Понятие и признаки государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки государства.



Понятие и признаки государства.

 

Государство:

это организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры;

это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов;

это организация публичной власти, распространяющейся на всё общество, имеет монопольное право на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.

Признаки государства:

наличие и единство территории;

публичная (государственная) власть – распространяется на всё население страны, имеет систему органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления;

суверенитет – независимость как внутри страны, так и от других государств;

сбор налогов – государство устанавливает специальные сборы (налоги, пошлины) и обеспечивает их поступление в госбюджет.

Законодательная деятельность, существование системы права – государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные нормы страны – законы;

Дополнительные признаки государства:

1. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн), данный признак появился с течением развития государств;

2. наличие материально- технических средств (это здания, средства связи, вооружение и др.)

Функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества

Экономическая функция государства — организация, координация, регулирование экономических процессов в стране.

Социальная функция – обеспечение граждан гарантированным минимумом жизненных благ, удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя; обеспечение гарантии равенства всех перед законом.

Образовательная – выработка политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до высшего профессионального.

Культурно-воспитательная функция и идеологическая — создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, предоставление возможности самореализации в творчестве; воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ

Политическая функция государства – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса; формирование легитимной (законной) и эффективной системы управления жизнью общества.

Экологическая функция – с помощью законодательства установление правового режима рационального природопользования, обеспечение здоровой, нормальной среды обитания, сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни.

Внешние функции.

Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене.

1. защита интересов общества на международной арене;

2. оборона страны, обеспечение национальной безопасности;

3. взаимовыгодное сотрудничество (экономическое, политическое, культурное, научно-техническое, в сфере охраны окружающей среды);

4. участие в решении глобальных проблем;

5. участие в миротворческих акциях;

6. защита граждан, находящихся за пределами страны.

 

Разделение властей.

.

Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.

Разделение властей.

Разделение властей – это деление власти на три ветви:

1. законодательную;

2. исполнительную;

3. судебную.

Суть разделения властей:

· все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции;

· никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти;

· никакая власть не может быть устранена другой;

· все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»);

· судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

ЦЕЛИ разделения властей в государстве:

1. предотвращение сосредоточения власти в одних руках или в руках группы лиц;

2. недопущение злоупотребления государственной властью;

3. чёткое определение функций, компетенции и ответственности каждого органа государственной власти;

4. ведение к минимуму ошибок в управлении;

5. гармоничное соединение различных противоречивых элементов общественной жизни – государства и гражданского общества.

Разделение государственной власти по горизонтали:

законодательная;

исполнительная;

Судебная.

Разделение властей в РФ:

1.законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы;

2. исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами;

3. судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов.

Формы государства.

 

Формы государства.

Президентская республика.

Президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо народом и одновременно является главой государства и правительства.

Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью.

Президент наделяется правом отлагательного вето (от лат. «запрет») на решения законодательного органа.

Но он не имеет права распустить парламент

Примеры.

США, страны Латинской Америки.

Парламентская республика.

Правительство формируется законодательным органом и отвечает перед ним.

Во главе правительства стоит лидер партии, победившей в парламенте.

Парламент может путем голосования выразить вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра.

Официальной главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа.

Его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.

Реальной главой государства выступает руководитель правительства.

Примеры.

Индия, Италия, ФРГ, Швейцария.

Унитарное государство.

Унитарное государство (от фр. единый).

Признаки:

единая политически однородная организация, состоящая из административно- территориальных единиц (губерний, краёв, провинций), не обладающих собственной государственностью,

единая конституция,

единая система органов государственной власти, управления,

единая судебная система.

Примеры.

Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Италия, Испания, Франция, Швеция.

Конфедерация

(от лат. союз, сообщество).

Признаки:

постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей.

Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, связи, транспорта, денежной системы.

Примеры.

СНГ (Содружество Независимых Государств), ЕС (Европейский союз).

 

Политический режим.

 

Политический режим.

Политический режим (от лат. управление) – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

Особенности политического режима:

объем прав и свобод человека,

методы осуществления государственной власти,

характер отношений между государством и обществом,

наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,

пути формирования политических институтов,

методы выработки политических решений.

Типы политических режимов.

Демократический режим.

Демократический режи м – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод; основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан.

Антидемократические режимы.

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократических принципов управления, политического плюрализма.

Виды антидемократических режимов:

Авторитарный

Тоталитарный

Авторитарный режим

Авторитарный режим – это политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения, принижении или подавлении роли других, прежде всего представительных, органов власти, общественных и политических организаций.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, подавляя права и свободы насильственными методами. (Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини).

Демократия.

 

Демократия.

Демократия – форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, реализуется правление народа, действенный контроль с его стороны за осуществление власти.

Предпосылки демократии:

рыночная экономика;

многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности;

значительное место среднего класса в социальной структуре общества;

высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам;

высокая степень развития общей и политической культуры, значительная социальная и политическая активность людей, добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии;

Признаки демократии:

признание народа источником власти и носителем суверенитета;

юридическое равноправие граждан, их равные возможности участия в политической жизни страны;

наличие прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

принятие важнейших властных решений по принципу большинства;

право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

политический плюрализм, (от лат. множество), возможность наличия множества различных позиций и мнений в условиях политического единства общества;

разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.

существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

развитая система органов местного самоуправления.

Формы демократии.

Формы демократии отличаются способом осуществления народом своей власти:

Прямая (непосредственная)

косвенная (представительная).

Прямая демократия – это непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни через выборы и референдумы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Народ сам осуществляет свои права.

Представительная демократия – возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах (депутатов, делегатов, членов собраний и др.)

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Гарантии существования демократии:

наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц;

упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;

существование своевременного полного политического информирования граждан.

Ценности демократии:

защита интересов людей,

возможность жить людям согласно их собственным законам,

гарантированность личной свободы и прав человека,

равенство всех перед законом,

моральная ответственность людей за их политические решения,

политическое равенство,

свободные и честные выборы,

справедливое судопроизводство,

толерантность, сотрудничество и компромисс в отношениях между народом и властью,

предотвращение деспотизма.

 

Местное самоуправление.

 

Местное самоуправление (МСУ).

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью.

Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Муниципальное право.

Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.

Из Конституции РФ о МСУ.

Ст.3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12);

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131);

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст.132);

Конституция РФ гарантирует (ст. 133): судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; Компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

 

Виды политического участия.

Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)

Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.

Формы непосредственного политического участия:

обращения и письма граждан к власти;

встречи с политическими деятелями;

участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений;

участие граждан в выборах и референдумах;

участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д.

Виды политического участия.

По степени вовлечённости в политический процесс:

случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

участие «по совместительству» – человек участву­ет в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

профессиональное участие – человек делает полити­ческую деятельность своей профессией.

 

По отношению к зако ну:

легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)

нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)

По масштабу:

местное

региональное

национальное

По мотивам:

автономное (решаются местные вопросы)

мобилизационное (решаются общенародные вопросы)

По методам деятельности:

конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)

неконвенциональное (нарушающее закон)

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов

Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

 

Понятие и признаки государства.

 

Государство:

это организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры;

это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов;

это организация публичной власти, распространяющейся на всё общество, имеет монопольное право на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.

Признаки государства:

наличие и единство территории;

публичная (государственная) власть – распространяется на всё население страны, имеет систему органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления;

суверенитет – независимость как внутри страны, так и от других государств;

сбор налогов – государство устанавливает специальные сборы (налоги, пошлины) и обеспечивает их поступление в госбюджет.

Законодательная деятельность, существование системы права – государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные нормы страны – законы;

Дополнительные признаки государства:

1. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн), данный признак появился с течением развития государств;

2. наличие материально- технических средств (это здания, средства связи, вооружение и др.)

Функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества

Экономическая функция государства — организация, координация, регулирование экономических процессов в стране.

Социальная функция – обеспечение граждан гарантированным минимумом жизненных благ, удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя; обеспечение гарантии равенства всех перед законом.

Образовательная – выработка политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до высшего профессионального.

Культурно-воспитательная функция и идеологическая — создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, предоставление возможности самореализации в творчестве; воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ

Политическая функция государства – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса; формирование легитимной (законной) и эффективной системы управления жизнью общества.

Экологическая функция – с помощью законодательства установление правового режима рационального природопользования, обеспечение здоровой, нормальной среды обитания, сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни.

Внешние функции.

Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене.

1. защита интересов общества на международной арене;

2. оборона страны, обеспечение национальной безопасности;

3. взаимовыгодное сотрудничество (экономическое, политическое, культурное, научно-техническое, в сфере охраны окружающей среды);

4. участие в решении глобальных проблем;

5. участие в миротворческих акциях;

6. защита граждан, находящихся за пределами страны.

 

Разделение властей.

.

Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.

Разделение властей.

Разделение властей – это деление власти на три ветви:

1. законодательную;

2. исполнительную;

3. судебную.

Суть разделения властей:

· все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции;

· никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти;

· никакая власть не может быть устранена другой;

· все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»);

· судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

ЦЕЛИ разделения властей в государстве:

1. предотвращение сосредоточения власти в одних руках или в руках группы лиц;

2. недопущение злоупотребления государственной властью;

3. чёткое определение функций, компетенции и ответственности каждого органа государственной власти;

4. ведение к минимуму ошибок в управлении;

5. гармоничное соединение различных противоречивых элементов общественной жизни – государства и гражданского общества.

Разделение государственной власти по горизонтали:

законодательная;

исполнительная;

Судебная.

Разделение властей в РФ:

1.законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы;

2. исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами;

3. судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.106 с.)