Специфика отраслевой и территориальной структуры хозяйства Японии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика отраслевой и территориальной структуры хозяйства Японии.



Отраслевая структура ВВП Японии на 2009 г.в %

Первичный сектор услуг (с/х) 1,6

Вторичный сектор услуг (промышленность) – 23,1

Третичный сектор услуг (сфера услуг) – 75.4

ЯПОНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СТРАНА

Ведущие места в мире:

1 место – по производству легковых автомобилей, морских судов, электронной и электротехнической промышленности (в том числе производство роботов и компьютеров).В Японии нет значительных запасов полезных ископаемых, и добывающая промышленность не имеет важного значения. Даже небольшая добыча немногих видов полезных ископаемых, которая велась в период высоких темпов экономического роста и которую предполагалось сохранить для снижения зависимости страны от импорта, постепенно сводится на нет, из-за высокой себестоимости добычи.

За счет собственной добычи нефти (менее 1 млн т в год) удовлетворяется не более 0,3% потребностей японской экономики. Немногим более Япония обеспечивает себя и природным газом — около 4%, добывая примерно 2,3 млрд м3. Нефтегазоносность в пределах Японских островов связана с рядом сравнительно небольших по площади впадин. Основным районом добычи нефти и природного газа является префектура Ниигата (западный фасад Хонсю), на которую приходится более 80% общей добычи как нефти, так и газа в стране, в том числе и с месторождений континентального шельфа.

Быстрыми темпами развивалась текстильная и одновременно росла тяжелая промышленность, чему в немалой степени способствовало государство. В Японии основной ценностью считалась не экономическая свобода, а патернализм, покровительство со стороны государства. В конце XIX в. государство активно организовывало на казенные средства предприятия и продавало их затем в частные руки. Так, в собственность компании «Мицубиси» был продан самый крупный в Японии судостроительный завод в Нагасаки, позже она же получила и золотые рудники на острове Садо (находящемся недалеко от Хонсю, близ города Ниигата), серебряные рудники Икуно (к северо-западу от Кобе), угольные шахты Хоккайдо. Торговый дом «Мицуи» получил текстильные фабрики и угольные шахты Миикэ (на западе острова Кюсю, в префектуре Кумамото) и пр. Обрабатывающая промышленность послужило толчком для экономического развития страны. Постепенно структура японской промышленности дополнялась все более сложными и современными отраслями, прежде всего машиностроительными, ориентированными на экспорт.

В послевоенный период ускоренно развивались такие базовые материалоемкие отрасли промышленности, как черная металлургия, химия и нефтехимия. Заводам этих отраслей требуется крупногабаритное оборудование, и они размещались на равнинных, доступных с моря участках в юго-восточной части Тихоокеанского побережья Хонсю и в северо-западной части Кюсю — там, куда из стран Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании поступало импортное сырье. Там же, в портах концентрировались и предприятия легкой, прежде всего текстильной, промышленности, ориентированные на экспорт.

По мере развития центральное место в обрабатывающей промышленности заняли машиностроительные отрасли, доля добавленной стоимости в продукции которых постоянно повышалась, — от производства простого оборудования и автомобилей к точному машиностроению, сложному станкостроению, электронике и т. д. Соответственно менялись и факторы размещения. На первое место выходил уже фактор экономии на транспортных издержках, предприятия тяготели к основным потребителям — крупным промышленным центрам, и размещались все на том же Тихоокеанском побережье. Ориентирующиеся на дешевую рабочую силу электротехнические предприятия иногда, правда, располагались во внутренних районах Хонсю — в таких городах, как Сува, Мацумото, Кофу, Такасаки, Нагано, Корияма, Ёнэдзава, Ямагата и др..

Постепенно увеличивалась и экспортная ориентация японской промышленности, что также способствовало размещению предприятий в крупных портовых городах. В Тихоокеанском промышленном поясе на рубеже 60—70-х годов было сконцентрировано более 60% населения, более 65% ВВП и национального дохода и почти 70% промышленного производства. Подобная сверхконцентрация населения и производства имела серьезные негативные последствия: ухудшилась экологическая обстановка, ухудшились и условия для функционирования и развития самой промышленности (нехватка пресной воды и дефицит земли для промышленных площадок).

С середины 1970-х годов в стране развернулась структурная перестройка промышленности — на первый план вышли высокотехнологичные, наукоемкие отрасли и производства, размещение которых, в отличие от лидировавших до этого энерго- и материалоемких отраслей, не требует непременного приближения к портам ввоза сырья и энергоносителей. Теоретически это могло бы позволить их развитие во внутренних, периферийных по отношению к Тихоокеанскому поясу районах, тем более что удельные издержки их транспортировки невелики в силу высокой стоимости и сравнительно небольшого объема продукции. Однако локализация и этих предприятий стала тяготеть к Тихоокеанскому промышленному поясу, поскольку именно здесь сосредоточены основные информационные ресурсы, ведущие научно-исследовательские центры, наиболее квалифицированная рабочая сила.

В Японии сложилось четко выраженное хозяйственное ядро из трех крупных индустриальных урбанизированных зон, в которых сосредоточена основная часть экономического и научного потенциала, высококвалифицированных кадров, а также представлена наиболее развитая производственная и социальная инфраструктура страны. Эти зоны (с северо-востока на юго-запад) суть: Кэйхин (с центром в Токио, на долю этого района приходится 22% промышленного производства страны), Тюкё (Нагоя, 16%), Хансин (Осака, 12%). Суммарная их доля составляет 50%.

Все остальные районы Японии обычно рассматривают как периферию, хотя поблизости от центра сформировалось еще пять заметных индустриальных районов: Китаканто (Северный Канто — префектуры Тотиги, Ибараки, Гумма, соседствующие с Токийской агломерацией с севера и дающие 9% промышленного производства Японии), Сэтоути (прибрежная полоса Внутреннего Японского моря в префектурах Окаяма, Хиросима, Ямагути, Кагава, Эхиме, 8%), Токай (на Тихоокеанском побережье, между Канто и Хансин, префектура Сидзуока, 6%), Хокурику (обращенный к побережью Японского моря, от города Ниигата до залива Вакаса, 4%), а также Китакюсю (Северный Кюсю — Фукуока, 3%). Таким образом, несмотря на провозглашение правительством курса на более равномерное распределение экономических ресурсов по территории страны и все предпринимаемые попытки по деконцентрации промышленности, экономика остается территориально сверхсосредоточенной. Принято считать, что всерьез экономически освоено не более 1/3 площади Японии.

 

21. Машиностроительный комплекс Японии.

Японская промышленность по стоимости уступает только США, а по экспорту – 1 место в мире. Судостроение, автомобилестроение, производство электронной продукции (роботы, компьютеры).                                                                                                                                                             Транспортное машиностроение:                                                                                                                                          1. Старая отрасль (судостроение) – 1 место в мире. Крупные морские порты: Токио, Иокогама, Осака, Нагасаки, и др.                                                                                                                                                                                                                          2. Новая отрасль (автомобилестроение), зародилась в 1920-е годы.                                                                В 1950 г. в Японии производилось 30 тыс. автомобилей (в США – 8 млн. авто).                                 1960 г. – 760 тыс. авто                                                                                                                                                         1970 г. – 5,3 млн. авто  В США на уровне 8 млн. авто                                                                                                                                         1980 г. – 11 млн. авто                                                                                                                                                              1990 г. – 13,5 млн. авто, в США – 10 млн. авто.                                                                                                         1994 г. – США обгоняют Японию                                                                                                                                  2000 г. - 9,5 млн. авто – стабилизация производства авто (2 место в мире); по производству легковых авто – около 8 млн. (1 место в мире). По экспорту авто – 1 место в мире. Дешёвые, безопасные, экологически чистые автомобили.                                                                                           Основные центры автомобилестроения: г. Нагая, Таёда.                                                                                  Поиск новых источников топлива, вагоностроение, электровозы, гражданское авиастроение. Электронная и электротехническая отрасль: производство изделий промышленного назначения, и активных компонентов (роботы, компьютеры, оптика электронной продукции и др.). Основные центры: Токио, Нагая, Осака и т.д. 

 

 

                      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.006 с.)