Османская империя в конце XVIII в. Зарождение «Восточного вопроса» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Османская империя в конце XVIII в. Зарождение «Восточного вопроса»



1. Во внутренних частях империи и восточных окраин сохранялся средневековый феодальный строй. В аграрных отношениях в Османской империи вырос удельный вес помещичьего землевладения и вакфов. По существу способ производства не изменился: по-прежнему в его основе лежало мелкое хозяйство крепостного или полукрепостного типа. Феодальная власть Османской империи приходила в столкновение с экономическими интересами покоренных народов. Следствием этого были восстания и бунты. Балканские народы формировали вооруженные партизанские отряды, которые назывались: у болгар — «хайдуки», у греков — «Клефты», у сербов — «ускоки». Турецкие султаны упорно пытались найти выход из сложившейся обстановки в войнах с соседями и легко давали повод европейским государствам вовлекать Турцию во всевозможные коалиции и военные союзы. Одним из таких примеров стала русско-турецкая война 1768—1774 гг. По Кючюк-Кайнарджийскому миру, заключенному в 1774 г., Россия получила право торгового судоходства по Черному морю и торговые льготы — капитуляции. Крым был объявлен независимым от Турции, а Кинбурнская коса и Азов отошли к России. Военное дело замерло на уровне XVI в. Турецкий флот после разгрома в Чесменском бою фактически перестал существовать. Внешняя политика Турции утратила всякую самостоятельность. В 1787 г. Турция поддалась влиянию английской дипломатии и вступила в новую войну против России. По Ясскому миру 1792 г. с Россией Турция должна была очистить территорию между Бугом и Днестром.

2. Внутренний распад Османской империи и ее военные поражения поставили в конце XVIII в. проблему раздела турецких владений в Европе. Каждая из крупных европейских держав выдвигала свои претензии на «Османское наследство». Россия стремилась овладеть Константинополем и проливами и обеспечить себе выход из Черного моря. Против России выступали в первую очередь Англия и Франция. Интересы. Россия поддерживала стремление славянского и греческого населения к освобождению от турецкого господства. Англия и Франция, поддерживали султанское правительство в его борьбе с национально-освободительными движениями на Балканах. Помимо антирусской направленности, эта политика Англии и Франции имела также экономические причины. Английские и французские колонизаторы рассматривали турецкое господство на Балканах как лучший залог неограниченной торговой эксплуатации местного населения. Отсюда и проистекал выдвинутый Англией и Францией лицемерный лозунг «целостности и неприкосновенности Османской империи». Русское правительство стремилось либо присоединить балканские территории к России, либо создать государство со столицей в Константинополе, под русским протекторатом. Разница в русском и западноевропейском подходе заключалась в том, что Россия хотела распада Османской империи, а Англия, Франция, Австрия и Пруссия ее сохранения, с тем, чтобы эксплуатировать ее со всеми владениями посредством режима капитуляций. Однако объективно конечным результатом русско-турецких войн стало ослабление турецкого господства над Балканским полуостровом. Так возник «Восточный вопрос». Это иностранное вмешательство, сопряженное с непримиримым соперничеством, абсолютно запутало Восточный вопрос и сделало его для капиталистической Европы неразрешимым.

 

Реформы Селима III

В конце XVIII столетия идеи французской революции проникли на Балканы и на греческие острова Эгейского моря. В стране разгоралась ожесточенная феодальная смута. Видимский паша Осман Пазвандоглу, начав с разбоев и грабежа Сербии и Валахии, вышел из повиновения султану и даже стал чеканить монету от своего имени. Али-паша обосновался в Янине, подчинив своей власти Эпир, Южную Албанию и часть Морей. Паша скутарийский и паша боснийский, начальники округов рущукский, серееский и другие тоже превратились в полунезависимых правителей. В Курдистане, Ираке, Сирии, Палестине, а тем более в Аравии, Египте и Магрибе власть султана была призрачной. В конце XVIII в. возник план реформ, направленных на преодоление раздробленности Османской империи. Реформы эти сводились в основном к мерам военно-технического характера, к укреплению армии, администрации и финансов. Реформы были связаны с именем вступившего в 1789 г. на престол султана Селима III. Фактически его именем действовали несколько сановников. В 1792—1796 гг. были опубликованы указы султана об отобрании тимаров и зеаметов у тех ленников. Селим ПI пытался реформировать и гражданское управление: подчинил деятельность великого везиря контролю неофициального «совета двенадцати», составленных из приближенных к султану лиц, учредил постоянные посольства за границей. Сторонники султана — были малочисленны и нерешительны. Подавляющее же большинство светских и, в особенности, духовных феодалов активно противились реформам. Поэтому султан и не смог провести сколько-нибудь существенные реформы в области экономики. Экономическая, материальная база центрального правительства не только не была укреплена. Особенно были обеспокоены янычары, опасавшиеся, что их корпус будет ликвидирован и заменен войсками низам-и-джадид. Селим ПI не имел возможности опереться на буржуазию. Турецкая национальная буржуазия еще просто не формировалась. Реформы легли тяжелым бременем на народные массы, и прежде всего на крестьянство. Введение новых тяжелых налогов и поборов обострило недовольство народных масс. В итоге Селим ПI оказался перед непреодолимыми препятствиями. К тому же возникли внешнеполитические осложнения, еще больше ослабившие сторонников реформ.

 

Турция периода Танзимата

После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. В тяжелых условиях правящие круги Османской империи начинают новый этап реформ. Реформы 40-70-х гг. XIX в. получили название «танзимат» (преобразование, реформация). В отечественных работах эти преобразования принято условно разделять на два периода.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.

Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.193

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи.

Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции.

В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф. Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований.

Гюльханейский указ состоял из трех частей.

Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.

Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.

В хатт-и шерифе подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа. Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм. Для него характерен декларативный интернационализм, ибо сторонники османизма выступали за «равенство и единство всех народов», населяющих турецкую державу. В дальнейшем османизм станет идеологией «новых османов», младотурок. В годы первой мировой войны османизм на деле будет оправдывать господство турок над нетурецкими народами. Однако в 1839 г. современники восторженно воспринимали идеи танзимата.

В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон. Борьба с откупной системой закончилась поражением реформаторов.

Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве195. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

Если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.009 с.)