Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика отраслевой и территориальной структуры хозяйства Японии.
Отраслевая структура ВВП Японии на 2009 г.в % Первичный сектор услуг (с/х) 1,6 Вторичный сектор услуг (промышленность) – 23,1 Третичный сектор услуг (сфера услуг) – 75.4 ЯПОНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СТРАНА Ведущие места в мире: 1 место – по производству легковых автомобилей, морских судов, электронной и электротехнической промышленности (в том числе производство роботов и компьютеров).В Японии нет значительных запасов полезных ископаемых, и добывающая промышленность не имеет важного значения. Даже небольшая добыча немногих видов полезных ископаемых, которая велась в период высоких темпов экономического роста и которую предполагалось сохранить для снижения зависимости страны от импорта, постепенно сводится на нет, из-за высокой себестоимости добычи. За счет собственной добычи нефти (менее 1 млн т в год) удовлетворяется не более 0,3% потребностей японской экономики. Немногим более Япония обеспечивает себя и природным газом — около 4%, добывая примерно 2,3 млрд м3. Нефтегазоносность в пределах Японских островов связана с рядом сравнительно небольших по площади впадин. Основным районом добычи нефти и природного газа является префектура Ниигата (западный фасад Хонсю), на которую приходится более 80% общей добычи как нефти, так и газа в стране, в том числе и с месторождений континентального шельфа. Быстрыми темпами развивалась текстильная и одновременно росла тяжелая промышленность, чему в немалой степени способствовало государство. В Японии основной ценностью считалась не экономическая свобода, а патернализм, покровительство со стороны государства. В конце XIX в. государство активно организовывало на казенные средства предприятия и продавало их затем в частные руки. Так, в собственность компании «Мицубиси» был продан самый крупный в Японии судостроительный завод в Нагасаки, позже она же получила и золотые рудники на острове Садо (находящемся недалеко от Хонсю, близ города Ниигата), серебряные рудники Икуно (к северо-западу от Кобе), угольные шахты Хоккайдо. Торговый дом «Мицуи» получил текстильные фабрики и угольные шахты Миикэ (на западе острова Кюсю, в префектуре Кумамото) и пр. Обрабатывающая промышленность послужило толчком для экономического развития страны. Постепенно структура японской промышленности дополнялась все более сложными и современными отраслями, прежде всего машиностроительными, ориентированными на экспорт.
В послевоенный период ускоренно развивались такие базовые материалоемкие отрасли промышленности, как черная металлургия, химия и нефтехимия. Заводам этих отраслей требуется крупногабаритное оборудование, и они размещались на равнинных, доступных с моря участках в юго-восточной части Тихоокеанского побережья Хонсю и в северо-западной части Кюсю — там, куда из стран Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании поступало импортное сырье. Там же, в портах концентрировались и предприятия легкой, прежде всего текстильной, промышленности, ориентированные на экспорт. По мере развития центральное место в обрабатывающей промышленности заняли машиностроительные отрасли, доля добавленной стоимости в продукции которых постоянно повышалась, — от производства простого оборудования и автомобилей к точному машиностроению, сложному станкостроению, электронике и т. д. Соответственно менялись и факторы размещения. На первое место выходил уже фактор экономии на транспортных издержках, предприятия тяготели к основным потребителям — крупным промышленным центрам, и размещались все на том же Тихоокеанском побережье. Ориентирующиеся на дешевую рабочую силу электротехнические предприятия иногда, правда, располагались во внутренних районах Хонсю — в таких городах, как Сува, Мацумото, Кофу, Такасаки, Нагано, Корияма, Ёнэдзава, Ямагата и др.. Постепенно увеличивалась и экспортная ориентация японской промышленности, что также способствовало размещению предприятий в крупных портовых городах. В Тихоокеанском промышленном поясе на рубеже 60—70-х годов было сконцентрировано более 60% населения, более 65% ВВП и национального дохода и почти 70% промышленного производства. Подобная сверхконцентрация населения и производства имела серьезные негативные последствия: ухудшилась экологическая обстановка, ухудшились и условия для функционирования и развития самой промышленности (нехватка пресной воды и дефицит земли для промышленных площадок).
С середины 1970-х годов в стране развернулась структурная перестройка промышленности — на первый план вышли высокотехнологичные, наукоемкие отрасли и производства, размещение которых, в отличие от лидировавших до этого энерго- и материалоемких отраслей, не требует непременного приближения к портам ввоза сырья и энергоносителей. Теоретически это могло бы позволить их развитие во внутренних, периферийных по отношению к Тихоокеанскому поясу районах, тем более что удельные издержки их транспортировки невелики в силу высокой стоимости и сравнительно небольшого объема продукции. Однако локализация и этих предприятий стала тяготеть к Тихоокеанскому промышленному поясу, поскольку именно здесь сосредоточены основные информационные ресурсы, ведущие научно-исследовательские центры, наиболее квалифицированная рабочая сила. В Японии сложилось четко выраженное хозяйственное ядро из трех крупных индустриальных урбанизированных зон, в которых сосредоточена основная часть экономического и научного потенциала, высококвалифицированных кадров, а также представлена наиболее развитая производственная и социальная инфраструктура страны. Эти зоны (с северо-востока на юго-запад) суть: Кэйхин (с центром в Токио, на долю этого района приходится 22% промышленного производства страны), Тюкё (Нагоя, 16%), Хансин (Осака, 12%). Суммарная их доля составляет 50%. Все остальные районы Японии обычно рассматривают как периферию, хотя поблизости от центра сформировалось еще пять заметных индустриальных районов: Китаканто (Северный Канто — префектуры Тотиги, Ибараки, Гумма, соседствующие с Токийской агломерацией с севера и дающие 9% промышленного производства Японии), Сэтоути (прибрежная полоса Внутреннего Японского моря в префектурах Окаяма, Хиросима, Ямагути, Кагава, Эхиме, 8%), Токай (на Тихоокеанском побережье, между Канто и Хансин, префектура Сидзуока, 6%), Хокурику (обращенный к побережью Японского моря, от города Ниигата до залива Вакаса, 4%), а также Китакюсю (Северный Кюсю — Фукуока, 3%). Таким образом, несмотря на провозглашение правительством курса на более равномерное распределение экономических ресурсов по территории страны и все предпринимаемые попытки по деконцентрации промышленности, экономика остается территориально сверхсосредоточенной. Принято считать, что всерьез экономически освоено не более 1/3 площади Японии.
21. Машиностроительный комплекс Японии. Японская промышленность по стоимости уступает только США, а по экспорту – 1 место в мире. Судостроение, автомобилестроение, производство электронной продукции (роботы, компьютеры). Транспортное машиностроение: 1. Старая отрасль (судостроение) – 1 место в мире. Крупные морские порты: Токио, Иокогама, Осака, Нагасаки, и др. 2. Новая отрасль (автомобилестроение), зародилась в 1920-е годы. В 1950 г. в Японии производилось 30 тыс. автомобилей (в США – 8 млн. авто). 1960 г. – 760 тыс. авто 1970 г. – 5,3 млн. авто В США на уровне 8 млн. авто 1980 г. – 11 млн. авто 1990 г. – 13,5 млн. авто, в США – 10 млн. авто. 1994 г. – США обгоняют Японию 2000 г. - 9,5 млн. авто – стабилизация производства авто (2 место в мире); по производству легковых авто – около 8 млн. (1 место в мире). По экспорту авто – 1 место в мире. Дешёвые, безопасные, экологически чистые автомобили. Основные центры автомобилестроения: г. Нагая, Таёда. Поиск новых источников топлива, вагоностроение, электровозы, гражданское авиастроение. Электронная и электротехническая отрасль: производство изделий промышленного назначения, и активных компонентов (роботы, компьютеры, оптика электронной продукции и др.). Основные центры: Токио, Нагая, Осака и т.д.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.006 с.) |