Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте



 от 27 апреля 1993 года.

Становление законодательной базы физической культуры и спорта связано с принятием в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте (Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. № 4868-1), предметом законодательного регулирования которых стали отношения, возникающие при подготовке спортсменов высокого класса. Однако в связи с необходимостью приведения Основ в соответствие с федеральным законодательством, принятым после 1993 г., в 1999 г. они уступили место закону о физической культуре и спорте (Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), который внес существенные изменения в правовое регулирование данной области, и прежде всего усилил в нем роль государства.

Однако обсуждаемый закон содержал слишком большое количество декларативных норм, а также ряд существенных противоречий законодательству России. Именно по этой причине по поручению Президента России разработан и принят в марте 2008 года Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В развитие этих конституционных норм настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (п. 2 ст. 1). Закон предельно четко прописывает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, олимпийского  движения России и другие нуждавшиеся в законодательном закреплении аспекты данной области.

     Основными элементами законодательства о физкультуре и спорте, модифицируемыми в новой редакции Закона, являются: субъекты физкультуры и спорта, институты государственного регулирования физкультуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физкультуры и спорта.

Предметом правового регулирования данного Закона являются отношения в области физкультуры и спорта, возникающие при создании необходимых условий для развития физкультуры и спорта и физического воспитания населения; подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях. Указанные изменения синхронизируют законодательство о физкультуре и спорте с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством.

Законопроект подготовлен в соответствии с Конституцией РФ и системообразующими законами РФ и направлен на реализацию п. 2 ст. 41 Конституции РФ, которым установлено, что деятельность, способствующая развитию физкультуры и спорта, поощряется, а также ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой общие вопросы физкультуры и спорта находятся в совместном ведении России и ее субъектов.

   В законопроекте существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впервые введены такие понятия, как официальные физкультурные и спортивные мероприятия, массовый спорт, национальный вид спорта, паралимпийское и сурдлимпийское движения, правила соревнований, спортивная дисциплина, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения и др.

Проектом Закона вводится новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций. Структура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой национально-культурных автономий. Большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную федерацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию. Таким образом, исключается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта.

В законопроекте закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.

  Законопроект, в рамках проводимой в стране административной реформы, исключает возможность дублирования функций федеральных органов исполнительной власти. Особое внимание в проекте Закона уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Отдельная статья посвящена разграничению расходных полномочий.

Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта.

В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие: деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва, по формированию и функционированию сборных команд России; взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации (договор о спортивной деятельности, переходы спортсменов, противодействие применению допинга и т. п.); организацию физкультуры и спорта в системе образования, здравоохранения, в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах и органах безопасности, по месту работы, жительства и отдыха населения, в том числе деятельность спортивных клубов, спортивных школ, училищ олимпийского резерва; развитие физкультуры и спорта среди инвалидов; деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного имедицинского обеспечения физкультуры и спорта.

В законопроекте систематизированы принципы законодательства о физкультуре и спорте, устранены декларативные и отсылочные нормы, атакже нормы, дублирующие положения Конституции РФ и федеральных законов.

В качестве финансово-экономического обоснования к проекту комментируемого Закона указано следующее:

– принятие Закона создает дополнительные условия развития социальной сферы и экономики России;

– основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения России, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание правовой основы в виде Закона для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина;

– создание условий, предусмотренных Законом, для привлечения широких масс населения к занятиям физической культурой, укрепления состояния здоровья населения и успехов на международных состязаниях бу дет являться бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы России, а также ее военной и политической мощи;

– эффективность влияния принятия Закона на социальноэкономическое развитие России можно рассматривать по нескольким направлениям. Прежде всего это медицинское, показывающее влияние расширения возможностей занятий физической культурой и спортом, предусмотренное Законом, на ориентацию населения на здоровый образ жизни и профилактику заболеваемости населения, влияние регулярных занятий физкультурой и спортом на демографическую обстановку в стране, продолжительность жизни, сокращение населения, подверженного вредным

привычкам (курение, алкоголь, наркотики, преступность);

– расширение возможностей населения России в регулярных занятиях физкультурой и спортом приведет к укреплению физического здоровья населения, снижению уровня заболеваемости, продолжительности экономически активной жизни, которая в итоге выражается в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по вре-

менной нетрудоспособности, росте производительности труда, увеличении валового внутреннего продукта;

– при этом принятие Закона не потребует дополнительных ассигнований средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» в ряд положений комментируемого Закона внесены изменения, передающие функции Правительства РФ по

изданию соответствующих нормативных правовых актов уполномоченному им органу.

  Однако, как уже сказано ранее, законодательное регулирование сферы физической культуры и спорта носит комплексный характер.

    Так, например, вопросы образования, регистрации, реорганизации и ликвидации физкультурно-спортивных организаций, которые могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммер-

ческих организаций, устанавливается законодательством РФ, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также к учредительным документам физкультурно-спортивных организаций.

      

В систему федеральных органов исполнительной власти входит и Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту. Наряду с указанным Комитетом управляющую подсистему физической культуры составляют и другие органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы физкультурного образования, лечебной физкультуры и спортивной медицины, физической подготовки военнослужащих и сотрудников.

 Действующее административное, гражданское, финансовое законодательство предоставляет органам государственного управления полномочия по непосредственному управлению физкультурными организациями и общему регулированию физкультурной деятельности. К формам непосредственного управления относятся акты органа исполнительной власти о соз-

дании организаций, утверждении уставов, наделении их имуществом, утверждении смет, исполнении бюджета, назначении и освобождении от должности руководителей, реорганизации и ликвидации. Общее регулирование осуществляется в формах государственной регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных организаций, обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры, спорта и иных.

  Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая  и гарантируемая  Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных мест-

ных традиций (ст. 130–133).

  В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К ним, в частности, относится создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном  образовании.

Такой важный вопрос, как разрешение конфликтов в сфере спорта, долгое время оставался не решенным на законодательном уровне. Основная проблема заключается в том, что спортивные отношения опосредуются нормами различных отраслей права: гражданского, трудового, налогового, административного. Кроме того, значительная часть большого спорта, в

котором, как правило, и возникают конфликтные ситуации, в последние десятилетия стала уделом профессиональных спортсменов. Спорт высших достижений все больше становится объектом предпринимательской деятельности, что крайне обостряет борьбу за первенство. Остро стоит про-

блема с применением допингов спортсменами. Все это создает определенные препятствия для судов при принятии решений по делам, касающимся области спорта, в первую очередь профессионального.

Суды общей юрисдикции, а равно и арбитражные суды принимают решения, руководствуясь исключительно нормами действующего законодательства, достаточно разрозненного в области спорта. Кроме того, у судей государственных судов отсутствуют знания специфики спорта, необходимые для решения подобных дел.

До недавнего времени конфликты в области профессионального спорта в Российской Федерации рассматривались преимущественно в рамкахспортивных организаций, при которых создаются примирительные и согласительные органы. Однако такая форма защиты интересов не является достаточно эффективной по ряду причин, и в первую очередь из-за зависимости указанных органов от создавших их организаций, а также в связи с невозможностью принудительного исполнения решений, принятых ими, в отличие от решений, принимаемых государственными судами.

В России третейские суды как альтернативная форма разрешения споров, независимая от существующей судебной системы, приобрели прочную и развитую современную законодательную базу только в 2002 г. с принятием соответствующего Федерального закона «О третейских судах в

Российской Федерации». А через год начали свою работу специальные третейские суды, рассматривающие споры, возникающие в области спорта.

Был создан спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате России, рассматривающий споры, касающиеся субъективных прав и интересов субъектов спортивной деятельности, вытекающих из уставов, правил, регламентов и иных документов физкультурно-спортивных организаций. При этом в компетенцию суда входит разрешение споров с участием

как российских юридических и физических лиц, так и иностранных, что является его отличительным преимуществом перед другими специализированными третейскими судами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.015 с.)