Можно ли утверждать, что индивидуальные индексы по методологии исчисления адекватны темпам роста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли утверждать, что индивидуальные индексы по методологии исчисления адекватны темпам роста.



а) можно;

б) нельзя.

3. Сводные индексы позволяют получить обобщающую оценку изменения:

а) по товарной группе;

б) одного товара за несколько периодов.

Тема 9. Выборочные наблюдения

Краткая теория

Понятие о выборочном методе.Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих исследованию единиц совокупности осуществляется случайно, отобранная часть подвергается исследованию, после чего результаты распространяются на всю совокупность.

К использованию выборочного метода прибегают в следующих случаях: когда само наблюдение связано с порчей или уничтожением наблюдаемых единиц (например, пряжа на крепость, электрическая лампочка на продукт горения); большой объем совокупности; значительные затраты (финансовые и трудовые).

Комбинированная выборка. В статистической практике выборочное наблюдение из больших массивов генеральной совокупности часто проводится в виде комбинированной, или ступенчатой, выборки. При комбинированной выборке выборочная совокупность единиц формируется в результате так называемого ступенчатого отбора. Например, для обследования успеваемости студентов факультета выборочную совокупность можно сформировать в результате двухступенчатого отбора: вначале провести случайный отбор групп (как серий), а затем в каждой группе методом механической или собственно-случайной выборки отобрать определенное число студентов.

Практические задания

Когда применяется выборочное наблюдение?

а) ________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________

в) ________________________________________________________________

2. Виды совокупностей:

а) ________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________

3. По способу формирования выборка делится:

а) ________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________

в) ________________________________________________________________

Контрольный тест по теме:

«Выборочное наблюдение»

1. Под выборочным наблюдением понимают:

а) обследование наиболее крупных единиц изучаемой совокупности

б) сплошное наблюдение всех единиц совокупности

в) несплошное наблюдение части единиц совокупности, отобранных случайным способом

г) несплошное наблюдение части единиц совокупности

2. Преимущества выборочного наблюдения по сравнению со сплошным наблюдением:

а) снижение трудовых затрат за счет уменьшения объема обработки первичной информации

б) возможность периодического проведения обследований

в) возможность провести исследования по более широкой программе

г) более низкие материальные затраты

3. Какой из видов несплошного наблюдения является основным, главным:

а) Анкетное наблюдение;

б) Выборочное наблюдение;

в) Опрос (устный опрос);

г) Корреспондентский способ;

д) Обследование основного массива.

4. При проведении выборочного наблюдения определяют:

а) вероятность того, что ошибка выборки не превысит заданную величину

б) численность выборки, при которой предельная ошибка не превысит допустимого уровня

в) тесноту связи между отдельными признаками, характеризующими изучаемое явление

г) число единиц совокупности, которые остались вне сплошного наблюдения

5. Статистическое наблюдение, при котором обследуется научно отобранная часть совокупности, называется:

а) выборочным наблюдением

б) текущим наблюдением

в) случайным наблюдением

г) аномальным наблюдением

6. Если при отборе попавшая в выборку единица не возвращается в совокупность, то такой метод называется:

а) повторный отбор

б) индивидуальный отбор

в) бесповторный отбор

г) комбинированный отбор

7. Репрезентативность результатов выборочного наблюдения зависит от...

а) продолжительность проведения наблюдения

б) вариации признака и объема выборки

в) определения границ объекта исследования

г) времени проведения наблюдения

 

 

Тема 10. Исследование связей между явлениями

Краткая теория

Понятие корреляции. Все явления в мире взаимосвязаны. Это значит, что каждое событие оказывает влияние на все события, следующие за ним, а само происходит вследствие всех событий, случившихся до него.

До сих пор рассматривались основные статистические характеристики изолированно друг от друга, теперь будем изучать, как и в какой форме одно явление оказывает влияние на другое. Это является предметом корреляционно-регрессионного анализа.

При статистическом исследовании корреляционных связей одной из основных задач является определение их формы, т.е. построение модели связи.

Построение регрессионной модели проходит несколько этапов:

1. Определение факторов, которые оказывают определяющее воздействие на результативный признак.

2. Определение форм воздействия факторов и результата.

3. Определение степени влияния на результат учтенных и неучтенных факторов.

В статистике изучаются следующие виды связей:

1. Балансовая связь – характеризует зависимость между источниками формирования результатов и их использованием.

2. Компонентные связи – характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель, как множители.

3. Факторные связи – характеризуются тем, что они появляются в согласованной вариации изучаемых показателей.

Одни выступают как факторные, другие как результативные.

При функциональной связи изменение результативного признака (у) обусловлено всецело действием одного факторного признака (х), т.е. одному факторному соответствует одно и только одно значение результативного признака y=f(x). Функциональная связь проявляется во всех случаях наблюдения и для каждой конкретной единицы изучаемой величины.

Если причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, при большом числе наблюдений, то такая зависимость называется стохастической. Частным случаем стохастической связи является корреляционная, при которой изменение среднего значения результативного признака обусловлено изменением факторных признаков.

По аналитическому выражению выделяют связи прямолинейные и нелинейные.

В статистике не всегда требуются количественные оценки, важно просто определить форму воздействия одних факторов на другие.

Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при котором изменение одной из случайных величин приводит к уменьшению математического ожидания другой. В статистике принято различать следующие варианты зависимостей:

1. Парная корреляция – связь между двумя признаками.

2. Частная корреляция – зависимость между результатом и одним факторным признаком при фиксированном значении других факторных признаков.

3. Множественная корреляция – зависимость результативного и двух или более факторных признаков, включенных в исследование.

По направлению связи распределяют:

а) прямую регрессию (положительную);

б) обратную (отрицательную), т.е. с увеличением или уменьшением независимой величины зависимая соответственно уменьшается или увеличивается.

Практические задания

1. Корреляционная зависимость - это _____________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Заполните таблицу «Виды зависимостей между признаками»:

3. Методы выявления корреляционной связи:

а) ________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________

Контрольный тест по теме:

«Исследование связей между явлениями»

1. Корреляционный анализ используется для изучения:

а) взаимосвязи явлений;

б) развития явления во времени;

в) структуры явления.

2. По характеру различают связи:

а) функциональные и корреляционные;

б) функциональные и статистические;

в) вероятностные и обратные;

г) статистические и криволинейные.

3. Для количественной оценки связи используется:

а) корреляционный анализ;

б) метод группировок;

в) метод средних величин.

4. По аналитическому выражению связи различаются:

а) обратные;

б) тесные;

в) нелинейные;

г) множественные.

 

 

Тема 11. Ряды динамики

Краткая теория

Понятие рядов динамики. Ряд динамики представляет собой ряд числовых значений определенного показателя в последовательные моменты, или периоды времени.

Числовые значения того или иного показателя, составляющие динамический ряд, называют уровнями ряда (у).

Ряды динамики выражают в таблицах или графически. При графическом изображении динамического ряда на оси абсцисс строится шкала времени (t), а на оси ординат – шкала уровней ряда (y).

Одной из основных задач исследования рядов динамики является выявление определенной закономерности в изменении уровней ряда (тренда).

Виды рядов динамики. В зависимости от вида показателей, ряды динамики подразделяют на ряды абсолютных, относительных и средних величин. При этом ряды абсолютных величин рассматриваются как исходные, а ряды относительных и средних величин как производные.

Кроме того, уровни рядов динамики могут относиться к определенным моментам или интервалам времени. В зависимости от этого различают моментные и интервальные ряды.

Моментным называется ряд, уровни которого характеризуют величину явления по состоянию на определенные моменты времени, определенные даты (например, на 1 января, 23 марта и т.д.).

Интервальным называется такой ряд, уровни которого характеризуют величину изучаемого показателя, полученную в итоге за определенный период времени (например, 2009 год, 2010 год и т.д.). Отличительной особенностью интервальных рядов абсолютных величин является то, что уровни их можно дробить и складывать. Уровни моментных рядов складывать нельзя так как в его уровни могут входить одни и те же единицы изучаемой совокупности. Поэтому при суммировании уровней моментного ряда может возникнуть повторный счет, поэтому их не складывают.

Сопоставимость рядов. При изучении явлений общественной жизни в статистике приходится иметь дело с различными видами динамических рядов. Основное требование к ним – сопоставимость уровней. Несопоставимость уровней в рядах динамики может возникнуть:

- изменение территории, к которой отнесены показатели;

- изменение методологии учета и расчета показателей;

- изменение в ценах для стоимостных показателей;

- различная продолжительность периодов, к которым относятся уровни;

- изменение даты учета.

Изучение сезонных колебаний. Внутригрупповые уровни многих показателей существенно зависят от сезонности. Это характерно для таких отраслей как сахароварение, рыболовство, охота, туризм, навигация.

В таких случаях при укрупнении интервалов закономерность изменения не только не проявляется, но и затушевывается. Только наблюдение за месячными (или квартальными) уровнями можно обнаружить колеблемость в ряду, вызванную влиянием сезонности.

В статистике существует два метода для выявления сезонности волны.

1. Суть метода заключается в следующем: для каждого года рассчитывается средний уровень, а затем с ним сопоставляется (в процентах) уровень каждого месяца (квартала). Это процентное отношение называют индексом сезонности.

2. Однако месячные (квартальные) данные одного года в силу элемента случайности слишком ненадежны для выявления закономерности колебаний. Поэтому надежнее пользоваться месячными (квартальными) данными за ряд лет в основном за 3 года). Тогда для каждого месяца (квартала) рассчитывается средняя величина уровня за 3 года, затем из них рассчитывается среднемесячный (среднеквартальный) уровень для всего ряда и в заключение определяется процентное отношение средних для каждого месяца (квартала) к общему среднемесячному (среднеквартальному) уровню ряда.

 

Практические задания

 

1. Ряд распределения – это __________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Требования к построению ряда динамики:

а) ________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________

в) ________________________________________________________________

г) ________________________________________________________________

д) ________________________________________________________________

3. Что представляют собой сезонные колебания __________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Контрольный тест по теме:

«Ряды динамики»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.043 с.)