Этапы деятельности при выполнении учебного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы деятельности при выполнении учебного исследования



(по Н.И.Запрудскому)

Исследовательская деятельность учащихся Управляющая деятельность учителя
1   Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций
2 Проблематизация: обнаружение противоречий в имеющейся информации, проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление, усмотрение проблемы Предъявление учащимся фактов, противоречий, привлекательной информации, создание проблемной ситуации
3 «Инкубационный период». Определение сферы исследования (формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы) Инициирование постановки вопросов учащимися, поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования
4 Определение темы исследования Помощь в определении предмета и темы исследования
5 Определение цели и задач исследования Оказание помощи в формулировке цели и задач исследования
6 Выработка гипотезы (гипотез). Построение модели Рекомендации выдвинуть предположения в отношении характера тех зависимостей, которые предстоит изучить, установить с помощью эксперимента или работы с литературой. Предложение найти объяснение выдвинутой гипотезе
7 Планирование и разработка методики проведения исследования Предложение учащимся различных методов решения задач исследования
8 Сбор и систематизация полученной информации Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования
9 Анализ, объяснение и обобщение полученных данных и материалов Помощь учащимся в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации
10 Подготовка отчета Консультирование по подготовке отчета и публичной защите исследования
11 Презентация и защита результатов исследования Помощь и поддержка непосредственно перед защитой
12 Обсуждение хода работы и полученных результатов Организация рефлексии
13   Самоанализ учителем хода и продуктивности его управляющей деятельности

Для адекватного проектирования исследовательской деятельности педагог на каждом из этапов должен четко представлять себе следующие существенные моменты:

Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся. Он включает:

- связь с базовой программой соответствующего класса;

- наличие собственной практики научной работы в избранной области;

- возможность консультационной помощи специалистов.

Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса или занятия, что предполагает:

- доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);

- опору на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы);

- достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.

Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. Данный этап предполагает:

- соответствие выбираемой темы изученному теоретическому материалу;

- доступность темы и объема работы возможностям учащихся;

- наличие исследовательского характера темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования;

- соответствие задач цели, адекватность гипотезы.

Этап 4. Подбор и освоение методики исследования включает:

- методологическую корректность методики. Соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования;

- соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования;

- доступность методики по освоению и реализации школьниками.

Этап 5. Сбор и первичная обработка материала. На данном этапе необходимо учитывать:

- доступность запланированного объема работ;

- доступность объекта исследования;

- адекватность используемой методики объекту и условиям исследования.

Этап 6. Анализ, выводы. Он включает:

- наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками;

- соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной цели.

Этап 7. Презентация, которая включает:

- соответствие формата представляемого материала формальным требованиям;

- отражение этапов исследования;

- отражение авторской позиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.007 с.)