М1И ч.1 стр. 71. Мерку можно не только вырезать из бумаги, но и откладывать циркулем.

М1М часть 1 стр.33 и 35 (1 и 2 этапы).

ЭТАП.

Цель: ввести единую единицу измерения длины и измерительный прибор.

Перед введением рассматриваем проблемную ситуацию, в которой подчеркиваем, что в жизни использовать разные мерки для измерения длины неудобно. Можно рассказать о различных мерах длины на Руси, например, использовали локоть. Неудобно, т.к. локоть у разных людей имеет разную длину. Следовательно, нужны единые меры длины и в середине 19 века появляется Международная система измерения (СИ).

 Первой единицей измерения, которую вводят в 1 классе, является сантиметр (см). Пишут это слово на доске и показывают наименование СМ (без точки). Выдаем мерки в 1 см и полоски, которые будет измерять ученик. Сравниваем мерку с длиной клеток и убеждается, что в 1 см 2 клетки. М1М ч.1 с.66.

 Далее выполняем упражнения по измерению длин в сантиметрах:

1.Закрываем всю полоску моделями см, нужно узнать сколько см укладывается в отрезке.

2. Предлагаем полоску, для измерения которой не хватает моделей мерок, тогда используем одну мерку и ставим отметки. Такой способ неудобен. Подводим к введению линейки.

3.Сначала используют «самодельную» линейку. Для ее изготовления детям выдают полоску из картона длиной 10 см, но дети этого не знают. Предлагаем детям определить длину полоски в см, для этого используем модель см – мерку. Дети ставят отметки, а затем просим пронумеровать эти отметки.

М1М часть 1 стр.66

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Теперь, чтобы узнать длину любой полоски, прикладываем первую расчерченную полоску к новой так, чтобы левые концы совпали, и смотрим напротив какого деления находится правый конец новой полоски. Сообщаем, что мы изготовили прибор для измерения длин отрезков - линейку.

Предлагаем упражнения, в которых ученики измеряют длины предметов с помощью этой линейки. Ей пользуются 1-2 урока, а затем предлагаем использовать фабричную. Но перед этим сравниваем ее с самодельной. Отличия: на фабричной есть более мелкие деления, эти единицы измерения мы пока не знаем. Деление 0 ставится не точно с левого края, но немного отступая от него. Это делают для точности измерения.

ЭТАП.

  Сложение и вычитание величин, выраженных в см. Задания типа: длина синей полоски 6 см, а красной на 3 см больше. Какова длина красной? решение: 6 см +3 см = 9 см

ЭТАП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.038 с.)