Методы диагностики адаптации первоклассников к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы диагностики адаптации первоклассников к школе



При теоретическом рассмотрении особенностей школьной адаптации первоклассников было определено, что адаптация детей к школе проходит по-разному. В зависимости от отношения ребенка к урокам, одноклассникам, учителю, уровня школьной мотивации, участия в общественной жизни, социального статуса в коллективе можно выделить три уровня адаптированности: высокий, средний и низкий.

Для диагностики уровня адаптации первоклассников к школе было выбрано несколько методик.

1. Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП), разработанная на основе опросника Л. М. Ковалевой.

Данная методика предназначена для педагогов и основана на представлениях о четырех сферах школьной адаптации (педагогической, социальной, психологической и физиологической).

Цель - изучить особенности адаптационного процесса конкретного ребенка.

Оборудование: опросник, состоящий из 80 утверждений, с которым работает учитель и бланк ответов, в котором необходимо вычеркнуть номера тех высказываний, которые относятся к конкретному ученику.

Ход проведения:

Инструкция: Уважаемый педагог! Вам предлагается опросник, с помощью которого Вы сможете оценить успешность школьной адаптации конкретного ученика Вашего первого класса, а также выявить признаки и ведущие сферы нарушений этого процесса. В бланке ответов следует отмечать номера тех утверждений, которые касаются признаков дезадаптации, имеющих место у данного ребенка.

Текст опросника и бланк ответов в приложении 1.

Возможные факторы школьной дезадаптации объединены в следующие блоки:

I. Дезадаптация в педагогической сфере:

НГШ – неготовность к школе;

НИД – нарушения интеллектуальной деятельности;

II. Социальная дезадаптация:

НОС – нарушения общения со сверстниками;

НОВ – нарушения общения со взрослыми;

III. Психологическая дезадаптация:

НМ – низкая мотивация учебной деятельности;

И – инфантильность;

ЛТ – личностная тревожность;

ШТ – школьная тревожность;

IV. Физиологическая и психофизиологическая дезадаптация:

ГС – гиперкинетический синдром;

ИНС – инертность нервной системы;

НП – недостаточная произвольность психических функций;

НСЗ – нарушения в состоянии здоровья;

АС – астенический синдром;

НС – невротические симптомы

Максимально возможная сумма баллов – 80. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно вычислить коэффициент дезадаптации:

где К – коэффициент дезадаптации;

а – количество вычеркнутых учителем пунктов.

Чем ближе К к нулю, тем благополучнее ребенок адаптировался в школе.

В результате апробации методики в первых классах общеобразовательных школ выделены группы детей:

0-15% - хорошо адаптированные дети;

15-45% - умеренная (средняя) степень дезадаптации;

свыше 45% - выраженная дезадаптация.

........................

2. Методика оценки школьной мотивации учащихся начальных классов. Ее автором является Н. Г. Лусканова.

Цель - выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию и мотивацию учения.

Оборудование: анкета, состоящая из 10 вопросов.

Ход проведения.

Данная методика может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должен написать те ответы, которые они выбирают.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».

Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и обведите его в кружок».

Текст анкеты и ключ для обработки представлены в приложении 2.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

..................................

3. Методика «Дерево», разработанная Л. П. Пономаренко.

Цель - изучить сформированность позиции ученика, определить особенности протекания адаптационного процесса и выявить возможные проблемы ребенка.

Оборудование: лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков.

Ход проведения:

Каждый учащийся получает бланк с изображением дерева и расположенных на нем человечков, без нумерации фигурок (см. приложение 3, рис. А). Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.

.........................................

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17). Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

...........................



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.007 с.)