Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европоцентризм и концепции локальных цивилизаций.
Европоцентризм – мировоззренческая установка, в соответствии с которой культура Европы, принятые в ней ценности и духовный уклад являются мерилом мировой культуры и цивилизации. Еще в Древней Греции эллины противопоставляли себя «варварам», не говорившим по-гречески и придерживавшимся иных обычаев. В Средние века христианская религиозная картина мира закрепляет это разделение на верующих и не верующих, язычников, которых необходимо обращать в истинную веру и обучать правильному, европейскому образу жизни и взглядам на мир. К Великие географические открытия к Новому времени закрепляют в сознании европейцев представления о том, что Европа является передовой страной с точки зрения развития культуры и науки, а остальные страны – «недоразвиты», «отстают» и нуждаются в помощи европейской цивилизации. В XIX веке в рамках европоцентризма формируются «линейные» концепции развития культуры, которые предполагают, что человечество имеет одну, общечеловеческую культуру и движется в одном направлении по пути прогресса. В этом движении Европа исполняет роль лидера, а остальные страны, отставая, но проходя те же стадии развития, раньше или позже догонят ее. И в итоге будет существовать одна единая, общечеловеческая культура, созданная на базе европейски обычаев и ценностей. Эту точку зрения на культуру разделял Гегель, предполагавший, что история движется однонаправлено от начала истории к её концу
18. Соотношение понятий культура и цивилизация в культурологических концепциях XX века.
В ХХ веке Европа проходит путь от индустриальной до постиндустриальной культуры. Заканчивается эпоха, когда историю творила толпа, наступает век масс. На смену разделению культуры на элитарную (аристократическую) и народную, приходит разделение на элитарную (духовную) и массовую (потребительскую). Суть массовой культуры состоит не в ее распространенности в широких слоях населения, а в ее непосредственной связи с массовым материальным производством. Ее продукты однотипны и требуют постоянного спроса, чтобы распространяться и окупать собственное производство. И поэтому требования к ним ниже, чем к артефактам и явлениям культуры элитарной: они развлекательны, не дороги, понятны, не требуют серьезных предварительных знаний или долгого обучения, чтобы ими пользоваться.
Конец XIX – начало XX века характеризируется распространением новых видов искусства: фотографии и кинематографа. Возникающие благодаря техническому развитию, они сказываются на восприятии человеком не только информации, но и культурных категорий, таких как пространство и время, телесность и т.д. Вальтер Беньямин описывает эти процессы в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», в котором говорит о том, что тиражирование репродукций путем фотокопирования в итоге приводит к тому, что человек теряет способность видеть уникальность как «ауру» оригинального произведения искусства. Можно заметить, что утрата этой способности потом распространяется с восприятия предметов на восприятие людей. Технологические скачки, произошедшие после Мировых войн, завершают тенденцию, наметившуюся еще в конце XIX века: наука становится мировой. Рост промышленности после II Мировой Войны создает условия для стремительного развития массового производства и формирования потребительского общества, которое уже в конце 50-х – начале 60-х подвергается критике: Г. Маркузе, Т. Адорно и М. Хоркхаймер, позднее Э. Тоффлер, Ж. Бодрийяр и т.д. К концу ХХ века глобализационные процессы становятся все более ярко выраженными: большинство стран мира оказываются связанными между собой не только политически, но и экономически, культурно и т.д. Компьютеризация повседневной жизни так же сказывается на культуре и человеке. Изменяются способы восприятия и работы с информацией, которая становится все доступнее. Знание как обладание информацией постепенно заменяется знанием, как способностью быстро ее получить извне. Все более распространяющееся, входящее в повседневные практики опосредованное общение через Интернет так же приводит к значительным изменениям в культурной идентичности пользователей, что отражается и на их представлениях об основных культурных универсалиях.30 Основные понятия: модерн, тираж, аура, копия, подделка, репродукция, постмодерн, футурошок, массовая культура, массовое производство, элитарная культура, СМИ, идентичность.
19. Традиционная культура. Общая характеристика и существенные особенности.
Традиционная культура - устойчивая, малодинамичная культура, главной особенностью которой будет ориентация на воспроизведение устоявшегося поколениями образа жизни и способов действия, а так же подозрительность по отношению к любым нововведениям. К традиционным культурам могут быть отнесены цивилизации Древнего Китая, Древней Индии, Шумера, Ассирии, Древнего Египта, Древней Греции, Американских индейцев и Австралийских аборигенов, а так же культуру средневековой Европы. Однако, при всем кажущемся разнообразии, у всех этих культур есть ряд характерных общих черт: - неизменное повторение из поколения в поколение обычаев, традиций, ритуалов, особенностей религиозных воззрений, социальных структур и повседневного быта. - сложности с принятием новшеств и перемен в любой области жизни. - доминирование мифологического или религиозного способа объяснения мира.
В связи с подобными тенденциями современной культуры в целом несколько изменяется роль такого ее компонента, как миф. Значение слова «миф» (от греч. mythos) в обыденном языке (нечто ложное, неправдоподобное) и понятие о мифе, мифологии, мифосознании в социально-гуманитарных науках существенно различаются. В науке в наше время параллельно существуют два разных подхода к мифу12. 1.Традиционное представление о мифе как исторически преходящей, архаической форме общественного сознания, в основе которой лежит донаучный образ действительности, предполагающий нераздельное существование человека, природы, космоса и определяющий место человека в общей картине мироздания - картине фантастической, иллюзорной, включающей анимизм и антропоморфизм - в соответствии с представлениями более позднего времени. 2. Более широкое, тяготеющее к постмодернистским соци-окультурологическим концепциям представление о мифе как первооснове культуры вообще, некоей культурной универсалии, которая проходит через все исторические эпохи и связана с фундаментальной потребностью человека в целостной картине мира, соединяющей в себе знания и ценности, науку и религию, рационально-логическое и чувственно-внерациональ-ное, идеи и практические способы коллективного действия. Именно такое качество составляет основу мифосознания во все времена. Можно говорить об актуализации мифологической составляющей в культуре XX в. в целом, при разных оценках этой тенденции учеными. Поворот к постмодернизму в культуре и, соответственно, к постиндустриальным формам цивилизации, неизбежно связан с переосмыслением обширных пластов истории человечества. А это означает расширение сознания, появление его новых ракурсов, подключение иных ресурсов жизнеобеспечения общества. Важная сторона подобного процесса, отмеченная многими учеными - определенное движение в сторону консерватизма, культурной традиции прошлого и даже традиционализма. Вторая (или вторичная) жизнь традиции, социальное проигрывание разных вариантов включения ее в современный культурный мир и живой обиход, повышают роль исторической народной культуры (прежде всего художественной), в новых обстоятельствах, когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном, социальном, политическом, экономическом, этнонациональном, религиозном.
Господствующие универсально рациональные модели классического периода модернизации дополняются и отчасти вытесняются введением в сознание и поведение иных культурных стереотипов, точнее - архетипов. Они проникают во многие сферы жизни и мыследеятельности и охватывают широкое поле традиционного социального и культурного опыта, который был отринут на предыдущем этапе и вдруг теперь обретает новые смыслы, социальные связи и перспективы. Эти тенденции определяют особую важность анализа роли традиционной, исторически сложившейся народной культуры в современной ситуации и в современных ее модификациях. Учитывая все сказанное выше можно сформировать предмет изучения «наборным» способом. Это следующие области: 1. Традиционно-историческая, крестьянская, а также бывшая городская, слободская, мещанская культуры и субкультуры, обитающие - в новой среде с новыми акцентами, иногда в социально новом качестве. 2. Явления профессиональной культуры (например, художественные тексты) в массовом обращении, когда они становятся не просто объектами широкого потребительского спроса (как в массовой культуре), но привлекают внимание как объект некоторого культурного сотворчества, связанного с максимальной идентификацией, иногда адаптацией «под себя», варьированием исходного культурного материала. Эта ипостась народной культуры нередко проявляется в разного рода культурной, и в частности художественной самодеятельности, любительстве при всей неоднозначности этого явления. 3. Субкультурные движения, прослойки, отдельные тексты, факты в культуре, эпизодически получающие широкое социальное звучание, что ставит их в ранг народной культуры. К этой социально широкой области можно отнести анекдоты и даже их целые циклы, возникающие ситуативно в определенной среде и вдруг получающие универсальное, почти общенародное звучание. Другой пример - явное расширение диапазона звучания блатных, тюремных песен, вызванное не столько художественными достоинствами этого культурного материала, сколько социальной ситуацией, провоцирующей его актуализацию в советское время. 4. Особую область в этой пестрой мозаичной картине составляют различные промежуточные формы культуры, которые иногда относят к третьей культуре, второму фольклору. Терминология пока не устоялась, проблематика изучения расплывчата. Однако народная культура в современных условиях непосредственно смыкается с этой областью.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.008 с.) |