Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Протоиерей Александр Соколов
происхождение: средний сын священника Бельтяевской Слободской Воскресенской церкви Александра Михайловича Соколова. Последний священник Усть-Рецкой Николаевской церкви. Проживал в д. Ворониха. В 1932 году, за «антисоветскую агитацию», выслан на два года. В 1934 году возвратился из ссылки в свой приход. Совершал богослужения в своём доме и домах прихожан. 23.09.1937 - арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Совершал тайно богослужения. 8.10.1937 - по постановлению особой тройки УНКВД заключён в ИТЛ на 10 лет. Дальнейшая судьба неизвестна. 4.8.1989 – реабилитирован. Протоиерей Анатолий Соколов происхождение: младший сын священника Бельтяевской Слободской Воскресенской церкви Александра Михайловича Соколова. дата рождения: 13.03.1877 образование: ВДС (1897 г.)
За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). - Архангельск, 2006. - С. 518. Анатолий Александрович Соколов родился 13 марта 1877 года в деревне Поповка Бельтяевской волости. 15 ноября 1897 года, после окончания Вологодской духовной семинарии, был определён сверхштатным священником к Бельтяевской Слободской Воскресенской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. В августе 1899 г. назначен штатным священником. Законоучительствовал в Бельтяевском земском училище, преподавая Закон Божий. Не раз за усердную службу он был награждён: грамотой, медалью за участие во всеобщей переписи населения, набедренником (четырёхугольный пласт с изображением креста, который даётся в виде первой награды священнику и носится на бедре с правой стороны), скуфьёю за пастырскую работу (головное покрытие православного священника, жалуемое ему как награда). 14 мая 1927 года награждён саном протоиерея. Немало сил священник приложил в открытие в 1907 году библиотеки при храме, насчитывавшей 127 томов книг не только церковного содержания, но и классиков. Отец Анатолий был женат на дочери крестьянина Михаила Копылова из прихода Георгиевской Рубежской церкви. Жена Пульхерия Михайловна (1878-1942 г.г.), окончила Вологодское женское епархиальное училище. Она помогала мужу, проводя занятия в школе грамоты, которая была открыта в храме в 1897 году.
Почерк о. Анатолия Соколова Семья жила в большом красивом доме, напротив церкви (погост Поповка). При церкви имелась 81 десятина 160 квадратных саженей земли, в том числе 37 десятин 100 квадратных саженей и 11 десятин 124 квадратных сажени сенокосов и огородов. Сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, горох, лен, выращивали огородные культуры: огурцы, морковку, капусту. Содержали 2 лошадей, 2 коров, куриц. Трудились всей семьёй. После революции по всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернение святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней как служителей РПЦ, так и мирян, не желавших предавать свою веру. В 1929 году отца Анатолия за "контрреволюционную агитацию" арестовали, имущество конфисковали, дом отобрали и заняли под больницу. Жена и дети остались без жилья, их приютили добрые люди. Арестованного священника довезли только до Харовской железнодорожной станции, что в 58 км от села Сямжа, и отпустили. Он вернулся, и семья перебралась в деревню Олеховская. На данном фото вы видите отпевание старосты храма Воскресения Христова - Александра Андреевича Денисова, которое было совершено в 1929 году. Родился Александр в 1880 году, в д. Ордино. Женился на Глафире Ивановне. Проживали в д. Дьяковская в большом двухэтажном доме, где первый этаж был кирпичный. Сосед позавидовал месту проживания и А. Денисов поменялся с ним домами. Через некоторое время тот дом сгорел, а обменный домик служит до сих пор. Верой и правдой Александр выполнял обязанности старосты в Воскресенском храме, но умер в возрасте 49 лет. Похоронен под берёзой, рядом с храмом (около церковной лавки).
На фото присутствуют - протоиерей Анатолий Соколов, диакон Михаил Попов и прихожане церкви (на переднем плане родственники Л.В. Кадыровой, проживавшие в д. Дьяковская. А.А. Денисов – дед Людмилы Викторовны). Храм закроют в 1936 году, но служебные требы отец Анатолий продолжал выполнять вплоть до 1937 года, до полного ареста. В 1930 г. – отец Анатолий вновь был арестован, за укрытие излишков хлеба. В том же году он выступал против закрытия Воскресенской церкви. В 1934 г. - противодействовал снятию колоколов с церкви. В 1935 г. - судим за укрывательство разменной серебряной монеты.
В 1936 году отцу Анатолию было выдано свидетельство о рождении. К этому времени ему было уже 59 лет. 25.09.1937 - арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации": оказывал материальную помощь ссыльному духовенству; совершал богослужения в домах прихожан. 08.10.1937 - по постановлению особой тройки УНКВД заключён в ИТЛ на 10 лет. Наказание отбывал в Каргопольлаге, пос. Североонежск Плесецкого р-на Архангельской обл. 08.12.1937 - умер в местах лишения свободы. Похоронен в лагпункте №2, квартал 88 Волошского участка, могила №2. Всем, проходящим по церковным делам, предъявлялись обвинение по 58 статье Уголовного Кодекса РСФСР, в основном, пункты 10 и 11 («антисоветская агитация» и «контрреволюционная деятельность»). 03.08.1989 - реабилитирован посмертно. Семья протоиерея Анатолия Соколова была богата на детей. Семь подарков от Бога - пять сыновей и две дочери. На фото: сыновья - Николай, Сергей, Алексей. Валентин Анатольевич: 08.1911 - 5.08.1912 (умер от поноса в младенчестве) Алексей Анатольевич: 8.05.1902 - 14.09.1964 Елена Анатольевна: 4.10.1906 - 22.12.1988 Николай Анатольевич: 13.11.1908 - 22.09.1975 Валериан Анатольевич: 1913 - 194х (погиб на войне) Вера Анатольевна: 26.07.1916 - 10.05.2006 Сергей Анатольевич: 1.05.1920 - 20.03.1978 Как сложилась их судьба? Дети, будучи не в обиде на свою Родину за несправедливость по отношению к отцу, внесли посильный вклад во славу России. Второй сын священника, Николай Анатольевич, после получения высшего образования, работал в научно-исследовательском институте машиностроения (ГЩИИТМаш). Участвовал в разработке модели миномета и мин к нему. За успешную работу Н.А.Соколов был удостоен в 1944 году звания лауреата Сталинской премии I степени «За коренное усовершенствование технологии производства боеприпасов». После возвращения с фронта (служил в минометной части) вернулся на прежнее место работы и занялся работой по созданию гидротурбин для Красноярской и Асуанской ГЭС на Невском заводе им. Ленина. Н.А.Соколову была в 1967 году присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники. Валериан Анатольевич геройски погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Сергей Анатольевич на пенсию ушёл с поста начальника отдела управления войск ПВО в Москве в звании полковника. Елена Анатольевна пошла по стопам матери - стала учительницей. Жила в г. Иваново.
Вера Анатольевна жила в г. Вологда. Каждый из детей о. Анатолия оставил свой след на этой земле. Иерей Михаил Попов
Михаил Ювенальевич Попов родился 24 июля 1882 года. Сын священника Кулойско – Покровской церкви Вельского уезда. Окончил полный курс учения в Тотемском духовном училище. 9 июня 1900 года, по прошению, определён на должность учителя Благовещенской Зосимо – Слободской церковно – приходской школы, Кадниковского уезда. С 7 августа 1903 года перемещён на таковую же должность учителя к Николаевской Флоровской одноклассной церковно – приходской школе Кадниковского уезда. С 6 октября 1908 года, по прошению определён, а 12 декабря 1908 года, в г. Ярославле был рукоположен во диакона к Царе – Константиновской Загорской церкви Тотемского уезда. Состоял законоучителем при Гусихинском и Видерниковском Земских училищах Тотемского уезда. С 18 апреля 1916 года, по прошению, перемещён к Воскресенской Бельтяево – Слободской церкви Кадниковского уезда. Грамоту и учительское свидетельство за № 225 имеет. Жалованья, на 1930 год, получал 15 рублей в месяц. По словам Фаины Николаевны Смирновой (род. В 1931 г.), младшей дочери последнего настоятеля Вознесенского храма (в Спасо – Ефимиевом монастыре) протоиерея Николая Грачёва, уже после закрытия храма, о. Михаилу был присвоен сан иерея. Отец Михаил был женат на Марии Николаевне, которая работала учительницей в начальной школе, которая находилась в д. Олеховская. Матушка родилась в 1887 году. Детей у них не было. Изначально, семья жила рядом с храмом (в последствие, в этом доме проживала Е.П. Первунинская). Во время гонений на Святую Церковь, священников изгоняли в малонаселённые места. И семья обосновалась в д. Ордино, в маленьком, стареньком, вросшем в землю, накренившемся домике. Из мебели, в котором, были только стол да лавки. Но имелась большая библиотека. После смерти отца Михаила (17.03.1957) и матушки Марии (17.02.1962), по рассказам очевидцев, священные книги были разбросаны по всей деревне. При жизни в д. Ордино, батюшка ходил служить службы за 13 километров, в церковь свт. Николая Чудотворца, что в д. Макаровская (Русиново), настоятелем которой был иерей Алексий Кротиров. Когда церкви были почти полностью разрушены, батюшка Михаил по ночам служил службы в своём домике в д. Ордино, крестил и отпевал, что было, категорически, запрещено. Семейная чета имела небольшое личное подворье: двух коз и несколько пчелиных ульев. И когда приходили в гости соседские дети, то матушка всегда угощала их медовыми пряниками. Последние годы жизни матушка Мария жила вместе с Александрой Гладышевой (похоронена в д. Макаровская/Русиново), которая помогала ей в хозяйстве. Умерла матушка от воспаления лёгких. Отец Михаил и матушка Мария покоятся на старом Сямженском кладбище. В годы гонений за могилками ухаживала Александра Александровна Ревелева (1909 – 1996) - мать Л.М. Кадыровой и дочь старосты храма А.А. Денисова.
(Из воспоминаний Л. В. Кадыровой и А. В. Шарыгиной) Потерянное время Вскоре, после закрытия Воскресенской церкви, купола с крестами снесли. Высокую часть летней церкви сравняли с низкой зимней. А колокольня была утрачена ещё в 1920 году. Так мешал голос Бога новой власти. В здании, в разное время, располагался и склад, и лыжная база, и интернат для школьников, и сельский клуб, и пристроенная начальная школа. Перед возвращением здания Церкви, там размещалось профессионально-техническое училище сельскохозяйственного профиля. Церковную жизнь в Сямже начал возрождать в 1996 году отец Георгий Осипов. В настоящее время отец Георгий служит в Епархиальном Воскресенском Горицком монастыре. Некоторое время Сямженский приход окормлял приснопамятный протоиерей Василий Павлов, настоятель вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы «на Торгу», бывали здесь и другие священники из этого храма. Служили молебны, требы, но тогда ещё не в церковных стенах, а в других помещениях, выделенных властями.
Прот. Василий Павлов Прот. Алексий Сорокин С конца 1980-х годов государство начало возвращать Церкви храмы, которые Церковь должна была восстанавливать за свой счёт или за счёт добровольных пожертвований прихожан. Сямженский район - не исключение. 11 октября 1999 года в Сямжу приезжает новый настоятель – отец Михаил Никифоров. В то время Благочинным был отец Иван Фомин из Вожеги. Представить сложно, в каком состоянии находился храм Воскресения Христова. «В алтарной его части была кочегарка. В нижнем этаже стояли макеты тракторов, лежали колеса, гусеницы. Начали всё это разбирать, приводить в порядок нижнее помещение. Убирали котлы из алтаря, ломали перегородки, выносили мусор…» (из воспоминаний настоятеля Воскресенского храма М. Никифорова). В августе-сентябре 1999 года администрация Сямженского района полностью передала храм Воскресения Христова Церкви. 13 октября 1999 года, состоялось первое Богослужение – Всенощное бдение и 14 октября состоялась первая Божественная Литургия в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. 26 ноября храм принял «святое крещение», то есть был освящён. В скором времени полностью обустроили 1/3 часть нижнего храма, где и проходили Божественные литургии, службы, молебны на протяжении пятнадцати лет. Спустя некоторое время соорудили небольшой купол, в 2003 году – пристроили колокольню.
И только в 2014 году полностью была восстановлена алтарная часть. Были проведены работы по восстановлению фундамента и цоколя храма. Полностью перекрыли кровлю и устроили купол. А 16 февраля 2018 года произошло событие, совершаемое раз в сто лет - установка купола и креста на храм. Перед поднятием был совершен чин освящения креста и купола. Службу возглавил благочинный Сямженского округа протоиерей Михаил Никифоров в сослужении священнослужителя Верховажского благочиния протоиерея Александра Мухорина и протоиерея Георгия Осипова. Таким образом, главному храму Сямженского района вернули облик, приближённый к его историческому.
Такое значимое событие нашло отклик в сердцах большинства сямженцев, а обновленный вид храма теперь привлекает внимание всех гостей райцентра.
Также в храме Воскресения Христова появился новый иконостас благодаря частному проекту Помоги-приходу.ру. Безвозмездно организация изготовила новый иконостас и доставила его из Москвы.
Реконструкция храма Воскресения Христова продолжается.
Храм сегодня 20 лет назад в нашем храме не было постоянного священника. Время гонений миновало и в Сямже вспомнили о Боге. Нашлись первые подвижники: Калиста Михайловна Кондрашова (ныне усопшая), Александра Васильевна Шарыгина и Галина Фёдоровна Хромцова. Все они собирали народ для приезжих служб в актовом зале ПМК и активно искали постоянного священника для села, через о. Василия Павлова (ныне усопший), который был в то время ректором Вологодского духовного училища, и письменно обращались к архиепископу Максимилиану (Лазаренко). Но время пришло и староста храма – А. В. Шарыгина, лично поехала в Вологду, в Спасо – Прилуцкий монастырь, и попросила выделить батюшку для Сямжи. Так у нас появился молодой священник.
Протоиерей Михаил Никифоров
Дата рождения: 24.01.1974 г. День тезоименитства: 24 января Иерейская хиротония: 14.02.99 г., архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) Духовное образование: Вологодское православное духовное училище, 1999 г.; Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская православная духовная семинария, 5 курс Светское образование: среднее, 1991 г. Награды: набедренник
Отец Михаил Никифоров - земляк святого праведного Иоанна Кронштадтского, он тоже родом из села Суры Архангельской области. Св. прав. Иоанн Кронштадтский Родился и вырос в семье, где мама – медицинский работник, а папа – строитель. Бог подарил родителям троих сыновей. С юности Михаил тянулся к православной вере, и после службы и контракта в армии, в войсках ВВС, в 1995 году приехал к родственникам в Харовск, где трудился при храме: алтарничал, был звонарём. Настоятелем церкви служил игумен Арсений (Шастель). Именно он и благословил на поступление в духовное училище. Будущий священник встретил в Харовске свою матушку, в 1997 году повенчались. Поступил в Вологодское православное духовное училище на ставленническое отделение, а супруга Анна (род.15.07.1980) - на регентское. Матушка к тому времени уже закончила катехизаторское отделение Вологодского духовного училища (заочно), ещё обучаясь в средней школе. 14 февраля 1999 года диакон Михаил Никифоров был рукоположен владыкой Максимилианом (Лазаренко) во иерея в кафедральном соборе Вологды. Владыка Максимилиан В настоящее время отец Михаил является благочинным Сямженского округа и работы у него непочатый край.
Нужно успеть выполнить требы во всех уголках района и позаботиться о большой семье, в которой 4 своих детей и двое приёмных - Павел, Иоанн, Елисавета, Василиса, Анастасия, Никита. Наша церковь живёт. Понемногу обустраивается. За эти двадцать лет многие сямженцы потрудились во Славу Божию, но следует выделить тех прихожан, которые помогали о. Михаилу обустраивать приход: Александра Васильевна Шарыгина – староста, Андрей Васильевич Мастеров – алтарник, чтец на клиросе, Сергей Николаевич Митрушин – пономарь, звонарь, Сергий Бугай – алтарник, Александр Пшеницын – алтарник, Сергей Анатольевич Смирнов – алтарник, Вера Александровна Меньшикова (ныне усопшая) – чтец, звонарь, Тамара Вениаминовна Жижелева – просфорница, чтец, продавец в ц. лавке, Нина Анатольевна Игнашева – казначей, Валентина Юрьевна Белякова – продавец в церковной лавке, Лариса Леонидовна Добычина – помощник председателя приходского совета, чтец, преподаватель в воскресной школе. Преподаватели Сямженской ДШИ: С.В. Пантина, И.А. Панкратова, Т.В. Егорова и С.Ю. Сигалёва помогали на клиросе в праздничные службы. По милости Божией, в нашем храме три раза, в 2001, в 2002 и в 2003 годах, совершал службы архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Заезжал он и в 2009 году, когда освящал храм – часовню прпп. Евфимия и Харитона Сянженских в Спасо – Евфимиевском монастыре. Радостное событие для Сямжи случилось и 8 мая 2016 года, как раз на «Красную горку», когда праздничное Богослужение в нашем храме совершил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. По благословению настоятеля, О.С. Черепанова (в 2009 г.) и Л.Л. Добычина (в 2012 г.), закончили катехизаторское отделение Вологодского духовного училища; С.Ю. Сигалёва – первый выпуск катехизаторского отделения Вологодской духовной семинарии (2018 г.); А.Н. Лазарева и А.Е. Лебедева проходят обучение на катехизаторском отделении, а Аркадий Хабаров и Руслан Мальцев - на ставленническом отделении Вологодской духовной семинарии. При храме, с 2000 года, действует воскресная школа для детей и взрослых, уроки в которой, в настоящее время, проводят прот. М. Никифоров, А.В. Никифорова и С.Ю. Сигалёва. При Сямженской ЦБС работает православный клуб. Большой популярностью у сямженцев пользуется фестиваль искусств «Сямжа православная», председателем которого является о. Михаил Никифоров. В апреле 2019 года мероприятие прошло уже в четвёртый раз.
Прихожане активно участвуют в крестных ходах и паломнических поездках по стране.
А службы идут…
В настоящее время на Богослужениях о. Михаилу помогают алтарники: Александр Николаевич Шихов (с 2009 г.), Павел Леонидович Смирнов (с 2018 г.), Михаил Лазарев (с 2014 г.) и Дионисий Мастеров (с 2018 г.).
На клиросе служат: Анна Владимировна Никифорова (псаломщик), Светлана Юрьевна Сигалёва (хор, чтец), Анна Евгеньевна Лебедева (чтец, хор) и Анна Николаевна Лазарева (чтец, хор). Смотрители храма: Ольга Сергеевна Черепанова (с 2002 г.) и Любовь Анатольевна Проворова (с 2006 г.). В церковной лавке: Анна Евгеньевна Лебедева (с 2016 г.) и Анна Николаевна Смирнова (с 2003 г.). Пономарь храма, алтарник, разнорабочий: Александр Николаевич Чижов (с 2001 г.) Следит за финансовыми операциями храма, казначей – Людмила Клавдияновна Старикова (с 2013 г.). Все вместе, мы маленькое зёрнышко в храме Воскресения Христова. И наша главная цель – помощь в духовном возрастании прихожан.
Спаси Господи всех помощников храма!
Послесловие Завершая сказанное, меньше всего хотелось бы подводить тебя, дорогой читатель, к каким-либо обязательным и “правильным” выводам. Пусть это сделаешь ты сам. Историю Церкви, её земные дела можно оценивать по-разному. Зачастую это зависит от мировоззренческой позиции человека, а также его осведомлённости в церковной истории. И если первое является незыблемым правом каждого, то второе находится в плену обстоятельств. И автор считает свою цель достигнутой, если расширил эту осведомлённость, дал пищу для размышлений и импульс к новым поискам. Размышляя о прошлом Церкви, нельзя забывать о том, что лишь малая часть её действительной жизни может быть открыта исследователю. И дело здесь не только в состоянии источников. Самое главное — вера и утешение, святость и падение, атмосфера общей или домашней молитвы, внутренние переживания и религиозное состояние - может быть запечатлено в источниках лишь косвенно и является только слабым отражением реальной церковности наших предков. Вот почему историю Церкви мы — при всем нашем желании — познаём лишь частично, внешне, и познание этого прямо связано с собственным жизненным опытом. История нашей страны, как мозаика, собирается из человеческих судеб, история семьи вливается в историю страны, становится её неотъемлемой частью. А связь поколений - это тот цемент, который уберегает людей от опасной разобщённости. Не зря народная мудрость гласит: - «Дерево питают корни, а человека Родина».
Милости просим в храм Воскресения Христова! Приходите в гости к Богу! Литература: Предоставленный материал составлен на основании документов: 1. Генеалогический форум ВГД - https://forum.vgd.ru/2488/83567/80.htm?a=stdforum_view&o= 2. Православные приходы и монастыри Севера - parishes.mrezha.ru 3. Интернет – портал архивной службы Вологодской области – клировые ведомости Кадниковский уезд – личный кабинет - https://gosarchive.gov35.ru/ 4. Епархиальные ведомости от 01.11.1912 г. № 21 5. Страница в VK - https://vk.com/club91382211 6. Сайт храма - http://hram-syamzha.cerkov.ru/
Приложение
ПСАЛТИРЬ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.104 с.) |