III. Сообщение темы и цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Сообщение темы и цели урока.



– Какие же они, люди «века минувшего»? оправдан ли эпиграф III главы «Капитанской дочки»: «старинные люди»? Что это значит?

На эти и многие другие вопросы мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Итак, «старинные люди»! что это значит? И почему из фонвизинского «Недоросля» взял Пушкин эту фразу? Неужели Простакову и Скотинина вспоминает автор «Капитанской дочки»? а может, Стародума и Правдина? Конечно же, выразительны, «говорящи» фамилии, достаточно определенно «представляющие» действующих лиц комедии Фонвизина. «Правдин» в комментариях не нуждается: смысл фамилии исчерпывающе ясен. А вот «Стародум»... Словно он не из века Простаковых, – из давнего, «старинного» времени, впрочем, не очень-то и давнего. Всего-то из петровской, из ломоносовской эпохи! Все тот же XVIII век! Так удачен ли пушкинский эпиграф? Что он вам приоткрыл?

2. Ваше ощущение «белогорского», «старинного» житья? Перечитаем эти страницы (с. 123).

«Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира. Я велел ему доложить обо мне. «Войди, батюшка, – отвечал инвалид, – наши дома».

Не правда ли, трудно удержаться от улыбки? Но улыбка эта сочувственная, полная умиления. Никакого почтения ни к мундиру, который вполне может украсить заплата другого цвета (и так сойдет!), ни к армейской субординации: какой там «доклад»! «Наши дома!» – и все тут! Но нет ли контраста? Конечно же, Иван Игнатьич со своим «допросом» Гриневу, выдержанным в стилистике старого служаки (с. 124: «смею спросить», «зачем изволили перейти из гвардии в гарнизон», «неприличные гвардии офицеру поступки»). Но его тут же перебивает Василиса Егоровна: «Полно врать пустяки...» (с. 124, 1-й абзац). Но где слова, запечатлевшие «старину», ее добросердечие? «Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною, как бы век знакома» (с. 126, 3-й абзац).

Вот так обхождение! Но кого это «нас»? понятно, не только Гринева, но и Савельича. Чей голос, чью интонацию вы слышите? Несомненно, не только Гринева, но и Автора. Ведь это он побудил Гринева засесть за воспоминания. А если уж быть совсем точным, то и написал их за него! Его языком! Но и своим тоже! Ощутили ли стиль пушкинской прозы? Не приметили отношения Пушкина к частям речи?

Что и говорить, он предпочитает существительные и глаголы и очень сдержан в употреблении прилагательных.

Пушкин-прозаик ясен и точен в слове и фразе, прост в синтаксисе, предпочитая простое предложение, без особенных усложнений. У кого из прозаиков мы можем заметить это же свойство «пушкинской» прозы?

Да, у Чехова! Но это произойдет значительно позднее. И не без влияния пушкинской прозы.

Но вернемся вновь к пушкинскому роману. Происходят ли в нем перемены, в самом «мире» его, в его интонации?

Действительно, спокойное, равномерное повествование сменяется стремительно ворвавшимися событиями, а с ними – и интонации: тревога, едва ли не смятение и даже «ужас» (мы уже говорили с вами об осаде Пугачевым крепости, взятии ее, казни ее защитников). А как вы считаете, могли ли капитан Миронов, Иван Игнатьич и Василиса Егоровна избежать смерти? Почему же постигла их иная участь – «сгинуть от беглого каторжника», как скажет, заплатив за эти слова жизнью, Василиса Егоровна? Что особенно изумило вас в них? Как написал Пушкин сцену расправы с офицерами Белогорской крепости? Почему столь кратка эта жуткая страница?

Но кто неожиданно вмешался в эту сцену? Да, Савельич! Оказывается, круг «старинных людей» в романе Пушкина не ограничивается обитателями Белогорской крепости: и Савельич среди них – тоже из «старинных людей»!

А есть ли еще «старинные люди»? Да, и Гриневы того же роду-племени: «старинные люди»! почему? Разве не просится в наш разговор сопоставление старика Гринева с белогорскими офицерами? Конечно же, не только Андрей Петрович Гринев повторил бы непременно подвиг капитана Миронова, но и Петруша Гринев достойно представляет отца своего, верен его наказу: «Служи верно, кому присягнешь...»

И вновь – антитеза. Как вы считаете, а Швабрин тоже из «старинных людей»? отнюдь: «новейший» в низости и ловкачестве!

А теперь вернемся к III главе, к эпиграфу, но иному.

К чему здесь соседство «солдатской песни» и «старинных людей»?

Что вызывает в памяти «солдатская песня»?

Суворовские страницы отечественной истории, которые вершили «старинные люди», художественный смысл пушкинского романа преодолевает границы сюжета («пугачевщина» и судьба Петруши Гринева) и вбирает в себя испытания России – испытания верности – и образцы лучших ее сограждан, независимо от сословия, к которому они принадлежали: «старинные люди»!

А к кому вы причислите Машу Миронову?

Итак, 2-я часть нашего урока будет посвящена юной героине, именем которой назван роман.

3. Образ Маши Мироновой.

Какова же она, Маша Миронова?

Если ее портрет перенести на рисунок, как бы вы написали ее? (Рассматривание и обсуждение рисунков-портретов Маши Мироновой.)

Давайте вспомним, какое впечатление произвела Маша на Гринева (зачитать, с. 126, 3-й абзац).

«С первого взгляда... не очень понравилась». А вам? меняется ли отношение Гринева к Маше? Почему?

А как вы встретили застенчивость, стеснительность Маши вплоть даже «до слез» ее?

Зачем нужны нам эти подробности характера героини? Никого не вспомнили? «Закрасневшись, извинилась, / что, де, в гости к ним зашла...» Пушкинская царевна! Нужна ли нам эта параллель? Почему так схожи пушкинские героини, причем в абсолютно не похожих произведениях?

Но в пушкинском романе рядом с Машей появится иная героиня, от которой будет зависеть счастье Маши и Гринева, обаятельная придворная дама, в которой мы узнаем... императрицу!

Прежде чем мы вновь обратимся к роману, к любимой героине, перечитаем гениальные строки, давайте заглянем в творческую лабораторию писателя.

В журнале «Детское чтение для сердца и разума» (ч. VII, M., 1786) был напечатан следующий «Анекдот»:

«Иосиф II, нынешний римский император, прогуливаясь некогда ввечеру по своему обыкновению, увидел девушку, которая заливалась слезами, спросил у нее, о чем она плачет, и узнал, что она дочь одного капитана, который убит на войне, и что она осталась без пропитания со своей матерью, которая при том давно уже лежит больна.

«Для чего же вы не просите помощи у императора?» – спросил он.

Девушка отвечала, что они не имеют покровителя, который бы представил государю о их бедности.

– Я служу при дворе, – сказал монарх, – и могу это для вас сделать. Придите только завтра во дворец и спросите там поручика Б.

В назначенное время девушка пришла во дворец. Как скоро выговорила она имя Б., то отвели ее в комнату, где она увидела того офицера, который вчера говорил с нею, и узнала в нем своего государя. Она пришла вне себя от удивления и страху. Но император, взявши ее за руку, сказал ей весьма ласково: «Вот триста червонных для твоей матери и еще пятьсот за твою к ней нежность и за доверенность ко мне. Сверх того определяю вам 500 талеров ежегодной пенсии».

Какие сцены «Капитанской дочки» напоминает этот анекдот (анекдотом в прежние времена назывался короткий, сжатый рассказ о замечательном, забавном случае)? Некоторые литературоведы полагают, что Пушкин воспользовался им при создании своей повести. В таком случае как он преобразовал анекдот в яркие и впечатляющие сцены?

Кстати, цензор П. А. Корсаков настолько был покорен правдоподобием последних сцен повести, что даже обратился к Пушкину с вопросом: «...существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?»

Если мы пропустим немного текста «Капитанской дочки» и обратимся к героической поездке Марьи Ивановны ко двору Екатерины II, мы увидим, насколько близко эти страницы соприкасаются с незабвенной юностью автора, с тем «местом воспитания», о котором предстоял дружеский разговор вечером того же дня, когда был закончен беловик романа.

Приехав накануне в Царское Село, «на другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева...» Каким дивным воздухом юности, даже почти детства, дышал, видно, Пушкин, переписывая набело эти строки легким своим пером осенью 1836 года. Каким запахом царскосельской осенней прохлады, должно быть, повеяло на него в душном Петербурге, скупо отмеривающем последние глотки воздуха, отпущенного задыхавшемуся поэту. Именно потому, что царскосельские воспоминания нахлынули на него, он пометил беловой автограф романа 19-м октября, вовсе, наверно, не задумываясь о том, что потомки по этой пометке отгадают его настроение».

(«Последний год жизни Пушкина.

Переписка. Воспоминания. Дневники»)

– Прочтите отрывки из стихотворений Пушкина и попробуйте определить, какие впечатления юности поэта отразились в описании царскосельского сада в «Капитанской дочке».

Воспоминания в Царском Селе

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Плывет – и бледными лучами

Предметы осветила вкруг.

Аллеи древних лип открылись пред очами.

Проглянули и холм и луг;

Здесь, вижу, с тополем сплелась младая ива

И отразилася в кристалле зыбких вод;

Царицей средь полей лилея горделива

В роскошной красоте цветет...

В тени густой угрюмых сосен

Воздвигся памятник простой.

О, сколь он для тебя, Кагульский брег, поносен!

И славен родине драгой! 1  (см. Примечание.)

Бессмертны вы вовек, о росски исполины.

В боях воспитаны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род...

1814 г.

Царское Село

...Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой...

Веди, веди меня под липовые сени,

Всегда любезные моей свободной лени,

На берег озера, на тихий скат холмов!..

Да вновь увижу я ковры густых лугов

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере средь блещущих зыбей

Станицу гордую спокойных лебедей.

1823 г.

Воспоминания в Царском Селе

Воспоминаньями смущенный,

Исполнен сладкою тоской.

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой...

В пылу восторгов скоротечных,

В бесплодном вихре суеты,

О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты.

И долго я блуждал, и часто, утомленный,

Раскаяньем горя, предчувствуя беды,

Я думал о тебе, предел благословенный,

Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.

Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

И въявь я вижу предо мною

Дней прошлых гордые следы.

Еще исполнены великою женою 2  (см. Примечание),

Ее любимые сады

Стоят населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов

И славой мраморной, и медными хвалами

Екатерининских орлов.

Садятся призраки героев

У посвященных им столпов.

Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,

Перун кагульских берегов.

Вот, вот могучий вождь полунощного флага,

Пред кем морей пожар и плавил, и летал.

Вот верный брат его, герой Архипелага,

Вот наваринский Ганнибал 3  (см. Примечание)...

Выразительное чтение эпизода встречи Маши с императрицей (с. 208–209).

Рассмотрите иллюстрации к роману (С. Герасимов «Гринев и Маша Миронова», 1951 (с. 142), П. Соколов «Капитанская дочка» (с. 210). Опишите портреты героев.

Как вы считаете, с какой стати Маша Миронова и императрица оказались рядом на пушкинских страницах?

V. Подведение итогов урока.

Магия имени: Маша! Что вызывает в памяти это имя? Конечно же, иную Машу – Троекурову!

Случайно ли совпадение имен? Попробуем сопоставить любимых героинь. Кто вам ближе?

Надеюсь, пушкинские «старинные люди» навсегда останутся с вами.

Домашнее задание: подготовить исполнение любимой пушкинской страницы «Капитанской дочки» и объяснить свой выбор; составить цитатный план к сочинению по теме «Гринев в Белогорской крепости».

Урок 25

Р/Р. ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ
ПО РОМАНУ ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Цели урока: тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания; учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение с последующим обоснованием своего выбора любимых пушкинских страниц.

III. Подготовка к сочинению.

1. Вступительное слово учителя.

Марина Ивановна Цветаева прочитала «Капитанскую дочку» в 7-летнем возрасте, и книга стала для нее «вечной»: хотелось перечитывать ее постоянно. Появилась потребность поделиться с другими своими мыслями и переживаниями, вызванными произведением Пушкина. Так родился очерк «Пушкин и Пугачев».

Для нас же, нечего греха таить, чтение часто кончается с последней перевернутой страницей. И наши непроясненные впечатления, недодуманные мысли стираются и пропадают почти бесследно. А если поступить иначе? Погрузившись в книгу, обдумав, записать свои мысли, свои впечатления для себя. Это важно для того, чтобы научиться размышлять и писать. Наконец, это просто интересно! Когда-то обратишься к своим записям, перечитаешь книгу и вдруг поймешь, как изменился ты сам. Эти записи – живые свидетельства твоей духовной жизни, как бы ее фотографии в различные временные отрезки.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, готовясь к сочинению, мы будем учиться, тренироваться в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения. Научиться этому нелегко. Дело это тонкое и творческое, но совершенно необходимое: ведь всем нам надо уметь размышлять, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить развернутое высказывание.

3. Составление плана сочинения, формулировка темы.

Итак, начинаем. Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, – его стройность, подчиненность единой теме и мысли. А для этого нужно вдуматься в формулировки тем, различать их оттенки.

Выберем на первый взгляд две похожие темы: «Гринев в Белогорской крепости» и «Белогорская крепость в жизни Гринева». Как будто одни и те же слова, но стоят они в разной последовательности и в разных связях друг с другом.

Попытайтесь представить проспекты (программу, план предстоящей работы) сочинений.

4. Слушание с последующим анализом 2–3 проспектов на каждую тему.

Надеюсь, вы уже разобрались, что если работа на первую тему – больше изложение, то на вторую – рассуждение.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Обратимся к первой теме. Какой из вопросов полнее выражает ее суть: «Какие события произошли с Гриневым в Белогорской крепости?» или «Что он пережил в Белогорской крепости?»

Перечитаем «белогорские» главы: III – «Крепость», IV – «Поединок», V – «Любовь», VI – «Пугачевщина», VII – «Приступ», VIII – «Незваный гость», XIX – «Разлука», XII – «Сирота».

Нужно ли опираться на главу «Мятежная слобода»? Действие в ней непосредственно не связано с Белогорской крепостью, но из нее становится ясно, как и почему Гринев вторично направляется туда. Кроме того, глава важна для понимания взаимоотношений Гринева с Пугачевым. Поэтому мы поступим правильно, если обратимся и к этой главе. Кстати, этот же материал станет основой для размышлений и по второй теме. Объясните, почему.

Так как первая тема в значительной мере предусматривает изложение текста, пересказ, обратимся к вашим цитатным планам, которые станут канвой ваших сочинений.

Гринев в Белогорской крепости

(образец)

1. «И вот в какой стороне осужден я проводить мою молодость!» (Первые впечатления Гринева о Белогорской крепости.)

2. «...Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась не только сносною, но даже приятною»:

а) «Незаметным образом привязался я к доброму семейству...»;

б) «Марья Ивановна нравилась мне...».

3. «Присутствие Швабрина было мне несносно»:

а) «Час от часу беседа его становилась для меня менее приятною»;

б) «Мы условились драться...».

4. «Счастье воскресило меня. Она будет моя, она меня любит!»:

а) «Я... решился писать к батюшке, прося родительского благословления»;

б) «Будучи от природы незлопамятен, я искренно простил ему (Швабрину) и нашу ссору и рану, мною от него полученную».

5. «Чтение письма возбудило во мне разные чувствования»:

а) «Я негодовал на Савельича», но «Савельич передо мною был прав и я напрасно оскорбил его упреком и подозрением»;

б) «Подозрения мои остановились на Швабрине».

6. «С той поры положение мое переменилось».

7. «Вскоре все заговорили о Пугачеве».

8. «Неожиданная весть сильно меня поразила» («Того и гляди, злодеи будут сюда».)

9. «Я чувствовал в себе великую перемену... с грустью разлуки (с Машей) сливались во мне и... надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия».

10. «Теперь стойте крепко... будет приступ»; «…Нас представили Пугачеву»:

а) «Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице»;

б) «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей»;

в) «Тогда... увидел я среди мятежных старшин Швабрина...»;

г) «Пугачев протянул мне жилистую свою руку... Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

11. «Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила».

12. «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой» (Разговор с Пугачевым).

13. «Народ пошел провожать Пугачева».

14. «Мрачные мысли волновали меня»:

а) «Состояние бедной, беззащитной сироты, собственное мое бессилие устрашали меня»;

б) «Швабрин пуще всего терзал мое воображение»;

в) «...Я решился тот час же отправиться в Оренбург».

15. «Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают»:

а) «Швабрин виноватый...»;

б) «Я офицер и дворянин... и счастье всей моей жизни зависит от тебя» (разговор с Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость);

в) «...жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину» (ответ на калмыцкую сказку).

16. «Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате»:

а) «Он (Швабрин) трусил перед ним (Пугачевым), а на меня поглядывал с недоверчивостью»;

б) «В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева» (отношение к Швабрину);

в) «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута»;

г) «Милая Марья Ивановна!... Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно...»

17. «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня»:

а) «Мы расстались дружески» (с Пугачевым);

б) «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом...»

Вчитываясь в записи, вы поймете, что речь в этих главах идет не просто о событиях в жизни Гринева, но главным образом о его переживаниях в связи с этими событиями. Поэтому, конечно, правы те, кто расшифровал тему «Гринев в Белогорской крепости» так: «Что переживал Гринев в Белогорской крепости»? Теперь тема нам ясна, ясны ее границы. Но приступать к сочинению еще рано. Нужен план, по которому поведем рассказ. Вот несколько планов, составленных учениками. (На доску проецируются планы.)

План 1

1. Исторические предпосылки написания романа.

2. Появление Гринева в Белогорской крепости.

3. Знакомство Гринева с обитателями крепости.

4. Встреча с Пугачевым.

5. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева.

План 2

1. Жизнь Гринева в Белогорской крепости:

а) семья Мироновых;

б) любовь к Маше;

в) ссора со Швабриным.

2. Отношение генерала к горю Гринева.

3. Отношение Пугачева к Маше и Гриневу.

4. Мое отношение к любви Маши и Гринева.

План 3

1. Гринев в детстве.

2. Каким человеком был Гринев, когда приехал в Белогорскую крепость?

3. Любовь Гринева к Маше.

4. Ссора и дуэль Гринева со Швабриным.

5. Помощь Пугачева.

6. Каким стал Гринев, когда уезжал из крепости навсегда?

План 4

1. Каковы первые впечатления Гринева о Белогорской крепости?

2. Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в Белогорской крепости?

3. История отношений Гринева со Швабриным:

а) почему Швабрин делался Гриневу все неприятнее;

б) почему Гринев принял вызов на дуэль и настоял на ней.

4. Как углублялось чувство Гринева к Маше Мироновой?

5. Какую роль в душевной жизни героя сыграло письмо отца?

6. Что пережил Гринев, воочию столкнувшись с восстанием:

а) встреча с башкирцем;

б) Гринев на защите Белогорской крепости;

в) Гринев перед Пугачевым;

г) изменение отношения Гринева к Пугачеву.

7. Почему наступление пугачевцев и встречи с Пугачевым Гринев расценил для себя как «сильное и благое потрясение»?

8. Как изменили Гринева события, пережитые им в Белогорской крепости?

– Сопоставьте предложенные вам планы. Какой бы вы избрали за основу? Почему?

– Какой из планов представляется вам недостаточно полным? Что пропущено?

– Какой из планов допускает отклонения от темы? В чем?

План может быть не таким подробным, как четвертый из приведенных, но обязательно должен отвечать на вопрос: что пережил Гринев в Белогорской крепости?

Вообще план не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. В ходе работы можно перестраивать составленный ранее план, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, – писал К. Г. Паустовский, – но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению.

5. Обращение ко второй теме.

Правы были те ребята, которые заметили, что на вторую тему писать труднее, потому что при этом нужно не пересказывать, а рассуждать. Тема «Белогорская крепость в жизни Гринева» с легкостью превращается в вопрос: какую роль в жизни Гринева сыграла Белогорская крепость? Но поможет ли такая формулировка вопроса? Можно спросить более целенаправленно и по существу точнее: какое значение для формирования характера, личности Гринева имели события, происшедшие с ним в Белогорской крепости?

В своем сочинении мы должны показать, как из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

План сочинения на вторую тему может быть таким:

I.Вступление. Каким приехал Гринев в Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда?

II.Основная часть. Под влиянием каких встреч и событий в Белогорской крепости произошли изменения в Гриневе?

1. Любовь Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую:

а) зарождение и укрепление чувства;

б) испытания, через которые пронес Гринев свое чувство; качества характера, проявленные при этом (столкновение со Швабриным, письмо отца, обращение за помощью к Пугачеву).

2. История отношений Гринева со Швабриным:

а) как и почему менялось отношение Гринева к Швабрину;

б) Гринев и Швабрин в ответственные моменты жизни (отношение к Маше, Пугачеву и пугачевцам);

в) какие качества Гринева оттеняет его сопоставление со Швабриным?

3. Сильное и благое потрясение в жизни Гринева:

а) как и почему менялось отношение Гринева к Пугачеву;

б) что понял и чего не понял Гринев в пугачевском восстании? Гуманные чувства Гринева.

III.Заключение. Почему рассказ о жизни в Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?

6. Заключительное слово учителя по планам сочинения.

При всем различии тем, о которых мы говорили, они все-таки очень близки. Эта близость обусловлена тем, что мы обращаемся к одному и тому же материалу. Да и в наших рассуждениях по обеим темам есть точки пересечения. Заключение в первой теме: «Как изменили Гринева события, пережитые им в Белогорской крепости?» – становится основной частью сочинения на вторую тему. Одни и те же события: любовь к Маше, столкновение со Швабриным, встречи с Пугачевым – мы поворачиваем разными гранями. В сочинении на первую тему, рассказывая об этих событиях, показываем, какие переживания они вызвали у Гринева. В сочинении на вторую тему говорим о том, как изменялся Гринев под влиянием событий и многочисленных встреч с разными людьми.

Но и после большой подготовительной работы написать сочинение непросто.

До сих пор мы обращали внимание на понимание темы сочинения, на формулировки основной мысли, составление плана. Но есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над сочинением-рассуждением – выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи.

7. Работа над словом.

Трудно овладеть искусством чтения. Но не менее трудно научиться хорошо писать. Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что для некоторых стилистов 1  (см. Примечание), ученых и даже писателей писать, то есть излагать письменно свои мысли и словами рисовать какую-то картину, описывать место действия, предметы, письменно рассказывать о человеке или событиях, в свое время было проблемой. Но они ставили перед собой цель – научиться писать. Открывали для себя приемы и выстраивали свою систему овладения этим искусством.

Достоинства пушкинского романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской литературе. Это классический образец, о котором Гоголь писал: «... Здесь нет... никакого наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг... Слов немного, но они так точны, что означают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

И хотя мы с вами пишем не повести и романы, а чаще всего письма, доклады, сообщения, сочинения, понять, что такое точность, ясность, емкость слова, мы можем, вчитываясь в пушкинский текст.

Сравните два описания (тексты проецируются на доску).

«...Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах: уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. (...) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось».

Из очерка С. Т. Аксакова 2 (см. Примечание) «Буран».

«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали».

«Капитанская дочка»

Вот как ответили ученики одной из школ:

«Я считаю, что описание у Аксакова более яркое. У Пушкина оно более сухое и сжатое. Мне кажется, что он подражает Аксакову. Когда я читаю Аксакова, мне представляется картина ужасного бурана в степи. Кругом темнота, ничего не видно. Свистит ветер. Все слилось, смешалось, превратилось в пучину. Мне кажется, что, когда кончится этот буран, на земле не останется ничего живого.

А у Пушкина скорее не буран, просто сильный ветер, который сметает все на своем пути. Да и ветер непродолжительный.

У Аксакова слышатся ужасные звуки, плач младенца, вой голодного волка. Пушкинское описание бледнее, хотя тоже наполнено чувствами».

И другое мнение:

«Мне больше понравилось описание бурана у Пушкина. Оно ясно, понятно, кратко. В описании Аксакова фразы длинные, трудно читать. Я считаю, что, чем яснее и проще фраза, тем легче ее воспринять и тем отчетливее представляется картина. Читая Пушкина, я вижу надвигающийся буран, который идет на тебя и сносит все на своем пути. Пушкин нарисовал краткую, но совершенно живую картину. Буран как бы окружает меня своей белой пеленой и старается изо всех сил задушить меня. Ветер воет волчьим воем, с каждым мигом становится крепче, буран усиливается. Даже мурашки по коже бегут. После этого даже на улицу не хочется выходить. Может быть, в жизни буран чуть слабее, а может быть, и посильнее, я не знаю, но Пушкину веришь: он описывает все это с поразительной точностью. Пусть описание сухое и сжатое, но это дает простор твоей фантазии: ты можешь представить себе все, как позволяет твоя фантазия».

– А каково ваше мнение? Какое из описаний произвело на вас большее впечатление? Почему? (Ответы учащихся.)

– Может быть, прийти к определенному решению поможет следующее упражнение, которое, конечно, не научит вас сразу точно оценивать художественное слово и выразительно писать, но все же это будет первая ягодка в ваш кузовок, – вы хотя бы немного станете зорче и поймете, что значит точно найти и поставить на место нужное слово.

Итак, еще раз внимательно перечитайте пушкинское описание бурана.

8. Письмо по памяти отрывка из романа «Капитанская дочка» с последующим сопоставительным анализом.

(Обращаем внимание учащихся, насколько наглядно, впечатляюще, страшно дано появление тучи, которая «тяжело подымалась, росла», и вдруг «В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». Пушкинское «снежное море» очень зримое – безграничное, подвижное, подавляющее. Самим построением предложений Пушкин нагнетает события, показывает их быструю смену, создает напряжение, крещендо 3 (см. Примечание): «Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями»; «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»; «... лошади шли шагом – и скоро стали». Сколько напряженности, энергичности!)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.135 с.)