Макроэкономическая равновесие и цикличность развития экономики. Безработица и инфляция как факторы макроэкономического дисбаланса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономическая равновесие и цикличность развития экономики. Безработица и инфляция как факторы макроэкономического дисбаланса



План практического занятия

1. Понятие экономического кругооборота.Модели кругооборота.

2. Модели макроэкономического равновесия: «AD-AS», кейнсианская модель макроэкономического равновесия «доходы-расходы», модель макроэкономического равновесия «сбережения-инвестиции», общая модель макроэкономического равновесия «IS-LM».

3. Нарушение макроэкономического равновесия. Экономическая цикличность.

4. Безработица и инфляция.

Тестовые задания

 

1. Если уровень цен в стране растет, а объем реального ВВП сокращается, то это вызвано сдвигом кривой:

а) совокупного спроса влево;

б) совокупного спроса вправо;

в) совокупного предложения влево;

г) совокупного предложения вправо.

2. Среди перечисленных ниже утверждений определите неправильное:

а) рост объема экспорта при прочих равных условиях увеличивает совокупный спрос и национальный доход;

б) для расчета объема чистого национального продукта из ВВП необходимо вычесть косвенные налоги на бизнес;

в) дефлятор ВВП по отношению к индексу потребительских цен является более общим показателем;

г) инфляция спроса возникает на классическом участке кривой совокупного предложения;

д) все приведенные выше утверждения верны.

3. Из перечисленных ниже положений не соответствуют принципам экономической кейнсианской экономической школы:

а) кризисному состоянию экономики может соответствовать состояние ее макроэкономического равновесия;

б) рынок не способен обеспечить автоматическое саморегулирование национального хозяйства;

в) необходимо государственное вмешательство в функционирование экономики страны;

г) для преодоления кризиса необходимо обеспечить рост совокупного спроса;

д) основным рычагом государственного регулирования национальной экономки является бюджетно-налоговая политика;

е) все приведенные выше положения соответствуют кейнсианским принципам.

4. Классическая школа исходит из того, что линия совокупного предложения:

а) горизонтальна на уровне цен, определяемым совокупным спросом;

б) горизонтальная на уровне, определяемом ставкой процента и государственной политикой;

в) вертикальна на произвольном уровне ВВП;

г) вертикальна на уровне потенциального ВВП.

5. Рост совокупного предложения вызовет:

а) снижение уровня цен и реального ВВП;

б) замедление роста цен и увеличение реального объема ВВП;

в) повышение уровня цен и объема ВВП в реальном выражении;

г) замедление роста цен и снижение реального ВВП;

д) все предыдущие ответы неверны.

6. Совокупный спрос – это:

а) спрос домохозяйств и чистый экспорт;

б) совокупность заработной платы домохозяйств, доходов от бизнеса, амортизационных отчислений, чистых налогов;

в) государственные расходы и инвестиционный спрос предприятий;

г) совокупность потребительских, государственных, инвестиционных расходов, а также чистого экспорта.

7. Средняя склонность к потреблению представляет собой отношение:

а) размеров потребления к величине дохода;

б) размеров прироста дохода к величине потребления;

в) прироста величины потребления к приросту величины дохода;

г) прироста величины потребления к величине сбережения.

8. К мерам антициклической политики относится:

а) снижение процентных ставок;

б) проведение льготной политики;

в) сокращение количества социальных программ;

г) увеличение государственных расходов в целях сдерживания инфляции.

9. Промышленными называют следующие экономические циклы:

а) малые;

б) средние;

в) строительные.

10. Укажите верный порядок перечисления типов экономических циклов в порядке возрастания их длительности:

а) Форрестера, Кондратьева, Кузнеца, Жугляра;

б) Китчина. Кондратьева, Жугляра, Кузнеца;

в) Китчина, Жугляра, Кузнеца, Кондратьева, Форрестера, Тоффлера;

г) Кондратьева, Тоффлера, Китчина, Жугляра;

д) Жугляра, Китчина, Кузнеца, Кондратьева.

11. Цикл, связанный с периодичностью обновления основного капитала, – это:

а) цикл Китчина;

б) цикл Кузнеца;

в) цикл Жугляра;

г) цикл Кондратьева.

12. Цикл, связанный с бумом жилищного строительства, – это:

а) цикл Китчина;

б) цикл Кузнеца;

в) цикл Жугляра;

г) цикл Кондратьева.

13. Естественный уровень безработицы – это:

а) ситуация, когда все трудоспособное население не работает;

б) определенный процент безработной части взрослого населения;

в) определенный процент безработной части экономически активного населения.

 

14. Если фактический уровень безработицы превышает естественный, то:

а) фактический ВВП меньше потенциального;

б) фактический ВВП больше потенциального;

в) фактический ВВП равен потенциальному.

15. Борьба с безработицей предполагает использование следующих средств:

а) увеличение предложения денег;

б) увеличение нормы обязательных резервов;

в) повышение ставки процента;

г) уменьшение трансфертных платежей;

д) повышение курса национальной валюты;

е) увеличение государственных расходов.

16. Дает возможность подсчитать количество денег, необходимых для удвоения цен:

а) золотое правило;

б) правило величины 70;

в) правило Лоренца;

г) правило Стокса.

17. В условиях инфляции выигрывают:

а) получатели фиксированных доходов;

б) работающие на государственных предприятиях;

в) владельцы сбережений;

г) дебиторы;

д) пенсионеры.

18. Графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей, – это:

а) кривая производственных возможностей;

б) кривая Филдса;

в) кривая инфляционных ожиданий;

г) кривая Филлипса.

19. К контрциклическим показателям относятся:

а) совокупный объем предложения;

б) уровень безработицы;

в) М0, М1, М2, М3;

г) общий уровень цен;

д) прибыли корпораций.

20. Определите:

а) к какой из двух фаз экономического цикла (кризиса или подъема) относятся перечисленные процессы:

– рост инвестиций в частном секторе;

– сокращение прибыли;

– рост налоговых поступлений;

– рост спроса на труд;

– падение курса акций;

– рост уровня инфляции;

– снижение уровня процентной ставки;

б) разграничьте внешние и внутренние факторы экономических циклов:

– изменение численности населения;

– изменение структуры потребления;

– научно-техническая революция;

– сокращение объемов инвестирования;

– политические и социальные явления;

– деятельность правительства.

 

Практические задания

 

1. В табл. 15 представлены данные, характеризующие совокупное предложение. Выполните следующие задания:

а) на основании данных таблицы определите, в каких пределах изменяются: 1) объем реального ВВП на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения; 2) уровень цен и объем реального ВВП на классическом отрезке кривой совокупного предложения; 3) объем реального ВВП на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения.

б) постройте график совокупного предложения.

 

Таблица 15

Динамика уровня цен и реального ВВП

Уровень цен Реальный ВВП
220 2000
225 2000
200 1900
Уровень цен Реальный ВВП
175 1700
150 1400
125 1000
125 500
125 0

 

2. В табл. 16 перечислены неценовые факторы, которые оказывают влияние на динамику основных компонентов совокупного спроса. Заполните таблицу, указав соответствующий компонент и характер влияния (+) рост или  (–) падение.

 

Таблица 16

Факторы, оказывающие влияние на динамику совокупного спроса

Фактор Компонент совокупного спроса Изменения (+) или (–)
Рост населения    
Сокращение предложения денег    
Повышение индивидуальных налогов    
Ожидаемая рецессия в других странах    
Повышение цен на жилые дома    
Ожидаемая рецессия в национальной экономке    

 

3. На основании данных табл.  17 постройте график AD-AS. Определите, при каком уровне цен будет достигнуто равновесие и чему равен равновесный объем национального производства. Определите, какие изменения в сфере производства или потребления могут привести к достижению равновесия при уровне цен 250 и 150.

Таблица 17

Совокупный спрос и совокупное предложение

Объем национального производства, предлагаемый на рынке для продажи при данных уровня цен, млрд руб. Совокупный объем продукции, на который предъявляется спрос при данных уровня цен, млрд руб. Уровень цен (индексы цен)
100 500 100
200 400 150
300 300 200
400 200 250
500 100 300

 

4. Функция потребления задана формулой: C = 80 + 0,5 Y. Выполните следующие задания:

а) заполните таблицу 18.

б) постройте график потребления;

в) проведите биссектрису. Рассчитайте, при каких условиях располагаемого дохода затраты на потребление равны, меньше и больше его объема.

 

Таблица 18

Доход, потребление и сбережение

Доход Потребление Сбережение
0    
100    
200    
300    

 

5. На рисунке показаны кривые IS (инвестиции – сбережения) и LM (ликвидность – деньги):


 

Если правительство увеличит государственные расходы, то:

а) увеличится совокупный спрос и объем производства;

б) повысится спрос на деньги и ставка процента;

в) снизится ставка процента и повысится спрос на деньги;

г) сократится совокупный спрос и объем производства.      

6. Доход домохозяйства после уплаты налога возрос по сравнению с прошлым годом с 200 до 220 д.е. При этом потребление выросло на 15 д.е. Определите предельную склонность к сбережению и потреблению.

7. ВВП страны в отчетном году составил 650 д.е. Ведущие экономисты спрогнозировали, что через год экономическая ситуация в стране будет характеризоваться следующими данными: С = 10+0,7 Y; Ig = 70 д.е., G = 130 д.е., Xn = 5 д.е., Y = 650 д.е. Рассчитайте прогнозируемый ВВП и определите фазу экономического цикла.

 

8. Прирост инвестиционных расходов на 6 млрд. руб. привел к изменению реального ВВП с 466 млрд. руб до 490 млрд. руб. Рассчитайте мультипликатор инвестиций.

 

9. По данным табл. 19 рассчитайте:

а) реальный ВВП;

б) темпы экономического роста во втором и третьем году;

 

 

Таблица 19

Динамика производительности труда

Год Количество труда, часы Производительность труда, дол. в час Реальный объем ВВП, дол.
1 400 50  
2 600 50  
3 600 60  

в) как можно охарактеризовать экономическую динамику во втором и третьем году? Определите тип экономического роста.

10. Заполните пустые строки табл. 20.

 

Таблица 20

Динамика потребления и сбережения

Уровень производства и дохода, РД Потребление, С Сбережения, S APC APS MPC MPS
240   –12        
260   0        
280   12        
300   24        
320   36        
340   48        
360   60        
380   72        
400   84        

 

11. В стране Лилипутия проживет 29 человек, работающих по контракту, 18 пенсионеров, 20 школьников, 3 инвалида, 8 человек находится в оплачиваемом отпуске, 15 студентов, 5 артистов, 6 безработных, 2 тунеядца и 4 бомжа. Необходимо найти уровень безработицы.

 

12. Потенциальный объем ВВП равен 500 млрд. долл. Фрикционная безработица составляет 5 %, структурная – 2, общий уровень безработицы – 15. Найти реальный объем ВВП.

13.  В табл. 21 представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом годах рассматриваемого периода в тыс. чел. Определите:

а) численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом годах рассматриваемого периода;

б) можно ли утверждать, что в пятом году существовала полная занятость?

Таблица 21

Данные для анализа рынка труда

  1-й год 5-й год
Рабочая сила 169 778 190 906
Занятые 161 592 175 048
Безработные
Уровень безработицы, %

 

14. Численность экономически активного населения страны составляет 85 млн. чел. Численность занятых – 81,6 млн. Естественный уровень безработицы – 5 %. Коэффициент Оукена равнее 2,5. Фактический ВВП равен 4500 млрд. ден. ед. Найдите фактический уровень безработицы и объем производства при полной занятости. Какой разрыв существует в экономике – рецессионный или инфляционный?

 

Вопросы для самопроверки

1. Как можно графически и аналитически представить общий вид функций потребления и сбережения?

2. Какие экономические процессы характеризуют каждую фазу экономического цикла?

3. В чем заключаются стимулирующая и сдерживающая антициклическая политика?

4. Какие виды безработицы выделяются экономической наукой в качестве основных?

5. Как формируется инфляция по линии спроса и по линии предложения? Как называются эти виды инфляции?

6. Какие меры антиинфляционного регулирования вы знаете?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.039 с.)