Тема 3. Педагогические условия организации исследовательской деятельности обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Педагогические условия организации исследовательской деятельности обучающихся



Характеристика видов исследовательской деятельности

Рассмотрим основные виды учебно-исследовательской деятельности:

· проблемно-реферативное исследование, которое включает: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

· аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

· диагностико-прогностическое исследование направлено на изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

· изобретательско-рационализаторское исследование предполагает усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;

· экспериментально-исследовательская деятельность включает проверку предположения о подтверждении или опровержении результата;

· проектно-поисковая деятельность направлена на поиск, разработку и защиту проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

· описательное исследование - наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

Экспериментально-исследовательская деятельность

Экспериментально-исследовательские задания – это такие задания, в которых на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Цель эксперимента - создание условий для развития исследовательского мышления и формирования навыков самостоятельной экспериментальной деятельности.

 

Этапы исследовательской деятельности

Учебное исследование учащегося должно соответствовать следующим требованиям: (по Н.И.Дереклеевой)

1. Четко сформулирована цель исследования.

2. Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.

3. Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.

4. Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.

5. Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).

6. Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.

7. Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.

8. Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.

9. Исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора.

10. Проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной (или должно быть оригинальным её решение).

11. Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита – итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

 

Этап 3. Оформление результатов исследования

Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких и ответственных этапов работы, который требует внимания и времени. Оформление результатов начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии со структурой работы (что проводится уже на этапе проведения исследования).

Рекомендуется следующая структура отчета об учебном исследовании (по Н.И.Запрудскому).

1. Титульный лист (учреждение образования, название конкурса, название работы, жанр, Ф.И.О. автора, класс, Ф.И.О. научного руководителя, учёная степень и учёное звание, должность, место работы, место и год написания работы).

2.Тезисы.

3. Рецензии руководителя или нескольких руководителей.

4. Оглавление (список содержания работы).

5. Введение (указание проблемы и обоснование темы исследования, запись его цели, задач и гипотезы).

6. Основная часть (деление на главы или параграфы, желательно обеспечить соответствие глав (параграфов) сформулированным задачам, т.е. в каждой главе (параграфе) прописывается решение соответствующей задачи).

7. Заключение (описание результатов работы; анализ того, решены ли поставленные задачи; указание на трудности и проблемы, с которыми автор столкнулся в процессе исследования; определение направлений дальнейших поисков).

8. Список использованных источников.

9. Приложения (если необходимо).

Тезисы учебного исследования – это кратко изложенный реферат научно-исследовательской работы. Объем тезисов не должен превышать более 4000 знаков – 2 печатных страниц машинописного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения:

объем учебного исследования,

количество иллюстраций, таблиц, используемой литературы,

объект исследования,

цель и задачи учебного исследования,

описание полученных результатов и их актуальности,

краткие выводы, сделанные автором в результате исследования.

Представление исследований

Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада.

Подготовка к презентации

При подготовке к любой презентации необходимо учитывать три основных фактора:

1. Тип аудитории

2. Цель выступления

3. Составление материала

Примерная структура выступления учащегося

1. Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование интереса слушателей к докладчику.

2. Постановка проблемы, демонстрация её актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования.

3. Объявление цели, задач исследования и плана доклада.

4. Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты.

5. Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче).

6. Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута.

7. Формулировка выводов.

Подача материала

При подаче материала следует применять разнообразные коммуникативные средства – вербальные, невербальные и паралингвистические.

К вербальным средствам относятся: речь (правильность или неправильность), подбор выражений, смысл высказываний. Следует помнить, что письменная и живая речь отличаются друг от друга. Желательно накапливать опыт публичных выступлений, приобретать риторические навыки.

Паралингвистическими сигналами выступают особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса. Рекомендации таковы:

отчетливость речи,

доброжелательность интонации,

громкость голоса – средняя,

высота тона – низкая,

быстрота речи умеренная.

К невербальным средствам следует отнести:

расположение в пространстве (угол поворота и наклона тела, дистанция);

позы (открытые/закрытые, симметричные/ассиметричные);

жесты (движения рук);

мимика (улыбка, выражение лица);

взгляд (продолжительность и частота контакта глаз),

оформление внешности (одежда, прическа, макияж);

запахи (соблюдение гигиены, применение косметики),

прикосновения (ритуализированные – пожатие рук и проч.).

При выступлении не рекомендуются:

ритмические движения (постукивание ногой об пол);

движения большой амплитуды (раскачивание туловища из стороны в сторону),

резкие движения (взмахивание рук);

неритуализированные прикосновения (похлопывание по плечу).

Методика обучения учащихся публично представлять результаты своего исследования (по Е.В.Тягловой)

1. О чём говорить? Нужно выделить главный тезис доклада. Эта фраза должна:

утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения ля более полного раскрытия;

быть краткой, ясной и не содержать противоречий;

иметь опорное, главное в исследование понятие.

2. Зачем говорить? Рекомендуется сформулировать то, чего вы хотите достичь вашим выступлением. Запрограммируйте реакцию слушателей и по ней оценивайте, как воспринимается ваше выступление.

3. Сколько говорить? Время выступления запрограммировано регламентом конференции или конкурса исследовательских работ. Это 8 – 10 минут. Поэтому важно отобрать для выступления самое существенное, больше внимания уделить экспериментальной части и выводам.

4. Кому говорить? Стиль речи и её терминологическая сложность напрямую зависят от аудитории.

5. Где говорить? На тактику построения речи существенно влияют условия. Как правило, в классной комнате выступать легче, чем в большом актовом зале.

6. Как говорить? Рекомендуется говорить не очень быстро. Важно произвести глубокое впечатление ораторским искусством. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

7. Что говорить? Важно позаботиться о соответствующей аргументации, подтверждающей основной и вспомогательный тезисы. Рекомендуется строить выступление с учетом следующих советов: понятие, несущее главную мысль, повторить не менее семи раз, а основной тезис – не менее четырех раз; привести впечатляющие аргументы, примеры, факты, убедительные выводы.

Литература

 

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович; — М.: Белый город, 2008. — 340 с.:

2. Вахтеров, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ В.А. Вахтеров; – М.: Педагогика. 1987.

3. Гафитулин, М.С. П. Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст]/М.С. Гафитуллин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

4. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост. Г. И. Осипова [Текст]/Г.И. Осипова; - Волгоград: Учитель, 2007.

5. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков. М.: «Сентябрь», 2003. - С.204

6. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.

7. Слободчиков, В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования //Исследовательская работа школьников. - 2006. - №1. - С.34 - 38.

8. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. - С. 14-22.

9. Якимов, Н.А. Исследовательская работа школьников [Текст]/ Н.А. Якимов; - 2003.- №1. - С. 48-51

10. Национальный проект «Образование». [Интернет- ресурс]. - Модернизация системы образования // http://www.minobraz.ru.

11 Национальный проект «Образование». [Интернет- ресурс]. -Федеральные государственные образовательные стандарты // http://www.minobraz.ru.

 

 

 

 

 

Тема 3. Педагогические условия организации исследовательской деятельности обучающихся

План

1.Характеристика педагогических основ организации исследовательской деятельностиобучающихся.

2.Типы, уровни и этапы организации исследовательской деятельностиобучающихся.

3.Условия эффективной организации исследовательской деятельностиобучающихся.

 

Цель занятия -ознакомить студентов с педагогическими условиями для успешной исследовательской деятельности обучающихся.

В психолого-педагогической литературе (Р.С.Альтшуллер, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.А.Казанцева, А.В.Леонтович, И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся [7, с.241].

Исследовательская деятельность в школьном возрасте отличается от исследовательской деятельности взрослых, т.к. находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

-включение школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

-учитывая небогатый собственный опыт школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в ее организации играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

-формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

На основе данных источников, а также анализа образовательной практики Семенова Н.А. выделяет следующие педагогические условияформирования исследовательских умений школьников [22, с. 45]:

целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем;

- мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования;

- творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их;

- личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности;

- учет возрастных особенностей школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников;

- доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам школьников.

Проведенный анализ проблемы исследовательских умений учащихся позволяет нам выделить пять групп исследовательских уменийшкольников [22, с.47]:

· Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

· Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

· Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

· Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

· Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью.

Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:

1) формулирование темы;

2) формулирование цели и задач исследования;

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление результатов исследований;

6) публичное представление работ на разного рода конференциях, конкурсах, чтениях.

Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.

Важнейшее основание для выбора темы исследования - наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.

Кроме этого, цель должна быть доступна для конкретного исследователя.

Формулировка задач исследования - тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.

После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Исследования сложны тем, что необходимо полученные теоретические данные подтвердить, обычно, на практике или для полученных результатов подвести теоретическую базу. Необходимо изучить множество документов, специальной литературы и т.п. Это требует большой самоотдачи от учащихся, как по времени, так и интеллектуальной и организаторской [16, с.132].

Следующий этап работы - анализ и оформление результатов исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

Огромный вклад в выявление педагогических основ исследовательской деятельности учащихся старших классов внес А. В. Леонтович. Ученый утверждает, что исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением теоретической исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная исходя из принятых в науке традиций. [4, 67].

А. И. Савенков, приводит структуру исследовательских работ, которая включает такие компоненты, как:

• актуализация проблемы;

• определение сферы исследования;

• определение последовательности проведения исследования;

• сбор и обработка информации;

• анализ и обобщение полученных материалов;

• подготовка отчета;

• защита доклада;

• обсуждение итогов работы.

Анализ подходов к определению понятия «исследовательская деятельность учащихся» позволяет выделить ее сущностные характеристики:

- творческую деятельность, основанную на формировании собственного мнения, отношений с ориентацией на творческий поиск;

- активную деятельность, проявляющуюся в актуализации имеющихся знаний и умений, и опору на них при выработке субъективно новых знаний;

- сознательную и целенаправленную деятельность, предполагающую развитие внимания, аналитических навыков.

В педагогической науке не существует общепринятых алгоритмов и схем, по которым развивается исследовательская деятельность учащихся. Она, как и любая деятельность, не возникает сама по себе, требует времени и поэтапной организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.05 с.)