Протоиерей Александр Соколов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протоиерей Александр Соколов



происхождение: средний сын священника Бельтяевской Слободской Воскресенской церкви Александра Михайловича Соколова.

Последний священник Усть-Рецкой Николаевской церкви.

Проживал в д. Ворониха. В 1932 году, за «антисоветскую агитацию», выслан на два года. В 1934 году возвратился из ссылки в свой приход. Совершал богослужения в своём доме и домах прихожан. 23.09.1937 - арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Совершал тайно богослужения. 8.10.1937 - по постановлению особой тройки УНКВД заключён в ИТЛ на 10 лет. Дальнейшая судьба неизвестна. 4.8.1989 – реабилитирован.

Протоиерей Анатолий Соколов

происхождение: младший сын священника Бельтяевской Слободской Воскресенской церкви Александра Михайловича Соколова.

дата рождения: 13.03.1877

образование: ВДС (1897 г.)

 

За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). - Архангельск, 2006. - С. 518.

Анатолий Александрович Соколов родился 13 марта 1877 года в деревне Поповка Бельтяевской волости. 15 ноября 1897 года, после окончания Вологодской духовной семинарии, был определён сверхштатным священником к Бельтяевской Слободской Воскресенской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. В августе 1899 г. назначен штатным священником. Законоучительствовал в Бельтяевском земском училище, преподавая Закон Божий. Не раз за усердную службу он был награждён: грамотой, медалью за участие во всеобщей переписи населения, набедренником (четырёхугольный пласт с изображением креста, который даётся в виде первой награды священнику и носится на бедре с правой стороны), скуфьёю за пастырскую работу (головное покрытие православного священника, жалуемое ему как награда). 14 мая 1927 года награждён саном протоиерея.

Немало сил священник  приложил в открытие в 1907 году библиотеки при храме, насчитывавшей 127 томов книг не только церковного содержания, но и классиков.

Отец Анатолий был женат на дочери крестьянина Михаила Копылова из прихода Георгиевской Рубежской церкви. Жена Пульхерия Михайловна (1878-1942 г.г.),  окончила Вологодское женское епархиальное училище. Она помогала мужу, проводя занятия в школе грамоты, которая была открыта в храме в 1897 году.

Почерк о. Анатолия Соколова

Семья жила в большом красивом доме, напротив церкви (погост Поповка).

При церкви имелась 81 десятина 160 квадратных саженей земли, в том числе 37 десятин 100 квадратных саженей и 11 десятин 124 квадратных сажени сенокосов и огородов. Сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, горох, лен, выращивали огородные культуры: огурцы, морковку, капусту. Содержали 2 лошадей, 2 коров, куриц. Трудились всей семьёй.

После революции по всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернение святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней как служителей РПЦ, так и мирян, не желавших предавать свою веру.

    В 1929 году отца Анатолия за "контрреволюционную агитацию" арестовали, имущество конфисковали, дом отобрали и заняли под больницу. Жена и дети остались без жилья, их приютили добрые люди. Арестованного священника довезли только до Харовской железнодорожной станции, что в 58 км от села Сямжа, и отпустили. Он вернулся, и семья перебралась в деревню Олеховская.

На данном фото вы видите отпевание старосты храма Воскресения Христова - Александра Андреевича Денисова, которое было совершено в 1929 году. Родился Александр в 1880 году, в д. Ордино. Женился на Глафире Ивановне. Проживали в д. Дьяковская в большом двухэтажном доме, где первый этаж был кирпичный. Сосед позавидовал месту проживания и А. Денисов поменялся с ним домами. Через некоторое время тот дом сгорел, а обменный домик служит до сих пор. Верой и правдой Александр выполнял обязанности старосты в Воскресенском храме, но умер в возрасте 49 лет. Похоронен под берёзой, рядом с храмом (около церковной лавки).

На фото присутствуют - протоиерей Анатолий Соколов, диакон Михаил Попов и прихожане церкви (на переднем плане родственники Л.В. Кадыровой, проживавшие в д. Дьяковская. А.А. Денисов – дед Людмилы Викторовны). Храм закроют в 1936 году, но служебные требы отец Анатолий продолжал выполнять вплоть до 1937 года, до полного ареста.

В 1930 г. – отец Анатолий вновь был арестован, за укрытие излишков хлеба. В том же году он выступал против закрытия Воскресенской церкви. В 1934 г. - противодействовал снятию колоколов с церкви. В 1935 г. - судим за укрывательство разменной серебряной монеты.

В 1936 году отцу Анатолию было выдано свидетельство о рождении. К этому времени ему было уже 59 лет.

25.09.1937 - арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации": оказывал материальную помощь ссыльному духовенству; совершал богослужения в домах прихожан. 08.10.1937 - по постановлению особой тройки УНКВД заключён в ИТЛ на 10 лет. Наказание отбывал в Каргопольлаге, пос. Североонежск Плесецкого р-на Архангельской обл. 08.12.1937 - умер в местах лишения свободы. Похоронен в лагпункте №2, квартал 88 Волошского участка, могила №2. Всем, проходящим по церковным делам, предъявлялись обвинение по 58 статье Уголовного Кодекса РСФСР, в основном, пункты 10 и 11 («антисоветская агитация» и «контрреволюционная деятельность»).

03.08.1989 - реабилитирован посмертно.

Семья протоиерея Анатолия Соколова была богата на детей. Семь подарков от Бога - пять сыновей и две дочери.

На фото: сыновья - Николай, Сергей, Алексей.

Валентин Анатольевич: 08.1911 - 5.08.1912 (умер от поноса в младенчестве)

Алексей Анатольевич: 8.05.1902 - 14.09.1964

Елена Анатольевна: 4.10.1906 - 22.12.1988

Николай Анатольевич: 13.11.1908 - 22.09.1975

Валериан Анатольевич: 1913 - 194х (погиб на войне)

Вера Анатольевна: 26.07.1916 - 10.05.2006

Сергей Анатольевич: 1.05.1920 - 20.03.1978

 Как сложилась их судьба? Дети, будучи не в обиде на свою Родину за несправедливость по отношению к отцу, внесли посильный вклад во славу России.
Вся трудовая деятельность Алексея Анатольевича была связана с торфяной промышленностью. Он работал техником на гидроторфе, конструктором в Торфострое и Инсторфе, начальником групп и главным инженером в ВИМТ, начальником конструкторского бюро, заместителем директора и директором Всесоюзного научно - исследовательского института торфяной промышленности. Как руководитель работ по механизации добычи кускового торфа А.А.Соколов вместе с группой научных сотрудников института и промышленности в 1951 г. удостоен звания лауреата Государственной премии. В 1960 г. он награжден большой золотой медалью ВДНХ. Им написано и опубликовано более 25 научных работ. Алексей Анатольевич награжден орденом «Знак почёта». В 1964 году после тяжёлой болезни на 63 году жизни Алексей Анатольевич скончался в должности директора ВНИИТП.

Второй сын священника, Николай Анатольевич, после получения высшего образования, работал в научно-исследовательском институте машиностроения (ГЩИИТМаш). Участвовал в разработке модели миномета и мин к нему. За успешную работу Н.А.Соколов был удостоен в 1944 году звания лауреата Сталинской премии I степени «За коренное усовершенствование технологии производства боеприпасов». После возвращения с фронта (служил в минометной части) вернулся на прежнее место работы и занялся работой по созданию гидротурбин для Красноярской и Асуанской ГЭС на Невском заводе им. Ленина. Н.А.Соколову была в 1967 году присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники.

Валериан Анатольевич геройски погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Сергей Анатольевич на пенсию ушёл с поста начальника отдела управления войск ПВО в Москве в звании полковника.

   Елена Анатольевна пошла по стопам матери - стала учительницей. Жила в г. Иваново.

Вера Анатольевна жила в г. Вологда.

Каждый из детей о. Анатолия оставил свой след на этой земле.

Иерей Михаил Попов

Михаил Ювенальевич Попов родился 24 июля 1882 года. Сын священника Кулойско – Покровской церкви Вельского уезда. Окончил полный курс учения в Тотемском духовном училище. 9 июня 1900 года, по прошению, определён на должность учителя Благовещенской Зосимо – Слободской церковно – приходской школы, Кадниковского уезда. С 7 августа 1903 года перемещён на таковую же должность учителя к Николаевской Флоровской одноклассной церковно – приходской школе Кадниковского уезда. С 6 октября 1908 года, по прошению определён, а 12 декабря 1908 года, в г. Ярославле был рукоположен во диакона к Царе – Константиновской Загорской церкви Тотемского уезда. Состоял законоучителем при Гусихинском и Видерниковском Земских училищах Тотемского уезда. С 18 апреля 1916 года, по прошению, перемещён к Воскресенской Бельтяево – Слободской церкви Кадниковского уезда. Грамоту и учительское свидетельство за № 225 имеет. Жалованья, на 1930 год, получал 15 рублей в месяц. По словам Фаины Николаевны Смирновой (род. В 1931 г.), младшей дочери последнего настоятеля Вознесенского храма (в Спасо – Ефимиевом монастыре) протоиерея Николая Грачёва, уже после закрытия храма, о. Михаилу был присвоен сан иерея. Отец Михаил был женат на Марии Николаевне, которая работала учительницей в начальной школе, которая находилась в д. Олеховская. Матушка родилась в 1887 году. Детей у них не было.

Изначально, семья жила рядом с храмом (в последствие, в этом доме проживала Е.П. Первунинская). Во время гонений на Святую Церковь, священников изгоняли в малонаселённые места. И семья обосновалась в д. Ордино, в маленьком, стареньком, вросшем в землю, накренившемся домике. Из мебели, в котором, были только стол да лавки. Но имелась большая библиотека. После смерти отца Михаила (17.03.1957) и матушки Марии (17.02.1962), по рассказам очевидцев, священные книги были разбросаны по всей деревне.  При жизни в д. Ордино, батюшка ходил служить службы за 13 километров, в церковь свт. Николая Чудотворца, что в д. Макаровская (Русиново), настоятелем которой был иерей Алексий Кротиров. Когда церкви были почти полностью разрушены, батюшка Михаил по ночам служил службы в своём домике в д. Ордино, крестил и отпевал, что было, категорически, запрещено. Семейная чета имела небольшое личное подворье: двух коз и несколько пчелиных ульев. И когда приходили в гости соседские дети, то матушка всегда угощала их медовыми пряниками. Последние годы жизни матушка Мария жила вместе с Александрой Гладышевой (похоронена в д. Макаровская/Русиново), которая помогала ей в хозяйстве. Умерла матушка от воспаления лёгких. Отец Михаил и матушка Мария покоятся на старом Сямженском кладбище. В годы гонений за могилками ухаживала Александра Александровна Ревелева (1909 – 1996) - мать Л.М. Кадыровой и дочь старосты храма А.А. Денисова.

(Из воспоминаний Л. В. Кадыровой и А. В. Шарыгиной)

Потерянное время

Вскоре, после закрытия Воскресенской церкви, купола с крестами снесли. Высокую часть летней церкви сравняли с низкой зимней.  А колокольня была утрачена ещё в 1920 году. Так мешал голос Бога новой власти. В здании, в разное время, располагался и склад, и лыжная база, и интернат для школьников, и сельский клуб, и пристроенная начальная школа. Перед возвращением здания Церкви, там размещалось профессионально-техническое училище сельскохозяйственного профиля.  

Церковную жизнь в Сямже начал возрождать в 1996 году отец Георгий Осипов. В настоящее время отец Георгий служит в Епархиальном Воскресенском Горицком монастыре.

 Некоторое время Сямженский приход окормлял приснопамятный протоиерей Василий Павлов, настоятель вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы «на Торгу», бывали здесь и другие священники из этого храма. Служили молебны, требы, но тогда ещё не в церковных стенах, а в других помещениях, выделенных властями.

                

Прот. Василий Павлов                            Прот. Алексий Сорокин

С конца 1980-х годов государство начало возвращать Церкви храмы, которые Церковь должна была восстанавливать за свой счёт или за счёт добровольных пожертвований прихожан. Сямженский район - не исключение. 11 октября 1999 года в Сямжу приезжает новый настоятель – отец Михаил Никифоров. В то время Благочинным был отец Иван Фомин из Вожеги. Представить сложно, в каком состоянии находился храм Воскресения Христова. «В алтарной его части была кочегарка. В нижнем этаже стояли макеты тракторов, лежали колеса, гусеницы. Начали всё это разбирать, приводить в порядок нижнее помещение. Убирали котлы из алтаря, ломали перегородки, выносили мусор…» (из воспоминаний настоятеля Воскресенского храма М. Никифорова).

В августе-сентябре 1999 года администрация Сямженского района полностью передала храм Воскресения Христова Церкви. 13 октября 1999 года, состоялось первое Богослужение – Всенощное бдение и 14 октября состоялась первая Божественная Литургия в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. 26 ноября храм принял «святое крещение», то есть был освящён. В скором времени полностью обустроили 1/3 часть нижнего храма, где и проходили Божественные литургии, службы, молебны на протяжении пятнадцати лет.

Спустя некоторое время соорудили небольшой купол, в 2003 году – пристроили колокольню.

                               

И только в 2014 году полностью была восстановлена алтарная часть. Были проведены работы по восстановлению фундамента и цоколя храма. Полностью перекрыли кровлю и устроили купол. А 16  февраля 2018 года произошло событие, совершаемое раз в сто лет - установка купола и креста на храм. Перед поднятием был совершен чин освящения креста и купола. Службу возглавил благочинный Сямженского округа протоиерей Михаил Никифоров в сослужении священнослужителя Верховажского благочиния протоиерея Александра Мухорина и протоиерея Георгия Осипова. Таким образом, главному храму Сямженского района вернули облик, приближённый к его историческому.

 

 

 

Такое значимое событие нашло отклик в сердцах большинства сямженцев, а обновленный вид храма теперь привлекает внимание всех гостей райцентра.

 

    

Также в храме Воскресения Христова появился новый иконостас благодаря частному проекту Помоги-приходу.ру. Безвозмездно организация изготовила новый иконостас и доставила его из Москвы.

 

 Реконструкция храма Воскресения Христова продолжается.

 

Храм сегодня

20 лет назад в нашем храме не было постоянного священника. Время гонений миновало и в Сямже вспомнили о Боге. Нашлись первые  подвижники: Калиста Михайловна Кондрашова (ныне усопшая), Александра Васильевна Шарыгина и Галина Фёдоровна Хромцова. Все они собирали народ для приезжих служб в актовом зале ПМК и активно искали постоянного священника для села, через о. Василия Павлова (ныне усопший), который был в то время ректором Вологодского духовного училища, и письменно  обращались к архиепископу Максимилиану (Лазаренко). Но время пришло и староста храма – А. В. Шарыгина, лично поехала в Вологду, в Спасо – Прилуцкий монастырь, и попросила выделить батюшку для Сямжи. Так у нас появился молодой священник.

 

Протоиерей Михаил Никифоров

 

Дата рождения: 24.01.1974 г.

День тезоименитства: 24 января

Иерейская хиротония: 14.02.99 г., архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко)

Духовное образование: Вологодское православное духовное училище, 1999 г.;

Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская православная духовная семинария, 5 курс

Светское образование: среднее, 1991 г.

Награды: набедренник
камилавка
наперсный крест
сан протоиерея

 

Отец Михаил Никифоров - земляк святого праведного Иоанна Кронштадтского, он тоже родом из села Суры Архангельской области.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Родился и вырос в семье, где мама – медицинский работник, а папа – строитель. Бог подарил родителям троих сыновей. С юности Михаил тянулся к православной вере, и после службы и контракта в армии, в войсках ВВС, в 1995 году приехал к родственникам в Харовск, где трудился при храме: алтарничал, был звонарём. Настоятелем церкви служил игумен Арсений (Шастель). Именно он и благословил на поступление в духовное училище.

Будущий священник встретил в Харовске свою матушку, в 1997 году повенчались. Поступил в Вологодское православное духовное училище на ставленническое отделение, а супруга Анна (род.15.07.1980) - на регентское. Матушка к тому времени уже закончила катехизаторское отделение Вологодского духовного училища (заочно), ещё обучаясь в средней школе. 14 февраля 1999 года диакон Михаил Никифоров был рукоположен владыкой Максимилианом (Лазаренко) во иерея в кафедральном соборе Вологды.

Владыка Максимилиан

В настоящее время отец Михаил является благочинным Сямженского округа и работы у него непочатый край.

         

Нужно успеть выполнить требы во всех уголках  района и позаботиться о большой семье, в которой 4 своих детей и двое приёмных - Павел, Иоанн, Елисавета, Василиса, Анастасия, Никита.

Наша церковь живёт. Понемногу обустраивается. За эти двадцать лет многие сямженцы потрудились во Славу Божию, но следует выделить тех прихожан, которые помогали о. Михаилу обустраивать приход:

Александра Васильевна Шарыгина – староста,

Андрей Васильевич Мастеров – алтарник, чтец на клиросе,

Сергей Николаевич Митрушин – пономарь, звонарь,

Сергий  Бугай – алтарник,

Александр Пшеницын – алтарник,

Сергей Анатольевич Смирнов – алтарник,

Вера Александровна Меньшикова (ныне усопшая) – чтец, звонарь,

Тамара Вениаминовна Жижелева – просфорница, чтец, продавец в ц. лавке,

Нина Анатольевна Игнашева – казначей,

Валентина Юрьевна Белякова – продавец в церковной лавке,

Лариса Леонидовна Добычина – помощник председателя приходского совета, чтец, преподаватель в воскресной школе.

Преподаватели Сямженской ДШИ: С.В. Пантина, И.А. Панкратова, Т.В. Егорова и С.Ю. Сигалёва помогали на клиросе в праздничные службы.

По милости Божией, в нашем храме три раза, в 2001, в 2002 и в 2003 годах, совершал службы архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Заезжал он и в 2009 году, когда освящал храм – часовню прпп. Евфимия и Харитона Сянженских в Спасо – Евфимиевском монастыре.

Радостное событие для Сямжи случилось и 8 мая 2016 года, как раз на «Красную горку», когда праздничное Богослужение в нашем храме совершил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий.

По благословению настоятеля, О.С. Черепанова (в 2009 г.) и Л.Л. Добычина (в 2012 г.), закончили катехизаторское отделение Вологодского духовного училища; С.Ю. Сигалёва – первый выпуск катехизаторского отделения Вологодской духовной семинарии (2018 г.); А.Н. Лазарева и А.Е. Лебедева проходят обучение на катехизаторском отделении, а Аркадий Хабаров и Руслан Мальцев - на ставленническом отделении Вологодской духовной семинарии.

  При храме, с 2000 года, действует воскресная школа для детей и взрослых, уроки в которой, в настоящее время, проводят прот. М. Никифоров, А.В. Никифорова и С.Ю. Сигалёва.

При Сямженской ЦБС работает православный клуб.

Большой популярностью у сямженцев пользуется фестиваль искусств «Сямжа православная», председателем которого является о. Михаил Никифоров. В апреле 2019 года мероприятие прошло уже в четвёртый раз.

 

Прихожане активно участвуют в крестных ходах и паломнических поездках по стране.

 

А службы идут…

 

      

 

 

В настоящее время на Богослужениях о. Михаилу помогают алтарники: Александр Николаевич Шихов (с 2009 г.), Павел Леонидович Смирнов (с 2018 г.), Михаил Лазарев (с 2014 г.) и  Дионисий Мастеров (с 2018 г.).

 

    

На клиросе служат: Анна Владимировна Никифорова (псаломщик), Светлана Юрьевна Сигалёва (хор, чтец), Анна Евгеньевна Лебедева (чтец, хор) и Анна Николаевна Лазарева (чтец, хор).

Смотрители храма: Ольга Сергеевна Черепанова (с 2002 г.) и Любовь Анатольевна Проворова (с 2006 г.).

В церковной лавке: Анна Евгеньевна Лебедева (с 2016 г.) и Анна Николаевна Смирнова (с 2003 г.).

Пономарь храма, алтарник, разнорабочий: Александр Николаевич Чижов (с 2001 г.)

Следит за финансовыми операциями храма, казначей – Людмила Клавдияновна Старикова (с 2013 г.).

Все вместе, мы маленькое зёрнышко в храме Воскресения Христова. И наша главная цель – помощь в духовном возрастании прихожан.

 

Спаси Господи всех помощников храма!       

 

 

 

Послесловие

Завершая сказанное, меньше всего хотелось бы подводить тебя, дорогой читатель, к каким-либо обязательным и “правильным” выводам. Пусть это сделаешь ты сам.

Историю Церкви, её земные дела можно оценивать по-разному. Зачастую это зависит от мировоззренческой позиции человека, а также его осведомлённости в церковной истории. И если первое является незыблемым правом каждого, то второе находится в плену обстоятельств. И автор считает свою цель достигнутой, если расширил эту осведомлённость, дал пищу для размышлений и импульс к новым поискам.

Размышляя о прошлом Церкви, нельзя забывать о том, что лишь малая часть её действительной жизни может быть открыта исследователю. И дело здесь не только в состоянии источников. Самое главное — вера и утешение, святость и падение, атмосфера общей или домашней молитвы, внутренние переживания и религиозное состояние - может быть запечатлено в источниках лишь косвенно и является только слабым отражением реальной церковности наших предков. Вот почему историю Церкви мы — при всем нашем желании — познаём лишь частично, внешне, и познание этого прямо связано с собственным жизненным опытом.

История нашей страны, как мозаика, собирается из человеческих судеб, история семьи вливается в историю страны, становится её неотъемлемой частью. А связь поколений - это тот цемент, который уберегает людей от опасной разобщённости. Не зря народная мудрость гласит: - «Дерево питают корни, а человека Родина».

 

Милости просим в храм Воскресения Христова!

Приходите в гости к Богу!

Литература:

Предоставленный материал составлен на основании документов:

1. Генеалогический форум ВГД - https://forum.vgd.ru/2488/83567/80.htm?a=stdforum_view&o=

2. Православные приходы и монастыри Севера - parishes.mrezha.ru

3. Интернет – портал архивной службы Вологодской области – клировые ведомости Кадниковский уезд – личный кабинет - https://gosarchive.gov35.ru/

4. Епархиальные ведомости от 01.11.1912 г. № 21

5. Страница в VK - https://vk.com/club91382211

6. Сайт храма - http://hram-syamzha.cerkov.ru/

 

 

 

Приложение

ПСАЛТИРЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.104 с.)