Автоматизированная система государственного земельного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматизированная система государственного земельного



кадастра.................................................................................................................... 173

11.4. Классификатор форм собственности на землю...................................... 174

11.5. Классификатор целевого использования земли..................................... 175

11.6. Классификатор типов землепользования, целевого назначения, функционального и разрешенного использования земель....................................... 175

11.7. Классификатор прав ограниченного использования чужого земельного участка (сервитуты).................................................................................. 180

11.7.1. Понятие и определение сервитута.................................................. 180

11.7.2. Виды сервитутов............................................................................... 180

Виды ограничений прав собственности на землю и использование

земельных участков...................................................................................................... 182

ТЕМА 1. СИСТЕМА ГЗК: НЕОБХОДИМЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

ПЛАН

 

1.1. Дореволюционное развитие кадастра........................................................ Ошибк

1.2. Кадастр в условиях государственной собственности на землю............. Ошибк

1.3. Нормативно-правовое обеспечение кадастра в современных

условиях......................................................................................................................... Ошибк

1.3.1. Земельный кодекс Украины............................................................... Ошибк

1.3.2. Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке

ведения государственного земельного кадастра» (от 12 января 1993г.).......... Ошибк

1.3.3. Положение «О порядке ведения государственного земельного

кадастра».................................................................................................................. Ошибк

 

 

1.1. Дореволюционное развитие кадастра

 

Первые сведения о кадастре в России относятся к Х в. и связаны со сбором поземельного налога и оценкой земель, а первое упоминание о ведении работ по межевому (кадастровому) картографированию для отвода земель Святогорскому монастырю на Псковщине относится к 1483 г. Картографический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотренных, дозорных и межевых книгах, и составлялся по результатам натурных землемерных работ. Землемерные работы заключались в измерении длин граничных линий ―мерной вервью‖ (веревкой в 80, 40 и 30 сажень), которые разделяли землю по угодьям, пашням, лугам, лесам и различались по ―добротности‖ на ―добрую‖, ―среднюю‖ и ―худую‖.

Граничные линии не только привязывались к местным ориентирам, но и закреплялись с помощью межевых ям со столбами и заложенными для их восстановления предметами (камни, угли, скелеты животных). Сохранению гранитных линий уделялось особое внимание, так как их установление нередко являлось предметом спора владельцев земельных участков. 

 

В середине ХУIII в. работы по межеванию расширились с целью защиты прав землевладельцев. В 1765 г. утверждается Комиссия о государственном межевании земель. Ее отличительная особенность - распоряжение о межевании земель не к именам владельцев, а к названиям сел и деревень с составлением книг и планов. Планы, создаваемые при межевании, являлись юридическим документом на закрепление прав помещиков на землю и имели масштабы: 1 верста в дюйме (1:42000) - для уездных планов и 100 саженей в дюйме (1: 8400) - для отдельных землевладений. 

 

Основные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале ХIХ в. В дальнейшем проводились работы по проверке и обновлению данных межеваний. Для этого предписывалось вести ведомости с целью учета произошедших изменений: владельцев; территориальных владений; в селениях; вида владений. 

 

Рост ценности пахотных земель, урбанизация и разработка полезных ископаемых привели к необходимости более детального учета и изучения земельных ресурсов России, выявлению непригодных для хозяйственного освоения земель. Это послужило толчком для картографических работ по полному и всестороннему учету других природных ресурсов - лесов, вод, полезных ископаемых и т. д. 

 

В России сложилось два способа проведения земского земельного кадастра, основанные главным образом на почвенных и на статистикоэкономических исследованиях. 

 

Первый способ наиболее полно был разработан основоположником русского почвоведения В. В. Докучаевым. В основу оценки земель В. В. Докучаев положил комплекс природных свойств земли (геологических, химических, физических и др.), предложив на основании этих свойств 100балльную оценочную шкалу. В 1882 - 1884 гг. под руководством В. В. Докучаева были проведены оценочные работы в Нижегородской губернии. 

 

При втором способе осуществлялось экономическое обследование хозяйств, специальных почвенных обследований не проводилось. Необходимые для оценки сведения получали путем опроса. Наиболее распространенным было подворное описание, при котором специально выделенные лица собирали данные путем опроса всех домохозяев. При выборочном способе опросу подвергались не все домохозяева, а лишь часть их. В процессе этих обследований определялись урожайность сельско- хозяйственных культур, издержки производства и т. п. Доходность при оценочных работах в большинстве земств исчислялась путем учета выручек и затрат. В русском земском кадастре по сравнению с западно европейским меньше уделялось внимания точности определения площадей оцениваемых земель. 

 

Наряду с кадастром в России проводилась земельная (юридическая регистрация). Она проводилась нотариальными учреждениями по вещной системе (по землевладениям). Для данных целей во всех уездах был специальный реестр, в котором каждому землевладению отводился отдельный лист для записи сведений о его правовом положении. Юридическая регистрация не имела связи с кадастром. 

 

На рубеже ХVII в. в России составлялись документы учета и описи не только сельскохозяйственных земель лесного фонда, но и городских дворов. Документы описи и перечня дворов содержали информацию о территории двора с перечнем построек и размеров налога в рублях, а также имя владельца. Первые инвентаризационные работы в городах России проводились еще в ХVIII в. Вышедший в 1768 г. Указ гласил ―...о сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо‖. 

Планы перепланировки городов России опубликовывались в ―Книге чертежей и рисунков‖ в виде приложения к полному Собранию ―Законов Российской империи‖. Во многих городах проводилась оценка недвижимого имущества и его опись с составлением схем и планов земельных участков. 

 

     

1.2. Кадастр в условиях государственной собственности на землю

 

История кадастрового развития в Украине очень тесно связана с историей страны. Процесс кадастрового развития в Украине может быть хронологически разделен на два периода: до Октябрьской революции (формально до Ленинского Декрета ―О земле‖) и после Октябрьской революции. 

В 1917 г. частная собственность на землю была ликвидирована и одновременно была отменена система бывшего кадастра. С этого времени кадастр в России отражал интересы государственной собственности на землю и административной (командной) системы. Советская кадастровая система перетерпела большие изменения за время своего существования - с 1917 г. Интересно отметить такой факт, что западной части Украины до 1939 г. функционировал хорошо развитый рынок земли и использовались Австрийская и Польская модели кадастра. 

 

В первые годы советской власти большое внимание уделялось учету и оценке городских земель. Согласно Положению о земельных Распорядках в городах от 13 апреля 1925 г. все без исключения земли и водные пространства в пределах городской черты, независимо от пользователя, подлежали земельной регистрации. Регистрация проводилась с целью управления пользованием городскими землями, определения размеров налогов и земельной ренты, защиты и закрепления прав пользователей, обеспечения других надобностей городского хозяйства. Земельная регистрация включала: основной и текущий этапы по сбору и хранению достоверных и систематизированных сведений о правовом, хозяйственном и природном состоянии всех без исключения земель и водных пространств; создание регистрационных документов (плана застройки, плана с/х земель, реестровых планов улиц и площадей, инвентарные описи на отдельные участки, реестры к инвентарным планам по составу пользователей и роду земель).

Общие реестровые планы составляли по отдельным кварталам с отображением границ каждого земельного участка, длин граничащих линий и общей площади, имеющихся строений, насаждений, колодцев, характера поверхности и почвы. На пользование городскими землями выдавался единый документ - земельная запись, имеющий нотариальную силу. 

Кроме характеристики пользователя, при описании земельного участка давалась характеристика строения (число этажей, материал стен и крыши, площадь основания, высота, состояние, пользователь и владелец) и сооружения (название и назначение), приводилась экспликация участка по видам угодий (застройка, двор, сад, огород, склад, земли сельскохозяйственного назначения, торфоразработки, пустопорожние земли и т. д.), а также данные о ценных насаждениях (род насаждений, число деревьев, время посадки, состояние, общая оценка, уклон участка, характеристика рельефа и почвы, наличие водных объектов, затопляемость и др.). 

По своей сути эти мероприятия были прообразом городского кадастра, в которых даже по оценкам сегодняшнего дня заложены зрелые и методически верные подходы к решению проблем городского кадастра, не утратившие актуальность и сегодня. Однако сложившаяся хозяйственная политика не способствовала развитию кадастровых работ в России, а установившиеся в 30-х годах ХХ столетия социалистические отношения на собственность и использование природных ресурсов коренным образом изменили путь развития кадастра в Советской России.

 

Новый период развития советского кадастра начался в 1954 г. с принятием Верховным Советом СССР Постановления “О регистрации земли”. Согласно этому Постановлению, Министерство сельского хозяйства становится ответственным за ведение кадастра всех сельскохозяйственных земель, а Министерство Коммунальной Экономики - ответственным за ведение кадастра городских территорий. 

 

В 1956 г. Министерство сельского хозяйства приняло новые формы земельных регистрационных документов: формы Государственных Актов на право пользования землей и Государственной Книги регистрации землепользований. Все колхозы, совхозы, сельскохозяйственные научноисследовательские институты, некоторые государственные учреждения, институты и организации должны оформлять право постоянного пользования землей государственным актом. Принятая Государственная Книга регистрации землепользований состоит из трех частей: в первой части регистрировались земли в пределах административного района по видам землепользования; во второй части - регистрировались сельскохозяйственные земли, земли государственного резерва и земли лесного фонда; в третьей части - регистрировались участки работников сельского хозяйства, служащих и пользователей. Новая единая система государственной регистрации обеспечивала более точные данные о распределении и использовании земли, чем прежде. 

 

В 1962 г. Верховные Совет СССР принял новое Постановление “О совершенствовании регистрации земель и ее использовании для сельскохозяйственного производства ‖. Согласно этому Постановлению, необходимо было разработать новую систему земельного кадастра, которая включает государственную регистрацию земель, количественный и качественный учет земель, методику для ее оценки и меры по защите почв. Были приняты новые формы кадастровой документации: Земельная ―шнуровая‖ Книга и Книга Государственной регистрации землепользований. Земельная Книга являлась основным регистрационным документом для колхозов, совхозов и сельскохозяйственных организаций. Книга Государственной регистрации землепользований - была основным регистрационным документом для административных районов и городов. Все эти документы включали количественные и качественные характеристики (естественные характеристики почв) земель. 

 

В 1968 г. был принят Закон “Принципы Земельной регистрации в СССР ‖. На основе его была модифицирована кадастровая система. Согласно этому закону, весь земельный фонд СССР был разделен на 7 категорий: 1) сельскохозяйственные земли; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, транспорта, коммуникаций и обороны; 4) земли рекреационного, культурного, исторического и т.д. значения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Основными землепользователями были колхозы и совхозы. 

Эта модифицированная система существовала до 1990 г., до принятия Украиной нового Земельного Кода Украинской ССР. Этот земельный код сохранил основные черты земельного законодательства Советского Союза. Главным принципом этих документов было преобладание государственной собственности на землю и отсутствие частной собственности на землю. Только Земельный Код, принятый Украиной в 1992 г., восстановил институт частной собственности на землю в Украине. 

 

На основе документов, упомянутых выше, установилась относительно устойчивая и специфическая кадастровая система, которая считалась специфической частью Государственной регистрационной (учетной) документации. Кадастровая система имела специфическую функцию управления сельскохозяйственными землями в условиях административной экономики и государственной собственности на землю. Национальная система учета (регистрации) экономики, которая требовалась административной системой и носила характер централизованного планирования, состояла из следующих видов учета: статистика, учетная информация, оперативно-техническая регистрация (учет) и кадастр природных ресурсов. 

Кадастр природных ресурсов включал: земельный кадастр, водный кадастр и лесной кадастр. Эта классификация все еще используется и сегодня. Земельный кодекс Украины (1992 г.), согласно главе 1, регулирует только земельные отношения. Все другие - полезных ископаемых, лесные и водные - регулируются специальными законодательными актами Украины (Лесной кодекс, Водный кодекс и др.). 

Земельный кадастр в СССР включал:

* государственную регистрацию землепользований: определение землепользований и их регистрация в Государственной Книге регистрации землепользований;

* регистрацию (учет) количества земель: сельскохозяйственных характеристик каждого землепользования;

* регистрацию (учет) качества земель: природных характеристик почв, типов почв и земель, и др.;

* бонитировку почв: сравнительную оценку почв по их плодородию и продуктивности;

* экономическую оценку земель: комплексную оценку качества земель, как главного средства сельскохозяйственного производства.

 

Формально, эта кадастровая система имела все черты кадастра, определенного стандартами Международной Федерацией Геодезистов (МФГ) (см. лекцию 4, семестр 6). Но эта система основывалась не на земельном участке и правах относительно этого участка, а на ограничении природных и экономических характеристик таких, как тип почв, экономическое использование земли и др. Специфическая черта кадастра основывалась на понимании земли в условиях социалистической экономики, что характеризуется следующим:

* земля рассматривается, как основное средство производства для сельского хозяйства и пространственный базис для развития всех отраслей национальной экономики;

* земля является исключительно государственной собственностью, но другие средства производства (здания, оборудование, и т.д.) могут быть собственностью предприятий, компаний, включая граждан;

* земля не может быть объектом купли-продажи, она может быть предоставлена в пользование бесплатно.

 

Практически ―земельный кадастр‖ в Восточной Европе, по определению шведского ученого Герхарда Ларсона был ―... экономически и экологически ориентированной земельной информационной системой. Необходимая информация не имела отношения к участкам, налогам или владельцам, а относилась к природным и сельскохозяйственным ресурсам‖. Эти кадастровые системы служили целям управления сельского хозяйства в условиях государственной собственности на землю.

Согласно классификации информационных систем, представленной П. Дейлом и Д. МкЛафлин (см. лекцию 1, семестр 6), этот тип ―земельного кадастра‖ может быть классифицирован, как ―Другие Земельные Информационные Системы‖, а не кадастр. Проводимая прежде работа, создала множество документов и коллекцию информации о природных и экономических характеристиках земли, которые являются не достаточными для новых экономических условий. Большинство накопленной информации не имеет достаточно точной и актуализированной картографической основы, поэтому является проблематичным использование компьютеризированных систем без обширной работы по картографированию. Не существует также еще точной информации о границах землепользований и административных районов. 

 

1.3. Нормативно-правовое обеспечение кадастра в современных условиях

 

В условиях экономического реформирования значительно возрастает роль государственного земельного кадастра, который является информационной базой для:

* эффективного управления земельными ресурсами;

* ведения земельной статистики;

* землеустройства;

* регулирования земельных отношений;

* поддержки налоговой и инвестиционной политики государства;

* развития цивилизованного рынка земли;

* обоснования размеров платы за землю (дифференциации земельных платежей). 

Новое кадастровое развитие в Украине начало развитие с принятием двух основных законов: ―Земельного кодекса‖ (13.03.1992) и ―Об основах градостроительства‖ (17.11.1992). 

Эти два закона устанавливают два типа кадастра:

* Земельный кадастр, согласно Земельному кодексу;

* Градостроительный кадастр, в соответствии с Законом ―Об основах градостроительства‖.

Основным нормативным документом по ведению земельного кадастра является «Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра»

(утвержденное Постановлением КМ Украины от 12.01.1993 г.)

В январе 1999 г. в Верховную Раду Украину представлен для рассмотрения проект закона «О государственном земельном кадастре». Согласно ст 3. этого закона, Государственный земельный кадастр (ГЗК) является государственным земельно-информационным банком данных о земельных ресурсах и основой отраслевых кадастров и информационных систем.

25.10.2001 г. был принят новый Земельный кодекс, который в настоящее время является основным законодательным основанием Государственного земельного кадастра в Украине.

В Верховной раде все еще находится на рассмотрении Проект закона «О государственном земельном кадастре» (последняя версия 25.05.2006 г.).

Перечень нормативно-правовой базы ведения кадастра - представлен в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Нормативно-правова база ведення земельного кадастру в

Україні

№ п.п Наименование актов Орган принятия, дата
 

ЗАКОНЫ

1 Земельний кодекс України 25.10.2001 № 2768
2 Закон України ―Про плату за землю‖ 03.07.1992 № 2535
3 Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений»  01.07.2004 г. №1952
4 Закон України ―Про ліцензування певних видів господарської діяльності‖ 01.06.2000 № 1775
5 Закон України "Про топографо-геодезичну і картографічну діяльність" 23.12. 1998 №353
6 Закон Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» 17.06.2004 №1808
7 Проект Закона «О государственном земельном кадастре» 25.05.2006 № 0948
 

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

1 "Про заходи щодо створення єдиної системи державної реєстрації земельних ділянок, нерухомого майна та прав на них у складі дер- 17.02.2003 № 134/2003

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.035 с.)