Северное или Заальпийское Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Северное или Заальпийское Возрождения.



Влияние античной культуры в Нидерландах и Германии, где ярче всего проявляется самобытность Северного возрождения - незначительно и весьма опосредованно. И, несмотря на то, что и оно связанно с развитием городской, торгово-ремесленной культуры, но направляется не на развитие светской культуры, а именно в религиозное русло: на борьбу за реформирование католической церкви.

Основополагающим фактом для начала Реформации принято считать перевод Библии с латыни на немецкий язык, осуществленный Мартином Лютером.

Критикуя католическую церковь, практику индульгенций и институт Папства, Лютер переносит акцент на формирование индивидуального религиозного сознания.

Основные принципы:

1. Спасение достигается не молитвой, откупом или ритуалом, а только личной верой.

2. Священное Писание – единственный источник истины.

3. Каждый человек имеет право самостоятельно читать и осознавать Священное Писание, что и составляет часть его трудов по достижению личного спасения.

26

Во Франции и в Швейцарии в большей степени распространилось учение Ж. Кальвина, последователей которых назвали чаще гугенотами, и только позднее кальвинистами.

Основной идеей этого учение является полный суверенитет и абсолютная власть Бога. Из которой следуют два наиважнейших вывода:

1. На Бога никакое влияние оказать невозможно: ни молитва, ни покаяние, ни какая-либо другая форма диалога или уговоров, не способны изменить его решение.

2. Богу уже известно разрешение судьбы каждого человека, кто предопределен к спасению, а кто – к гибели (в духовном смысле) и ни воля, ни вера, ни образ жизни конкретного человека не может сказаться на этом решении.

 

Реформация создает новую этику, в которой, по мнению М. Вебера, следует искать истоки как менталитета буржуазно – капиталистической культуры, так и современной массовой культуры в целом.

Основные понятия: филология, антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, неоплатонизм, индульгенция, учение о предопределении, таинства и обрядность.

Особое отношение к античности как возрождение интереса к античному наследию и прежде всего литературе, поддерживает эту переориентацию на изучение человека. И через отношение к нему античности – стремится изменить существующее современное.

Платонизм как основа философии Возрождения, отношения к жизни, смерти, красоте и познанию. Переосмысление учения Платона об эйдосах.

 

Итальянский Ренессанс.

 

 

Итальянский Ренессанс своим происхождением обязан XIV веку. Северное Возрождение появилось только в XVI веке. Некоторые ученые уверяют, что не было никакого Ренессанса. Возрождение для стран Севера Европы «открыл» Альбрехт Дюрер (1471—1528), художник из Нюрнберга. Своему первому успеху этот художник обязан своей серией гравюр, которые были посвящены апокалипсическим видениям Святого Иоанна. Германия, тогда еще не имевшая представления о том, что такое итальянский Ренессанс, и ожидавшая конца света и возникновения Лютера, по достоинству оценила изображения последних дней мира. Гравюры под общим названием «Апокалипсис» Дюрер начать писать в возрасте 25 лет.

Неудивительным является и то, что изменить статус художника в менталитете жителей севера Европы также предстояло Дюреру. До его возникновения живописцы, ваятели и граверы в Северной Европе почитались обычными ремесленниками. Традиция приписывает художникам, который продолжили итальянский Ренессанс, особый интерес к человеку, его личности. У Дюрера он сосредоточен, главным образом, на самом себе. Художник отличился большим количеством автопортретов, один из которых, написанный в 1500 году, заслуживает особого внимания, так как облик художника очень напоминает лик Христа. Дело в том, что в эпоху Средневековья Бога иногда сопоставляли с художником, а итальянский Ренессанс в корне изменил приоритеты. Теперь художник уподоблен Богу.

Дюрер, несмотря на все это, так и не смог обрести свободы в изображении обнаженного тела, которое и является главным отличием итальянских мастеров. Итальянский Ренессанс и традиции готического искусства постоянно противоборствовали в душе Дюрера. Отсюда нет единой оценки его наследия. Если вести речь об идеях Возрождения, то, наверно, особо ярко они воплотились в живописном диптихе «Адам и Ева» (1507), который украшает коллекцию Прадо, и на гравюре с таким же названием от 1504 года. В 1506 году в Венеции Дюрер написал еще одну картину, которую хорошо восприняли итальянцы, — «Праздник четок» (Национальная галерея, Прага). Помимо этого, некоторые историки искусства склонны видеть не только алтарный образ, но и комментарий к событиям, возникшим в Италии в то время, когда Дюрер работал над ней. Дюрер в своей последней живописной работе под названием «Четыре апостола» (1526, Старая Пинакотека) достигает нового уровня мастерства и понимания духа идей Возрождения.

К концу XV века, времени возникновения первых произведений мастера, античное наследие, как на его родине в Германии, так и в сопредельных странах было запамятовано. Эпоха Античности, этот золотой век искусства, на всю жизнь для Дюрера стала пределом мечтаний, надежд и чаяний, ей он посвятил свои практические и теоретические труды. Художник очень любил итальянский Ренессанс с его рационалистической теорией искусства, но комбинировал ее с немецким мистицизмом и практически романтическим индивидуализмом. В его стремлении изучить тайну совершенных пропорций Дюрера торопило ужасное подозрение, что итальянцы, владеющие ей, намеренно скрывают ее, чтобы сохранить положение своей школы. Однако в конечном итоге художник обращается к природе, потому что понял: только одному Богу дано знать, какая из человеческих форм идеальна.

 

 

Заальпийское Возрождение

 

Влияние античной культуры в Нидерландах и Германии, где ярче всего проявляется самобытность Северного возрождения - незначительно и весьма опосредованно. И, несмотря на то, что и оно связанно с развитием городской, торгово-ремесленной культуры, но направляется не на развитие светской культуры, а именно в религиозное русло: на борьбу за реформирование католической церкви.

Основополагающим фактом для начала Реформации принято считать перевод Библии с латыни на немецкий язык, осуществленный Мартином Лютером.

Критикуя католическую церковь, практику индульгенций и институт Папства, Лютер переносит акцент на формирование индивидуального религиозного сознания.

Основные принципы:

1. Спасение достигается не молитвой, откупом или ритуалом, а только личной верой.

2. Священное Писание – единственный источник истины.

3. Каждый человек имеет право самостоятельно читать и осознавать Священное Писание, что и составляет часть его трудов по достижению личного спасения.

Во Франции и в Швейцарии в большей степени распространилось учение Ж. Кальвина, последователей которых назвали чаще гугенотами, и только позднее кальвинистами.

Основной идеей этого учение является полный суверенитет и абсолютная власть Бога. Из которой следуют два наиважнейших вывода:

1. На Бога никакое влияние оказать невозможно: ни молитва, ни покаяние, ни какая-либо другая форма диалога или уговоров, не способны изменить его решение.

2. Богу уже известно разрешение судьбы каждого человека, кто предопределен к спасению, а кто – к гибели (в духовном смысле) и ни воля, ни вера, ни образ жизни конкретного человека не может сказаться на этом решении.

Реформация создает новую этику, в которой, по мнению М. Вебера, следует искать истоки как менталитета буржуазно – капиталистической культуры, так и современной массовой культуры в целом.

Основные понятия: филология, антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, неоплатонизм, индульгенция, учение о предопределении, таинства и обрядность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.)