Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура Римской империи периода распада
III – V в.в.- время разложения Римской империи. Идет дальнейшая деградация общества, возрастает значение провинций и падает власть метрополии, происходит варваризация общества. Власть императора приобретает всё более абсолютистский характер, хотя престол становится игрушкой в руках армии. Рост эксплуатации, увеличение налогов были причиной многочисленных восстаний как в Риме, так и в его колониях. После династии Северов началось господство так называемых «солдатских» императоров. При Диоклетиане (284 - 305) произошло 1-ое разделение Римской империи на Западную и Восточную, которое закончилось в 395г. Архитектура этого периода характеризуется невиданной роскошью и богатством украшений, и вместе с тем утратой стилевого единства, огрублением пропорций. Дальнейшее развитие получают конструкции крестовых сводов. Из гражданских зданий впервые они стали применяться в термах. Строительством терм римские императоры преследовали ту же цель, что и постройкой амфитеатров, - завоевание популярности у населения. Пользование банями было бесплатным и любой гражданин мог их посещать не только днем, но и ночью. Предназначались термы не только для купания, но и для физических упражнений, плавания, отдыха и развлечений. В Риме имелось 11 крупных императорских и 800 частных бань. Крупнейшими были термы Диоклетиана (302 – 306гг.), вмещавшие до 3200 человек. Одной из грандиозных построек такого типа былиТермы Каракаллы(рис 30) Термы Каракаллы ( 206 –216 гг. ) Термы вмещали до 3000 человек и располагались на площади в 12 га – 337´328м. Комплекс терм состоял из огромного прямоугольного здания 220´114м, помещавшегося в парке, который со всех сторон был ограничен 2-х этажными корпусами номерных бань,, библиотек, стадиона и т.п.. В главном здании по единой оси последовательно расположены большой зал с бассейном 58´24м, роскошно декорированный главный зал площадью 2700м – холодная баня (фригидарий), тёплая баня (тепидарий) и великолепная купольная ротонда горячей бани (кальдарий) с диаметром ротонды 34м, 8 разных по форме залов для отдыха располагались по фасаду, противоположному главному входу. Кроме того, в термах размещались 2 палестры, раздевальни, массажные и т. п..
Система входов терм строилась с учётом наиболее быстрого и удобного пользования помещениями, термы были роскошно убраны скульптурой и др. памятниками искусства. Наружный фасад строг: штукатурка, возможно расписанная. Под залами главного корпуса находились подсобные помещения, отопительная система, водопровод, канализация. Большое помещение в глубине двора занимала огромная цистерна-отстойник.
Рис.30 Рис.31
Последний этап большого строительства в Риме относится к III в. Напряжённое политическое положение, требования обороны привели к возникновению сооружений крепостного типа. Императором Аврелианом (270 - 275) были воздвигнуты из кирпича и бетона городские оборонительные стены Рима длиной 19 км с контрфорсами и башнями. Само жилище императора приобретает характер укреплённого замка. Дворец Диоклетиана в Сплите (305 г.) В Далмации на берегу Адриатического моря был построендворец для императора Диоклетиана (рис.31). Это дворец-крепость. В основу его планировки положен принцип римского военного лагеря. Внешние стены дворца одновременно являются крепостными стенами с башнями и воротами. Две части комплекса занимали корпуса для гвардии и провиантские склады. Две другие делились на дворцовую и культовую с 4-х колонным храмом и мавзолеем Диоклетиана, круглым внутри и 8-игранным с наружи. Улица, выходящая к морю оформлена портиками, где у колонн вместо антаблемента применены арки – нововведение, которое позже широко используется в Италии и других странах. Перекрытый куполом вестибюль дворца связывает площадь с церемониальным залом и открытой на море галереей. В архитектуре дворца заметно влияние восточного зодчества, - это грубость обработки, тяжеловесность форм. Время распада Римской империи является переходным от язычества к христианству, что сказывается и в архитектуре. Опыт, накопленный при строительстве терм, позволил сооружать крупные общественные и культовые сооружения В культовом строительстве появляются новые типы зданий: центричные ротонды и базиликальные храмы. Выбор базилики объяснятся большой вместимостью её интерьера, соответстветствующей специфике христианских религиозных церемоний.
Обязательной принадлежностью храмов становится апсида, где размещался алтарь. Апсиды, как планировочный элемент встречалась раньше во дворцах, в них размещался трон императора. В апсидах античных храмов устанавливались статуи богов. Крупнейшей базиликой и последним монументальным произведением римской архитектуры являлась Базилика Максенция - Константина. (306 – 315 гг.) Размер её 101´76м, высота среднего нефа 35м. Базилика делится на 3 нефа, - центральный шириной 25м и боковые по 17,5м. Средний неф перекрыт 3 крестовыми сводами. Освещение интерьера осуществляется за счёт перепада высот перекрытий. Позже базилика была перестроена: главный вход перенесли с поперечной стены на продольную, а на противоположную ей стену вынесли ещё одну апсиду. Базилика - прототип христианских храмов. С наступлением экономического и политического кризиса империи постепенно сокращается строительство, архитектура становится сухой, помпезной, огрубляются детали сооружений. Наиболее значительные произведения создаются в колониях: Франции, Африке, Сирии. В провинциях наряду с приемами римской архитектуры применяются и местные строительные приемы. Великолепным примером культового ансамбля является святилище в Баальбеке (Ливан) (III в.) Симметричная композиция комплексов Большого и Малого храмов, характерная для римской архитектуры удачно сочетается с формами восточного зодчества: бассейнами для омовений, шестиугольным проходным двором, башней – алтарем, напоминающим зиккурат. Характерными чертами римского искусства, уходящего своими корнями в греческое и этрусское является конкретность изображений, высокое мастерство портрета, историческая точность батальных сцен. Наивысшего мастерства достигает искусство скульптуры, часто копирующее на ранних стадиях греческие образцы. В позднеримском искусстве появляется размельченность, излишняя деталировка изображений. В провинциях искусство Рима распространяется по-разному. На востоке оно соприкасается с местными традициями. В греческих областях мастера старались сохранить классические традиции.
Характерные черты римской архитектуры: 1. Наивысший расцвет римской архитектуры – конец I – начало II века, период расцвета Римской империи; 2. Исключительное типологическое разнообразие сооружений (в отличие от греческой архитектуры, где велась многовековая работа по совершенствованию сравнительно небольшого количества типов зданий); 3. Грандиозность сооружений; 4. Новые строительные материалы и приёмы (появление бетона, применение различных видов кладки (инцерт и ретикулат и т.д.); 5. Широкое применение арочных конструкций в сочетании с греческим ордером, в результате чего появляется римская арочная ячейка; 6. Создание нового типа храмовых сооружений – базилик и центричных ротонд; 7. В идеологическом плане наиболее монументальные творения римской архитектуры были непосредственно связаны с императорскими заказами; 8. Впервые появляются теоретические труды: «10 книг об архитектуре» Витрувия, где рассмотрены градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы, обобщён опыт греческого и римского зодчества. (Витрувий – римский архитектор и инженер 2-ой пол. I в. до н. э.).
К характерным противоречиямримской архитектуры можно отнести: · Замкнутость архитектуры от окружающей среды, противопоставление сооружений природе. · Отсутствие единства между подлинно работающей конструкцией и внешней пластикой декора; · Контраст между грубостью обработки деталей фасада и излишней пышностью внутреннего интерьера.
В 395 году ослабленная Великая Римская Империя разделилась на две части: Западную (Римскую империю со столицей - Римом) и Восточную (Византию со столицей - Константинополем). Набеги варваров с севера, многочисленные восстания рабов и волнения в колониях способствовали распаду Западной империи (476г.)
Римская культура оказала значительное влияние на развитие всей западноевропейской архитектуры и искусства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.007 с.) |