Лекция № 6 Принципы спортивного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 6 Принципы спортивного права



Понятие, признаки, функции и сущность права. Спортивное право.

Источники и система правовых актов. Предмет и метод правового регулирования. Анализ взаимодействия социальных функций физической культуры и спорта с функциями государства.

1.   Определение права

   Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве, однако изначальные основы, хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность положения,  формулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи «регулирующей нормой политического общения», право, как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить «критерием справедливости». Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить, что «оно получило своё название от justitia –  правда, справедливость», что право есть «искусство добра, равенства и справедливости».

  Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики положения, касающиеся естественного права, которые нашли своё отражение в конституционном законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17, п. 2). Тем самым подчёркивается, что они не даруются и не устанавливаются «свыше» каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.

  Большое влияние на формирование представления о сущности и содержании права, а также на его определение, оказывают и другие факторы, среди которых следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.

Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих классов, стоящих у власти социальных слоёв, групп, прослоек. Нет права «вообще», оно всегда конкретно и реально. В первую очередь это проявляется в том, что право на всех стадиях его развития закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей: неравенство рабовладельца и раба, помещика и крепостного, работодателя и  работополучателя.

  В то же время необходимо обратить внимание на определённую уязвимость данного положения. Дело в том, что, сводя всю государственную волю, выражаемую в праве, только к классовому содержанию, мы тем самым упускаем из вида.       Во-первых,  все остальные, существующие в обществе, помимо классовых, многочисленные социальные общности (группы, слои, трудовые коллективы), их волю и интересы. Во-вторых, не учитываем того, что у власти в определённые периоды могут стоять не классы, а определённые группы («кланы» и т. п.) людей со своими взглядами, ценностями и интересами, отражаемыми в праве. И, в-третьих, упускается из виду тот факт, что в любом обществе наряду с защитой интересов стоящих у власти классов или слоёв, право самопроизвольно, естественно или вы-ужденно отражает также интересы всего общества. Это естественно, ибо право изначально порождается и развивается не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей, а оно является порождением всего общества и результатом естественного его развития.

Право есть величайшая ценность и элемент культуры всего человечества.

Убедиться в это позволяют такие, например, огромную общечеловеческую значимость акты нашего времени, как Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН; и другие им подобные акты.

Положения, отражающие интересы всего или, по крайней мере, большей части общества, содержаться не только в международно-правовых актах, но и в актах, принимаемых на уровне отдельных государств – в Конституциях, обычных законах, некоторых подзаконных актах. Фактически конституция каждого современного государства содержит в себе требования и положения, затрагивающие интересы всего общества. Так, Конституция России провозглашает равенство всех «перед законом и судом»

(ст. 19, п. 1), право каждого на жизнь (ст. 20, п. 1), на «свободу и личную неприкосновенность» (ст. 22, п. 1), право «на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ст. 23, п. 2), право на труд, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.

Одним из примеров внеклассового подхода к определению понятия права может служить толкование, в соответствии с которым право рассматривается как «система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений»

  Разумеется, в сфере права никто не может установить истину в последней инстанции, а вместе с ней и критерии правильности подходов к изучению и определению понятия права.

  В юридической литературе, как это видно из вышесказанного, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нём представления. Спектр мнений о нём и суждений, также как и совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нём адекватного представления, весьма широк и разнообразен.

2. Признаки права

  Существует несколько путей преодоления негативных сторон множественности определений понятия права. Один из таких путей заключается в том, чтобы на основе сформулированных в разное время частных определений выработать пригодное «на все времена» и «на все случаи жизни» общее определение понятия права, т. е. необходимо выделить и рассмотреть его наиболее важные признаки и черты. В первую очередь речь идёт о тех признаках, которые позволяют выделить права как регулятор общественных отношений среди других, неправовых регулятивных средств.

  Анализируя многочисленные представления о праве, можно указать на следующие его важнейшие особенности и черты.

А) Право – это система норм или правил поведения. Как и любая другая система она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Возникающие между её отдельными структурными связи должны быть направлены на достижение единых целей.

В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране.

Процесс создания и функционирования системы норм предполагает существование наряду с объективными факторами и субъективных факторов. Речь идёт о разработке и осуществлении в той или иной стране научно-обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов заонодательных работ, активного участия юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

Б) Право – система норм, установленных или санкционированных государством.

  В мире существует множество систем различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

   Означает ли факт санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Существует два различных мнения на этот счет.

   Суть первого из них состоит в том, что нормы права рассматриваются в виде «требований государства». Государство при этом, «являясь источником права, очевидно, не может быть обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом»

Таким образом, государство рассматривается как явление первичное, а право –вторичное.

Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать не факт, а право.

Государство, хотя оно и издаёт правовые акты, не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права. Над государством находится право, а не наоборот, оно его сдерживает и ограничивает.

Помимо этих двух суждений существуют и иные точки зрения о характере взаимоотношений государства и права. При всей их сложности, пестроте и противоречивости подавляющее большинство из них основывается на одном и том же исходном тезисе, согласно которому нормы права обуславливаются правотворческой деятельностью государства, издаются им или санкционируются.

В) Право всегда выражает государственную волю.

Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается прежде всего воля властвующих.

Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

Г) Право – это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права,  рекращается.

  Общеобязательность распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство. Цивилизованное, правовое государство, если оно не на словах, а на деле является таковым, непременно самоограничивает само себя и все свои органы  общеобязательностью требований норм права, организует всю свою деятельность строго в рамках требований закона и следует им до тех пор, пока они вместе с содержащими их нормами в уста новленном порядке не будут изменены или отменены.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910. С. 300.

Д) Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым им или санкционируемым, оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение: физическое и психическое.

  Под физическим принуждением понимаются «всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.» При психологическом принуждении на первом плане стоит страх «подвергнуться тем мерам, оторые предусмотрены правом на случай неповиновения». Именно страх «психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права».

  Государственное принуждение активно применяется лишь в случаях применения норм права. Во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования.

Функции и сущность права

  Основные функции права в соответствии с его предназначение таковы: регулятивная – упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги);  охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

   Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия.

1 Петражицкий Л. Очерки философии права. СПб, 1900. С. 260.  различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:

   Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота – это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое – одно и то же. Право – есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

     Платон: справедливость – это сочетание трех добродетелей – мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

      Аристотель: право – это политическая справедливость, справедливый порядок,  установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

 Спортивное право

       Спортивное право – одна из новейших комплексных отраслей системы российского права. Спорт стал важной составляющей жизнедеятельностичеловеческого общества, фактором здоровья населения, крупнейшим зрелищным явлением. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни»,

объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все

возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т. д. В России созданы, окрепли и получили международное признание Олимпийский комитет России, российские федерации (союзы, ассоциции), другие общественные объединения и организации по видам спорта, способствующие развитию спорта высших достижений. В настоящее время в развитии спорта высших достижений отмечается рост популярности иавторитета международных спортивных организаций, их влияния на формирование социальной политики во многих странах; возрастание государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях национальных спортивных организаций, входящих в мировое спортивное сообщество, включая финансовую, правовую и социальную поддержку; финансирование государством подготовки спортсменов высокого класса, спортивного резерва, осуществление государственных мер социальной защищенности и поощрения спортсменов, тренеров и специалистов; активное участие крупных фирм и компаний в развитии инфраструктуры спорта и оказании спонсорской помощи в подготовке спортсменов к Олимпийским играм и иным международным и национальным соревнованиям; широкое использование научных достижений в подготовке спортсменов; сближение профессионального и олимпийского спорта.

Чтобы получить базовые понятие определения и сущности права, необходимо разобраться в источниках и предпосылках его образования.

Для чего и из чего возникает необходимость создания системы правовых отношений, построение некой иерархии и её регулирования?

Источником (теории) права должны быть основные объективные источники права: логика, правила ведения спора, информационные права и право на все перечисленное. Источником действующего права может быть власть, если ее действия, решения соответствуют объективным источникам права. При этом действия, решения органов власти могут быть оспорены на основании противоречия этих решений объективным источникам права и т. д. Только в этом случае могут быть обеспечены права и свободы народа и гражданина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.029 с.)