Темы для обсуждения на практическом занятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы для обсуждения на практическом занятии



1. Экономическая мысль Античности и Средневековья: Ксенофонт, Аристотель, Фома Аквинский.

2. Мысль экономическая и мысль утопическая.

3. Меркантилизм и его последователи (Томас Мэн, Антуан де Монкретьен и др.).

4. Политика протекционизма: от учения меркантелистов до наших дней.

5. Школа физиократов: сущность, теория классов. Франсуа Кене и его экономическая таблица.

6. Трудовая теория ценности в работах Адама Смита, Дэвида Риккардо и Карла Маркса.

7. Маржинализм и его последователи. Ценность как выражение предельной полезности. 

8. Либеральные идеи Ф.Хайека. 

9. Неоклассическое направление экономической мысли: А.Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето.

10. Институциональное направление экономической мысли: понятие, ученые-последователи: Т. Веблен, Дж. Р. Коммонс, Норт, Митчелл.

11. Монетаризм: М. Фридмен, И. Фишер.

12. Русские ученые-экономисты: А.В. Чаянов, Н. Кондратьев, Н. Бухарин.

13. Коэффициент Джини и другие показатели дифференциации населения страны по доходам.

14.  Цикличность экономического развития и качество жизни населения (на примере циклов Кузнеца и жилищного строительства).

15. Инфляция и проблема выбора эффективной антиинфляционной политики.

16. Нобелевская премия: история создания, русские лауреаты.

17.  Нобелевская премия по экономке: история создания, ученые-лауреаты (за последние два-три года).

18.  Вклад Кэне в разработку моделей экономического кругооборота. 

19. Идеальное государство: идеи экономистов-утопистов.

20. Монополизм и государственная антимонопольная политика.

21. Проблема производства общественных благ (понятие общественных благ, фиаско рынка, роль государства в стимулировании производства общественных благ).

22. Институты международной экономической деятельности: МВФ, БРИКС, ВТО и др.

23.  Цикличность экономики. Финансовые и экономические кризисы в современной России: 1998, 2008, 2015 гг.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом и объектом экономической теории?

2. Каковы функции экономической теории?

3. Что является предметом изучения у меркантилистов, физиократов и представителей классической школы?

4. Какие методы исследования используются в экономической теории? 

5. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией, исследуются на микроуровне, а какие – на макроуровне? Почему?

 

Становление и сущность товарного производства.

Общая характеристика рынка

План практического занятия

1. Потребности, блага и ресурсы.

2. Альтернативные издержки и производственные возможности. Кривая производственных возможностей.

3. Права собственности и экономическое поведение.

4. Кругооборот благ: понятие, модели. Потоки и запасы.

5. Экономические системы: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная.

 

Тестовые задания

1. Характеристикой экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) неограниченное количество.

 

2. Какие блага являются экономическими, общественными, а какие свободными? 

1. Экономические блага     а) вода в роднике;
2. Общественные блага     б) услуги городской библиотеки;
3. Свободные блага     в) услуги парикмахера;
      г) услуги врача частной практики;
      д) грибы и ягоды в лесу;
      е) лодка и приспособления для рыбалки;
      ж) энергия солнца и ветра.  

3. Выберете из приведенных групп факторов производства ту, которая точнее:

а) земля, труд, капитал, рабочая сила, управление;

б) земля, труд, средства производства, технология, предпринимательство, управление;

в) ресурсы, технология, предпринимательство;

г) земля, труд, капитал, предпринимательство, информация.

 

4. Остап Бендер, получив отказ в продаже стула, очаровал Эллочку-Людоедку золотым ситечком. С чем она столкнулась, решая, обменять ли стул на ситечко:

а) с проблемой ограниченности ресурсов;

б) с проблемой оценки альтернативной стоимости;

в) с необходимостью компромиссного выбора;

г) со всем вышеперечисленным.

 

5. Установите, в какой из представленных ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства:

а) счет в банке, хозяин магазина, сера;

б) банкир, нефть, трактор;

в) геолог, станок, деньги;

г) облигации, уголь, бригадир.

 

6. Если ваше решение получить специальность экономиста можно считать рациональным, то это означает, что оно явилось результатом:

а) решения родителей;

б) стечением обстоятельств;

в) компромиссного выбора;

г) проявления предопределенности вашей судьбы.

 

7. Студент учится в университете и получает стипендию 200 р. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом и получать 1000 р. Рассчитать его альтернативные затраты на обучение в университете:

а) 200;

б) 1000;

в) 800;

г) 1200.

 

8. К условиям возникновения рынка относятся:

а) общественное разделение труда;

б) появление денег;

в) возникновение централизованных государств;

г) зарождение обмена;

д) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности.

 

9. Взаимосвязь экономических интересов продавцов и покупателей обеспечивается выполнением рыночной функции:

а) посреднической;

б) ценообразующей;

в) стимулирующей;

г) информационной.

 

10. Что, как и в каких объемах производить, решается в рамках определенной экономической системы. Под экономической системой понимают совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. В настоящее время выделяют традиционную, административно-командную, смешанную и рыночную экономические системы. 

В табл. 1 даны характеристики разных экономических систем. Назовите их.

 

Таблица 1 

Характеристики экономической системы

Тип

Признак

Структура, обеспечивающая принятие решений Механизм информации и регулирования Форма собственности Стимулы
1 Децентрализованная Рынок Частная Материальные
2 Децентрализованная Рынок Государственная и (или) коллективная Материальные и моральные
3 Централизованная План Государственная Материальные и моральные

 

11. Какие типы рынков включены в модель кругооборота в рыночной экономике:

а) реальный и денежный рынки;

б) реальный рынок и рынок товаров;

в) денежный рынок и рынок ресурсов;

г) рынок продуктов и благ;

д) рынок продуктов и рынок ресурсов.

 

12. Какой из перечисленных институтов отсутствует в инфраструктуре рынка:

а) фондовая биржа;

б) аукцион;

в) научно-исследовательский институт;

г) страховая компания;

д) институт народного хозяйства.

 

13. Несовершенство рынка проявляется в том, что:

а) фирмы не могут получить одинаковую прибыль;

б) происходит разрушение окружающей среды, так как фирмам невыгодно тратить средства на ее охрану;

в) происходит разорение некоторых фирм;

г) рынок неэффективно использует ограниченные ресурсы.

 

14. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то такая экономика:

а) командная;

б) рыночная;

в) натуральная;

г) смешанная.

 

15. Основными субъектами современной рыночной экономики являются:

а) домашние хозяйства, фирмы, менеджеры;

б) наемные работники, домашние хозяйства, фирмы;

в) предприниматели, государство, собственники капитала;

д) фирмы, домашние хозяйства, государство.

 

16. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой:

а) рыночную систему;

б) экономическую систему общества;

в) индустриальное общество;

г) постиндустриальное общество.

 

Практические задания

1. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 12000 ден. ед. и работы референтом с заработной платой 10 000 ден. ед. в год, Павел поступил в колледж с годовой оплатой за обучение 6000 ден. ед. Определить, какова альтернативная стоимость решения Павла на первом году обучения, если он имеет возможность в свободное от занятий время работать в магазине за 4000 ден. ед. в год.

2. Программист Петрова зарабатывает в час 10 ден. ед. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 3 ден.ед. за 1 кг нужно стоять 1 ч, за говядиной по 6 ден. ед. за 1 кг очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?

3. Самолетом из пункта А в пункт Б можно долететь за 1 ч, а на автобусе доехать за 5 ч. Если авиабилет стоит 30 ден. ед., а автобусный билет – 10 ден. ед., то какой способ передвижения дешевле для человека, способного зарабатывать:

а) 2 ден. ед. в час;

б) 10 ден. ед. в час;

в) 5 ден. ед. в час. 

4. Арендатор дома платит его владельцу 10 тыс. ден. ед. в год, храня свои денежные средства на счете в банке под 9 % годовых. Дом стоит 140 тыс. ден. ед. Представляет ли он интерес для потенциального покупателя?

5. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. Начертите кривую производственных возможностей экономики этого острова (КПВ1).

Пусть на этот остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти жителей острова ежедневно может собрать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики этого острова (КПВ2).

5.  В стране производится два вида товаров – зерно и автомобили, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в табл. 2.

 

Таблица 2 

Возможные комбинации ресурсов

Варианты производственных комбинаций Зерно, тыс. т Автомобили, тыс. шт. Альтернативные издержки производства
А 100 0  
B 90 10  
C 75 20  
D 55 30  
E 0 40  

а) начертите кривую производственных возможностей. Найдите на графике точки М (80 тыс. т зерна и 30 тыс. шт. автомобилей) и N (30 тыс. т зерна и 20 тыс. шт. автомобилей). Какие экономические ситуации характеризуют эти точки?

б) найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика?

6. На предприятии производится только два товара – X и Y. В одном цехе возможно произвести 400 шт. товара X или 100 шт. товара Y. В другом цехе альтернативная стоимость производства 1 шт. товара Y равна 3 шт. товара Х при максимальном объеме производства товара Х, равном 300 шт. Построить кривую производственных возможностей предприятия.

7. Представьте себе ситуацию, достаточно часто встречающуюся на практике. Жители первого этажа жилого дома, измученные постоянным шумом и запахом бензина паркующихся у них под окнами автомобилей, начинают возводить заграждения и разбивать на земле под своими окнами цветники. Автомобилисты же возмущены и постоянно ломают ограждения и портят цветники. Кто прав в этом конфликте? Как бы Вы охарактеризовали эту ситуацию, используя понятие «спецификация прав собственности?

 

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под материальными потребностями и почему они безграничны? Назовите виды потребностей и основные виды экономических ресурсов. 

2. Что такое альтернативные (вмененные) издержки?

3. Что понимается под экономическим ростом и как он отражается на конфигурации кривой производственных возможностей?

4. Какое содержание вкладывается в понятие «собственность» в экономической теории?

5. Что понимается под экономической системой общества? Назовите основные типы экономических систем.

6. Что такое рынок? Назовите основные виды рынка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.028 с.)