Теория суверенитета Ж. Бодена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория суверенитета Ж. Бодена.



Боден Жан (1530-1596) – теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет защитить и осуществить общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и др. распрей – «Шесть книг о республике» (под республикой понимает государство вообще).

Дает определение государства – управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляется суверенной властью сообразно праву. В книгах рассматриваются:

1-я – основы социальной общности;

2-я – формы государства;

3-я – институты государства;

4-я – перемены в устройстве государства и контроль за ними;

5-я – приспособление к обстоятельствам и задачи государства;

6-я – средства власти и вопрос о лучшей государственной форме.

Ячейка государства – семья. Глава семьи – прообраз и отражение государственной власти. Государственность возникает посредством договора, цель – гарантия мира в общности и защита ее от нападения извне, забота о истинном счастье индивида, которое заключается в познании бога и природы.

Проблема суверенитета государства – это абсолютная и постоянная власть. Абсолютность достигается отсутствием ограничений для проявления могущества. Постоянство суверенитета – власть существует неизменно в течение неопределенного срока. Суверенная власть – единая власть – ее прерогативы принадлежат только ей, она их не делит ни с кем и не допускает, чтобы кто-то стоял рядом с этой властью. Пять признаков суверенитета:

1) издание законов, для всех поданных и учреждений государства;

2) решение вопроса войны и мира;

3) назначение должностных лиц;

4) действие в качестве суда высшей инстанции;

5) помилование.

Единство и неделимость суверенитета совмещаются с дифференциацией власти и управления. Издание общеобязательных законов – 1 отличительный признак суверенитета. Суверен издает законы, но не создает право (право – справедливость, закон – приказ). Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ – народе. Но из этого положения Бодена не вытекает народовластия, т.к. верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти передается одному из граждан без ограничений – монарху.

По способу осуществления власти Боден делит государства на:

законные – подданные повинуются законам суверена, а суверен – законам природы, сохраняя за первыми естественную свободу и собственность

вотчинные – суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит им как отец семейства, распоряжаясь людьми и их собственностью

тиранические.

Лучшее государство – королевская монархия – суверенитет принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) — сложное, т.е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Идеальный монарх, который боится бога, милостив к провинившимся, смел, умен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, грозен для злых и ко всем справедлив. Право у Бодена выступает целью бытия государства.

13. Учение о рациональном естественном праве Г. Гроция.

Гроций Гуго (1583-1645) - голландский юрист и политический мыслитель, основатель раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Предмет юриспруденции – вопросы права и справедливости, политической науки – целесообразность и польза. Необходимо отделять, что возникло путем установления, от того, что вытекает из природы. Научно можно обосновать только что вытекает из природы вещи. Что возникло путем установления (управление государства путем договора, божественное право, законы, право народов) изменчиво во времени, лишено научной системы. Делит право на:

- естественное – должное или недолжное по самой природе, а не в силу волеустановленного предписания людей или бога. Источником естественного права является не воля и интерес, а разумная природа человека, как социального существа, которому присуща общительность с себе подобными. Этим определяется способность к знаниям и деятельность по общим правилам. Соблюдение общих правил – источник права в собственном смысле.

- волеустановленное право – право в более широком смысле – является правом, поскольку не противоречит разумной человеческой природе.

Справедливость воспрещения и предписаний божественного права зависит от их соответствия положениям естественного права. На основе концепции естественного права стремился создать нормативную систему юриспруденции, общие положения которой можно было бы применять к конкретным реальным ситуациям.

Возражал против того, что справедливость – это польза лишь для сильных, что право создается силой. По договорной концепции – происхождение государства и внутригосударственного права – следствие бытия естественного права, т.к. соблюдение договоров предписывается естественным правом, из него проистекли государственные права. Мать естественного права – природа, внутригосударственного – обязательство, принятое по взаимному соглашению, получаемое из естественного права, значит природа – прародительница внутригосударственного права. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу – в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы. Исходной причиной политических явлений гос-ва и его законов выступает естественное право. Польза и целесообразность – только повод.

Международное право – права, возникающие путем взаимного соглашения между государствами, возникают в интересах совокупности всех сообществ, а не каждого в отдельности.

Проблема права и силы – проблема связи естественного права с вытекающими из него волеустановленными формами права, образованными добровольным соглашением между властями и гос-ыми институтами. Сила – средство практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Люди принуждаются силой к соблюдению справедливости – это относится только к тем установленным законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле, слабые объединяются для установления общими силами правосудия, чтобы не быть угнетенными сильными. Право есть воля сильного не в смысле создания права, а в смысле его практической реализации.

Государство – следствие из естественных начал, проистекающее из требований естественного права справедливости и пользы, совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и пользы. Догосударственная стадия жизни людей – естественное состояние людей, без частной собственности. По развитию ремесел, изысканного образа жизни развились пороки, справедливость и приязнь людей ослабли, появилась частная собственность. Люди объединились в государство не по божественному велению, но по собственной воле, убедившись в бессилии отдельных семейств. Т.е. государство – чисто человеческое установление, выступающее по социальному смыслу союзом большинства слабых и угнетенных против меньшинства – сильных и могущественных.

Сущность верховной власти – суверенная власть, которая не подчинена другой власти. Общий носитель верховной власти – государство в целом. Носитель власти в собственном смысле – несколько лиц согласно законам и правам народа. Его классификация форм правления – царская (единодержавная), власть вельмож, свободная гражданская община, демократическая республика. По его мнению, форма не имеет существенного значения – народ может выбрать любую. Отрицательно относится к тирании и отдает предпочтение единоличной и аристократической власти, не отвергает демократическую форму.

Не отрицая суверенитета народа, опровергает мнение, что власть везде и всюду принадлежит ему. В вопросе права подданных сопротивляться верховной власти - противопоставляет закон о непротивлении, отступления от которого только в случае крайней необходимости (в случаях, если вооруженное сопротивление подданных не причинит величайшего потрясения государству и гибели невиновных).

В международных отношениях – правовые начала и достижение мира. Обосновывает необходимость правового оформления и регулирования международных отношений в области войны и мира. Отрицал мнение, что во время войны прекращаются все права. Война не противоречит естественному праву, но это не значит, что все войны справедливы. Различает войны:

- несправедливые – захватнические, овладения чужим имуществом, покорения народов, зачинщики войны ответственны за ее последствия. Такие войны нарушают естественное право.

- справедливые – оборонительные, для сохранения целостности государства и защиты имущества.

Мир – конечная цель войны. Учение о праве войны и мира ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества, единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и соблюдаемого государствами.

Основное в его учении – естественное и внутригосударственное право, договорное происхождение государства и волеустановленных форм права.

 

14. Государственно-правовое учение Б. Спинозы.

Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), который родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал причиной острого конфликта с еврейской общиной, в результате которого Амстердамская синагога подвергла Спинозу великому отлучению (это отлучение было снято иерусалимским раввином в 1927г.). Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, поселился в провинции и приступил к разработке своей философской системы. В 1670г. был издан (без указания имени автора) "Богословско-политический трактат", посвященный исторической критике Библии и обоснованию свободы философии.

Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции", которая никем не создана и является "причиной себя".

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с "мощью" — способностью любой части природы к самосохранению: "Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь". Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

Подобно Макиавелли Спиноза порицал философов и политических теоретиков, которые берут людей не такими, каковы они суть, а какими они хотели бы их видеть. Настоящая задача политики, утверждал Спиноза, в том, чтобы вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой.

Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолюбив. Спиноза искренне осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к деньгам как безумие, сумасшествие, которому подвержена толпа, чернь. Однако его политико-правовое учение строится на представлении, что корыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и неизменной чертой человеческой природы.

Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним; диаметральная противоположность программных положений (Гоббс - сторонник абсолютной монархии, Спиноза — демократ) при общности методологических основ их концепций предопределила ряд разногласий в решении проблем теории. Наиболее существенное из них - отождествление Спинозой естественного права с "мощью", попытка последовательно провести в концепции это своеобразное понимание естественного права.

Спиноза — сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной - противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково - люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства.

Суждения Спинозы о праве и законе основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону.

Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, частные интересы противоречивы — все это в достаточно многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим остается только разумное начало. Разумность законов и общая свобода обеспечены там, где законы принимает многочисленное собрание.

При таком подходе разумным и наиболее могущественным прочным государством Спиноза признавал республику, особенно демократическую.

Спиноза осуждал абсолютную монархию. Спиноза утверждал, что естественное право не утрачивает своей силы в гражданском состоянии. Государство, как и любая часть природы, подчинено естественной закономерности, и его право тождественно его "мощи", силе, фактической способности повелевать подданными. Эта способность, а тем самым и право (власть) государства далеко не беспредельны. Власть государства имеет границы.

К праву государства не может относиться то, к чему государство не в состоянии побудить подданных наградами или наказаниями. Это касается способности суждения. Поскольку власть не имеет фактической способности, "мощи" заставить людей думать или говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права.

Граница государственной власти и в том, что она не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызывающих негодование подданных. Спиноза развивает мысли Макиавелли о социально-психологических основах власти, о страхе и любви подданных как опоре правительства, о ненависти и презрении — причине возмущений против него.

Своеобразие идеи общественного договора в концепции Спинозы в том, что общественный договор, состоящий в перенесении сил ("мощи", права) каждого на общество, т.е. государство, рассматривается, скорее, не как факт древней истории, а как отношение, постоянно существующее между подданными и верховной властью. Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать которое опасно. К праву государства не относятся действия, подрывающие его способность руководить подданными; всеобщее возмущение может положить конец "общественному соглашению", превратить гражданское состояние в состояние враждебности.

Спиноза решительно отвергал абсолютную монархию: монарх, силы которого недостаточно для удержания подданных в подчинении, окружает себя знатью, строит своим подданным козни, боится их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правящей верхушки; правление решительно неразумно, враждебно общему благу.

Спиноза считал возможной ограниченную монархию, в которой государством управляет представительное учреждение, а также аристократическую республику, но обе эти формы он видел такими государствами, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию и угнетение.

Единственно абсолютное государство, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее благо, — это демократия, "народная форма верховной власти".

Особенность демократии в том, что власть и законы не противостоят народу и не противоречат его свободе. Народ, будут ли в таком обществе законы умножаться или уменьшаться, тем не менее пребывает одинаково свободен, потому что он действует не вследствие авторитета другого лица, но по своему собственному согласию.

Демократия, считал Спиноза, в наибольшей мере способна повелевать подданными и не имеет надобности их опасаться, поскольку устройство государства обеспечивает разумность законов, а тем самым свободу как подчинение осознанной необходимости.

Концепция Спинозы — первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.

Политико-правовое учение Спинозы было также немалым шагом к постижению сущности государства и права. Его стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее субъективных оценок предопределило отождествление права, "мощи" и законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции Спинозы стало средством обоснования "границ государственной власти", прогрессивных политико-правовых программных требований.

Философия Спинозы оказала большое влияние на развитие материализма, диалектики и атеизма.

 

15. Правовая и государственная теория Т. Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель. В основу теории государства и права – представление о природе индивида. Изначально все люди созданы равными в физических и умственных способностях и каждый имеет право на все. Однако человек – существо эгоистичное – «человек человеку волк». Отсюда фатальная неизбежность войны против всех, а значит не иметь никаких прав ни на что - «естественное состояние человеческого рода». Страх смерти и инстинкт самосохранения доминируют над другими страстями. Инстинкт самосохранения сообщает импульс преодоления естественного состояния. А естественный разум подсказывает, на каких условиях они могут этот процесс совершить. Эти условия – естественные законы.

Главный закон – стремиться к миру и следовать ему.

Остальное – средства достижения мира (3 закона):

1) отказ каждого от своих прав в той мере, в какой требуют интересы мира

2) отказ совершается по договору на определенное лицо или группу

3) люди обязаны соблюдать соглашения, иначе последние не будут иметь значения – источник и начало справедливости

Еще 16 естественных законов, объединенных правилом – не делай другому того, чего бы не желал, чтобы было сделано тебе. Эти законы – взаимосвязи товаровладельцев, частных собственников, опосредуемые актами обмена и оформленные договорами. Они – предпосылки установления мира в человеческом общежитии. Естественные законы сами по себе к исполнению не обязательны. Превращает их в императив только сила. Естественный закон – свобода делать или нет, позитивный закон – предписание делать или нет. Сила решает – что кому принадлежит, что является правом, а что нет.

Абсолютная власть государства – гарант мира и реализации естественных законов, принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Естественные законы сопряжены с разумом, гражданские – опираются на силу. Гражданские законы – естественные законы, подкрепленные волеизъявлением государства.

Политическое государство. Государство учреждается людьми для окончания войны между людьми, путем взаимной договоренности индивиды доверяют единому человеку или собранию верховную власть над собой. Государство – и есть это лицо, суверен, обладающий верховной властью, остальные подданные. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменять форму правления, высвобождаться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции. В свою очередь прерогативы суверена обширны, т.к. он не связан никаким договором с народом и ответственности перед ним не несет.

Государство, основанное на приобретении. Другой путь приобретения верховной власти – приобретение ее силой, как глава семьи принуждает детей.

В любом государстве власть суверена абсолютна, безгранична, суверен не связан гражданским законом, сам издает, отменяет законы, объявляет войну, заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Его прерогативы не делимы и не передаваемы никому. Подданные к верховной власти прав не имеют, поэтому по праву она не может быть уничтожена людьми, согласившимися ее установить. Наличие такой власти лучше, чем отсутствие всякой с конфликтами частных интересов и смута социальной анархии.

Наделенное абсолютной властью государство выполняет не только полицейско-охранительные функции, его задачи и поощрять промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, воспитательно-просветительная деятельность. Оно гарантирует подданным свободу – право делать все, что не запрещено гражданским законом. Государство ведет энергичную борьбу с учеными, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Единственным мерилом добра и зла является закон, но закон должен быть использован не против заблуждающихся, а против самих заблуждений. Благо народа – высший закон.

Гоббс не уделяет большого внимания проблеме государственных форм, так как ратовал за неограниченную власть государства. Признает только три формы государства: монархия, демократия, аристократия. Они отличаются не природой и воплощением верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой установлены. Симпатии Гоббса на стороне монархии.

Гоббс оставляет возможность индивиду противиться воле суверена – право на восстание. Это возможно, когда суверен вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать самого себя, запрещает защищаться от нападения врагов, т.к. защита самого себя – высший закон самосохранения. Закон не вправе преступать и суверен – он рискует потерять власть.

Стремился внедрить в науку о государстве и праве элементы математических методов.

Широко применял аналогию государства с человеческим организмом: суверен – душа, гражданский мир – здоровье, мятежи и гражданские войны – болезнь. Однако основа не биологическая модель – главная роль – государство – как искусно сконструированный человек. Не рассматривал государство через призму теологии, а вводил законы разума и опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.043 с.)