Глава 9. Понятие «культурно-досуговой инновации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Понятие «культурно-досуговой инновации»



Современный период в жизни российского общества усиливает необходимость научно обоснованных подходов во всех областях жизни, в том числе и в сфере досуга. Наличие объективной эмпирической информации позволяет эффективно организовывать процесс культурного обслуживания населения.

Изменение политического строя и переход на рыночные отношения оказали заметное влияние на сферу досуга.

Во-первых, все более отчетливо проявляется дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Существенное значение приобрел уровень дохода человека. Появился платежеспособный спрос на досуговые услуги.

Частные учреждения культуры и организации превратили досуг в своеобразную отрасль индустрию, у которых основная задача – прибыль. В России достаточно коммерческих учреждений, взявших на себя функции развлечения, отдыха населения. Частное предпринимательство внедрилось и в средства массовой информации: частное кабельное телевидение, частные книгоиздательства, частные газеты, Интернет. В таком варианте деятельности данного сектора в полной мере осуществляются рыночные механизмы предпринимательской деятельности, разрабатываются и внедряются передовые технологии маркетинга в области досугового обслуживания населения, создаются и функционируют новые виды учреждений культуры.

Эффективная деятельность учреждений культуры невозможна без правильного понимания и осмысления современной социокультурной ситуации и характерных для нее тенденций.

Современные процессы обновления жизни нашего общества изменили и социокультурную ситуацию. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения, которое является потенциальной аудиторией культурно-досуговых учреждений. Духовные потребности очень динамичны и в связи с этим постоянно изменяются, переходя на качественно новый уровень.

Проблемность ситуации является необходимой предпосылкой для использования инновационных технологий. Инновации и инновационные технологии – активные элементы повышения эффективности культурно-досуговой деятельности.

Как инструмент преобразований нововведения стали объектом самостоятельного изучения. Сложилась целая область науки – инноватика, исследующая вопросы теории и практики инноваций. В ней специализируются экономисты, социологи, инженеры, психологи, юристы. Уже внутри самой инноватики появились относительно самостоятельные направления: формирование новшеств, сопротивление нововведениям, адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям и другие.

Инновации в социально-культурной сфере рассматриваются как целенаправленное внесение, введение в сложившуюся практику того или иного новшества, благодаря которому происходят позитивные изменения и достигается необходимый эффект.

В настоящее время основная масса инновационных процессов реализуется частными компаниями разного уровня, поскольку любая инновация требует значительных материальных и финансовых ресурсов на каждой стадии своего существования.

В современную перспективную модель социально-культурной сферы наряду с государственными структурами, где долгое время преобладало гипертрофированное административно-командное начало, органично вписывается самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор, предоставленный множеством фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ. Вместе с государственными звеньями этот сектор активно включился в регулирование процессов социально-культурной сферы, рынка досугового спроса.

Частный сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предложений досугового рынка. Постоянная ориентация па спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам безошибочно находить и «закрывать» экономически выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих самоокупаемых клубов и досуговых центров.

В условиях рыночной экономики коммерческий сектор и инновационная политика взаимосвязаны и взаимозависимы. Нововведения помогают коммерческим учреждениям культуры выжить в конкурентной борьбе и получить прибыль. В то же время ресурсы коммерческого сектора способствуют возникновению и развитию инновационных форм досуга. Необходимо отметить тот факт, что во все времена имели место досуговые инновации, они отражали нравы, быт, мировоззрение конкретной исторической эпохи и отвечали соответствующим потребностям населения. С течением времени одни досуговые инновации изжили себя и полностью исчезли, другие – перешли на качественно новый уровень и в модифицированном виде существуют и по сей день. Некоторые современные виды отдыха и развлечений уходят своими корнями в далекое прошлое. В разные исторические периоды люди неодинаково принимали инновации: иногда они получали всеобщее признание, быстро распространялись и становились популярными; другие – насаждались насильно государственной властью. Иногда нововведения в сфере досуга использовались правящей верхушкой как механизм влияния на сознание людей.

Исторический анализ позволяет обнаружить в досуговых инновациях общее, присущее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.

Рассматривая в целом развитие досуговой деятельности в России, можно заметить, что в X–XVII вв. ее формы не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта к той или иной социальной группе. Досуг всех слоев российского общества опирался на народную, традиционную основу.

Главным способом проведения свободного времени были пиры и застолья, устраиваемые по поводу различных праздников и знаменательных для семьи событий.

В передовых странах мирового сообщества досуг получил невиданное ранее признание в качестве одного из факторов общественного развития. Там наблюдается не только процесс неуклонного расширения границ свободного времени, но также и одновременный процесс количественного и качественного увеличения досуговых программ и услуг. Передовые государства Северной Америки – США и Канада – являются признанными мировыми лидерами в области организации и осуществления широкомасштабного досугово-рекреационного обслуживания.

Несоизмерное отставание отечественной индустрии досуга и развлечений объясняется, с одной стороны, отсутствием соответствующих досуговых традиций, утерянных в советский период, с другой – недостатком средств, отпускаемых государством на развитие этой сферы. Не последнюю роль сыграло то, что в СССР долгое время отсутствовало частное предпринимательство и негативно воспринималось все западное.

С 1990-х годов ситуация резко изменилась. Переход на рыночные отношения, разрешение частной собственности, демократизация жизни общества обусловили всплеск в досуговой сфере. Стали появляться казино, ночные клубы, широкое распространение получили компьютерные игры, а также фестивали искусств, гастроли звезд шоу-бизнеса. У населения появился спрос на различные развлечения, обеспеченный соответствующими доходами. Причем платность досуговых услуг и ориентация на западный образ жизни значительно повысили требования к качеству досугового обслуживания.

В настоящее время усилиями коммерческих организаций рекреация превратилась в своеобразную отрасль индустрии, которая покрывает недостатки видов услуг, предоставляемых населению государственным сектором. Диапазон деятельности частных фирм и компаний в сфере досуга чрезвычайно велик. В секторе коммерческой рекреации, являющейся высокодоходным и, следовательно, привлекательным бизнесом, задействовано огромное количество представителей частного малого бизнеса, крупных фирм и компаний.

Следует отметить несколько особенностей российских досуговых инноваций.

Во-первых, подавляющее большинство нововведений не является продуктом деятельности российских авторов. Чаще всего они заимствуются из опыта зарубежных стран и, в несколько видоизмененном виде, переносятся на российскую почву. Это позволяет экономить время и деньги, необходимые на разработку новшества.

Во-вторых, практически все новинки являются дорогим удовольствием и ориентированы на состоятельного потребителя.

В-третьих, большинство досуговых инноваций сконцентрированы в крупных городах.

Услуги коммерческого сектора весьма разнообразны и трудно поддаются классификационным рамкам. Но все же, с некоторой долей условности, можно выделить несколько основных направлений деятельности организаций коммерческого сектора, которые являются наиболее перспективными: 1) развлекательная индустрия; 2) путешествия и туризм; 3) индустрия спорта.

Так называемая «индустрия развлечений», всемерно развиваемая коммерческими организациями, является существенной статьей доходов ее владельцев. Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы. В дополнение к традиционным видам (театр, цирк, эстрадные концерты) широкое распространение в России получили родео, варьете, кабаре, ночные клубы. При этом необходимо подчеркнуть, что некоторые из этих видов социально-культурного предпринимательства не способствуют активной деятельности людей, а рассчитаны на пассивное потребление зрелищной продукции.

Индустрия развлечений включает множество направлений: проведение различных фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных комплексов, появляются коммерческие услуги, связанные с новыми информационными технологиями, такими как интернет-услуги.

В сети Интернет широкое распространение получили различные обучающие программы и программы самообразования. Некоторые серверы Интернета ориентируют свои услуги на детей, но не только в рамках образовательных программ. Одной из наиболее популярных видов образовательных услуг в Интернете является проведение конференций.

Музеи, галереи и художественные выставки: широкие мультимедийные возможности интернета сделали эту сеть особенно привлекательной для предоставления доступа к музейной информации. Виртуальный музей – это собрание Web-страниц, расположенных не обязательно на одном Web-сервере, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний.

Развлечения представлены в интернете достаточно широко. Одной из лучших российских развлекательных страниц выступает «Enjoy», в которой представлены журналы «Не спать», «Игры в России», а также достаточно полный список ночных баров, ресторанов, клубов, радиостанций, описание современных музыкальных течений и стилей.

Сеть имеет и постоянные клубы. В клубе вы можете иметь только один постоянный ник, который можно сменить только специальным запросом. Здесь сообщество строится и образуется довольно медленно – это клубы и для интеллектуального и для межличностного общения, здесь общаются только те люди, которые интересны друг другу, они с недоверием относятся к чужакам, а модераторы ревностно охраняют нормы клуба. Поведение в них гораздо более регламентируемое – если сообщение нарушает этические нормы клуба или не относятся к теме, его удаляют, а в особо сложных случаях могут вообще запретить вход в клуб.

Виртуальное кафе – диалоговая страница, на которой клиенты и могут обмениваться мнениями по интересующим их проблемам культуры, или виртуальная комната, в которой идет живой обмен мнениями.

Таким образом, можно сказать, что Интернет несет в себе громадный потенциал форм досуга, который имеет коммерческий характер и в настоящее время является одной из наиболее популярных форм проведения досуга.

Большое распространение в настоящее время получили ночные клубы. Сегодня ночные клубы уже смело можно разделить на несколько категорий – от элитных закрытых клубов до рок-н-ролльных, от модных до попсовых заведений. Как правило, любой ночной клуб имеет бар, ресторан, комнату отдыха, некоторые – казино, собственные танцполы, летние площадки.

К высшей категории ночных клубов относятся появившиеся сравнительно недавно, но уже успевшие стать модными VIP-клубы «Маяк» и «Галерея». Некоторые ночные клубы предлагают посетителям такой вид развлечений, как подпольные бои, где делаются ставки.

В последнее время как разновидность клубной культуры появились так называемые «чайные клубы». Несколько лет назад в Россию пришла традиция чайных церемоний. Тем не менее на сегодняшний день существует лишь несколько чайных клубов, где работают профессионалы чайных церемоний – мастера дао, дзен и других восточных традиций.

Чайные клубы – это специализированные заведения, где царит особая, ни с чем несравнимая атмосфера, в которую погружаются все, кто хочет тишины и покоя. Здесь посетители снимают обувь перед входом и садятся на низкие скамеечки или просто на пол. Медитативная музыка и соприкосновение с древними традициями Востока – это то, что манит приходить в такие клубы.

Таким образом, можно сделать вывод, что с переходом на рыночные отношения клубная культура России стала намного богаче и разнообразнее.

Другим приоритетным направлением деятельности коммерческих фирм в сфере досуга является туристический бизнес. Это одна из быстро развивающихся сфер экономики России. За последнее десятилетие число совершивших туристические путешествия за границу резко возросло. В связи с чрезвычайным ростом популярности курортного отдыха внутри страны коммерческие компании обеспечивают населению полный комплекс услуг в области «курортной рекреации». По-прежнему в России на первом месте стоит выездной туризм.

В последнее десятилетие наблюдается существенное развитие одного из наиболее престижных секторов туризма – системы владения клубным отдыхом, известной более как таймшер. Система владения отдыхом является быстро растущим сектором мирового туристического бизнеса: она получила развитие в 81 стране; существует более 4500 курортов, туристических комплексов, работающих в данной системе; владельцы системы отдыха живут в 174 странах мира; более 3,14 миллиона семей в мире владеют системой отдыха.

Таймшер представляет собой один из способов оплаты и использования в определенный период времени высококачественного средства размещения, которое по желанию можно обменять на отдых в другом месте. Владение отдыхом – это туристический продукт, максимально приспособленный под потребности покупателя.

Как инновационное направление в туризме, еще только завоевывающее свои позиции, следует отметить такое явление, как «экстремальный туризм». Это путешествия, организуемые в труднодоступные уголки мира, например на Северный полюс. Всего несколько десятилетий назад посещение полюса считалось почти что подвигом. Теперь путешествие в когда-то загадочную область становится элементом высокодоходного шоу. Сегодня посещение Северного полюса – вопрос достаточной смелости и денег, поскольку оно требует тщательной и сложной подготовки.

Востребованность данного вида отдыха обусловлена тем, что некоторые состоятельные люди предпочитают бороться со стрессами, переживая новый, только другого рода.

Сегодня любители экстремальных ощущений, благодаря усилиям коммерческих фирм, могут позволить себе многое, даже полет в космос. Появились туристические фирмы, которые специализируются именно на организации подобных нетрадиционных путешествий.

Неотъемлемой чертой современного образа жизни российского населения становится пристрастие к профессиональному зрелищному спорту. Усилиями частных фирм и компаний общественный интерес к различным видам спорта поставлен на широкую коммерческую основу. В рамках данного сектора осуществляется обширная программа по организации и проведению многочисленных спортивных мероприятий, открываются физкультурно-оздоровительные клубы, центры, комплексы. Наибольший зрительский интерес проявляется к таким традиционным видам спорта, как футбол, баскетбол, хоккей, теннис, бокс. Кроме того, чрезвычайно популярными видами являются конные бега и автомобильные гонки. В последнее время растет популярность экстремальных видов отдыха, которые на российском досуговом рынке являются инновационными: горные велосипеды, парапланы, рафтинг, кайтинг и другие. Маркетинговые исследования отмечают достаточно высокий спрос на эти услуги, который неуклонно растет. Несмотря на дороговизну и опасность, они становятся популярными, обрастают собственной культурой, индустрией. Среди инновационных спортивных развлечений, пользующихся популярностью в России, следует отметить рафтинг, керлинг,кайтинг, боулинг.

Рафтинг – это сплав по бурным рекам на надувных лодках и плотах. Занятие это очень бодрит и обостряет восприятие мира.

В настоящее время действительным чемпионом по рафтингу является Россия.

Другой новинкой российского досугового рынка является керлинг. Керлинг – игра с многовековыми традициями, однако популярной она стала сравнительно недавно. Зародилась игра в Шотландии, где долгими зимними вечерами воины собирались на замерзших озерах исоревновались в метании по льду крупных камней. Особой популярностью в России пользуется боулинг.

Привлекают людей развлечения, позволяющие сочетать спортивные дисциплины с отдыхом на свежем воздухе и острыми ощущениями. На российском досуговом рынки существует разнообразный выбор подобных услуг.

Ultimate (русский вариант – «олтимат») – так называется новая необычная игра, стремительно набирающая популярность во всем мире. Эта захватывающая быстрая игра, вобравшая в себя лучшие традиции различных видов спорта, требует от своих приверженцев хорошей реакции, выносливости и проворства.

Еще одно быстро развивающееся новшество – кайтинг (от английского kite – воздушный змей). Это сравнительно недавно сформировавшийся вид экстремального отдыха. Ему чуть больше десятка лет.

Россия – идеальное место для кайтинга: летом – огромные водные пространства, зимой – снежные поля. В последнее время именно зимние виды кайтинга стали невероятно популярны во всем мире.

Очень близок к кайтингу по технике такой вид спорта, как виндсерфинг. Его история начинается с 1968 г. Однако, в отличие от Германии или Америки, где доской увлекаются сотни тысяч, Россию трудно назвать «серфовой» страной. Здесь этот вид спорта прижился плохо и насчитывает не более пяти тысяч почитателей. Эта цифра с каждым годом увеличивается, но не намного: спорт дорогой и требует времени.

Специфическим видом отдыха является страйкбол. Это тактическая игра, в которой используются образцы пневматического оружия, выполненные в виде макетов, тщательно воспроизводящих боевые прототипы. Страйкбол совмещает спорт с возможностью перенестись в ту или иную историческую эпоху.

 

Итак, мы можем сделать следующие выводы.

Динамизм социокультурных запросов и потребностей населения вызывает к жизни инновационные виды досуговых услуг и развлечений.

Усиление частных фирм и компаний предоставляет потребителям широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы.

Наиболее перспективными и динамично развивающимися являются такие направления, как индустрия отдыха и развлечений, туризм и спорт.

 

 

Глава 10. Культурно-досуговая деятельность
по месту жительства

В современных условиях культурно-досуговая деятельность по месту жительства занимает одно из ведущих направлений. Учреждения культуры по месту жительства могут обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создать оптимальные условия для развития личности всех возрастов, коллективных и групповых форм проведения досуга.

В процессе трудовой деятельности современный человек может развить только профессиональные компетенции, отношение к делу, активность, способность к сочетанию умственного и физического, исполнительского и управленческого труда.

Деятельность учреждения культурно-досугового типа по месту жительства зависит от интересов и потребностей культурного и нравственного развития конкретной личности в сфере досуга.

Если рассматривать досуг с позиций производственной деятельности, то он необходим для отдыха, снятия напряженности, предотвращения семейных конфликтов, укрепления семьи, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости и удовольствиях. Постепенно познавая возможности учреждений культуры в работе по месту жительства необходимо возрождать такие проверенные формы, как праздники и обряды, основанные на фольклорном материале: «В гостях у русского самовара», «Мастера и мастерицы» – конкурс рукоделия и т.д.

Переход на рыночные отношения потребовал от многих людей перестройки психологической, профессиональной, коммуникативной.

Проблемы транспорта, особенно в мегаполисах Москвы, Санкт-Петербурга и других городах, отнимают у населения огромное количество свободного времени. И когда они приезжают домой, поездки в театры, кино, учреждения культуры становятся проблемными.

Предложения и высказывания людей на страницах печати показывают, что на современном этапе наиболее удобны и, самое главное, реальны культурные контакты по месту жительства.Реально существующей сети учреждений культуры не хватает, отсюда, в процессе появляется и деловые предложения: «Как бы было хорошо, если бы были такие места типа дискотек. Это очень интересная форма досуга молодых. И тут же рядом – комната для детей с воспитателем. Такие небольшие дискотеки или комнаты отдыха можно организовать буквально в каждом микрорайоне. Ведь есть уже при них клубы для детей. Так почему бы вечерами эти же помещения не отдавать взрослым? Намного интереснее и наполненной стала бы жизнь семьи. И было бы у нас больше друзей».

Предложение второе. «Я мечтаю о том, чтобы по вечерам школа превращалась в клуб (сейчас занятия проходят, как правило, в одну смену). Здесь можно было бы принять участие в спортивных соревнованиях – к нашим услугам спортзал – потанцевать в актовом зале и обсудить новинки литературных журналов... А музыкальные школы? Где, как не там, могли бы собираться любители музыки. А добровольные общества? Они очень оживили бы свою работу, если бы создали при своих организациях подобие клубов».

Предложение третье состоит в том, чтобы находить помещение и открывать миниатюрные, но удобные для посещения жителями микрорайона учреждения культуры, которые как раз и стали бы центрами досугового общения.

Дворцы и Дома культуры, считают сторонники этой точки зрения, предназначены для проведения торжеств, зрелищ и других массовых культурно-досуговых программ. Наряду с крупными культурными центрами необходима сеть малых клубов, где собирались бы люди, объединенные общими интересами, возрастом, соседством и т.д.

Следующее предложение касается создания более благоприятных условий для «околодомашнего» общения. Этот вид общения особенно популярен у всех возрастных категорий населения в летний период года. Речь идет о том, чтобы каждый городской дом или квартал имели зеленые уголки отдыха со скамейками, игровыми столиками, детскими и игровыми площадками, простейшими аттракционами, то есть возле дома должно найтись место для занятий всем – от малышей до ветеранов.

Жизнь показывает, что повседневное общение успешнее всего развивается там, где досуговый центр находится рядом. В этом смысле первичные ячейки, несмотря на свои скромные материально-технические возможности, вполне способны конкурировать даже с самыми крупными Дворцами культуры. В конечном счете для повседневного общения всегда найдется место.

Современный человек, не выходя из своей квартиры, может получить много из того, зачем совсем недавно ему надо было идти в учреждение культуры, библиотеку, кинотеатр, концертный зал. В этом помогают телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и семейное живое общение.

Сегодня на многих каналах Центрального телевидения идут передачи о семейных конфликтах, о взаимоотношениях с соседями, совместном общении, досуге, отдыхе по месту жительства. Выступающие с огорчением и тревогой замечают, что многоэтажный дом делает человека замкнутым. Расселившись по отдельным квартирам, люди отгораживаются друг от друга. Даже члены вполне благополучных семей жалуются на то, что сидеть все время только в собственной квартире скучно. Хочется встретиться с другими семьями, соседями. А где? Конечно, можно у себя дома. И здесь, наряду с традиционным хождением в гости, уже родились новые формы, о которых пойдет речь. Но, видимо, этого недостаточно – встает вопрос о более масштабном решении проблемы общения по месту жительства. Здесь нужна продуманная, научно обоснованная организация микросреды, в которой интенсивно формировались бы добрососедские отношения и возникали новые человеческие взаимосвязи.

В современных условиях следует шире распространять опыт оборудования под холлы цокольных этажей многоэтажных домов. Интересной является новая серия зданий, чердаки которых перекрываются специальными оболочками, в результате чего образуются широкие просторные помещения, вполне пригодные под комнаты для кружковой работы и детские клубы.

В летнее время отличным местом общения и отдыха может стать двор. Но, разумеется, при условии, если он соответствующим образом оборудован. Речь идет о дворовых уголках отдыха, обустраиваются которые с минимальной затратой материальных средств.

Нельзя также обойти внимание и проблему организации культурного досуга сельских жителей, особенно там, где нет стационарных учреждений. Традиционные соседские отношения видоизменяются и укрепляются за счет общедоступного для всех совместного досуга, сплачивающего людей.

Не случайно так много говорится об околодомашних формах общения. Именно они представляют собой пока наиболее слабое звено в общей системе организации культурного досуга, звено, на которое до сих пор не обращалось должного внимания.

Новые возможности в организации досугового общения по месту жительства появились сегодня в связи с развитием жилищных кондоминиумов. Здесь общественность получила не только большие права в деле использования нежилых помещений внутри домов и комплексов, но и стала непосредственным распорядителем определенных хозрасчетных средств, часть из которых предназначается на культурно-досуговую деятельность. Существенно расширились и соответствующие полномочия жилищных кооперативов. Все это вселяет определенную надежду на то, что проблемы, связанные с организацией детских комнат отдыха, подростковых клубов, зон отдыха во дворах, домовых клубов для взрослых, небольших спортзалов, подвальных и чердачных мастерских, будут так или иначе решаться.

Создать в наших городах общедоступную среду для открытого, свободного общения – нужное и благородное дело. Вполне понятно, что сегодня оно натыкается на серьезные материально-технические трудности. Тяжело рассчитывать на большое новое строительство и капитальные перестройки. Но выход во многих городах все-таки находят.

Массу интереснейших идей дали проведенные в последнее время конкурсы «Культурно-оздоровительные центры нового типа». Среди них дворовые зоны отдыха с использованием типовых бытовок, культурно-досуговое пространство в секционных жилых домах на основе общей продольной лестницы, миниатюрные сооружения во дворах с использованием легких элементов, отсеки для малых клубов в цокольных этажах и чердачных помещениях и т.д. Заслуживают внимания инновационные предложения по внедрению программ длительной тематической рекреации в городских парках культуры и отдыха.

Несколько лет назад родилась интересная инициатива по созданию благоприятных условий для городского улично-площадного типа. Все началось с оборудования пешеходной зоны на московском Арбате. Теперь с уверенностью можно сказать, что эксперимент себя полностью оправдал. Появилась уникальная возможность реального нарушения давно устаревшего правила: никогда и ни с кем на улице не знакомиться. Пешеходная часть зоны стала отличным местом всевозможных молодежных встреч и местом свободного общения для людей старшего возраста.

Столичный пример оказался востребованным. В России сегодня трудно найти город без пешеходных досуговых зон. Повсюду их оснащают маленькими кафе, ресторанчиками, бистро, погребками. Особенно живописный вид обретают такие улицы в летнюю пору, когда столики под тентами выдвигаются прямо на тротуар. Если к этому добавить неугомонных фотографов, художников, уличных музыкантов, лоточников, организаторов игровых развлечений, то мы получаем веселый и яркий клуб под открытым небом.

Один из основных аспектов развития личности в современных условиях заключается в интенсивном возрастании многообразия видов культурной деятельности. Наблюдаемая ныне дифференциация потребностей различных социально-демографических групп, возрастание мобильности, избирательности в выборе форм и места проведения досуга и другие характеристики современного образа жизни должны быть отражены в развитии как пространственного, так и функционального аспектов системы культурного обслуживания населения. В связи с развитием качественного многообразия видов культурной деятельности показатели частоты посещаемости учреждений культуры, на основании которых обычно формируется система культурного обслуживания, уже не могут быть признаны достаточно обоснованными при планировании будущих институтов услуги. Системы культурного обслуживания должны формироваться на основе комплексных критериев: а) частоты посещения, которая определила формирование трехступенчатой системы культурного обслуживания города, получившей широкое применение в практике строительства; б) особенностей социальных групп, образующихся в процессе их культурной деятельности; в) дифференциации различных видов культурного обслуживания.

В зависимости от ее субъекта культурная деятельность может быть рассмотрена на трех уровнях: индивидуальной, групповой и массовой. Из институтов услуги, обеспечивающих культурную деятельность в ее индивидуальной форме, следует назвать все виды библиотечного обслуживания. В этом случае культурная деятельность в основном обусловлена внутренними мотивами личности. Групповая деятельность характеризуется согласованным действием двух или более людей, объединенных общими интересами. В учреждениях обслуживания (клубы по интересам, кружки самодеятельности, студии и т.п.) человек выступает не только в роли потребителя, но и в роли участника групповой деятельности. Группа здесь – функциональная единица обслуживания. Массовая деятельность связана с удовлетворением потребностей населения, при реализации которых человек обычно выступает в роли зрителя или слушателя (театр, кино, концерт).

В связи с дифференциацией духовных потребностей личности в современных условиях создаются объективные предпосылки для возникновения множества разнохарактерных групп, формирующихся на основе развития того или иного вида деятельности. Групповая сфера деятельности получает ныне все более широкое распространение. Организация такого типа деятельности не может быть жестоко регламентирована. Основной оценкой и критерием эффективности организации системы деятельности служит степень удовлетворения потребностей различных слоев населения. Система организации групповой деятельности должна обеспечить гибкость структуры, позволяющей учитывать изменения в развитии как самих потребностей так и индустрии досуга. Территориальный принцип в этом случае не может выступать в качестве основного критерия организации системы групповой деятельности.

Учреждения культуры стали эффективнее создавать условия для реализации различных видов потребительской деятельности. Система организации массовых видов культурной деятельности должна, по всей вероятности, быть сосредоточена на пересечении главных транспортных магистралей и в комплексе с учреждениями общегородской системы обслуживания. Критерием их оценки являются: уровень разнообразия услуг, предоставляемых населению, высокий уровень комфортности обслуживания, а также уникальность учреждения.

В современной системе культурного обслуживания в достаточной степени развиты организация и обслуживание индивидуально используемых видов культурной деятельности (телевидение, радио, обслуживание периодической печатью и т.д.) и обслуживание деятельности, связанной со зрительской активностью населения (сеть театров, кинотеатров, филармонии и т.д.). Однако система культурного обслуживания испытывает большой дефицит в организации групповой услуги. Последняя интенсивно развивается в современных условиях и представляется нам наиболее перспективной формой культурной деятельности, что должно найти отражение при разработке систем культурного обслуживания.

 

При организации системы культурного обслуживания социологические критерии учитываются пока еще явно недостаточно, почти не изучен механизм их воздействия на эффективность функционирования учреждений культуры как института сферы услуги.

Библиотечная сеть должна быть территориально в большей степени приближена к читателю (т.е. размещаться либо вблизи места жительства, либо места работы). Клубная же сеть должна быть организована таким образом, чтобы модель ее функционирования была аналогом модели духовных запросов различных групп населения и отличалась значительной гибкостью и подвижностью функционирования структуры.

Вернемся к организации досуга по месту жительства. В любом поселении, районе, городе, мегаполисе есть различные типы учреждений культуры. Все учреждения культуры выполняют целый комплекс задач большой культурно-досуговой значимости. Это: гармоничное развитие личности, в том числе ее творческих потенций; сочетание интересов личности с интересами общества; содействие достижению социальной однородности и т.д.

Основная задача учреждения культуры – выявление истинных потребностей общества в разнообразии форм и гуманизации досуга.

Социально-педагогическое регулирование этих процессов требует:

– сведения до минимума влияния рынка на возможности сохранения свободы выбора форм досуговой деятельности субъектами вне зависимости от финансово-экономических ограничений;

– разработки культурологического и аксиологического подходов к профессиональной деятельности и образу жизни;

– изменения характера организации и управления досуговой деятельностью.

Формирование научных основ массового досуга – одно из требований коренных интересов общества, и это следует рассматривать как самостоятельную проблему.

Культура отражает степень «очеловечивания» природы и меру саморазвития человека, и процесс культурно-досуговой деятельности – путь к ней.

 

Раздел III. Технология
культурно-досуговой деятельности

Глава 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.06 с.)