Рекомендовано к публикации Приходским советом храма Воскресения Христова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендовано к публикации Приходским советом храма Воскресения Христова



С. Сямжа Вологодской области

ДВЕ ТЫСЯЧИ ДВАДЦАТЫЙ ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Предисловие

 Мир тебе, и Божие благословение, дорогой читатель.

 

 Вот уже два тысячелетия минуло с тех пор, как сам Господь наш Иисус Христос создал Церковь Свою, - врата же адовы не одолеют её. – Не множество церквей создал, - но единую Святую Соборную и Апостольскую, - предупреждая нас наперёд: «Многие придут под Именем Моим, - но вы не верьте им, а по делам их судите их».

Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда сознаёт себя стоящим около действительной святости Церкви. Это длится недолго, а человек в эти минуты ещё не знает, наверное, — находится - ли он сам в этой Святости, то есть в Святой Церкви, на какой–то блаженный миг он чувствует, что стоит около её пречистых стен.

Ибо наше бытие в Церкви — это не право наше, а всегда Чудо и Нечаянная Радость.

Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так что, когда ты стоишь в храме, то тогда только истинно приходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лёд одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобой только или действительного, ни злости «уставных старух», ни дикого любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через всё это ты идёшь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуту услышит лучшее, чем ты, — голос Человека и Бога: Иисуса Христа.

 В 2019 году исполнилось 200 лет со дня основания нашего  верхнего храма в честь Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (другое название — Воскресение слову́щее). Вместе с Господом, нашим молитвенником и заступником является ещё великомученик Георгий Победоносец. Богу и святому, в разное время жизни храма, посвящены его Престолы.

В данном труде повествуется об истории нашей церкви. Перед твоим мысленным взором пройдёт череда простых людей, оставивших славную память о себе в истории не только храма, но и всей нашей малой Родины. Помяни их имена в своей молитве.

200 лет: люди, судьбы и события… Всё не зря, если жизнь была связана с Богом. Сколько ещё будет стоять храм, известно одному Господу Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Оглавление

 «Любовь к родному краю, взлелеявшему и вырастившему нередко целые поколения дедов и прадедов наших, только одна эта ЛЮБОВЬ способна выработать того настоящего гражданина, который нам был всегда желателен, а теперь прямо необходим» - Е.Н. Клетнова.

Речь идёт о том, что, не зная истории своей страны, своего родного края, нельзя стать настоящим гражданином. Чтобы возродилась Россия нужно понять, что мы – наследники страны великой культуры и истории.

«Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасём», - сказал Алексий II. Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и к окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, тем лучше и радостнее будет наше общество. Итак, жизни по заповедям Божьим надо учиться. Нравственность неотделима от понимания Бога и Его промысла о человеке и о его назначении. Недаром говориться, где нет Христа, там нет и нравственности.

Из истории православия

Христианство – одна из трёх мировых религий, возникшая в Палестине в I веке нашей эры. В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи, а к XIV распространяется почти по всей Европе.

В основе христианства лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог послал в мир своего сына, Богочеловека Иисуса Христа, который жил, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек.

Главная книга христиан – БИБЛИЯ.

 Смысл Библии: человек потерял Рай – своё блаженство и счастье, и как к этому Раю можно вернуться.

Слово «Библия», в переводе с греческого, означает - книги. В Библии собраны книги Ветхого и Нового Завета.  Завет – это союз Бога с человеком. Всего 77 книг.

Ветхий Завет включает 50 книг, большинство из которых написано на древнееврейском языке. В них описаны события священной истории от сотворения мира до Рождества Иисуса Христа.

Новый Завет и состоит из 27 книг. Все они написаны на древнегреческом языке. В них рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа, а также о судьбе его ближайших учеников, апостолов.

Писалась Библия более 1600 лет (60 поколений). Кто писал Библию? Люди разных слоёв общества, от пастуха до царя, которые проживали на трёх континентах: Азия, Африка и Европа, под непосредственным влиянием Святого Духа.

 

 Xристиане верят в единого Бога, существующего в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.

Очень важным для христиан является представление о первородном грехе.

Ещё одна характерная особенность христианства – оно может существовать только в форме Церкви (это или сообщество верующих, или храм, или форма христианской веры).

Все христиане верят в грядущий конец света и во второе пришествие Христа.

Мы, как православные христиане знаем, что в 988 году благоверный князь Владимир крестил Русь.

Одновременно с Крещением Руси возникла Русская Православная Церковь и начинается широкое храмостроительство.

Чтобы окончательно определиться в выборе веры и объединить разрозненные княжества, киевский князь Владимир Красное Солнышко отправил своих послов сначала к магометанам, потом – к немцам, а потом – к грекам. И нигде не почувствовали послы никакой духовной красоты, кроме церковной службы у греков в Софийском соборе. Вот как пишет об этом Нестор-летописец в «Повести временных лет»: «…..и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми…»

А теперь, давай на минуту представим, что было бы с нами, если бы в 988 году князь Владимир принял бы другую религию, например, ислам.

На месте нашего Воскресенского храма стояла бы мечеть, и молились бы в ней одни мужчины, а женщины бы стояли снаружи и ждали, когда выйдет их «благоверный» муж – один, на четырёх – пяти жён, чтобы покорно сопровождать его до дома.

Если вспомнить историю нашей страны, то с 1237 по 1480 годы наши предки находились под игом татаро – монголов, а к тому времени они уже приняли ислам. Поэтому имели прекрасную возможность пересмотреть вероисповедание наших граждан.

Православие в России претерпело многочисленные удары с разных сторон.  1612 год. Освобождение страны от Польского военного присутствия. А это католицизм. Да, - это христианство, но какое «напичканное» свободой нравов.

Или церковная реформа Петра первого (1721 год), которая имела исключительно разрушительный для российского православия характер, была направлена на подчинение Церкви государству в России, при этом за основу брались образцы протестантских государств, в частности Англии, где король является и руководителем Церкви.

Наш храм.

 Судьбу храма можно сравнить с судьбой человека.

Церковь Воскресения Христа в Бельтяевской Слободе, в Сянжемской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. Это были два деревянных строения.

XVII – XVIII век в архиве

1626 г. и 1641 г. - упоминается поп Епифаний

1655, 1664, 1671 г. - священник Иларион Иванов

1690 г. 26 ноября по Выборной грамоте прошение об определении в священника Михайловской волости дьячка Сергея Григорьева сына попова.

1695, 1712, 1719, 1721 г. - поп Сергий Григорьев

1719, 1721 - дьячок Иван Афанасьев

1721, 1727 г. - поп Никита Алексеев, дьячок Порфирий Федоров

По КВ 1736 г.: - поп Корнилий Иванов – 30 л., определён в 1733 г.

Дьячок - Порфирий Федоров – 31 г., определён в 1721 г.

Пономарь - Пётр Никитин - 11 лет 7 мес., определён 21 декабря 1732 г.

Архивная запись

В Вологодскую Его Преосвященства Господина Преосвященнейшаго Серапиона Епископа Вологодского и Белозерского Духовную Консисторию Вологодского уезда церкви Воскресения Христова, что в Бельтяеве слободе дьячка Тимофея Перфилиева.

Покорнейшее прошение

Сего 1760 Года апреля Дня просил я именованный о размерении земли при нашей Воскресенской церкви указ. И дан был о том указ Спасова Ефимьева монастыря игумену Варлааму и по тому указу оный игумен приезжал к нашей церкви и промерил всю пашенную землю при нашей церкви во всех трех полях по равенству кому какая часть надлежит и по жеребью где кому полоса досталась. По тому разделу священник Корнилий Иванов, диякон Ияков Корнилиев, дьячек Иван Корнилиев и я именованный с братом своим пономарем Семеном Перфилиевым посеяли в овсяном поле. Священник Петр Никитин по тому игуменскому и нашему общему разделу, которые полосы достались на прежнем ево участке те посеял, а которые не на ево участке достались и выбирая он священник, которые лутчые полосы, посеял, а иные полосы достались моево дьячковского и пономарского брата моего плохие земли и те не посеял. Тако ж и в другом поле на моем участке по жеребью не пахал, а на ево прежнем участке в том же поле, я именованный пахал по своему жеребью. И ходил он священник Петр Никитин к Вологде просить о том, чтоб ему быть на своих прежних полосах. И пришед с Вологды ничего не говоря и указу не обявил и тычки которые при игумене ставлены выбросил и навозом завозил по прежнему владеть. Того ради просим дабы соблаговолено было владеть земли по тем жеребьям и чтоб мне именованному и с братом моим не быть на худой земле одним. О сем моем прошении блогомилостивую резолюцию наложить.

К сему прошению вышеписанной церкви священник Корнилий Иванов руку приложил.
К сему прошению тое ж церкви диакон Ияков Корнилиев руку приложил.

Тое ж церкви дьячек Иван Корнилиев руку приложил."

P.S: Орфография и пунктуация сохранена.

На фото план деления земли между церковными священнослужителями в 1760 году Воскресенской Бельтяевской церкви.

 Из книги историка Башнина Н.В. «Постановления и назначения в Вологодской епархии в 1674 - 1675 годах».

«…Приходское духовенство избиралось приходской общиной. Прихожане составляли мирской приговор об избрании за своими руками и представляли избранного к архиерею для испытания и посвящения… Выбор кандидата проводился всей общиной… При избрании в первую очередь учитывались личные качества кандидата.

…Не все избранные лица получили благословение на поставление от архиепископа Симона.

…Прихожане «Сянжемской трети Бельтяевы слободы Воскресенского приходу» просили, вместо не получившего благословения Григория Ларионова сына Попова, поставить Василия Емельянова сына «прозванием» Хмеленина (документ № 16)…»

 В 1780 году был образован Кадниковский уезд в ходе административной реформы Екатерины II и наша церковь вошла в его состав, где оставалась вплоть до 1929 года.

В 1801 году в прошении священника Александра Алексеева, церковного старосты Федора Симакова и прихожан записано: «Деревянные: холодная (летняя) Воскресенская и тёплая (зимняя) Георгия Великомученика, обветшали...»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.025 с.)