Политический либерализм первой половины XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический либерализм первой половины XIX в.



В п.п. XIX в. основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм. Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование "гражданской свободы", понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на "гражданской свободе", отнюдь не ограничивая последней. Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь.

Наиболее значительным идеологом либерализма во Франции был Бенжамен Констан (1767 - 1830 гг.), основным трудом которого является двухтомник «Курс конституционной политики». Констан уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода совести, слова, свобода предпринимательства, частной инициативы.

В центре внимания Б. Констана – проблема соотношения личности и государства. Человеку свойственна свобода, из которой, в свою очередь, проистекают фундаментальные права гражданина. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными. Б. Констан различает свободу гражданскую (личную) и свободу политическую.

Выделяются следующие системы властей:

1) королевская власть – выступает как нейтральная, посредническая власть, призванная согласовывать деятельность остальных властей, сглаживать разногласия и примирять столкновения между ними;

2) исполнительная власть – вручается министрам, действующим на основе принципа парламентской ответственности;

3) власть наследственной палаты пэров, или «представительная власть постоянная»;

4) власть выборной нижней палаты (власть, представляющая общественное мнение);

5) судебная власть;

6) муниципальная власть – имеет независимый характер, не связана с государственной властью.

Особенно много внимания Констан уделяет обоснованию религиозной свободы, свободы слова, свободы печати и промышленной свободы. Теория Бенжамена Констана, обстоятельно изложенная в его "Курсе конституционной политики" (1816 - 1820 гг.), долгое время была общепризнанной доктриной буржуазных политиков Франции и ряда других стран.

И. Бентам (1748–1832 гг.) – идеолог английской либеральной буржуазии, основными трудами которого являются: «Принципы законодательства», «Деонтология», «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств». Бентам обстоятельно критикует французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению государственной власти. "Право", противопоставляемое закону, "является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства". Бентам признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Однако существующее законодательство архаично и несовершенно. "Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте".

В поисках этой основы Бентам разрабатывает теорию утилитаризма (от лат. utilitas - польза, выгода). "Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни... - писал Бентам. - Принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям".

Юридические законы – искусственное творение человеческой воли, а именно воли суверена, то есть лица или группы лиц, которым принадлежит верховная политическая власть. Закон, изданный сувереном, представляет собой императив, запрещающий или дозволяющий определенные действия и с этой целью наделяющий граждан правами и обязанностями.

Задача государства – на основе принципа пользы и «моральной арифметики» обеспечить «наибольшее счастье для наибольшего числа людей».

Бентам полагает, что обеспечению безопасности мешают два «внутренних врага»:

1. «Враги неофициальные» – граждане, совершающие преступления.

2. «Враги официальные» – должностные лица, нарушающие закон и творящие произвол.

3. Гарантии дает только демократия.

Демократическое государство заботится о благе народа, в нем никто не устранен от защиты своей собственной пользы, своего собственного счастья. Остальные формы (монархия и аристократия) направлены на защиту пользы и интересов меньшинства и не дают надлежащих гарантий против злоупотреблений властью. Как и многие другие либеральные мыслители того времени, Бентам осуждал агрессивные войны и колониальный режим.

Он разрабатывал проекты международных организаций для предупреждения войн, мирного решения конфликтов между государствами.

Труды Бентама значительно повлияли на развитие буржуазной политико-правовой идеологии. Его даже называли Ньютоном законодательства; теория утилитаризма была далее развита его последователем Дж. Ст. Миллем, а ее методология и этика оказали большое воздействие на аналитическую школу Дж. Остина.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.007 с.)