Моделі СТВ в с-мі соціального партнерства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделі СТВ в с-мі соціального партнерства.



Существует очень много моделей социально-трудовых отношений, но в наиболее обобщенном виде их классифицируют таким образом: европейская (континентальная), англосаксонская (либеральная), скандинавская (социал-демократическая), китайская (смешанная).

Европейская модель (континентальная) характеризуется:. а) высоким уровнем правовой защищенности работников;

б) жесткими нормами трудового права, которые ориентированы на сохранение рабочих мест;

в) широким использованием норм отраслевых (регионально-отраслевых) тарифных соглашений;

г) относительно высоким законодательно установленным минимальным уровнем оплаты труда и сравнительно незначительной их дифференциацией.

Для этой модели присущими являются опережающая деятельность органов социального партнерства на всех уровнях с целью предупреждения социальных конфликтов. В этих странах трудящиеся часто выступают в широкомасштабных акциях протеста, а законодательство стимулирует решение коллективных трудовых споров на основах периодических консультаций и взаимных уступок. Эту модель эксперты МОТ считают идеалом СТО. Вместе с тем она переживает определенный кризис, который обнаруживается в росте безработицы, невозможности доступа на рынок труда молодежи и лиц с невысокой квалификацией, в ослаблении стимулирующей роли заработной платы, в снижении темпов экономического роста.

Англосаксонская (либеральная) модель, которой присущи:

а) высокая схожесть гражданского и трудового права;

б)  преобладающее коллективно-договорное регулирование на уровне предприятия, а не отрасли или региона;

в) повышенная мобильность рабочей силы;

г) высокая дифференциация заработной платы;

д) ограничения сферы применения минимальной заработной платы.

Эта модель содействует более динамическому созданию рабочих мест, мобильности рабочей силы, уменьшению безработицы, высоким темпам экономического роста. Однако эта модель предполагает наличие значительной прослойки "работающих бедняков", лиц, трудовые доходы которых не обеспечивают прожиточного минимума. Англосаксонская модель предусматривает государственные обязательства по социальной защите для наиболее уязвимых слоев населения. Ряд граждан должны обеспечивать себя самостоятельно. Характерными для либеральной модели являются: проверка нуждаемости, ограничение размеров универсальных трансфертов и программ социального страхования.

Скандинавская или социально-демократическая модель (Швеция) предоставляет базовое обеспечение всем гражданам страны за счет государственного и местных бюджетов, сформированных за счет налогов. Скандинавский тип социального государства характеризуется универсализмом и перераспределением доходов с помощью прогрессивной системы налогообложения населения. Она нацелена на недопущение бедности и обеспечение всем занятым гражданам достойного уровня жизни

Китайская модель. По своей сущности она является двухсекторной. С одной стороны, объединяет жесткое регулирование трудовых отношений "государственно-социалистического" типа в государственном секторе (формально имеет схожесть с европейской моделью, но отличается от нее тем, что в Китае нет свободных профсоюзов). С другой стороны, - характеризуется полным отсутствием правового регулирования в частном и концессионном секторах, где преобладают отношения, которые напоминают раннекапиталистические.

 

 

Регулювання ринку праці.

Выделяют 4 основные направления государственного регулирования рынка труда:

1.Программы по стимулированию роста занятости и увеличению:числа рабочих мест.                                                      

2.Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

3.Программы содействия найму рабочей силы.

4.Программы по социальному обеспечению.                                   

В рамках системы регулирования рынка труда существует несколько видов регулирования:

1) защитное - предназначенное для органичения действий, которые ведут к незащищенности разных групп населения;  

2)поощрительное — направленное на создание условий; в которых могут осуществляться и развиваться определенные формы деятельности;

3) ограничительное - осуществляемое для исключения действий отдельных лиц (или групп) таким образом, чтобы они не могли получить преимущества перед другими;

4) директивное — предполагающее воздействие правительства на рынке труда с учетом интересов населения;

5) регулирование посредством экономических, финансовых мер (налогов, субсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или содействующих повышению занятости.

В отдельную группу объединяются мероприятия по социальной защите населения.

С развитием мировой экономики, экономической интеграции и сотрудничества разных стран возникла задача согласовать и обобщить трудовые отношения, которые сложились на национальных рынках труда. Выполнение этой задачи взяла на себя Международная организация труда (МОТ). Все направления и виды регулирования рынка труда основаны на основных конвенциях МОТ по вопросам регулирования рынка труда.

Функционирование и регулирование рынка труда в Украине может принести ряд положительных моментов:

- облегчит и ускорит процесс согласования личных, коллективных и оющенародных интересов при размещении работников а системе общественного разделения труда;

- предоставит необходимую гибкость процессу подготовки    и распределения рабочих и специалистов;

- будет оказывать содействие повышению эффективности труда за счет рационального размещения работников по социальным сферам производства;

- будет выполнять функцию связующего звена между профессиональной подготовкой работников и их использованием;

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.005 с.)