ОТДЕЛ III. Заключительные положения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОТДЕЛ III. Заключительные положения



 

Статья 89. В отношениях между державами, которые связаны Гаагскими конвенциями от 29 июля 1899 г. и от 18 октября 1907 г., касающимися законов и обычаев войны на земле, которые принимают участие в настоящей конвенции (эта последняя дополняет главу II Устава, присоединенного к вышеупомянутым Гаагским конвенциям).

Статья 90. Настоящая конвенция от сего числа может до 1 февраля 1930 г. быть подписана от имени стран, представленных на конференции, открывшейся 1 июля 1929 г.

Статья 91. Настоящая конвенция должна быть ратифицирована как можно скорее. Ратификация вручается в Берне.

Об отдаче каждого ратифицированного акта составляется протокол, копия которого, соответственно заверенная, передается союзным Швейцарским советом правительствам всех стран, от имени которых подписана конвенция или объявлено о ее принятии.

Статья 92. Настоящая конвенция войдет в силу 6 месяцев спустя вручения по меньшей мере двух ратификационных актов.

После того она будет входить в силу для каждой высокой договаривающейся стороны через 6 месяцев после вручения ей ратификационного акта.

Статья 93. Со дня вступления в силу настоящая конвенция будет открыта для той страны, от имени которой она не была подписана.

Статья 94. Объявления о принятии конвенции объявляются союзному Швейцарскому совету и вступают в силу через 6 месяцев со дня получения их советом.

Союзный Швейцарский совет извещает об этих мероприятиях правительства тех стран, от имени которых была подписана конвенция или объявлено об ее принятии.

Статья 95. Состояние войны немедленно вводит в силу ратификацию и принятие конвенции, врученных воюющим державам до или после военных действий.

Извещение о ратификациях или принятие полученных от держав, которые находятся в состоянии войны, союзный Швейцарский совет производит наиболее быстрым путем.

Статья 96. Каждая из высоких договаривающихся сторон имеет право заявить об отказе от настоящей конвенции. Этот отказ имеет надлежащие последствия только через год после письменного уведомления об этом Швейцарского союзного совета. Последний извещает о вышеозначенном отказе правительства всех договаривающихся сторон.

Отказ от конвенции действителен только в том случае, если высокая договаривающаяся сторона о нем известит письменно.

Кроме того, означенный отказ недействителен в случае войны, в которой примет участие оказавшаяся держава. В этом случае настоящая конвенция будет действовать и по окончании годичного срока до заключения мира и во всяком случае до окончания репатриации.

Статья 97. Копия настоящей конвенции, надлежаще заверенная, депонируется в архиве Лиги Наций — Швейцарским союзным советом.

Равным образом акты ратификации, принятий и отказов от конвенций, сообщаемые Швейцарскому союзному совету, сообщаются этим последним Лиге Наций.

Дана в Женеве двадцать седьмого июля тысяча девятьсот двадцать девятого года в одном экземпляре, который депонируется в архиве Швейцарского союза и копии которого, надлежаще заверенные, вручаются правительствам всех стран, приглашенных на конференцию.

ЦХИДК. Ф.1/п, оп.21а, д.47, л.22-48. Копия.

 

Декларация о присоединении Советского Союза к Женевской конвенции [5]

 

Нижеподписавшийся народный комиссар по иностранным делам Союза Советских Социалистических Республик настоящим объявляет, что Союз Советских Социалистических Республик присоединяется к конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, заключенной в Женеве 27 июля 1929 г.

В удостоверение чего народный комиссар по иностранным делам Союза Советских Социалистических Республик должным образом уполномоченный для этой цели подписал настоящую декларацию о присоединении.

Согласно постановлению Центрального исполнительного комитета Союза Советских Социалистических Республик от 12 мая 1930 года настоящее присоединение является окончательным и не нуждается в дальнейшей ратификации.

Учинено в Москве 25 августа 1931 г.

(подпись) Литвинов

ЦГАОР СССР фонд 9501, Оп.5, Д.7, Л.22.

 

П.01. Постановление ЦИК и СНК СССР №46 об утверждении проекта постановления ЦИК и СНК СССР «Положение о военнопленных» [6]

 

Москва 19 марта 1931 г.

Секретно

 

Слушали: Проект постановления ЦИК и СНК Союза ССР «Положение о военнопленных» (Вн[есен] СНК Союза ССР).

Консультант (Малицкий) 27 марта [19]31 г.

Постановили: Проект постановления утвердить.

 

Положение о военнопленных

1. Военнопленными признаются захваченные вооруженными силами Союза ССР:

а) лица, принадлежащие к составу вооруженных сил государств, находящихся в состоянии войны с СССР;

б) лица, входящие в состав вооруженных отрядов, не принадлежащих к указанным в п.«а» вооруженным силам, если эти отряды возникли на незанятой войсками РККА территории противника, имеют признаки военной организации, определенный отличительный знак, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

в) лица, принадлежащие к населению незанятой войсками РККА территории противника, поднявшемуся для вооруженной борьбы против РККА при ее приближении, если эти лица открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны, хотя бы они еще не сорганизовались в отряды, предусмотренные в п.«б».

Примечание 1. Распоряжением главного военного командования военнопленными могут быть признаны также захваченные вооруженными силами Союза ССР:

а) гражданские лица, сопровождающие с надлежащего разрешения неприятельскую армию, как-то: корреспонденты, поставщики и т.д.;

б) гражданские лица, находящиеся на морских и воздушных судах.

Примечание 2. Настоящее положение не распространяется на захваченных военных шпионов и граждан СССР входящих в состав неприятельских вооруженных сил.

2. Военнопленные не должны подвергаться жестокому обращению, оскорблениям и угрозам.

3. Каждый военнопленный при взятии в плен обязан назвать свои имя и фамилию, а также место происхождения и матрикулярный[7] номер.

4. Применение мер понуждения в целях получения от военнопленных сведений о положении их страны в военном или иных отношениях запрещается.

5. Находящиеся при военнопленных обмундирование, белье, обувь и другие предметы личного обихода, личные документы и знаки отличия, а также металлические каски и противогазы как при взятии в плен, так и во все время нахождения их в плену отобранию не подлежат. Ценные вещи и деньги могут быть при пленении взяты на хранение под официальные квитанции уполномоченных на то лиц.

6. Военнопленные немедленно после взятия в плен эвакуируются из зоны непосредственных боевых действий и направляются в лагеря-распределители (сборные пункты), расположенные в пределах прифронтовой полосы.

С момента прибытия в эти лагеря военнопленные поступают в ведение Центрального управления по делам о пленных и беженцах (Цупленбеж).

7. Каждому военнопленному предоставляется при первой возможности сообщить на родину о своем пленении.

8. На военнопленных распространяются общие законы, действующие на территории Союза ССР, с теми особенностями, которые установлены настоящим положением и изданными в развитие его специальными правилами и инструкциями.

9. Военнопленные пользуются гражданской правоспособностью на общих основаниях с другими находящимися на территории Союза ССР иностранцами.

10. Военнопленным, принадлежащим к рабочему классу или крестьянству, не эксплуатирующему чужого труда, и обнаружившим полную лояльность по отношению к Союзу ССР, предоставляются все политические права на территории Союза ССР на одинаковых основаниях с другими находящимися на ней трудящимися иностранцами.

11. Военнопленные водворяются в определенных пунктах, расположенных в здоровых местностях, с размещением или без размещения в особых лагерях.

12. В отношении условий содержания не делается различий между военнопленными в зависимости от расы, национальности, а также религиозных и политических убеждений.

Не делается также различий в отношении условий содержания между военнопленными в зависимости от их чина и должности.

Пожеланию самих военнопленных военнопленные одинаковой национальности помещаются вместе. Военнопленные офицеры могут быть помещены отдельно от других военнопленных.

13. Военнопленным не ставится препятствий в выполнении обрядов их религиозного культа, если это не нарушает общего внутреннего распорядка лагеря.

14. Военнопленные имеют право путем свободного избрания образовывать собственные органы для представительства интересов военнопленных, а также для целей хозяйственных, просветительных и физической культуры.

15. Органы, образованные для представительства интересов военнопленных, имеют право беспрепятственно сноситься со всеми органами, в ведении которых находятся военнопленные, и со всеми органами, осуществляющими помощь военнопленным и контроль над их содержанием. Им оказывается всяческое содействие и предоставляются необходимые льготы при выполнении их функций.

Выборные представители военнопленных не могут подвергаться никаким взысканиям и ограничениям за свою деятельность, связанную с выполнением представительских функций.

16. Военнопленные имеют право при всех обстоятельствах подавать заявления и жалобы лично или через своих выборных представителей администрации лагерей и другим органам, ведающим военнопленными. Они не могут подвергаться никаким взысканиям и ограничениям за подачу заявлений или жалоб.

17. Настоящее положение и изданные в развитие его инструкции и правила вывешиваются в местах, где они могут быть прочитаны всеми военнопленными.

Эти положение, инструкции и правила, а также все иные правила, приказы и распоряжения, относящиеся к военнопленным, объявляются им на знакомом им языке.

18. Военнопленным разрешается носить их форменную одежду, но без отличительных знаков, присвоенных чину или должности.

Военнопленным воспрещается носить оружие.

19. Военнопленные подчиняются правилам внутреннего распорядка, издаваемым Цупленбежем применительно к Уставу внутренней службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

20. За поступки, не влекущие за собой уголовной ответственности в судебном порядке, военнопленные подвергаются дисциплинарным взысканиям.

Виды этих взысканий, порядок наложения взысканий и обжалования наложенных взысканий, а также порядок отбывания дисциплинарного ареста, определяются правилами, издаваемыми Цупленбежем применительно к дисциплинарному уставу и к уставу гарнизонной службы РККА.

21. За совершенные ими преступления военнопленные подвергаются уголовной ответственности по законам Союза ССР и союзных республик. При этом к соответствующим воинским преступлениям приравниваются следующие преступления, совершенные военнопленными: неисполнение приказаний лиц, которым военнопленные подчинены в административном отношении, принуждение этих лиц к нарушению возложенных на них обязанностей, сопротивление этим лицам при исполнении ими служебных обязанностей и оскорбление этих лиц насильственными действиями.

Дела по обвинению военнопленных рассматриваются военными трибуналами в случаях, указанных в положении об этих трибуналах. В остальных случаях дела по обвинению военнопленных рассматриваются в общем порядке.

22. Военнопленные, привлеченные к уголовной ответственности, приговоренные к какой-либо мере социальной защиты или подвергнутые дисциплинарному взысканию, не могут подвергаться каким-либо ограничениям, кроме тех, которые непосредственно связаны с их состоянием под следствием или судом, а также с отбыванием приговора или дисциплинарного взыскания.

23. О каждом случае привлечения военнопленного к уголовной ответственности, если в качестве меры пресечения к нему применено лишение свободы или если ему предъявлено обвинение в преступлении, за которое может быть назначено лишение свободы либо более тяжелая мера социальной защиты, сообщается Исполкому Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Социалистических Советских Республик.

Такое сообщение посылается надлежащим органом расследования или судебным органом немедленно при привлечении военнопленного к уголовной ответственности и, во всяком случае, не позднее трех недель до дня слушания дела в суде.

Сообщение должно включать: имя и фамилию привлеченного, его матрикулярный номер, место его нахождения, краткое содержание предъявленного обвинения с указанием статьи закона, указание суда, рассматривающего дело, и времени слушания дела.

О каждом вынесенном приговоре надлежащий суд сообщает Исполкому Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Социалистических Советских Республик не позднее трех недель со дня вынесения приговора. К такому сообщению в случае вынесения обвинительного приговора прилагается копия приговора.

24. Приговор, осуждающий военнопленного к высшей мере социальной защиты (расстрелу), обращается к исполнению не ранее трех месяцев со дня посылки сообщения о вынесенном приговоре Исполкому Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Социалистических Советских Республик.

25. Военнопленный, совершивший попытку к побегу, может быть подвергнут более строгому надзору. Военнопленный, совершивший побег и задержанный до присоединения к своим войскам, подвергается более строгому режиму и дисциплинарному взысканию в виде ареста сроком до тридцати суток.

Военнопленный, совершивший побег, а затем вновь взятый в плен после присоединения к своим войскам, не может быть подвергнут за этот побег более строгому режиму и дисциплинарному взысканию.

Военнопленный, оказавший содействие побегу или попытке к побегу своего товарища, может быть подвергнут только дисциплинарному взысканию.

26. Военнопленный, совершивший побег посредством подкопа, взлома или повреждения стен, а также с применением насилия в отношении стражи в случае его задержания, и военнопленный, оказавший содействие такому побегу или попытке к нему, подлежат уголовной ответственности в судебном порядке.

27. Военнопленные снабжаются жилыми помещениями, одеждой, бельем, обувью, продовольствием и другими предметами первой необходимости применительно к нормам снабжения военнослужащих тыловых частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Если военнопленный получает продовольственную и иную помощь со стороны, то это не должно вызывать уменьшение его снабжения органами Союза ССР

Список предметов и продуктов, входящих в паек военнопленных, с указанием норм вывешивается на видном месте во всех бараках, госпитальных палатах и прочих помещениях для военнопленных.

28. Военнопленные имеют право приобретать за свой счет продукты, одежду, белье, обувь и другие предметы, а также самостоятельно организовать свое питание.

29. Военнопленные имеют право беспошлинно, безлицензионно и без уплаты акциза получать с родины и из нейтральных стран посылки с продовольственными продуктами, одеждой, прочими предметами первой необходимости и произведениями печати.

Эти посылки пересылаются и доставляются бесплатно.

Список и нормы предметов, пропускаемых в посылках для военнопленных, а также весовые нормы посылок устанавливаются особыми правилами, издаваемыми Цупленбежем совместно с НКПиТ и по согласованию с НКВнешторгом Союза ССР.

Произведения печати подчиняются общеустановленным правилам о цензуре в военное время.

30. Военнопленные имеют право свободно получать с родины и из нейтральных стран денежные переводы без ограничения суммы.

31. Почтовая корреспонденция (закрытые и открытые письма и денежные переводы, письма с объявленной ценностью), отправляемая и получаемая военнопленными, пересылается бесплатно.

Число писем, отправляемых и получаемых военнопленными, может быть ограничено только по соображениям технического или транспортного характера. Однако каждому военнопленному во всяком случае предоставляется право отправить и получить не менее одного открытого письма в неделю и одного закрытого письма в месяц.

32. Военнопленные получают денежное довольствие в размере, установленном для военнослужащих рядового состава тыловых частей РККА.

Особыми соглашениями между Союзом ССР и государствами, находящимися с ним в состоянии войны, может устанавливаться выплата Союзом ССР денежного довольствия военнопленным за счет этого государства в увеличенных размерах, определяемых соглашениями.

33. Все принадлежащие военнопленным деньги хранятся на их личных счетах в государственных трудовых сберегательных кассах.

Военнопленным разрешается иметь на руках деньги в пределах норм, установленных Цупленбежем по соглашению с НКФином Союза ССР.

Военнопленным разрешается переводить принадлежащие им деньги на счета других военнопленных.

Деньги, полученные военнопленными из-за границы, могут ими свободно переводиться за границу согласно общеустановленным для перевода за границу правилам.

По окончании плена военнопленным выдаются все принадлежащие им деньги.

Присылаемые военнопленным деньги хранятся в той валюте, в которой они были получены. Обмен их на валюту Союза ССР может производиться не иначе, как с согласия военнопленных. Обмен производится по официальному курсу, существовавшему при начале военных действий.

34. Военнопленные с их согласия могут привлекаться к работе. Привлечение к работе должно производиться в соответствии с физическими силами и, по возможности, с профессией военнопленных.

Военнопленные не могут подвергаться каким-либо взысканиям или ограничениям за отказ от работы.

На хозяйственные работы по обслуживанию лагерей военнопленные привлекаются независимо от их согласия.

Воспрещается использовать труд военнопленных, даже с их согласия, для обслуживания личных нужд администрации лагерей, а также для обслуживания личных нужд других военнопленных (денщичество).

35. Использование труда военнопленных на работах в районе боевых действий воспрещается.

36. На военнопленных, привлекаемых к работам, распространяются постановления об охране труда, в частности о рабочем времени, применяемые в данной местности к гражданам Союза ССР, работающим в той же отрасли труда.

37. Военнопленные, привлекаемые к работе, получают заработную плату в размере не ниже существующей в данной местности для соответствующих категорий трудящихся.

Из заработка военнопленных удерживается стоимость их содержания на возмещение расходов государства. Однако такое удержание не может превышать 50% заработка.

38. Правила относительно привлечения военнопленных к работе и использования их труда издаются в развитие настоящего постановления Народным комиссариатом труда Союза ССР по соглашению с Цупленбежем.

39. Военнопленные обслуживаются в медико-санитарном отношении на одинаковых основаниях с военнослужащими тыловых частей РККА.

40. Завещания военнопленных составляются по той же форме, как и завещания военнослужащих РККА в военное время. То же относится к порядку удостоверения факта смерти военнопленных.

Погребение умерших военнопленных производится в том же порядке, как и погребение военнослужащих РККА. Место погребения каждого военнопленного должно быть надлежащим образом обозначено.

Деньги и документы умерших военнопленных передаются Центральному справочному бюро при Исполкоме Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Социалистических Советских Республик для отсылки на родины военнопленных.

Продовольственные посылки, прибывающие на имя умерших военнопленных, передаются выборным органам военнопленным (ст.14) для распределения между военнопленными.

41. Кроме сведений, перечисленных в ст.3, при регистрации военнопленных в пунктах их водворения о них отмечаются следующие данные: возраст военнопленного, день и место взятия в плен, воинская часть, время и место водворения, сведения о ранениях, сведения, касающиеся перемещения, имя и фамилия отца и матери, адрес лиц, которым нужно сообщить о судьбе военнопленного.

На основании этих данных составляются точные списки военнопленных.

42. Обмен списками военнопленных и сношения по делам о военнопленных с иностранцами и международными краснокрестными организациями или справочными бюро осуществляются Исполнительным комитетом Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Социалистических Советских Республик.

Для этой цели при Исполнительном комитете Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Социалистических Советских Республик учреждается Центральное справочное бюро о военнопленных, действующее на основе особого положения, утверждаемого указанным комитетом по соглашению с Цупленбежем и НКИД

43. Иностранные и международные краснокрестные и иные организации допускаются на территорию Союза ССР для оказания помощи военнопленным и ознакомления с условиями их содержания с особого разрешения Народного комиссариата по военным и морским делам и Народного комиссариата по иностранным делам, даваемого по согласованию с Исполнительным комитетом Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Социалистических Советских Республик.

44. Указанным в предыдущей статье организациям, допущенным на территорию Союза ССР, предоставляется право беспошлинно, безлицензионно и без уплаты акциза ввозить на территорию Союза ССР для снабжения военнопленных продовольствие, одежду и прочие предметы первой необходимости, а также предметы медико-санитарного оборудования и медикаменты.

Этим организациям органами Союза ССР оказывается необходимое содействие в осуществлении их задач на территории Союза ССР.

45. Цупленбеж образуется со дня мобилизации. Он действует на основе особого положения, утверждаемого Советом Народных Комиссаров Союза ССР.

 

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР

За Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Куйбышев

Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР А. Енукидзе

ГА РФ. Ф. 3316, оп. 64, д. 1049, л. 2, 4-12. Машинопись. Заверенная копия. ER12-00744

 

Заключение консультанта Малицкого по проекту постановления ЦИК и СНК СССР «Положение о военнопленных» [8]

Москва, 27 марта 1931

 

27 июля 1929 г. Женевская конференция выработала конвенцию о содержании военнопленных. Правительство СССР ни в составлении этой конвенции, ни в ее ратификации участия не приняло. Взамен этой конвенции выработано настоящее Положение, проект которого был принят СНК Союза ССР от 19 марта с.г.

В основу проекта этого положения положены три мысли:

1) создать для военнопленных у нас режим, который не был бы хуже режима Женевской конвенции;

2) издать, по возможности, краткий закон, не воспроизводящий деталей всех тех гарантий, которые дает Женевская конвенция, с тем, чтобы эти детали составили предмет исполнительных к закону инструкций;

3) дать вопросу о военнопленных постановку, соответствующую советским принципам права (недопустимость льгот для офицеров, необязательное привлечение военнопленных к работам и т.д.)

Таким образом, это Положение основано в общем на тех же принципах, как и Женевская конвенция, как-то: воспрещение жестокого обращения с военнопленными, оскорблений и угроз, воспрещение применять меры принуждения для получения от них сведений военного характера, предоставление им гражданской правоспособности и распространение на них общих законов страны, воспрещение использовать их в зоне военных действий и т.д.

Однако в целях согласования этого Положения с общими принципами советского права в Положении введены следующие отличия от Женевской конвенции:

а) отсутствуют льготы для офицерского состава, с указанием на возможность содержания их отдельно от других военнопленных (ст.3);

б) распространение на военнопленных гражданского, а не военного режима (ст.8 и 9);

в) предоставление политических прав военнопленным, принадлежащим к рабочему классу или не эксплуатирующему чужого труда крестьянства, на общих основаниях с другими находящимися на территории СССР иностранцами (ст.10);

г) предоставление [возможности] военнопленным одинаковой национальности по их желанию помещаться вместе;

д) так называемые лагерные комитеты получают более широкую лагерную компетенцию, имея право беспрепятственно сноситься со всеми органами для представительства всех вообще интересов военнопленных, а не только ограничиваясь получением и распределением посылок, функциями кассы взаимопомощи (ст.14);

е) воспрещение носить знаки различия и неуказание на правила об отдании чести (ст.18);

ж) воспрещение денщичества (ст.34);

з) назначение жалованья не только для офицеров, но для всех военнопленных (ст.32);

и) привлечение военнопленных к работам лишь с их на то согласия (ст.34) и с применением к ним общего законодательства об охране и условиях труда (ст.36), а равно распространение на них заработанной платы в размере не ниже существующей в данной местности для соответствующей категории трудящихся и т.д.

Принимая во внимание, что данный законопроект устанавливает режим для содержания военнопленных не хуже, чем Женевская конвенция, что поэтому принцип взаимности может быть распространен без ущерба как для СССР, так и для отдельных военнопленных, что количество статей положения сведено к 45 вместо 97 в Женевской конвенции, что в Положении проведены принципы советского права, к принятию данного законопроекта возражений не усматривается.

ГА РФ, ф.3316, оп.64, д.1049, л.1-1а. Машинопись. Подлинник

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.062 с.)