Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школе



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

 

Курсовая работа

по дисциплине «Психолого-педагогические основы образования различных категорий обучающихся»

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиль «Безопасность жизнедеятельности»

 

Оценка: ___________________ Исполнитель: Иванова Анастасия Владимировна
Дата: ____________________ студентка ФСБЖ группы Нт-308 БЖ
   
Подпись: _________________ Научный руководитель: Кузнецова Е.Н. доцент кафедры педагогики и психологии, к.пс.н.

 

 

 

Нижний Тагил

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

  6
1.1.

Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема

  6
1.2.

Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе

  10
1.3.

Характеристика психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации первоклассников к школе

    15
ГЛАВА 2.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    26
2.1.

Методы диагностики адаптации первоклассников к школе

26
2.2.

Анализ результатов исследования адаптации первоклассников к обучению в школе

  32
2.3.

Педагогический проект, направленный на успешное прохождение адаптации первоклассников к школе

  37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

49

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

   
       

ВВЕДЕНИЕ

Начало обучения в школе - стрессовый период в жизни ребенка, так как сопровождается необходимостью адаптироваться к новым социальным условиям: новая обстановка, новые отношения, новые обязанности. Жизнь первоклассника претерпевает значительные изменения, концентрация внимания сдвигается на учебу, школу, школьные мероприятия, отношения с учениками и педагогами. На данном этапе у ребенка происходят характерные сдвиги в функциональном состоянии, в частности, затрагивающие психоэмоциональную сферу.

Дальнейшая социализация ребенка во многом определяется тем, насколько благополучно прошел адаптационный период в начале обучения.

Школьная дезадаптация обуславливает снижение учебной мотивации, ухудшение взаимоотношений с учителями и одноклассниками, появление нервно-психических расстройств, искажение в личностном развитии, а также возникновение девиантного поведения. Так же не редко возникают соматические заболевания, вызванные общим снижением функциональных резервов организма.

Многие ученые, педагоги, психологи, такие как Ш. А. Амонашвили, Н. Г. Лусканова, Р. В. Овчарова, И. А. Коробейников, С. А. Беличева, Л. С. Выготский, М. М. Безруких и др. изучали и изучают проблему адаптации к школе. Они утверждают, что дальнейшие успехи ученика во многом зависят от того, как он начнёт учиться. Если в годы начала обучения в школе ребенок испытывает неудачи, то к 10 годам он теряет уверенность и мотивацию. Возраст от 5 до 10 лет считается критическим. Неудачи, с которым надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этапе адаптации.

Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего изучения.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью адаптации первоклассников к школе и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий реализации данного процесса.

Из данного противоречия вытекает проблема поиска психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.

Тема исследования: «Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школе».

Объектом исследования является процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации первоклассников к школе.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации первоклассников к школе и разработке педагогического проекта по созданию таких условий, в эмпирическом выявлении уровня адаптации первоклассников к обучению в школе.

Гипотеза: вероятно, адаптация первоклассников к школе будет наиболее успешной, если рационально организовать режим школьной жизни, привлечь родителей к совместной деятельности, исключить отрицательную оценку детей и применять педагогически грамотный стиль воспитания.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе изучения и анализа литературы определить особенности адаптации первоклассников к школе.

2. Охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие адаптации первоклассников к школе.

3. Изучить уровень адаптации первоклассников к школе.

4. Разработать педагогический проект по созданию психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации первоклассников к школе.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- теоретические (анализ и синтез научной психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение, классификация, сравнение);

- эмпирические (проективные методы, анкетирование, методы математической обработки результатов исследования).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогического проекта педагогами и психологами образовательных организаций для повышения уровня адаптации первоклассников к школе.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (28 источников) и приложений. Объем курсовой работы составляет 31 страницу. В работе 5 таблиц и 4 рисунка.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация первоклассников к школе – очень важный и сложный период в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль, новый вид деятельности, изменяется социальное окружение, и появляются новые обязанности. Значительные изменения происходят и в психоэмоциональной сфере.

Дальнейшая социализация ребенка во многом определяется тем, насколько благополучно прошел адаптационный период в начале обучения.

В начале нашего исследования был поставлен ряд задач, решение которых привело к достижению главной цели - теоретическое обоснование психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе. Нами были определены особенности адаптации первоклассников к школе, охарактеризованы психолого-педагогические условия, способствующие школьной адаптации, а также изучен уровень школьной адаптации первоклассников и составлен педагогический проект, способствующий благоприятной адаптации учеников к школе.

Определив особенности адаптации первоклассников к школе, мы выявили, что адаптация у первоклассников проходит по-разному. Есть дети, которые адаптируются довольно быстро, в школе у них преобладает позитивное настроение, они с легкостью вливаются в коллектив сверстников, выполнение требований и соблюдение норм не вызывают у них трудностей. Есть и другая группа детей, период адаптации которых длится немного дольше, трудности в освоении школьной программы вызывает преобладание игровой деятельности и сложность принятия нового статуса. Но к концу первого полугодия ситуация нормализуется. Последняя группа детей - это дети, период адаптации которых значительно затягивается. В их поведении отмечаются негативные проявления и отрицательные эмоции, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками и во взаимоотношениях с учителем. В данном случае для преодоления трудностей адаптации необходима грамотная психолого-педагогическая помощь.

Поэтому нами были охарактеризованы психолого-педагогические условия, способствующие благоприятной школьной адаптации. Среди основных условий были выделены следующие: организация режима школьной жизни детей и обеспечение оздоровительно-профилактической работы, применение педагогически грамотного стиля воспитания, исключение отрицательной оценки первоклассников и привлечение родителей к совместной деятельности. В связи с этим, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, достоверна, следовательно, адаптация первоклассников к школе будет наиболее успешной, если будут созданы вышеперечисленные условия.

Изучение уровня школьной адаптации первоклассников позволило сделать вывод о том, что 28 % учеников первого класса не адаптированы к школе, 24% ребят оценивают свое положение в группе довольно низко, чувствуют отстраненность и дискомфорт. Так же было выявлено, что 40% детей переживают отрицательные эмоции к стимулу «Урок» и испытывают школьную тревожность, проявляющуюся в волнении и повышенном беспокойстве. Поэтому для внесения изменений в данную ситуацию нами был разработан педагогический проект, цель которого - создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Разработанный проект рассчитан не только на первоклассников, но и их родителей, а также классных руководителей. Данный проект поможет детям адаптироваться к школе, обрести надежду на успех и сплотить коллектив младших школьников, а также повысить знания родителей о специфике организации учебно-воспитательного процесса в первых классах и особенностях адаптационного процесса детей. Помимо этого, проект поможет педагогам выработать для себя педагогически правильный стиль взаимодействия и общения с первоклассниками в период адаптации.

Педагогический проект построен на принципах учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, всестороннего гармоничного развития личности, активного обучения, непрерывности и последовательности, а также принципах активности и наглядности.

Разработанный проект может быть использован педагогами и психологами образовательных организаций для повышения уровня адаптации первоклассников к школе.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Законодательные и нормативные акты и документы:

1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (ред. от 24 ноября 2015 г.) // Российская газета - Федеральный выпуск №5430 (54). 16.03.16. URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 10.05.17)

2. Приложение к письму Министерства Образования РФ «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 3 июня 2003 г. N 13-51-120/13 // Консультант Плюс. Версия Проф. – 2007. URL: http://http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=314556#0 (дата обращения: 10.05.17)

Литература:

3. Бадьина Н.П. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации первоклассников: методические рекомендации для учителей начальных классов). Курган, 2009. 59 с.

4. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. №1. С. 8-15.

5. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? М.: Академия, 2001. 240 с.

6. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. М.: Педагогика, 1991. 112 с.

7. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок в школе? М.: Знание, 1994. 189 с.

8. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2002. 128 с.

9. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2005. 142 с.

10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 2006. 144 с.

11. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации. Витебск, 1998. 182 с.

12. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.  442 с.

13. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. М., 2008. 169 с.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2012. 176 с.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО, 2003. 176 с.

16. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 2001. 169 c.

17. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М., 2011. 298 с.

18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. М.: Сфера, 2010. 448 с.

19. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / Под ред. Г.С. Ковалёвой. М.: Просвещение, 2010. 201 с.

20. Петровский А. В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 40–46.

21. Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой. М., 2002. 213 с.

22. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М., 2007. 116 с.

23. Савина Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. 2011. № 3. С. 118-121.

24. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 6. С. 19-28.

25. Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физиологической нагрузкам. М.: Педагогика, 2001. 240 с.

26. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 2004. 19 с.

27. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. Гродно: ГрГУ, 2009. 119 с.

28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 414 с.

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

 

Курсовая работа

по дисциплине «Психолого-педагогические основы образования различных категорий обучающихся»

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиль «Безопасность жизнедеятельности»

 

Оценка: ___________________ Исполнитель: Иванова Анастасия Владимировна
Дата: ____________________ студентка ФСБЖ группы Нт-308 БЖ
   
Подпись: _________________ Научный руководитель: Кузнецова Е.Н. доцент кафедры педагогики и психологии, к.пс.н.

 

 

 

Нижний Тагил

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

  6
1.1.

Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема

  6
1.2.

Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе

  10
1.3.

Характеристика психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации первоклассников к школе

    15
ГЛАВА 2.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    26
2.1.

Методы диагностики адаптации первоклассников к школе

26
2.2.

Анализ результатов исследования адаптации первоклассников к обучению в школе

  32
2.3.

Педагогический проект, направленный на успешное прохождение адаптации первоклассников к школе

  37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

49

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

   
       

ВВЕДЕНИЕ

Начало обучения в школе - стрессовый период в жизни ребенка, так как сопровождается необходимостью адаптироваться к новым социальным условиям: новая обстановка, новые отношения, новые обязанности. Жизнь первоклассника претерпевает значительные изменения, концентрация внимания сдвигается на учебу, школу, школьные мероприятия, отношения с учениками и педагогами. На данном этапе у ребенка происходят характерные сдвиги в функциональном состоянии, в частности, затрагивающие психоэмоциональную сферу.

Дальнейшая социализация ребенка во многом определяется тем, насколько благополучно прошел адаптационный период в начале обучения.

Школьная дезадаптация обуславливает снижение учебной мотивации, ухудшение взаимоотношений с учителями и одноклассниками, появление нервно-психических расстройств, искажение в личностном развитии, а также возникновение девиантного поведения. Так же не редко возникают соматические заболевания, вызванные общим снижением функциональных резервов организма.

Многие ученые, педагоги, психологи, такие как Ш. А. Амонашвили, Н. Г. Лусканова, Р. В. Овчарова, И. А. Коробейников, С. А. Беличева, Л. С. Выготский, М. М. Безруких и др. изучали и изучают проблему адаптации к школе. Они утверждают, что дальнейшие успехи ученика во многом зависят от того, как он начнёт учиться. Если в годы начала обучения в школе ребенок испытывает неудачи, то к 10 годам он теряет уверенность и мотивацию. Возраст от 5 до 10 лет считается критическим. Неудачи, с которым надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этапе адаптации.

Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего изучения.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью адаптации первоклассников к школе и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий реализации данного процесса.

Из данного противоречия вытекает проблема поиска психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.

Тема исследования: «Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школе».

Объектом исследования является процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации первоклассников к школе.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации первоклассников к школе и разработке педагогического проекта по созданию таких условий, в эмпирическом выявлении уровня адаптации первоклассников к обучению в школе.

Гипотеза: вероятно, адаптация первоклассников к школе будет наиболее успешной, если рационально организовать режим школьной жизни, привлечь родителей к совместной деятельности, исключить отрицательную оценку детей и применять педагогически грамотный стиль воспитания.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе изучения и анализа литературы определить особенности адаптации первоклассников к школе.

2. Охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие адаптации первоклассников к школе.

3. Изучить уровень адаптации первоклассников к школе.

4. Разработать педагогический проект по созданию психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации первоклассников к школе.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- теоретические (анализ и синтез научной психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение, классификация, сравнение);

- эмпирические (проективные методы, анкетирование, методы математической обработки результатов исследования).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогического проекта педагогами и психологами образовательных организаций для повышения уровня адаптации первоклассников к школе.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (28 источников) и приложений. Объем курсовой работы составляет 31 страницу. В работе 5 таблиц и 4 рисунка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.079 с.)