Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение матфеевской иерархии. Разделение 1937 года.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Не прошло и двух лет, как митрополиты Герман Димитриадский и Хризостом Флоринский были возвращены из назначенной им пятилетней ссылки. И вскоре после возвращения из ссылки митрополит Хризостом Флоринский стал принимать крещенных новостильниками детей без Миропомазания, объясняя это тем, что новостильники являются раскольниками «только потенциально, но не действительно, ибо введение нового календаря не было официально осуждено». Однако новый календарь, вместе с новой Пасхалией, был осужден Великими Всеправославными Соборами 1583, 1587, 1593 и 1756 годов, и, согласно решениям этих Соборов, все, кто принимает эти нововведения, находятся под Анафемой и отлучены от Церкви. 17/30 июня Епископ Матфей Вресфенский направил в Синод Церкви ИПХ послание, в котором выразил необходимость подтверждения положений послания Архиереев от 1935 года: «Со страхом Божиим мы предлагаем и горячо просим: 1.(а) Составить Синодальное послание ко всему верному словесному стаду Христову в Греции, которое борется за отеческую веру, в котором мы должны четко заявить, что все таинства раскольнической церкви Хризостома (Пападопулоса) Афинского и всей Греции лишены Божественной благодати согласно первому правилу Св. Василия Великого; (б)заявить, что при принятии в истинную Церковь Господа Иисуса Христа дети, крещенные в расколе, должны принимать миропомазание, согласно вышеуказанному правилу Богоглаголивого Василия, и по заявлению (то есть открытому отвержению ереси и исповеданию истинного Православия) в случае взрослых христиан...» Здесь можно смело увидеть единомыслие в строгости по отношению к отпавшим от Церкви Христовой с нашими катакомбниками-иосифлянами, которые принимали в общение сергиан не просто через Миропомазание, а через Святое Крещение — за эту самую строгость в исполнении Канонов и матфеевцев и иосифлян их противники всегда обвиняли в мракобесии. Впрочем, подобные обвинения в Очах Божиих являются только похвалой. «... (в)мы должны учить верных в послании, что они должны избегать совместных молитв и участия в других тайнодействиях схизмоеретических вводящих новшества священников, согласно 33 правилу Святого Собора в Лаодикии, которое повелевает не иметь совместных молитв с еретиками и раскольниками;
2.Осудить в этом послании безбожное учение антихристианского масонства, превосходящего всякую другую ересь (...) 17/30 июня, 1937 Матфей еп. Вресфенский» Однако митрополит Герман Димитриадский, председатель Синода, не ответил на это послание, но следовал идеям, подобным выраженным митрополитом Хризостомом Флоринским; Тогда 5/18 июля Епископ Матфей направил следующее послание митрополиту Герману Димитриадскому: «...Поскольку в ходе дискуссии... двое членов Синода... потеряли самообладание и прогневались на меня, и поскольку угрозы и обиды не могут уменьшить серьезность моего предложения, я имею честь просить созвать Собор как можно скорее и ответить на мое вышеупомянутое предложение. В случае, если, вопреки всем надеждам, Священный Синод не примет мое предложение согласно Божественным Священным Канонам, но будет настаивать на сожалении о написанном в опубликованном послании от 8/21 июня касательно серьезнейшего вопроса о Миропомазании, будучи неспособным нести такое решение, я считаю себя обязанным, как Православный Архиерей, прервать всякое духовное общение с вами, чтобы не быть обвиненным в день Страшного Суда как презревший Божественные и Священные Каноны...» Это послание также осталось без ответа. В ответ на запрос иеромонаха Марка (Ханиотиса) двое митрополитов заявили: «Святое Миро, освященное Церковью Вселенского Патриархата, сохраняет свое освящающее действие даже если оно было освящено Патриархатом после календарного нововведения». 5/18 сентября Епископ Матфей Вресфенский написал послание, в котором заявил о разрыве отношений с митрополитом Германом: «... Поскольку до сегодняшнего дня я не получил никакого ответа по поводу вышеупомянутого, и имея в виду 15 правило Двукратного Собора... и поскольку вы в ответе благочестивейшему иеромонаху Марку (Ханиотису) ясно заявили, что таинства, совершаемые новостильниками, действительны и исполнены Божественной Благодати, и что вы продолжаете духовное общение с вводящей новое, раскольничьей (новокалендарной) церковью Греции... МЫ РЕШАЕМ; 1) Выразить наше глубочайшее сожаление вам и тем, кто следует за вами из-за вашего неожиданного отступления от вашего исходного исповедания и заявлений;
2) Прервать всякое духовное общение с вами и с теми, кто следует за вами, до тех пор, пока Господь Бог не пожелает просветить вас к возвращению к вашему исходному Исповеданию Веры и исполнению всех ваших пастырских обязанностей, и хранению истинности Святых Канонов и Предания Церкви, а не следованию так называемым мягкости, икономии и снисхождению, и, как не смогший понести тяжесть ваших решений и чтобы не быть осужденным в день Страшного Суда за презрение Божественных и священных канонов, подпав под осуждения и анафемы наших Святых и Богоносных Отцов; Я отзываю все подписи, поставленные мною до сего дня, под деяниями и другими документами синодальных сессий с вами и заявляю о прекращении своего участия в газете «Голос Православия»...». 14/27 сентября Епископ Герман Кикладский выпустил послание ко всем верующим Церкви ИПХ Греции: «... Мы вынуждены отвергнуть двух иерархов, Германа бывшего Димитриадского и Хризостома бывшего Флоринского; и прервать все связи с ними, поскольку они попрали и выбросили все, чему они прежде учили в присутствии тысяч людей в Колоне. Они пали в ту же категорию, что и сами новокалендаристы, поскольку, с одной стороны, они признают таинства последних действительными, и, с другой стороны, запрещают нам считать так называемую «церковь» Хризостома (Пападопулоса) раскольнической, несмотря на то, что она явно нарушила правила Святых Апостолов, решения Святых Семи Вселенских Соборов, Учение Святых и Богоносных Отцов и Священное Предание Церкви. Они приняли общение с новостильниками для служения своим собственным интересам...» 10/23 октября 1937 года на Соборе в Афинах Епископы Герман Кикладский и Матфей Вресфенский вместе со старшим духовенством официально объявили, что митрополиты Хризостом Флоринский и Герман Димитриадский отпали от истинного исповедания. Было подтверждено, что таинства новостильников, как и миро, освященное после 1924 года, лишены освящающей благодати. Так возникло разделение греков-старостильников на «матфеевцев» и «флоринитов», называемых так по именам и титулам идейных возглавителей этих групп - Епископа Матфея Вресфенского и митрополита Хризостома Флоринского. Митрополит Хризостом Флоринский обвинил матфеевцев в том, что они отделяются от него «как бунтовцики», а Епископы Герман и Матфей заявили, что они отошли от флоринцев «по причинам веры». Это утверждение подкрепляется самим митрополитом Хризостомом Флоринским — в своем письме от 17 октября 1937 года к Герману Диавлийскому он пишет следующее: «Мы не хотели, презрев каноны, огласить Церковь Греции раскольнической и ее таинства не имеющим силы и осудить на духовную смерть пять миллионов греческих братьев, которые с чистым сердцем следуют новому календарю, потому что новостильные церкви не оглашены раскольническими Всеправославным Собором, который единственный прав их осудить и огласить раскольниками», и что «повторное миропомазывание детей, крещенных новостильными священниками, запрещается Священными Канонами». Оба эти утверждения являются ложью. Шестого ноября 1937 года Епископы Герман Кикладский и Матфей Вресфенский выпускают Омологию (Исповедание Веры), в которой официальная новостильная «церковь» объявляется безблагодатным расколом, на основании Все- православных Соборов 1583, 1587, и 1593 годов.
В ответ 09/22 ноября 1937 года митрополит Хризостом Флоринский в письме Епископам Герману Кикладскому и Матфею Вресфенскому заявил: «Даже если мы в 1935 году назвали Церковь Греции раскольнической, то словом «раскол» мы пользовались не в смысле, в котором им пользуется Церковь в случае отделения от Православной Церкви и следовательно отчуждения от благодати Христовой и Таинств. А в смысле, что архиепископ отделил себя и иерархию от остальных Православных Церквей в праздниках и постах». Митрополит Хризостом лукаво утверждает, что «осуждение григорианского календаря Всеправославными Соборами касается только латинян». К сожалению, совершенно независимо происходила (на несколько десятилетий позже) подобная история и в нашей РПЦЗ, когда Анафему на экуменизм толковали, как действенную только для чад РПЦЗ. И то и другое толкование абсурдны. Заканчивает свое письмо митрополит Хризостом следующими словами: «Будьте уверены - торжество Православия будет в самое ближайшее время праздноваться во всей Греческой церкви, силой Христовой и по истинно православному и патриотическому желанию нашего Богохранимого Короля и президента греческого правительства, которые совершат великие дела, и все истинно православные греки получат венец радости и славы, кроме вас [Епископов Германа Кикладского и Матфея Вресфенского] и ваших немногих последователей, которые останутся вне брачного чертога как неразумные девы и будут бесполезно оплакивать свое лишение этой духовной радости и наслаждения». Псевдоправославные и псевдопатриотические идеи митрополита Хризостома, когда он пишет о «Богохранимом Короле и президенте греческого правительства» вполне сочетаются с идеями, которые приняли бывший архиепископ Лавр (Шкурла) и его последователи, когда пошли на объединение с Московской патриархией. Совершенно очевидно совпадение с сегодняшними попытками сергиан создать новую иделогию, которая совмещает в себе монархические взгляды и симфонию с неофевралистской властью, «канонизацию» Новомучеников и Исповедников Российских без отмены своей собственной сергианской «анафемы» на них. 10/23 ноября «Греческое Религиозное Общество Истинно Православных Христиан», самое большое общество старостильников, заявило о своем разрыве с митрополитами Германом Димитриадским и Хризостомом Флоринским, по причине экклизиологической ереси последних, и о намерении искать духовного окормления у Епископов Германа Кикладского и Матфея Вресфенского,
15/28 января 1938 года «Священная Лига Афонских Монахов-Зилотов» заявила о своем отвержении митрополитов Хризостома Флоринского и Германа Димитриадского. К сожалению, Хризостом Флоринский и Герман Димитриадский во время изгнания поддались новой лжетеории новокалендаристов, которая говорила, что новый календарь, навязанный масонами в 1924 г., — это новая ересь и, в силу этого, якобы не была еще осуждена канонами Православного Собора. Следовательно, вы можете (лукаво требовали новокалендаристы) быть в духовном общении с нами, так как наше священство — пока еще канонично, оно обладает апостольской преемственностью и действительными таинствами. Точно так же поддались новой лжетеории большинство архиереев РПЦЗ, когда составили Святителю Филарету письмо к матфеевскому Синоду, в котором мы читаем следующее: «Что же касается вопроса о благодатности или неблагодатности новостильников, то Русская Православная Церковь Заграницей не считает ни себя, ни какую-либо Поместную Церковь вправе выносить категорическое решение, т.к. окончательное постановление по этому вопросу может вынести только правильно созванный правомочный Вселенский Собор» (они прекрасно знали о «категорических решениях» Всеправославных Соборов 1583, 1587, и 1593 годов относительно «благодатности или неблагодатности новостильников»). То же самое сейчас говорят адепты Московской патриархии об экуменизме и сергианстве, как о новых и не осужденных еще ересях. Надеясь на согласие двух епископов с этой лжетеорией, новокалендаристы заменили им ссылку штрафом. Выпущенные на свободу, эти епископы начали заявлять, что новокалендаристы осуждены потому, что они приняли календарь папы Римского, но только «потенциально», а не «в действительности», так как никакой Церковный Собор их еще не осудил. Не соглашаясь с этой неверной экклезиологией, Преосвященный Матфей, не имея другого выбора, немедленно отлучил от церковного общения митрополитов Германа и Хризостома. О его позиции хорошо говорит приводимый ниже текст письма, направленного к павшим епископам: «Второй Апокириксис (Отлучение) Преосвященнейшим Митрополитам Герману, быв. Димитриадскому Хризостому, быв. Флоринскому Афины 19 сентября 1937 г. ««Если бы Вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите; то грех остается на вас». (Матф. 12, 31-32). Преосвященные, Сими словами Господа нашего я предваряю начало моего ответа вашим письмам от 8 и 17 настоящего месяца, со многим огорчением и сердечным сокрушением, ибо, как сказал святой Иоанн Златоуст, мы по человечеству все погрешаем, но богопротивно и пагубно упорствовать во грехе. К сожалению, мы видим, что Вашими писаниями и Вашими словами Вы продолжаете нарушать Ваше православное Исповедание Веры, в противоречии с тем, что Вы заявляли Греческому народу и духовенству в мае 1935, когда Вы возглавили руководство борьбой за нашу святую православную веру Христову и за нашу святую Церковь, неистовоборимую. Все это бесконечно печально, то, что передавшись внезапно в ряды отступников Православия, похуляющих Святого Духа нововведением проклятого календаря праздников, Вы допускаете, что тайны этих неверных епископов и обновленческого духовенства имеют божественную благодать!
Мы удивляемся, как Вы можете поражены быть такой духовной слепотой, когда пишете так: «Ибо не имеется никакого церковного и канонического оправдания полному отделению от Нее (нашей Святой Церкви), в которой мы получили высшую степень Епископа». Не отличаете, где свет Правды? Чтобы Вас осведомить, мы напоминаем опубликованные «Разъяснения по поводу вопроса церковного календаря», на двадцатой странице которых Вы пишете, что «новый календарь был осужден Всеправославными Соборами Православных Восточных Патриархов в 1583,1587, и 1593, созванных в Константинополе при Патриархе Иеремии 2-м Великом». И далее, что «односторонний ввод нового календаря разрывает или, по выражению Отцов, разрушает соборность Православия и делает (нововведенцев) схизматиками в отношении других Церквей православных». Мы напоминаем также, что в вашем «Обращении к Клиру и Монашеству греческой Церкви» сказано на странице 17: «Отделяйтесь и от Схизматического Архиепископа и епископов, которые имеют единомыслие с ним, и продолжают настаивать на нововведении календаря, если Вы не желаете рассматриваться как схизматики, предающие православную Церковь гибельным последствиям схизмы. И чтобы Вы были уверены, что это неодобрение делает Вас достойными чести, мы называем 15-е правило Двукратного Собора, которое, не только не осуждает отделяющихся от предстоятеля, уклонившегося в ересь, осужденную святыми соборами и отцами, и который проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, но и восхваляет это действие, и обязывает как долг, ко спасению Церкви от проказы схизмы». Наконец, чтобы Вам напомнить об истине, мы делаем также выписку из вашего Пастырского Послания, которое Вы написали ко Православному Греческому Народу накануне ссылки и где говорится: «Мы, возобновив Пастырство Эллинского Православного населения, которое следует за святоотеческим календарем, имея сознание клятвы веры, которую мы предоставили, сохраним все то, что мы получили от Семи Церковных Вселенских Соборов, избегая любого нововведения. Мы можем только рекомендовать отторгаться официальной Церкви как схизматической, так как она приняла папский календарь, что является еретическим нововведением, скандальным и произвольным нарушением святых канонов, и также Священного церковного Предания. На основании этого мы рекомендуем всем тем, кто следует за православным месяцесловом, не иметь духовного общения со схизматической Церковью, ни со схизмослужителями, которых оставила благодать Пресвятого Духа, ибо они нарушили решения Отцов Семи Вселенских Соборов и Всеправославных Соборов, которые осуждали григорианский календарь. Что схизматическая Церковь не имеет благодати Святаго Духа, сие Святой Василий Великий удостоверяет, когда он говорит: «Хотя схизматики признают тот догмат, согласно которому Христос есть глава тела Церковного, которым все члены существуют и получают духовный рост, они отторглись, тем не менее, согласной гармонии членов тела и потеряли благодать Святого Духа. Так как они не имеют благодать, как же могут они сообщить другим?» (см. газету «Vradinis”21 июня 1935 года). Все вышеизложенное ясно как солнце доказывает, что в то время Вы рассматривали обновленческую Церковь Митрополита Афинского Папандопулоса как схизматическую, отделившуюся от древа Православия, и признавали тогда Церковь Хр. Пападопулоса, яко церковь лукавнующих, по Псалмопевцу, поющему: «Возненавидех церковь лукавнующих», и лишенную освящающей благодати Святого Духа во всех ею совершаемых таинствах, согласно божественным и Священным канонам. Вы признавали, что это нововведение являлось вдохновением дьявола, отторгнутым неоднократно синодами православных. Совершенно очевидно, что Архиепископ Хризостом Пападопулос навязывает своими гонениями лжеверие, как и любые другие, имеющие те же убеждения, что и он. Церковные канонические установления требуют отлучения вашего, ибо, исходя из фактов, становится совершенно ясно, что ныне вы, признавая, «что и Святое Миро от Церкви вселенской Патриархии, исполняющее и освящающее вся, также содержит сию благодатную, освящающую энергию и по-прежнему исполняет вся от Патриархии и после введения нового календаря», приемлете как истинные таинства неверных обновленцев, что противоречит канонам; и признаете Православными все Церкви, имеющие общение с Греческой Церковью и Вселенской Патриархией и берущие от нее Святое Миро. Таким образом, вы доходите до того, что не видите никакой разницы между освящающей благодатью таинств, совершаемых лжеславами и православными, но полагаете возможным общение со схизматической Церковью обновленцев, не признавая их лишенными благодати Божией, поддерживая по существу обновленцев и проповедуя лжеславие. По этой причине, как Архиерей Православной Святой Христовой Церкви, я вынужден принять решение об отлучении Вашем, согласно 15-му правилу Двукратного Собора во благоразумное ограждение Церкви Христовой от схизм и делений, которые создает Ваше обращение ко лжеславам обновленцам. Не мы отрываемся от Православной Святой Христовой Церкви, но отлучаем Вас, яко чуждо верующих и чуждо действующих по отношению к Православию Святых наших Отцов (...). Перед нашим Богом, в Троице истинно поклоняемым, мы остаемся тверды в нашем православном Архиерейском исповедании, готовые его защищать для строительства и спасения верных. Что касается Вас, то Вы, забыв ваше исповедание веры и признав благодатность таинств обновленцев, свернули с прямой дороги, оторвались от нашей святой Церкви, ибо согласно правилу Апостольских постановлений «схизматик не тот, кто отделяется от нечестивых, а тот, кто оставляет благочестивых». И теперь Вы нам угрожаете судом, потому что мы остались верными традиционному благочестию, преподанному Божественными Отцами. Вы нас обвиняете в том, что мы действовали явно против святых правил и интересов Православия, в то время как мы боролись, чтобы восторжествовала правда. Мы повторяем то, что святой Марк Эфесский сказал папе, когда тот угрожал смещением: «Святые Соборы и Богоносные Отцы, вдохновленные Благодатью Божией, осуждали вначале ереси, заблуждения и ложную веру, и затем тех, кто их проповедовали, т.е. упорствующих, таким образом, в ошибке. Вы, которые меня осуждаете, Вы обязаны доказать заблуждение и ложную веру моего учения. Но моя вера это Православие, мое учение - в соответствии с Преданием, которые преподали святые отцы. В чем я виновен, чтобы быть осужденным?». Мы желаем, чтобы Господь Вас просветил и вывел из заблуждения, дабы Вы не потеряли плод ваших бывших жертв во имя Православия. Второй Апокириксис (отлучение), доведенный до сведения Митрополита Димитриадского Германа Мавроматиса в Психикой — Афины, 19/2 в октябре 1937. Во Епископех смиреннейший, и горячий ко Господу молитвою нашей + Матфей, Епископ Вресфенский, Агиорит. Матфеевцы. Почему одноручное рукоположение Архиепископом Матфеем было действенным: Хиротонии 1948 года. Многих в РПЦЗ смущает история одноручного рукоположения Епископом Матфеем Вресфенским четырех новых Епископов. Остановимся подробнее на этих драматических событиях. После отлучения вышеупомянутых епископов, Преосвященный Матфей оставался единственным Епископом Синода ИПХ Греции до 1948 года. По зрелом размышлении он собрал членов клира в монастыре в Кератее по вопросу епископских хиротоний. Вот протокол собрания от 26 августа / 8 сентября 1948 года: «В Свято-Введенском Монастыре, Кератея Аттики, 26 августа 1948, в среду, в десять часов вечера, собрался Клир Церкви Истинно-Православных Христиан следующим составом: Г Преосвященнейший епископ Вресфенский, г. Матфей. 2. Протосинкелл протоиерей Евгений Томброс... /Следуют еще 17 имен/. После имеющихся обсуждений о хиротониях новых епископов с одной стороны, и с другой стороны об отношениях с епископом Хризостомом и его сотрудниками, которые нисколько не желают союза с нами в борьбе, которую мы ведем, единогласно принимаем следующие решения: наш епископ, Матфей Вресфенский, да совершит рукоположения новых епископов. Мы даем ему полномочия, чтобы он посвятил единолично тех, кого он сочтет достойными иметь это высокое звание, так как Церковь, в случае крайней, необходимости предоставляет эту милость, как доложил сегодня наш протосинкелл, протоиерей Евгений Томброс. Действительно, по неотложной нужде Церковь признает каноничность хиротонии епископа другим епископом. Это верно для первого посвященного епископа. В епископских рукоположениях других епископов будут канонично участвовать два епископа. Мы принимаем это решение по благодати Духа Святаго, который нас вдохновляет выйти победоносными из священной борьбы, которую мы ведем. (Следуют подписи)». Были посвящены Епископы Спиридон Тримифунтский, Андрей Патрский, Димитрий Фессалоникийский и Каллист Коринфский. 15 сентября 1949 года Синод единогласно возвел Епископа Матфея в сан Архиепископа. 14 мая 1950 года Архиепископ Матфей скончался. Стоит отметить, что единоличные хиротонии Святителя Матфея были тем более каноничными, чем это представлялось в свое время епископату РПЦЗ, именно силу того, что митрополит Хризостом Флоринский и его единомышленники не разделяли святоотеческого учения о расколе в Церкви и его последствиях. И священный долг митрополита Хризостома (после смерти Святителя Матфея) был признать Иерархию, рукоположенную Святителем Матфеем. Но он этого не сделал, и, более того, сам отказался от рукоположений новых епископов, считая государственную новостильную церковь Эллады лишь «потенциальным, а не актуальным» расколом. Не стал Хризостом рукополагать новых епископов даже тогда, когда временно остался один и ему предложил это сделать сербский Епископ Николай (Велимирович). Воистину странное экклесиологическое заблуждение! Для признания единоличных хиротоний есть все основания, и мы должны восстановить историческую справедливость, приняв за основу отношение Святителя Филарета (Вознесенского), который признавал единоличные хиротонии и при вступлении РПЦЗ в общение с матфеевским Синодом называл хиротесии, совершенные Архиереями РПЦЗ, «простым благословением». Напротив же, епископ Лавр (Шкурла), относился к хиротесиям совсем по-другому. Он называл их «хиротониями», и это его заявление спровоцировало большие искушения в умах и сердцах греков-матфеевцев. Давайте посмотрим, что происходило в Греции на момент совершения единоличных хиротоний. В 1948 году в Греции бушевала гражданская война. Не было связи с православными Архиереями. В России Истинно-Православные находились под жесточайшим гнетом советской власти, они существовали на нелегальном, катакомбном положении, и найти какую-либо связь с ними не было возможности. Епископ Матфей Вресфенский оказался единственным православным Архиереем в Греции. Он понимал, что он один, что у него ответственность перед Богом за Церковь, что ему уже 87 лет и Господь в любой момент может его призвать. Разумеется, он понимал, что Первое Правило Святых Апостолов заповедует, чтобы «епископа рукополагали два или три епископа», и многими другими Канонами это Правило укрепляется, а 4-е Правило Первого Вселенского Собора добавляет: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам». Но он также понимал, что смысл этих Правил заключается в том, что выбор нового Архиерея был бы не личным, а общим, соборным действием. Соборность Епископов в решениях и действиях — характерная черта Церкви и чтимый символ Ее невидимой Соборности и Единства. Но Церковь Одна и Соборная и Совершенная, даже если существует только один Епископ, и верующие с ним. Она соборна в Истине, поскольку Ее Глава Христос. В России православные Епископы-Исповедники были глубоко в катакомбах, под спудом, воистину недоступные и для Епископа Матфея и его окружения. Епископы РПЦЗ в то время «неофициально» имели общение с мировым православием. Мы знаем о неложных пророчествах Отцев, что в последние времена истинную Церковь будет составлять только несколько верных, предводительствованных только одним Епископом. Это исполнилось и в мученической Святой России, где в бесовских гонениях многие Епископы-Исповедники теряли видимую связь между собою, с Первоиерархами, и для своей паствы оставались воистину единственными. Даже наша РПЦЗ поучаствовала в подобной, единоличной хиротонии, когда в Советскую Россию был отправлен Епископ Варнава (Прокофьев), который совершил там единоличное рукоположение. И поэтому единоличная хиротония, совершенная Владыкой Матфеем Вресфенским в тот час, была истинной икономией, единственной икономией, которую знает Церковь. Матфеевцы никогда не ставили под сомнение тот принцип, что единоличная хиротония воистину является действием, противным Церковным Правилам. Но и другое говорит Книга Правил: «Во время ереси, по необходимости, не все бывает непременно по правилам установленным во время мира» (Первый ответ Св. Никифора Исповедника). В толковании Апостольского Правила написано и следующее: «Апостольские Установления заповедают, что каждый рукоположенный от одного будет низвержен, как и тот, кто рукоположил его, кроме в случае гонения или какого-то другого препятствия, из-за которого не могут собраться больше епископов, когда надо рукоположить только одним; так и Сидерий был рукоположен в епископа Палаибиски, согласно Синесию, не тремя, а одним епископом, Филоном, из-за недостатка епископов в то время...». Позже хиротония Сидерия не была оспорена Церковью, как недействительная или антиканоничная, но ее даже Святой Афанасий Великий оценил как совершенно законную, повысив его в Митрополита Птолемаидского, «чтобы он, Сидерий, был подходящим для больших дел». Существует и следующий канон Св. Юстиниана Великого: «Аще три епископа не обрящутся, достойно есть при двою и при едином избранию быти на епископство» (Кормчая Патр. Иосифа. Гл. 42 Юстиниана царя, лист. 302 на об.). Единоличная хиротония, совершенная Епископом Матфеем Вресфенским, была вынужденным нарушением только административно-канонического порядка. Она не является нарушением Догматов и не нарушает таинственной сущности или формы самого богослужебного чина. Святитель Симеон Солунский в толковании чина архиерейской хиротонии пишет: «Хиротонию совершает первый архиерей». В Великом Требнике написано: «Рукополагающий епископ, делая трижды знак креста на голове (рукополагаемого) и держа руку на ней, молится таким образом: (...) И исполнив это, благословит его Архиерей, говоря: «Благодать Святого Духа моей скромностью проявляется на боголюбезнейшем священнике и кандидате (имя), Епископе города (имя). Потом рукоположенного целует архиерей, который рукоположил (...) и сперва причащается рукоположенный; и он рукоположившему его и остальным передает дары...». Сослужащие архиереи прикасаются Евангелия, которое находится на голове и шее рукополагаемого, но только рукополагающий архиерей на его голову полагает руку. В ектении, кроме произношения имен сослужащих архиереев, существует просьба «о Архиепископе (рукополагающем) и деле руку его». Итак, что мы знаем о хиротонии, совершенной Епископом Матфеем: 1. Епископ Матфей был Православным и каноничным Епископом. 2. Епископ Матфей совершил хиротонии в Греции (Епископ Матфей, будучи каноническим епископом Православной Церкви Греции, совершил хиротонии на канонической территории Поместной Греческой Православной Церкви). 3. Епископ Матфей совершил хиротонию известного и испытанного (кандидата). 4. Епископ Матфей совершил хиротонию каноничного Архимандрита. 5. Епископ Матфей совершил хиротонию человека, не домогающегося первенства. 6. Епископ Матфей совершил хиротонию единолично, не имея другого православного (Епископа) в Греции. 7. Епископ Матфей совершил хиротонию по прошению клира и народа ИПХ Греции. 8. Епископ Матфей совершил хиротонию ввиду неотложной нужды. 9. Епископ Матфей совершил хиротонию открыто и явно. 10. Епископ Матфей совершил хиротонию ради Православия и Священной его Борьбы. 11. Епископ Матфей совершил хиротонию единолично, нарушив в этом 1-е Апостольское Правило, но при соблюдении условий, которые позволяют единолично рукополагать Епископа. И, наконец, если для величайшего Святого Таинства Евхаристии, из которого вытекают все остальные Таинства, достаточно двое: причащающий и причастник, то зачем бы для хиротонии нужно было больше душ? В истории Церкви известны случаи, когда по неотложной нужде были совершаемы благодатные единоличные хиротонии: 1. Хиротония святого Григория во Епископа Неокесарийской Церкви была совершена единолично Блаженным Федимом, Епископом Каппадокийского города Амасии; 2. Великий Фотий Исповедник, Константинопольский Патриарх, единолично был посвящен Сиракузским Архиепископом Григорием Асвестой; 3. Священномученик Илиодор, Епископ Персидский, единолично рукоположил во Епископа Священномученика Дисана. 4. Святой Амфилохий был поставлен во Епископа Иконийского и вовсе необычно: одной святой благодатью, будучи приведен Ангелом в близлежащий храм. А когда Амфилохий встретил семь Епископов, желавших рукоположить его, то после того, как он рассказал о своем таинственном рукоположении, они не решились вновь его рукополагать. 5. Святой Иоанн Златоуст единолично рукоположил Епископа (Аверкия). 6. Первый Архиепископ Сербский, Святитель Савва, единолично рукоположил Епископов, и Церковь Сербская на единоличной хиротонии основана. Из всего вышесказанного нам следует сделать простой и ясный вывод: Истинно-Православная Церковь Греции и Кипра существовала и существует. Апостольское преемство имеет та ее часть, которая возглавлялась приснопамятным Архиепископом Матфеем. Единоличные хиротонии матфеевцев были обоснованы как сложившейся на тот день исторической ситуацией, так и канонически. Наша РПЦЗ, во времена святителя Филарета (Вознесенского), признавала Апостольское преемство матфеевской иерархии и совершила, ради мира церковного и надежды на возвращение в Церковь Христову флоринских раскольников, не хиротесию, а простое благословение, как об этом заявлял приснопамятный Святитель Филарет (Вознесенский). В заключение этой главы приведу немаловажный пример, который касается духовных связей между нашей РПЦЗ и ИПХ Греции и Кипра матфеевского Синода. Знаменитая, всеми нами почитаемая Иверская-Монреальская Мироточивая икона была написана иеромонахом Хризостомом в Афонском Скиту на Катунаках, принадлежащем (на тот момент) матфеевскому Синоду ИПЦ Греции. Этот малозначительный на первый взгляд факт может явиться еще одним знамением того, чтобы наш Освященный Собор внимательно изучил историю взаимоотношений РПЦЗ и ЦИПХ Греции и Кипра. 4. «Флоринский обман». Желание Архиереев РПЦЗ помочь старостильникам и одновременно оставаться в общении с мировым православием. К сожалению, в нашей Церкви всегда было мало информации об Истинно-Православном движении в Греции. Эти проблемы не вызывали большого интереса и основательно не исследовались. Будущий Первоиерарх нашей РПЦЗ, Архиепископ Виталий (Устинов), в своем письме на имя Архиепископа Андрея, Первоиерарха Истинно-Православной Церкви Греции матфеевского Синода, прямо и искренне писал: «...мы Вас раньше и не знали...». Порой наши отношения с греками строились на возникших в среде РПЦЗ мифах или домыслах. Анастасия Георгиевна Шатилова, дочь и многолетний помощник Секретаря Синода РПЦЗ Епископа Григория (Граббе), подтверждала эти мифические представления следующими словами: «...Греков-старостильников видимо-невидимо, все они друг друга только что не предают анафеме, так и никто друг друга не признает... с матфеевцами было одно время отношение... чем больше я о греках читала, тем меньше я понимала, потому что такое количество материалов об этих греках было: кто матфеевец, кто еще какой — не разберешься...» Это нежелание дать себе труд разобраться явилось одной из причин, которая привела к ошибочным решениям в РПЦЗ в связи с признанием незаконных хиротоний, совершенных нашими архиереями без ведома Синода в 60-х годах ХХ века. Но это не единственная причина. Для того чтобы в общих чертах разобраться в сути всей греческой проблемы, мы должны понять, какие существуют основные течения у Истинно-Православных греков. Из множества существующих на сегодняшний день греческих юрисдикций, или «паратакс», как их называют греки, мы должны в первую очередь говорить о двух основных направлениях. Одно из них условно называется «матфеевским», по имени приснопамятного Архиепископа Афинского Матфея, а другое называется «флоринским», «флоринитским» или «флоринейским», по имени их основателя митрополита Хризостома Флоринского. Флоринцы являются авторами экклесиологического заблуждения, ереси, которая называется «киприанизм». Хотя надо отдать должное им — флоринская иерархия, а точнее сказать, ее наследники, не придерживаются целиком и полностью этих самых убеждений киприанизма, но тем не менее основатель флоринской иерархии митрополит Хризостом Флоринский явился прародителем этого заблуждения, до некоторой степени его автором. Киприаниты верят, что анафематствованные церковные сообщества, принявшие нововведения, не потеряли благодать, но являются своеобразным «больным организмом», а в свою очередь те, кто им противостоит, являются не Церковью с большой буквы, в собственном смысле этого слова, не полнотой церковной, а лишь неким авангардом «противостоящих». К сожалению, флоринеи до сих пор не желают покаяться в том, что они исповедовали в начале своего существования неправославный подход в отношении еретиков и раскольников.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.075 с.) |