Написание введения курсовой работы и выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Написание введения курсовой работы и выпускной квалификационной работы



 

Введение КР и ВКР – это главная часть работы, которая содержит общую характеристику исследования. По введению судят о содержании, актуальности, грамотности работы, оценивают саму работу. Введение должно быть выстроено в определённой логической последовательности, и содержать основные компоненты научного исследования. Каждый компонент начинается с нового абзаца и красной строки. Название компонента выделяется курсивом.

Введение КР и ВКР включают в себя следующие компоненты:

- актуальность исследования,

- проблема исследования,

- цель исследования,

- объект исследования,

- предмет исследования,

- гипотеза исследования (только для ВКР),

- задачи исследования,

- методологическая и теоретическая основа исследования,

- методы исследования,

- практическая значимость исследования (только для ВКР),

- апробация исследования (только для ВКР),

- структура исследования.

Требования к компонентам введения ВКР и КР

Актуальность исследования. Необходимо проделать анализ современной ситуации в сфере образования по данной проблеме. Нужно написать о значимости, востребованности и своевременности изучения данной темы на сегодняшний день. Определить степень проработанности этой темы в трудах отечественных и зарубежных специалистов, а также показать суть противоречивой проблемной ситуации, требующей решения. Актуальность исследования не может быть обусловлена только тем, что данная тема или проблема остается малоизученной в научной литературе. Нужно при обосновании актуальности опираться на нормативно-правовые документы, Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (Статья 3), ФГОС НОО. Начинать актуальность нужно с анализа ситуации в сфере образования, глобальных тенденций, нормативных документов, затем ограничить проблематику рамками учебного предмета, программы и, наконец, выйти на свою тему. Примерный объём актуальности – одна, две страницы.

Проблема исследования. Проблема исследования – это формулирование основного вопроса, ответ на который дается в КР и ВКР. Проблема отражает наличие какого-либо противоречия в теории и практике психолого- педагогической реальности. Например, противоречие между различными точками зрения по конкретному явлению, между необходимостью решить практическую задачу и отсутствием разработанных методик и технологий ее решения, между требованиями реальной ситуации и возможностями индивида и т.п. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса: каковы пути и направления развития…, каковы условия формирования..., каким образом возможно преодоление таких-то трудностей...

Пример проблемы исследования. Тема исследования: Формирование и развитие толерантного поведения школьников в условиях учреждений дополнительного образования. Проблема исследования – каким образом в условиях учреждений дополнительного образования можно формировать толерантное поведение у школьников?

Цель исследования. Цель ВКР и КР – образ желаемого результата исследования, отражающий главный итог выполняемой исследовательской и практической деятельности. Цель исследования ориентирует на конечный результат работы. Цель может содержать определенную новизну, поиск новых знаний в науке, педагогической практике, применение существующего знания, методов к новым условиям и творческий подход к решению проблемы. Цель должна быть напрямую связана с темой исследования, перекликаться с ней в формулировках.

Пример цели исследования. Тема исследования: Принципы проектирования авторского урока изобразительного искусства (на примере программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского). Цель исследования – изучение и апробация принципов проектирования авторского урока изобразительного искусства, на примере программы Б.М. Неменского.

Объект исследования – это область, сфера науки или практики, направление, в котором находится тема исследования: педагогика дополнительного образования, методика преподавания математики в начальной школе и т.д. Объект исследования – фрагмент изучаемой реальности, явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию, избранную для изучения в ВКР или КР. В опытно-практической работе объект определяет, что мы формируем или развиваем у учащихся.

Пример объекта исследования. Тема исследования: Формирование учебной активности учащихся 3 класса на уроках изобразительного искусства посредством игровой деятельности. Объект исследования – учебная активность на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Предмет исследования. Предмет исследования – это наиболее значимая часть (сторона) объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования содержит центральный вопрос проблемы. Им могут быть наиболее значимые с теоретической, методологической, практической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Именно предмет исследования определяет тему ВКР и КР и чаще всего аналогичен с ней. В опытно-практической работе предмет определяет, посредством чего мы формируем или развиваем у учащихся знания, умения, навыки и др.

Пример предмета исследования. Тема исследования: Формирование учебной активности учащихся 3 класса на уроках изобразительного искусства посредством игровой деятельности. Объект исследования – учебная активность учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Предмет исследования – использование игровой деятельности для формирования учебной активности учащихся 3 класса на уроках изобразительного искусства.

Гипотеза исследования. Гипотеза является неотъемлемой частью ВКР.Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение об ожидаемых результатах исследования. Она формулируется в предположительном контексте на основе степени изученности проблемы и анализа материалов в теоретической части работы. Формулировка должна быть четкой и конкретной по отношению к проблеме, рассматриваемой в ВКР, должна быть связана с задачами и целью ВКР. Гипотеза должна быть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) в рамках опытно-практической работы с помощью определенных научных психолого-педагогических методов, тестов, анкет. Опытно-практический раздел ВКР, описание преддипломной практики, направлены на доказательство гипотезы исследования. По результатам опытно-практической работы студент может сделать вывод, подтвердилась гипотеза на практике или нет. Собственное научное исследование выпускника направлено на проверку гипотезы. Результаты этой проверки должны быть достоверны, свидетельствовать об уровне решения задач, поставленных в работе.

Пример гипотезы исследования: Тема исследования: Организация работы с графическими редакторами на уроках информатики в начальной школе. Гипотеза исследования: если на уроках информатики использовать графические редакторы, то это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся. Данная гипотеза предполагает, что в процессе опытно-практической работы у учащихся на уроках информатики при работе с графическим редактором будут формироваться творческие способности. Поэтому в ходе опытно-практической работы над ВКР необходимо провести первичное тестирование творческих способностей учащихся, затем организовать работу с графическим редактором по предложенным студентом разработкам. После проведённых занятий снова проверить творческие способности учащихся, определить влияние занятий на уровень творческих способностей, сделать вывод, подтвердилась гипотеза или нет.

Задачи исследования. Задачи ВКР и КР раскрывают цель и формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Они конкретизируют цель исследования и практической педагогической деятельности, подразделяя ее достижение на определенные этапы, представляют пошаговый алгоритм достижения поставленной цели. В задачах отражаются не только общие этапы работы, но и значение полученных промежуточных выводов для понимания общей проблемы исследования. Формулировки задач необходимо делать как можно точнее, поскольку они тесным образом связаны с формулировкой подразделов, разделов, конструированием гипотезы и направлениями полученных результатов, указывающих на достижение цели. Последовательно решая поставленные задачи, студент продвигается к достижению цели исследования. Каждой поставленной во введении задаче должен соответствовать подраздел, раздел в основной части работы. Не может быть заявлена задача, которая не решается в конкретной части, разделе работы.

На защите у студента могут спросить, в каком разделе решается та или иная задача и какой вывод получении при решении задачи. Задачи исследования – главный момент структурирования всего исследования.

При помощи задач вся работа выстраивается в единую логику:

Цель формулируется исходя из темы исследования.

Для решения цели формулируются задачи.

Каждая задача решается в отдельном разделе основной части работы.

Каждый раздел завершается выводом – решением задачи. Слово «вывод» не пишется.

Все полученные выводы выписываются в заключение, подтверждая, таким образом, решение поставленных задач.

В заключение после выводов по каждому разделу формулируется общий вывод по работе, который подтверждает цель работы и доказывает гипотезу.

Примеры задач исследования. Тема ВКР: Формирование представлений о видах художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в 1 классе (на примере программы Б.М. Неменского). Цель исследования – разработка и апробация системы занятий по формированию у учащихся 1 класса представлений о видах художественной деятельности на уроках изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского. Приведённая ниже сравнительная таблица позволяет проследить взаимосвязь между названиями разделов и подразделов исследования и задачами исследования.

Содержание исследования - названия разделов и подразделов работы Задачи исследования:
1 Художественное образование на уроках изобразительного искусства в начальной школе  
1.1 Концепции художественного образования школьников - проанализировать концепции художественного образования школьников,
1.2 Основные положения концепции Б.М. Неменского «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» - изучить основные положения концепции Б.М. Неменского «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной»,
2 Методика организации художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе  
2.1 Освоение видов художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в 1 классе по программе Б.М.Неменского - выявить особенности освоения видов художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в 1 классе по программе Б.М. Неменского,
2.2 Организация практической работы при освоении видов художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в 1 классе по программе Б.М. Неменского - рассмотреть специфику организации практической работы при освоении видов художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в 1 классе по программе Б.М. Неменского,
3 Опытно – практическая работа по формированию представлений о видах художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в 1 классе  
3.1 Первичное определение уровня представлений о видах художественной деятельности у учащихся 1 класса - определить первичный уровень представлений о видах художественной деятельности у учащихся 1 класса,
3.2 Организация работы по формированию представлений о видах художественной деятельности у учащихся 1 класса - организовать работу по формированию представлений о видах художественной деятельности у учащихся 1 класса,
3.3 Итоговое тестирование и определение уровня сформированности представлений о видах художественной деятельности у учащихся 1 класса - провести итоговое тестирование и определение уровня сформированности представлений о видах художественной деятельности у учащихся 1 класса.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Необходимо написать на какие научные направления и теории опирались в своём исследование, например: теория развивающего обучения, проблемное обучение и др. Перечислить фамилии исследователей в алфавитном порядке.

Пример методологической и теоретической основы исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составили научно-теоретические принципы и положения:

- о взаимосвязи национальных и художественных аспектов, их влиянии на духовно-нравственное воспитание человека (В.И.Вернадский, Г.Д.Гачев, Д.С.Лихачёв, А.Ф.Лосев);

- раскрывающие сущность и законы народного искусства (Г.К.Вагнер, М.С.Каган, М.А.Некрасова);

- о роли ведущего типа деятельности и социальной ситуации развития в становлении личности ребёнка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина).

Методы исследования. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. Существуют десятки классификаций методов исследования. Исходя из критерия сбора и распределения материала, различают методы сбора материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. По уровню проникновения в сущность проблемы выделяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам относятся способы выявления и обобщения фактов, наблюдение, сравнение, измерение. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, классификация, сравнение, конкретизация и идеализация. В работе необходимо выбрать методы, которые обеспечат максимальный эффект исследования. Такой метод исследования как эксперимент не рекомендуется использовать в ВКР. Эксперимент предполагает длительное исследование в течение нескольких лет, минимум полгода. В эксперименте должны быть контрольная и экспериментальная группы, начальный и итоговый «срезы» по результатам проделанной работы. В рамках преддипломной практики, которая проходит один месяц, эксперимент провести невозможно.

Пример методов исследования ВКР. В работе использовались следующие методы:

- теоретические методы с целью построения учебно-воспитательного процесса на основе …;

- эмпирические методы для выявления состояния исследуемой проблемы в практике обучения, для диагностики уровня развития учащихся;

- опытно-практическая работа для проверки и корректировки теоретических результатов.

Практическая значимость ВКР. ВКР должна быть ориентирована на конкретные практические результаты. Её практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, мероприятий, блока занятий, внеурочного курса, наглядных пособий, которые разработаны студентом для использования в последующей практической образовательной деятельности с целью повышения эффективности работы (своей и других педагогов).

Пример практической значимости исследования. Тема исследования: Знакомство младших школьников с искусством Японии на уроках изобразительного искусства в четвёртом классе. Практическая значимость исследования заключается в разработке блока занятий по теме и методических материалов к занятиям. Технологические карты уроков могут быть использованы учителями в практической педагогической работе. Исследование содержит рекомендации по выполнению индивидуальных работ с детьми в различных техниках (живопись, оригами) и по созданию коллективного панно «Праздник цветения сакуры». Методический материал подобран для осознания детьми того, что мир художественной культуры многолик, приобщаясь через искусство к душе народа, учащиеся становятся духовно богаче.

Апробация исследования. Где, когда, на базе какого учреждения, в каком классе проводилась апробация результатов исследования. Что включала в себя апробация. Какие тесты, методики, анкеты проводились, указать автора проводимых методик.

Пример апробации исследования. Апробация исследованияпроводилась на базе МКОУ «Вилинская СОШ №1» в Бахчисарайском р-не, села Вилино в 4 «А» классе. Были проведены уроки технологии по темам: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Барыня», «Роспись дымковской игрушки», «Стадо на лугу», «Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козлёнок». Было проведено два анкетирования, в начале практики и после проведения блока занятий по изучению дымковской игрушки. Цель анкетирования – определение уровня знаний школьников по народному искусству, выявление заинтересованности учащихся в изучении народного искусства.

Структура исследования. В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Содержание основной части ВКР и КР должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Основная часть содержит, как правило, 2-3 раздела, каждый из которых делится на 2-3 подраздела. Обязательным для ВКР и КР является логическая связь между разделами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Пример структуры исследования. Данное исследование состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников из 21 наименования и 5 приложений. В первом разделе рассматриваются особенности изучения народного искусства на уроках технологии в начальной школе. Второй раздел посвящен развитию творческих способностей младших школьников в процессе изучения народного искусства. В третьем разделе описаны результаты практической деятельности на преддипломной практике. Приложения содержат технологические карты уроков по теме, наглядные пособия, презентации к урокам.

В приложении В представлен пример введения курсовой работы, а в приложении Г – пример введения выпускной квалификационной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.023 с.)