Готовый делиться своими знаниями с менее 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готовый делиться своими знаниями с менее



МЕТОДИЧЕСКАЯ ПАПКА

В помощь педагогам

По организации

Наставничества

 

«Наставник — это человек, обладающий опытом,

Готовый делиться своими знаниями с менее

Опытными людьми в обстановке взаимного доверия»

Из книги Дэвида Клаттербака

«Каждый нуждается в наставнике»

«Люди старших возрастов, как правило, обладают хорошим профессиональным опытом. Это, как правило, надёжные, дисциплинированные сотрудники. Они способны принести

Большую пользу своим предприятиям и компаниям».

В.В.Путин

Принципы наставничества

- добровольность;

- гуманность;

- соблюдение прав молодого специалиста;

- соблюдение прав наставника;

- конфиденциальность;

- ответственность;

- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

- взаимопонимание;

- способность видеть личность.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом:

· консультирование (индивидуальное, групповое);

· активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).

Деятельность наставника

1­-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­-й этап – контрольно-­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

 

 

Требования к профессиональной компетентности наставника

Наставник должен обладать основными компонентами профессиональной компетентности, такими как:

1. социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

2. персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

3. специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

4. аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

5. экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Наставник должен владеть следующими профессионально-педагогическими умениями:

1. гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педаогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

2. идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

3. дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

4. организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

5. коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;

6. прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

7. рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

8. организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

9. общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

10. конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

11. технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

12. производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;

13. специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Примерная тематика мероприятий работы с молодыми педагогами

Тема Сроки Форма проведения
1 Собеседование с целью закрепления наставников. Помощь в планировании, оформлении документации, организация работы молодого специалиста. в течение года Консультация
2 Определение тем самообразования. Работа молодых педагогов над темами самообразования. Посещение уроков, занятий молодых специалистов. февраль - май Консультации, посещение
3 Обеспечение роста профессиональной компетентности педагога через организацию работы по самообразованию. Посещение уроков, занятий молодых специалистов, анализ посещенных уроков. Июнь - октябрь Консультации, посещение
4 Индивидуальное консультирование по методике преподавания, воспитательной работе в течение года Беседы, консультации
5 Посещение молодыми специалистами уроков и мероприятий педагогов-новатров. в течение года Взаимопосещение
6 Личностно-ориентированное обучение. октябрь Круглый стол
7. Современные обучающие технологии. ноябрь Семинар-практикум
8. Реализация темы по самообразованию декабрь Собеседование
9. Индивидуальное консультирование по запросам в течение года Консультации

 

 

И пути их преодоления

 

Недостатки в работе молодого учителя Реакция обучающихся на недостатки Способы преодоления недостатков
1 2 3
Неумение поддерживать внимание студентов Отсутствие дисциплины и работоспособности у студентов, они постоянно отвлекаются, шумят Увлекательный рассказ. Активизация познавательного интереса студентов
Затруднение в распределении внимания между всеми студентами Наличие аритмии в овладении знаниями Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех студентов. Правильная расстановка акцентов
Острая реакция на любые отклонения в поведении студентов Неприязненное отношение к преподавателю Сочетание требовательности с доверием
Заигрывание перед студентами, стремление понравиться Безответственное поведение Соблюдение меры в требованиях
Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях Несерьезное, неуважительное отношение к преподавателю Тщательная обдуманность поступков
Неумение контролировать внимание на главном, существенном Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации
Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника Ощущение постоянной перегрузки Ориентация на овладение существенной, обязательной информацией по учебнику
Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания Пассивное отношение к восприятию информации Постоянное нацеливание на переосмысление главного
Игнорирование самостоятельной работы студентов Потеря ответственности и целеустремленности Чередование различных видов работы на уроке
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации Безразличное отношение к информации преподавателя Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее лучшего осмысления
Неумение опираться на коллектив студентов Пассивное поведение части студентов Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей студентов
Недостаточное внимание к организации домашних заданий Потеря ответственности в выполнении установки педагога Периодическая целенаправленная проверка осмысления студентами заданий преподавателя
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке Творческое переосмысление методов обучения соответственно складывающейся ситуации
Внимание сосредоточено лишь на отвечающем студенте Отсутствие внимания, скука Сочетание индивидуальной и фронтальной работы, акцент на ввод всех студентов в деятельностное состояние
Невнимательное выслушивание опрашиваемого студента, несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание Нервозное состояние отвечающего студента Внимание к логически законченной информации (вербальное, средствами акцентирования на главном, составление плана)
Недооценка или переоценка познавательных возможностей студента Притупление интереса к учебе Творческий подход к заданиям (их усложнение или временное облегчение)
Отсутствие индивидуального подхода к студентам Потеря уверенности в знаниях Умелое и своевременное поощрение интересов студентов; мотивирование к интеллектуальному росту
Формальное внимание к развитию познавательных способностей студентов Замедление интеллектуального развития студентов, притупление интереса к учебе, преодоление трудностей Стимулирование творческой активности
Нерациональное распределение времени на уроке Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учебе Дозировка времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении)

 

АНКЕТА № 1

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1.Нравиться ли Вам работать в данном образовательном учреждении? Почему?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Чаще всего, с каким настроением Вы идете на работу?

- Хорошее

- Доброжелательное

- Удовлетворительное

- Плохое

- безразличное

Почему?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.На Ваш взгляд, Вы готовы к профессиональной деятельности?

- да

- нет

- не совсем

 

4. Оцените уровень Вашей подготовленности по пятибалльной системе.

________________________________________________________________________________

 

5. С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?

- Организация и проведение учебных занятий

- Несправляемость с дисциплиной в классе

- Отношения с коллегами

- Отношения с родителями

- Проведение классных мероприятий

- Проведение родительских собраний

- Организация процесса самообразования

- Другие трудности_____________________________________________________________

 

6. Какие условия созданы педагогическим коллективом и администрацией, чтобы Вы чувствовали себя комфортно:

- Выделена рабочая зона

- Своевременное методическое информирование

- Удобное время работы методического кабинета

- Помощь опытных педагогов

- Гибкий режим работы

- Четкое определение полномочий, должностных обязанностей

- Доброжелательная атмосфера в коллективе

 

7. Как складываются Ваши отношения с коллективом:

-  С первого дня не обращают внимание

- Настроены не дружелюбно

- Не хотят помогать

- Приняли доброжелательно

- Оказывают моральную поддержку

- Оказывают практическую помощь

- Приглашают на занятия

- Помогают решать педагогические задачи

-  Рекомендуют методы и примы

- Делятся опытом

- Ждут от Вас практических советов

-  Не нуждаетесь в помощи коллег

 

                                                           

АНКЕТА №2

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1. Вам необходима помощь в профессиональной деятельности? В какой период:

- Первый месяц

- Первые 3 месяца

- Первые полгода

- Первый год

- Нужна до сих пор

 

2.Кто помогает в решении профессиональных трудностей и проблем?

- Директор

- Завуч

- Наставник

- Коллеги

- Специалисты научно-методического центра

- Друзья по педагогическому университету

- Преподаватели педагогического университета

- Никто не помогает

 

3.Кто, когда и какую помощь Вам в процессе становления педагогической деятельности? Заполните, пожалуйста, таблицу

КТО? Первый месяц Первые 3 месяца Первые 6 месяцев Первый год До сих пор Какая помощь оказана
Директор            
Зам. директора по УР            
Зам. директора по УПР            
Зам. директора по ВР и Б            
Коллеги            
Наставник            
Методист            

5. Пытаетесь ли Вы решить выделенные Вами трудности? Каким образом?

- Рассчитываете на свой опыт и знания

- Консультируетесь с коллегами

- Обращаетесь к завучу

- Обращаетесь к преподавателю педагогического университета

- Самообразовываетесь

- Другое ______________________________________________________________________

 

АНКЕТА № 3

для молодого специалиста по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательном учреждении

 

1.Укажите, удовлетворяют ли вас следующие аспекты вашей работы (поставьте галочку в соответствующим столбце).

 

Наименование критерия Да Нет
Перешли бы вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность?    
Удовлетворены ли вы своей работой?    
Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год?    
Понимаете ли вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать развитию образовательного учреждения?    
Хорошо ли планируется и координируется работа в образовательном учреждении?    
Четко ли вы понимаете, что от вас ожидают в работе?    
Понимаете ли вы, чем определяется ваша зарплата?    
Можете ли вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения?    
По вашему мнению, в этом образовательном учреждении вы сможете осуществить свои жизненные планы?    
Устраивает ли вас признание вас как учителя в образовательном учреждении?    
Устраивают ли вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.)?    
Устраивает ли вас обеспечение рабочего места всем необходимым?    
Устраивает ли вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)?    
Устраивает ли вас размер заработной платы?    
Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом образовательном учреждении?    

 

2.Что из нижеперечисленного вызывает у вас озабоченность? (отметьте галочкой)

 

Уровень оплаты труда  
Информирование коллектива  
Возможность доведения своего мнения до администрации  
Состояние трудовой дисциплины в образовательном учреждении  
Условия труда  
Взаимоотношения в педагогическом коллективе  
Организация питания  
Материально-техническое обеспечение  
Отношение к инициативным педагогам  
Система поощрения лучших учителей  
Качество подготовки учащихся  
Взаимоотношение с администрацией  
Возможность защиты от несправедливости  
График работы  

 

 

3.Как вы оцениваете систему морального стимулирования в образовательном учреждении? (отметьте галочкой)

 

Морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд  
Моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное  
Меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования  
Моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги  

 

4.Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас? (отметьте галочкой)

 

Почетная грамота  
Похвала руководителя  
Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку  
Вынесение на доску почета  
Возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния  
Более хорошие условия работы  
Ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации образовательного учреждения  
Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах развития образовательного учреждения  
Интересная, усложняющаяся работа, требующая роста мастерства, возрастающая ответственность  

 

5. Какие из аспектов работы являются для вас самыми важными? (отметьте галочкой)

 

Интересная работа  
Высокий уровень зарплаты  
Благоприятные условия труда  
Хороший, дружный коллектив  
Возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий  
Возможность проявить инициативу и предприимчивость  
Недопущение чрезмерных различий между сотрудниками  
Учет мнения педагогического коллектива при принятии решений  
Возможность честным трудом заслужить доверие и уважение  
Доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу  

 

Анкета № 4

для молодого специалиста по определению степени эмоциональной комфортности

Уважаемый коллега!

Просим Вас оценить уровень Вашей эмоциональной комфортности.

1. Трудно ли Вам было привыкнуть к работе педагога?

1) да, процесс адаптации был трудным и долгим

   

2) нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим

   

3) никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом

   

4) затрудняюсь ответить

   

2. Какова Ваша общая удовлетворенность профессией?

1) полностью удовлетворен

   

2) скорее удовлетворен, чем нет

   

3) затрудняюсь ответить

   

4) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен

   

5) полностью не удовлетворен

   

3. Какова Ваша удовлетворенности различными сторонами педагогического труда?

Набором и содержание учебного процесса

да

 

не очень

 

нет

 

организацией воспитательного процесса

 

да

 

не очень

 

нет

 

своими результатами работы

да

 

не очень

 

нет

 

качеством преподавания предмета

да

 

не очень

 

нет

 

обеспеченностью учебно-методической литературой и информацией

да

 

не очень

 

нет

 

технической оснащенностью аудиторий

да

 

не очень

 

нет

 

отношением с коллегами

да

 

не очень

 

нет

 

отношениями с наставником

да

 

не очень

 

нет

 

сопровождением Вашей деятельности, оказанием своевременной помощи

да

 

не очень

 

нет

 

материально-техническими условиями работы

да

 

не очень

 

нет

 

условиями питания в образовательном учреждении

да

 

не очень

 

нет

 

взаимоотношениями с группой

да

 

не очень

 

нет

 

взаимодействием с родителями учеников

да

 

не очень

 

нет

 

взаимодействием с руководством образовательного учреждения

да

 

не очень

 

нет

 

возможностями творческой самореализации

да

 

не очень

 

нет

 

4. Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли? 

1) наставник

   

2) коллеги

   

3) руководитель образовательного учреждения

   

4) заместители руководителя образовательного учреждения

   

5) руководитель методического объединения

   

6) мероприятия, проводимые в образовательном учреждении

   

7) друзья, подруги, знакомые

   

8) никто и ничто

   

9) консультации на портале «Молодому учителю»

   

10) другое

   
5. Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период?

1) недостаток свободного времени

   

2) перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание

   

3) недостаточный уровень профессиональной подготовки

   

4) неумение организовать себя

   

5) особых проблем не было

   

6) нехватка средств, неумение их расходовать

   

7) отсутствие привычного круга общения

   

8) невозможность найти занятие по душе, интересное дело

   

9) мало внимания со стороны руководства, наставника

   

10) низкая техническая оснащенность аудиторий

   

11) плохие санитарно-гигиенические условия

   

12) сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми

   

13) невнимание родителей

   

14) другое

   
6. Как вы оцениваете отношения к Вам в коллективе?

1) коллектив доброжелателен ко мне

   

2) всем все равно    

   

3) настороженное отношение

   

4) отношение враждебное

   
           

 

Анкета № 5

по определению готовности молодого специалиста к дальнейшей деятельности в образовательном учреждении

 

В каком настроении вы обычно приходите на работу?

а) хорошем
б) безразличном
в) плохом

Вы рассматриваете возможность смены места работы?

а) нет
б) только когда сталкиваюсь с трудностями
в) да

Вы знаете о возможностях своего карьерного роста в данном образовательном учреждении?

а) да
б) только догадываюсь
в) нет

Какие у вас отношения с учащимися класса?

а) отличные
б) они мне безразличны
в) мы не понимаем друг друга

Насколько вы успели интегрироваться в педагогический коллектив?

а) сдружился с большей его частью
б) затрудняюсь ответить
в) практически ни с кем не общаюсь

Как часто вы попадаете в конфликтные ситуации?

а) ни разу не попадал
б) попадаю крайне редко
в) постоянно

Получаете ли вы помощь в своей профессиональной деятельности?

а) да, постоянно
б) иногда
в) нет, моими делами никто не интересуется

Удовлетворены ли вы результатами своего труда?

а) да
б) не всегда
в) нет

Вас устраивает режим трудовой деятельности и нагрузка?

а) да
б) не всегда
в) нет

Вы считаете достаточным уровень своей профессиональной компетентности?

а) да
б) затрудняюсь ответить
в) нет

Если бы вам представилась возможность перейти в другое образовательное учреждение, вы бы

а) остался здесь
б) оценил условия труда на новом месте и если они оказались бы лучше, то перешел
в) ушел бы, не задумываясь

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПАПКА

В помощь педагогам

По организации

Наставничества

 

«Наставник — это человек, обладающий опытом,

готовый делиться своими знаниями с менее



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.24 с.)