Цели и задачи психологического консультирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи психологического консультирования.



Цели и задачи психологического консультирования.

Цели: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью.

2. Развить навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.

4. Развивать умения завязывать и поддерживать межличностные отношения.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

Задачи: (исходя из целей) Создание условий для психически здорового клиента, максимально способствующих созданию нешаблонных способов действий, которые позволили бы ему действовать в соответствии со своими возможностями.

1. Осуществить диагностику и выявить проблему у клиента.

2. Планировать ход консультационного процесса.

3. Формулировать психологический диагноз, основанный на используемой  консультантом  системе представлений о развитии человека.

4. Планировать общую стратегию консультирования, основываясь на данной диагностике.

5. Учитывать возможные осложнения, рецидивы, с целью минимизации их проявления.

6. Доводить намеченные мероприятия до их логического завершения.

7. Гибко варьировать стратегии и тактики консультирования, при выявлении у клиента новых проблем.

 

Определение понятия «психологическое консультирование» и его место в системе психологической помощи.

Психологическое консультирование — достаточно новая область психологической помощи, возникшая в середине XX в. Профессия психолога-консультанта появилась как отклик на потребности людей, не имеющих клинических нарушений и вместе с тем нуждающихся в психологической помощи.

Психологическое консультирование, как форма оказания психологической помощи – это процесс взаимодействия между профессионально компетентным консультантом и клиентом, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого консультант с помощью адекватных методов и средств стремится способствовать клиенту узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания со своими целями так, чтобы он мог достигнуть более полного и гармоничного бытия в мире. 1.Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

А) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

Б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

В) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта.

В психологическом консультировании роль и место психолога-консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт характера. Существует несколько позиций консультанта по отношению к клиенту,

• позиция равенства, когда и клиент, и консультант чувствуют себя в пространстве консультирования полноправными партнерами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не дает оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий;

•         позиция "сверху", когда консультант является направляющей и ведущей силой в развитии клиента, авторитетом, с которым клиент считается в первую очередь;

• позиция "снизу", когда консультант подчеркивает значимость клиента с целью повышения самооценки и авторитета у последнего, сохраняя недирективную позицию.

Важнейшие ролевые функции консультанта:

•         построение отношений с клиентом на взаимном доверии;

•         выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;

•         непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

•         создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

•         постоянное совершенствование процесса консультирования.

Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:

•         проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;

•         чувствительность к установкам и поведению других людей;

•         эмоциональная стабильность и объективность;

•         способность вызывать доверие других людей;

•         уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту:

•         доверие к людям;

•         уважение ценностей другой личности;

•         проницательность;

•         отсутствие предубеждений;

•         самопонимание;

•         сознание профессионального долга.

Модель личности эффективного консультанта:

* Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:

•         полное осознание настоящего момента;

•         выбор способа жизни в данный момент;

•         принятие ответственности за свой выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту.

* Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств.

* Развитие самопознания.

* Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу.

* Толерантность к неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

*Принятие личной ответственности.

*О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.

* Постановка реалистичных целей

Техники психоанализа

1.Анализ свободных ассоциаций. Согласно З.Фрейду, в свободных ассоциациях человек не повторяет конфликтное содержание,

а регрессирует, идя по следам актуального переживания. Возвращаясь к ранним конфликтам, пациент вместе с психоаналитиком наблюдает, куда приведет его нить свободных ассоциаций.

Классическая процедура проводится следующим образом. Пациент ложится на кушетку, психоаналитик садится в изголовье так, чтобы пациент его не видел. Пациенту предлагается прийти к состоянию спокойного самонаблюдения и, не раздумывая, сообщать все, что приходит ему в голову, не поддаваясь желанию что-нибудь отбросить. В содержании свободных ассоциаций (мыслях и чувствах, снах и фантазиях) выходит на поверхность вытесненное бессознательное. В ходе свободного ассоциирования пациент учится воспроизводить травматический опыт. Сниженная сенсорная активность (психоаналитик вне поля зрения, расслабленная поза) дает возможность выразить подавленные эмоции и чувства.

Психоаналитик остается нейтральным, не занимая ни одобряющей, ни критикующей позиции. Его задача – слушать пациента, наблюдать за его речью, телодвижениями, мимикой. Во время сеанса он, как правило, молчит, даже когда пациент обращается к нему с вопросом. Когда вопрос проходит различные уровни понимания, пациент сам обретает возможность ответить на него и разрешить свой внутренний конфликт.

2."Фрейдовская ошибка". Описки, обмолвки, ошибки – это возможность проникнуть в подсознание. Ошибки указывают нам на забытые места; мысли, прерванные на самом важном месте; поведение, которое постоянно бессознательно повторяется и др. Иногда их сложно расшифровать, но свободное ассоциирование позволяет с большой вероятностью понять скрытый смысл оговорок.

3.Анализ сновидений. Фрейд называл сны "королевской дорогой в бессознательное". Он рассматривал сновидения как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержанием подразумеваются вытесненные желания. Истинное, явное содержание сновидения можно выявить при помощи сгущения, смещения и вторичной обработки.

Сгущение – это комбинация разных элементов, их наложение друг на друга в одном фрагменте сновидения. Под смещением понимаются случайные элементы, мало связанные с главным содержанием фрагмента сна, в котором проявляется неосознанное переживание. Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность путем исправления несоответствий, заполнения пробелов и др.

Психоаналитик воспринимает образы сна как ребус, загадку, которую он должен разгадать. Большинство образов, согласно взглядам Фрейда, носят универсальный характер и имеют сексуальную природу. Чтобы проанализировать сновидение, необходимо разделить его на элементы и выяснить ассоциации, связанные с каждым из них.

4.Анализ сопротивления. Под сопротивлением понимают все слова и поступки клиента, которые препятствуют проникновению в его подсознание. Например, выполняя какое-либо задание, вы на чем-то споткнулись и не смогли сказать дальше ни слова. Эта блокировка – маленький пример сопротивления.

5.Анализ содержания переноса. Каждый из нас иногда встречает людей, которые почему-то сразу не нравятся. Предполагается, что мы переносим на этот новый объект опыт наших прежних негативных чувств.

При диагностировании переноса психоаналитик делает его предметом обсуждения (проработки) с клиентом.

 

Вопросы в психологическом консультировании.

Вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые.

Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.

Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п. Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

*Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?").

*Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?").

*Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"),

*Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?").

Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.

 

Требования к речи консультанта. Уровни понимания и речевая стилизация консультативной беседы.

Выделяются следующие особенности речи консультанта при проведении психологической беседы:

• ограниченность и краткость речи консультанта, которая должна соответствовать следующим правилам:

• цель беседы — дать возможность клиенту "выговориться", выразить свои чувства, быть выслушанным другим человеком, что невозможно, если консультант будет говорить больше, чем клиент;

• основное время беседы должен говорить клиент;

• краткость реплик, высказываний и интерпретаций консультанта, которые помогают "разговорить" клиента и помочь ему выразить свои чувства;

• речь консультанта должна быть направлена на формирование доверия у клиента, а это может быть достигнуто только в том случае, если консультант не высказывает оценочных суждений и не превращает процесс консультирования в дискуссию или лекцию о том, как надо жить;

• консультант должен понимать, что и когда говорить, не подгонять клиента, не проявлять нетерпения, уметь держать паузу и ориентироваться в первую очередь на клиента и на его желания; соответствие речи консультанта языку клиента, то есть консультант должен соблюдать в беседе с клиентом следующие правила:

• избегать нагромождения профессиональных слов и терминов, которые могут быть неправильно истолкованы клиентом, повысить уровень его тревожности, заставить замкнуться и дистанцироваться;

• использовать те слова и выражения, которые характерны для клиента и используются им в речи;

• уметь понимать смысл, который сам клиент вкладывает в то или иное слово, и использовать это слово именно с таким пониманием, не привнося своего понимания;

• краткость и точность высказываний консультанта, что предполагает соблюдение следующих правил:

• использование кратких формулировок при построении уточняющего вопроса, без повторения всего предыдущего диалога по этому поводу;

• избегание постоянных уточнений по каждому слову и высказыванию клиента;

• использование кратких уточняющих вопросов, которые приводят к увеличению времени говорения для клиента и создают у него ощущение собственной внутренней речи;

• построение вопроса таким образом, чтобы первая его часть представляла собой цитату из высказывания клиента и содержала бы констатацию факта из жизни клиента, указание на какое-либо событие, которое требует уточнения, а вторая — краткий вопрос, например: "Вы решили этого не делать. Почему?";

• необходимо строить вопросы таким образом, чтобы у клиента возникло ощущение спонтанности своей речи, что это он сам говорит о себе, а не консультант "вытягивает" из него информацию.

 

Цели и задачи психологического консультирования.

Цели: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью.

2. Развить навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.

4. Развивать умения завязывать и поддерживать межличностные отношения.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

Задачи: (исходя из целей) Создание условий для психически здорового клиента, максимально способствующих созданию нешаблонных способов действий, которые позволили бы ему действовать в соответствии со своими возможностями.

1. Осуществить диагностику и выявить проблему у клиента.

2. Планировать ход консультационного процесса.

3. Формулировать психологический диагноз, основанный на используемой  консультантом  системе представлений о развитии человека.

4. Планировать общую стратегию консультирования, основываясь на данной диагностике.

5. Учитывать возможные осложнения, рецидивы, с целью минимизации их проявления.

6. Доводить намеченные мероприятия до их логического завершения.

7. Гибко варьировать стратегии и тактики консультирования, при выявлении у клиента новых проблем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.049 с.)